Милостыня Царица добродетелей Священник В. Семёнов
Один мирянин весьма благочестивой жизни пришел к старцу Пимену. У старца были по случаю и другие братия, желавшие послушать его беседу. Старец сказал благочестивому мирянину: «Скажи братиям что-нибудь в наставление». Мирянин отказался. Но старец принудил его, и он начал: «Один человек сказал своему другу: «Я желаю видеть царя, пойдем со мной». Друг отвечал ему: «Пойду с тобой половину дороги». Сказал он и еще одному другу: «Пойди, проводи меня к царю». Тот отвечал: «Доведу тебя до царского дворца». Он сказал и третьему другу: «Пойдем со мной к царю». «Пойдем, ; отвечал третий друг, ; я доведу тебя до дворца, введу в него, скажу о тебе царю и представлю тебя ему». Братия спросили мирянина, что значит эта притча? Он отвечал: «Первый друг ; есть подвижничество, которое доводит до истинного пути: второй ; чистота, которая возносит до небес; третий друг ; милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю ; Богу». Таким образом братия получили назидание и разошлись. (Достопамятные сказания. С. 211. № 109).
Так вот высоко оценивается милостыня пред Богом. Ведь проявляющий милосердие человек исполняет самую главную заповедь. Это заповедь любви. Как не хватает в нашей с вами жизни сердечной теплоты, сострадания и взаимопонимания. Не хватает также и самопожертвования ради ближнего. Чёрствость и окаменение сердца к чужому горю и несчастью окончательно губят человеческую душу, искореняя в ней последние ростки христианской любви. Милостыня спасает человека от вечной погибели и адских мучений. Она покрывает множество грехов и открывает дорогу ко спасению и вечной блаженной жизни с Богом. Кто-то скажет: «Как мне помогать нищим, вдовам и сиротам, ведь я и сам не богат. Нужна ли моя ничтожно маленькая жертва?» А на это мы приведём пример из Священного Писания.
«Взглянув же, Он (Иисус) увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу. Увидел также и бедную вдову, положившую туда две ленты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21:1-4).
И если у нас совсем нет возможности помочь материально, то, по крайней мере, мы можем помогать своим трудом, своей заботой, добрым словом или советом.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 6:7), ; так гласит заповедь блаженства, данная нам Иисусом Христом. Значит творящий милостыню может надеяться на милосердие Божие по отношению к самому себе. О тех же людях, которые думают только о земных богатствах, а не о духовных, также сказано в Евангелие.
«При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:15-21).
Из Евангельской притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31) мы видим две жизни, немилосердного богача, который жил в своё удовольствие, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал, и Лазаря, который лежал у ворот его дома, весь покрытый струпьями и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы лизали струпья его. Умер богач и оказался в аду, умер и Лазарь, и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Мучаясь адскими муками, он (богач) видит, вдали Лазаря, и просит помощи и разрешения у Авраама, чтобы Лазарь омочил конец перста своего в воде и прохладил язык его. Но в ответ слышит слова Авраама, что он уже получил доброе в своей жизни, а Лазарь злое; ныне здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх того, между вами и нами великая пропасть.
Если бы богач проявил хоть какое-то милосердие и оказал помощь несчастному Лазарю при жизни, возможно, была бы милость и снисхождение и к его душе в загробной жизни. И ко всему сказанному хочется напомнить, что на страшном суде Господь будит судить и праведников, и грешников именно за то, как они проявляли любовь и милосердие по отношению к ближним. И именно за жестокосердие грешники осудятся на муки вечные, а праведники за любовь и милосердие получат награду от Бога, вечную блаженную жизнь (Мф. 25:19-31).
Свидетельство о публикации №124111200326