Конкурс - Метаморфозы жанра в ноябре 2024

Друзья,когда вы что-то увлечённо рассказываете, неужели вы склонны к монотонности и повторяемости? Отнюдь! Мы уже не раз подчёркивали разделение видов стихотворных жанров на эпические и лирические. Но как известно, форма определяет содержание, располагает к восприятию. И если в лирических произведениях мы привыкли говорить о симметричности и гармонии повторяемости, то в эпических произведениях допускается многое. Попробуем разобраться и определиться в чём суть, и как эта свобода формы называется.

         Итак, НОЯБРЬ - 2024 объявляется месяцем жанров формы:

               АСТРОФИЗМ МАЛЫХ ЭПИЧЕСКИХ ФОРМ

  АСТРОФИЗМ  (др.-греч. «бесстрофный») - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях.

       Свободное сочетание различного строфического единства, что способствует выразительности речи и свободе стиха.

   Характерен, в основном, для повествовательных поэтических произведений — как для крупных форм, начиная с поэм Гомера («Полтава», «Руслан и Людмила», «Цыганы» А. С. Пушкина, «Демон» М. Лермонтова, «Хорошо» В. В. Маяковского, «Сон», «Кавказ» Т. Шевченко, «Возмездие» А. Блока, «Похороны друга» П. Тычины и др.), так и для, так называемых, малых эпических жанров (басен, например, басни И. А. Крылова); стихотворные драмы, некоторые (в частности, написаны белым стихом), встречается и в лирической поэзии («Деревня» А. С. Пушкина). Последнее мы рассматривать не будем, так как это скорее исключение из общих понятий формы.

    Немного из научной статьи "Формы строфической организации стихотворений":

  "Понятия формы и содержания стиха должны с необходимостью рассматриваться в контексте постулатов философско-феноменологического знания, точно так же как понятия движения, ритма и меры - в едином с ними контексте эстетических категорий гармонии, грации и красоты. Гармония есть мыслимая субстанция эстетического объекта, а мера – материальная субстанция такого объекта. Мера есть форма гармонии, а гармония – это содержание эстетически осознанной меры. Гармонию измерить нельзя, но можно обнаружить и изучать конструктивный принцип, который лежит в основе эстетического объекта и которым обусловлено само существование эстетически значимой меры. Таким принципом является божественная пропорция ритма или закон "золотого сечения", который, являясь универсальным законом художественной формы, математическими символами кодирует не только количественно-качественные состояния эстетического объекта, но одновременно и сам процесс перехода от одного качественного состояния к другому. Метод ритмико-гармонической точности, в основу которого положена божественная пропорция ритма, позволяет "поверять алгеброй гармонию", отражая в едином критерии эстетические и формальные параметры художественного текста. Категориальное триединство «ритм-форма-содержание» представляет собой художественную (эстетически значимую) «формулу» стиха, в которой ритм словесного уровня играет роль организатора эстетически значимого движения, локализованного в пределах конкретной меры – строфы (строфоида). Ритм есть имманентная и, одновременно, латентная качественно-количественная основа стиха, которая, с одной стороны, найдена поэтом и неявно зафиксирована им в тексте, а с другой – это та сущностная характеристика стиха, которая обнаруживается (или не обнаруживается) читателем в процессе сотворческого осмысления им поэтического мира автора.

      Ритм неотделим от содержания: "Содержание и ритм, – писал А. Белый, – в большинстве случаев совпадают. Ритм прорывается непосредственно: непосредственно он аккомпанирует смыслу». В более формальном представлении ритм, являясь объектом научного интереса, выступает как единый «ритмо-смысл». Но именно «ритмо-содержание» обретает в стихе форму как меру собственного самоограниченного саморазвития. Такой формой в строфических произведениях является строфа, а в астрофических – строфоид.

      Строфоиды – строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

   Астрофизм – стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы.

       /Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=18874 © Библиофонд/


  В рамках данного проекта мы оставим без внимания крупные формы. Нас интересует астрофизм малых эпических форм (басни, притчи, детские стихи и другие малые эпические формы)

  Рискнём выделить три вида АСТРОФИЗМА:

1. ОТСУТСТВИЕ ДЕЛЕНИЯ НА СТРОФЫ ВООБЩЕ. Всё стихотворение пишется без разделения на какие либо строфы

2. некое упорядочивание различного размера строф, строфоидов. Можно выделить сочетание, к примеру, шестистиший с  катренами, восьмистиший с двустишиями, или как-то иначе. Прослеживается хоть какая-то система разделения на строфоиды.

3. Полная свобода - никакой системы. Все строфоиды разные, и по количеству строк и по длине самих стихов (строк).

  Перейдём к примерам. Начнём с детских стихов. Дети, как известно, не любят монотонности, и склонны к игровым формам. Их забавляет спектакль с разными персонажами, где у каждого из них  - свой характер.

      Чудо-дерево
              Корней Чуковский

Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.

А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши.

Сел баран на пароход
И поехал в огород.

В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — чулки,

А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!

Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!

Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?

Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!

  Нетрудно заметить, как меняется не только строфоиды, но и ритмическая организация. Хорей переходит в трёхсложный дактиль, а также виды рифм блистают всем своим разнообразием! Обратите внимание, везде парная рифмовка. Почему бы не разбить  на одинаковые строфы? Нет. Здесь повествование мелькает, как кадры мультфильма. И деление на строфоиды происходит чётко по содержанию и смене картинки.

  В баснях, известно, выделяется мораль, и именно она отелена либо в начале произведения, или в конце. Приведём пример из басен Ивана Андреевича Крылова с моралью в начале:

   Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —
Ягненок говорит.
«Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня».
— «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?»
— «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал — и в темный лес Ягнёнка поволок.

  Как видим, выделены два строфоида, внутри которого происходит всё, что угодно, но только не однообразие повторяемости, поэтому вызывает интерес читателя, согласно живым действующим лицам. Мы посвящали месяц этому жанру. Но тогда не обращали должного внимания именно на специфику строфики.

  Приведём ещё один пример эпического жанра - балладу Жуковского "Эолова арфа", фрагмент:

...
И долго, безмолвны,
Певец и Минвана с унылой душой
Смотрели на волны,
Златимые тихоблестящей луной.
«Как быстрые воды
Поток свой лиют —
Так быстрые годы
Веселье младое с любовью несут».—

«Что ж сердце уныло?
Пусть воды лиются, пусть годы бегут;
О верный! о милой!
С любовию годы и жизнь унесут!»—
«Минвана, Минвана,
Я бедный певец;
Ты ж царского сана,
И предками славен твой гордый отец».—
«Что в славе и сане?
Любовь — мой высокий, мой царский венец.

О милый, Минване
Всех витязей краше смиренный певец.
Зачем же уныло
На радость глядеть?
Всё близко, что мило;
Оставим годам за годами лететь».—

«Минутная сладость
Веселого вместе, помедли, постой;
Кто скажет, что радость
Навек не умчится с грядущей зарей!
Проглянет денница —
Блаженству конец;
Опять ты царица,
Опять я ничтожный и бедный певец».—

«Пускай возвратится
Веселое утро, сияние дня;
Зарей озарится
Тот свет, где мой милый живет для меня.

Лишь царским убором
Я буду с толпой;
А мыслию, взором,
И сердцем, и жизнью, о милый, с тобой».
...

  Если начало баллады разбито на довольно одинаковые строфы, то далее всё разбивается на яркие кадры, сменяющие один другого, увлекая читателя за собой. Здесь и прямая речь, и эмоциональное напряжение, что характерно для это жанра. Поэтому, можно сделать вывод, астрофизм по особому позволяет раскрыть содержание и служит автору хорошим средством для выразительности. Не забываем, что речь идёт не о лирике, а о повествовательных, иногда назидательных, жанрах, таких как притча и басня.

   ИТАК, постараемся выявить некоторые  особенности АСТРОФИЗМА В ЖАНРАХ МАЛОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ:

• АСТРОФИЗМ может быть частичным, полным и вообще не иметь по тексту разделения на какие либо строфы. Важно одно, строфоиды вносят разнообразие
• разнообразия может и не быть, например, в очерёдности вида рифм, но может наблюдаться в виде разной длины строк, смены стихотворного размера. Хорей переходит в дактиль, ямб - в амфибрахий, растягивая строку, и т.д.
• Определяющим является содержание. Ему подчиняется полностью форма, создавая смену характеров, настроения, действия
• Рифмы могут быть любыми, но всегда согласуются с ритмическим рисунком. Свобода автора состоит в умелом владением и тем и другим. Это можно назвать импровизацией, потому что можно всё, но не в ущерб самой поэзии. И потому задача эта не из простых
• тематику определяет избранный жанр малой эпической формы: басня, притча, детские стихи, баллада, иронический жанр и другие.
• часто в таких текстах содержится прямая речь, краткое описание разных характеров, смена которых подчёркивается сменой ритмической организации стиха и длиной строки.
• все другие критерии отдельных эпических жанров, внутри которого автор использует астрофизм, не отменяются. Автор должен знать, за что он берётся. Вне жанра поэзии не бывает
• Если лирические эпизоды возможны, они фрагментарны и не влияют на стиль, в котором не выстраивается гармония через симметричность и повторяемость. Здесь ставятся другие задачи, вызывающие яркое впечатление от полной свободы владения неожиданных сочетаний, которые хорошо ложатся на слух, как это ни странно.

Удачи и вдохновения!

   По объёму ограничений нет!
               
******************************************************

   Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в НОЯБРЕ 2024-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ РАЗДЕЛУ, КРОМЕ ЛИРИКИ И ТВЁРДЫХ ФОРМ!!!

   Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, которое можно отнести к  ЛЮБОМУ МАЛОМУ ЭПИЧЕСКОМУ ЖАНРУ, В КОТОРОМ ЕСТЬ АСТРОФИЗМ, ОПУБЛИКОВАННОЕ В НОЯБРЕ, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

  Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение опубликованное в НОЯБРЕ 2024 года. Будем внимательны! Принимаются стихи НОЯБРЯ, написанные до начала открытия статьи конкурса, если автор уверен в соответствии заданию.

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

   Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
текст должен быть отнесён к малым эпическим жанрам: детские стихи, юмор, сатира, баллада, басня, притча, сказка, фрагмент, набросок, репортаж и др. Но астрофизм в тексте должен быть в любом виде. Всё внимание на него.

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца НОЯБРЯ. Затем 1 ДЕКАБРЯ 2024 года будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
_______________

Иллюстрация: Палехская миниатюра "Иван Царевич и серый волк"

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Надежда Кульчицкая2 Псиная история http://stihi.ru/2024/11/15/8193

Надежда Кульчицкая 2   15.11.2024 23:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.