Диалог с петлёй на шее
В оккупированной Польше, недалеко от деревни Треблинка, в малонаселённой местности, покрытой густыми лесами, на сорока гектарах, в начале лета 1942года, был создан лагерь, цель которого: выполнение программы массовой ликвидации еврейского населения. Начиная с августа 1942 года, лагерем командовал оберштурмфюрер СС Франц Штенгель, его зам. Курт Франц. В его подчинении находилось около 30 офицеров СС, которые участвовали в программе « Эвтоназия» и около 120 охранников – украинцев.
Лагерь был разделён на три зоны – жилую, приёмную и зону уничтожения, в которой находилось кирпичное здание с тринадцатью газовыми камерами. Угарный газ от дизельной установки подавался по трубам, проходящим в потолке камер и замаскированным под душевые распределители. Устроен был такой вид с целью создать у жертв впечатление, что они заходят в здание, чтобы принять душ, а не для того, чтобы умереть.
.
В двухстах метрах от здания находились огромные траншеи, в которых хоронили тела. Когда на ближайшую станцию прибывал поезд из 50 – 60 вагонов, где находилось по 6000 – 7000 человек, 20 вагонов загоняли на территорию лагеря. Двери вагонов открывали офицеры СС и приказывали евреям выходить. Затем лагерный офицер объявлял прибывшим, что они находятся в транзитном лагере, где примут душ, их одежда пройдёт дезинфекцию, а затем их отправят в другие рабочие лагеря.
Мужчины отделялись от женщин, дети шли с женщинами. Женщин и детей заставляли раздеваться в бараках, при этом женщинам остригали волосы. Обнажённых их силой выталкивали из бараков и заталкивали в «трубу», узкий проход, ведущий в газовые камеры. Запускалась дизельная установка, и газ проникал внутрь. Через полчаса все находящиеся внутри люди были мертвы, и на подходе была следующая группа жертв. Трупы убирались и складывались в траншеи для захоронения. Эта работа выполнялась командой узников из евреев, которая называлась зондеркомандой.
Они сортировали личное имущество и одежду убитых, с весны 1943г. были задействованы для кремации трупов. Через несколько дней члены зондеркоманды уничтожались, а их место занимали новоприбывшие.
На сороках гектарах, обнесённых непроницаемым забором, где даже воздух пропитан тлением смерти, жили люди в стихии огня, смрада и трупов. Всё, что происходило в лагере, стояло за гранью реального, казалось порождением безумия.
Во второй половине дня «гольд – юден» приходили в барак разбирать ценности. Содержание чемоданов вываливалось на длинный стол в общую кучу, и тогда приступали к работе оценщики и сортировщики.
Старшим оценщиком в бараке работал Соломон Дворчик - ростовщик и владелец ломбарда в Варшаве, он взвешивал золотые вещи, осматривал драгоценные камни, брал на ладонь перстни, браслеты, кулоны, пристально глядел на них и тут же уверенно называл цену. - Вы пишите, Ройзнер! Гребень с розовым жемчугом… Двенадцать жемчужин… Вы говорите, что он принадлежал вашей матери? Может быть! За свою жизнь я понял, что люди лишь временные спутники дорогих вещей. Вы и я, все мы случайные спутники. Кто носил гребень до вашей матери? Не знаете. А кто будет носить его теперь? Тоже не знаете! Значит, хозяева исчезают бесследно, а вещи – золото, камни – продолжают жить!
Когда близко нет вахтманов, то евреи подобранные в команду для оценки изъятых дорогих вещей, рисковали высказать своё мнение в сложившейся ситуации. Залкинд говорит Блюму, что лучше? Ответь сам, что лучше – гореть или жечь самому? Вы предпочитаете жечь и превращаетесь соучастников преступлений. И я и ты – все мы! Это то же самое, что на чикагской бойне. Там держат баранов – убийц, которые ведут стадо на бойню. Мы позволяем истреблять себя в порядке самообслуживания. В Треблинке всего тридцать семь немцев - эсесовцев. Могли бы они уничтожить сотни тысяч людей? Нет! Они командуют, а всё остальное делается руками евреев.
На что Ройзнер сказал: - Допустим, я откажусь переводить документы, Дворчик перестанет взвешивать золото. Разве от этого прекратятся убийства в лагере? Прибавится два лишних трупа - и только. Какая же разница?
Разница? Вопросительно сказал Залкинд. Вы хотите знать какая разница! Так может говорить человек с верблюжьим характером. Верблюд не сопротивляется, когда на него нападают волки. Если он чувствует, что он не может убежать, верблюд ложится на землю и будто говорит: ешьте меня на здоровье.
В лагере рискованно работала подпольная организация, которой руководил инженер Комка. Ему удалось организовать побег двух доверенных лиц: - Натана Ройзнера и Залкинда, благодаря которым мир узнал о массовом уничтожении евреев в концлагере «Треблинка».
Свидетельство о публикации №124111005022