Диалог с петлёй на шее

   


              В  оккупированной  Польше, недалеко  от  деревни  Треблинка,  в  малонаселённой  местности,  покрытой  густыми лесами,  на сорока гектарах,  в начале лета 1942года, был  создан лагерь, цель которого:   выполнение программы  массовой  ликвидации еврейского населения. Начиная с августа 1942 года, лагерем командовал  оберштурмфюрер СС  Франц  Штенгель, его зам. Курт Франц.  В  его подчинении находилось  около  30  офицеров СС,  которые  участвовали в  программе « Эвтоназия» и около  120 охранников – украинцев.
               Лагерь  был  разделён  на  три зоны – жилую, приёмную и  зону  уничтожения, в  которой  находилось  кирпичное  здание с  тринадцатью  газовыми  камерами.  Угарный  газ  от  дизельной  установки  подавался по  трубам, проходящим  в  потолке камер и  замаскированным  под  душевые  распределители.  Устроен  был  такой  вид  с целью  создать у жертв   впечатление, что  они заходят  в  здание, чтобы  принять  душ,  а  не  для  того, чтобы  умереть.

.
              В  двухстах  метрах  от  здания находились огромные  траншеи,  в  которых  хоронили  тела. Когда  на  ближайшую  станцию прибывал  поезд  из  50 – 60  вагонов, где  находилось по  6000 – 7000 человек,  20  вагонов  загоняли  на  территорию  лагеря.  Двери  вагонов  открывали офицеры СС  и приказывали  евреям  выходить.  Затем  лагерный  офицер  объявлял  прибывшим, что  они  находятся  в  транзитном  лагере,  где   примут  душ,  их  одежда  пройдёт  дезинфекцию, а  затем  их  отправят  в  другие  рабочие  лагеря.
             Мужчины  отделялись  от  женщин,  дети  шли с  женщинами.  Женщин  и  детей  заставляли  раздеваться  в  бараках,  при  этом  женщинам  остригали  волосы.  Обнажённых  их  силой  выталкивали  из  бараков  и  заталкивали  в  «трубу», узкий  проход,  ведущий  в  газовые  камеры. Запускалась дизельная  установка,  и  газ  проникал  внутрь.  Через  полчаса  все  находящиеся  внутри  люди  были  мертвы,  и  на  подходе была  следующая  группа  жертв.  Трупы  убирались  и складывались  в  траншеи  для  захоронения.  Эта  работа  выполнялась командой  узников из  евреев,  которая  называлась зондеркомандой. 
               Они  сортировали  личное  имущество и  одежду  убитых,  с  весны  1943г. были  задействованы  для  кремации  трупов.  Через  несколько дней члены  зондеркоманды  уничтожались,  а  их  место  занимали  новоприбывшие.
               На  сороках  гектарах,  обнесённых  непроницаемым  забором,  где  даже  воздух  пропитан  тлением  смерти,  жили  люди  в  стихии  огня,  смрада  и  трупов.  Всё,  что  происходило  в  лагере, стояло  за  гранью  реального,  казалось  порождением  безумия.
               Во  второй  половине  дня  «гольд – юден» приходили  в  барак  разбирать  ценности.  Содержание  чемоданов  вываливалось  на  длинный  стол  в  общую  кучу,  и  тогда  приступали  к  работе  оценщики  и  сортировщики.
               Старшим  оценщиком  в  бараке  работал  Соломон  Дворчик  - ростовщик и  владелец  ломбарда  в  Варшаве,  он  взвешивал  золотые  вещи,  осматривал  драгоценные  камни,  брал  на  ладонь  перстни,  браслеты, кулоны,  пристально  глядел  на  них  и  тут  же  уверенно  называл  цену. -  Вы  пишите,  Ройзнер!  Гребень  с  розовым  жемчугом… Двенадцать жемчужин… Вы  говорите,  что  он  принадлежал  вашей  матери?  Может  быть!  За  свою  жизнь  я  понял,  что  люди лишь  временные  спутники  дорогих  вещей.  Вы  и  я,  все  мы  случайные  спутники.  Кто  носил  гребень  до  вашей  матери?  Не  знаете.  А  кто  будет  носить  его  теперь?  Тоже  не  знаете!  Значит,   хозяева  исчезают  бесследно,  а  вещи – золото,  камни – продолжают  жить!
               Когда  близко  нет  вахтманов,  то  евреи  подобранные  в  команду  для  оценки  изъятых дорогих  вещей,  рисковали  высказать  своё  мнение  в  сложившейся  ситуации.  Залкинд  говорит  Блюму, что  лучше?  Ответь  сам,  что  лучше – гореть  или  жечь  самому?  Вы  предпочитаете  жечь  и  превращаетесь  соучастников  преступлений.  И  я  и ты – все  мы!  Это  то  же  самое,  что  на  чикагской  бойне.  Там  держат  баранов – убийц,  которые  ведут  стадо  на  бойню.  Мы  позволяем  истреблять  себя  в  порядке  самообслуживания.  В  Треблинке  всего  тридцать  семь  немцев -  эсесовцев.  Могли  бы  они  уничтожить  сотни  тысяч  людей?  Нет!  Они  командуют,  а  всё  остальное  делается  руками  евреев.
                На  что  Ройзнер  сказал: -  Допустим,  я  откажусь  переводить  документы,  Дворчик  перестанет  взвешивать  золото.  Разве  от  этого  прекратятся  убийства  в  лагере?  Прибавится  два  лишних  трупа  -  и  только.  Какая  же  разница?


             Разница?  Вопросительно  сказал  Залкинд.  Вы  хотите  знать  какая  разница!  Так  может  говорить  человек  с  верблюжьим  характером.  Верблюд  не  сопротивляется,  когда  на  него  нападают  волки.  Если  он  чувствует,  что  он  не  может  убежать,  верблюд  ложится  на  землю и будто  говорит:  ешьте  меня  на  здоровье.
             В  лагере  рискованно  работала  подпольная  организация,  которой  руководил  инженер  Комка. Ему  удалось  организовать  побег  двух  доверенных  лиц: - Натана  Ройзнера  и  Залкинда,  благодаря  которым  мир  узнал  о  массовом  уничтожении  евреев  в  концлагере  «Треблинка».


Рецензии