Скажи тупику Нет. - Мысль
(М ы с л ь)
8 ноября 2024 года
(Писано с благодарною мыслью и с благодарною памятью
о святителе Игнатии (Брянчанинове) [1807–1867] и о
незабвенном Владимире Сергеевиче Соловьёве [1853–1900],
а равно и об их гениальных трудах.)
«СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ еси, БОЖЕ!»
======================================
«Время земной жизни нашей бесценно:
в это время мы решаем нашу вечную участь».
(Святитель Игнатий (Брянчанинов))
======================================
«Всякому дана такая участь, в которой одной
он и может делать наибольшую сумму добра».
(Святитель Феофан Затворник)
======================================
Всем, всем, всем (в т. ч. и мне, автору),
не вполне разумеющим либо вовсе не
разумеющим Божественной промыслительности
своего – какого бы то ни было – жизненного
состояния во время пребывания в этом мире
Ты печалишься и скорбишь о том, что, пребывая в том жизненном
состоянии, в каком ты пребываешь, ты не имеешь никакой возможности
жить и действовать так, как ты желал бы – и мечтаешь – жить и
действовать? — Но знай же, печалящийся и скорбящий, что, даже если
эти желания и эти мечтания твои представляются тебе и несомненно
прекраснодушными, и бесспорно благочестивыми, и преисполненными
самой истинной правды, они в действительности отнюдь не таковы и
не имеют в себе ни прекраснодушия, ни благочестия, ни правды – как
таковых, ибо они [эти желания и эти мечтания] целиком и полностью
призрачны, как вызванные из небытия твоим болезненно-чрезмерным
воображением, и потому совершенно пустопорожни, суетны и бесполезны.
Итак, не печалься и не скорби об абсолютно несбыточном и посему
никоим образом не могущем осуществиться. Печалься же и скорби,
прежде всего, лишь о том, что, живя тою жизнью, какою ты живёшь,
и действуя в ней так, как ты действуешь, не руководишься ты – ни в
жизни, ни в действиях – ни реальным прекраснодушием, ни реальным
благочестием, ни реальною правдою (лелея их только в своём воображении),
а руководишься ты одними лишь пребесплоднейшими мечтами, неотступно
сопровождаемыми неправедными и тщетными печалями и скорбями,
доводящими тебя до изнеможения. — Но помни: печалясь и скорбя
праведно, т. е. о должном, ты ни в коем случае не должен ни унывать,
ни отчаиваться, ни падать духом, чтобы не ступить тебе на ту стезю,
которая непременно увлечёт тебя в погибельную бездну.
Живи тем образом жизни, каким ты имеешь возможность жить, и
действуй таким образом, каким ты имеешь возможность действовать
при твоём образе жизни, а чтобы жизнь твоя и действия твои с
течением времени соделывались всё более и более полноценными
и всё более и более оправданными (с точки зрения твоего реального
уподобления твоему образу Божьему, который и есть истинный ты),
держись всеми твоими силами следующего (спасительной программы
твоего духовно-нравственного усовершенствования):
во-первых, исполнись живого стыда и непреклонно устыжайся –
до праведной ненависти – всего нижеестественного (т. е. всего того,
что реально расчеловечивает тебя), имеющегося и живущего в тебе
и соделывающего тебя подобным животному, подобным скоту
и даже много хуже и ужаснее животного и скота;
во-вторых, исполнись живой жалости и непрестанно и неустанно
жалей – до неподдельной сердечной боли – всех тех (и это первее
всего), кто сроден тебе по человеческому естеству, т. е. всех людей,
живущих в этом мире, ибо все они – ближние твои, а затем жалей –
непритворно – и всё то живое, что имеет иные – не человеческие –
естества; жалей и знай, что эта жалость (и к людям, и ко всему иному,
живущему на этой земле) будет соделывать тебя подлинным человеком;
в-третьих, исполнись живого благоговения и преискренне
возблагоговей – до самоотречения и самоотвержения – перед
ВЫШЕЕСТЕСТВЕННЫМ; благоговей же перед НИМ всецело –
и денно и нощно – и всегда помни, что и твой живой стыд, и
твоя живая жалость, и само это твоё благоговение возбуждаются
и актуализируются в тебе именно ВЫШЕЕСТЕСТВЕННЫМ
и более никем и ничем иным.
Знай же и веруй, что твоё самоотреченное и самоотверженное
благоговение перед ВЫШЕЕСТЕСТВЕННЫМ таинственно и непреложно
устремляет тебя, о человек, к твоему богочеловеческому состоянию,
к твоему богочеловечеству и – б л а г о д а т н о – соделывает тебя
божественно любящим божественно прекрасным существом.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Итак, сколь бы тяжким, трагичным, безнадёжным, несправедливым
ни представлялось тебе твоё жизненное состояние, выйди из-под
гнетущей власти этих предательских представлений… Собери во
единое целое твои, разлучённые друг с другом, ум, сердце, волю…
А когда наступит срок, облекись одеянием святого стыда и живи
и действуй – облечённый им… А когда наступит срок, облекись
одеянием святой жалости и живи и действуй – облечённый им…
А когда наступит срок, облекись одеянием святого благоговения
и живи и действуй – облечённый им… — И святая любовь,
благодаря которой ты и возмог всё это совершать и совершить,
хотя почти и не сознавал её таинственного действия как в тебе,
так и вне тебя, соделается – и для тебя и в тебе – вполне
явственною и воссияет – и для тебя и в тебе – своим святым
неугасимым светом…
Говори любви «ДА»…
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Иллюстрация: живопись Каролины Вениславской (г. Харьков)
(http://proza.ru/avtor/karolina777)
Свидетельство о публикации №124111006076
О, как же вовремя твои слова, Володя!
Спасибо!
Алена Рябинина 14.11.2024 10:21 Заявить о нарушении
Алёна, БЛАГОДАРЮ.
С наилучшими ☀️,
Владимир Астраков 14.11.2024 13:04 Заявить о нарушении