Солярис по Станиславскому
Леммы, Лем... а до чего знакомы эти базовые логосы. Ведь говорят, что Лемурия была в Индийском океане где-то за миллион лет до Атлантиды, это была Третья раса гуманоидов, которые обладали способностями схожими с известными нам проявлениями соляроидов - если, конечно, автора этих строк не пытается нейросеть затянуть в сторону от сверхзадачи. Стоп.
Сверхзадача — это цель героя, по Станиславскому, а также по Шекспиру, Гомеру, Конфуцию и ранее, в трудах неизвестных нам авторов Атлантиды, Гипербореи, Лемурии. Найти её возможно при тщательном анализе произведения или хотя бы при попытке собрать книгу из черепков вавилонский табличек, увы - не зная сценария. То есть незнание есть точка отсчёта с которой начинается поиск (драма, или дхарма, если угодно, мы - как зритель привык).
Поиск, или свою повседневную жизнь, сталкер Соляриса должен быть способен организовать так, чтобы постоянно стремиться к достижению сверхзадачи с помощью последовательных сквозных действий. Но вместо этого он берёт и влюбляется в присланного Солярисом субъекта якобы противоположного пола, и нет поиска печальнее на свете, чем эти, Шекспиром описанные влюблённые дети.
Но человек и на земле не в первородном конфликте Адама и Евы - при этом до некоторой комичности доведена примитивизация изготовления Гостьи из ребра космонавта, ну, знаете ли! Нет, сейчас научные институты с этим океаном работают.
То есть коллективность и контрсквозное действие. Сталкеры и соляроиды должны стремиться к состоянию симбиоза, когда каждый из них преследует одну и ту же цель. Часть персонажей может мешать герою достичь желаемого, в этом случае им следует оттачивать мастерство контрсквозного действия. Вы ещё следите за руками иллюзиониста или пора антракт, кофе-паузу?
Потерпите, скоро начнётся игра «здесь и сейчас». Важное умение для сталкера, как актёра — играть по принципу «здесь и сейчас». И играть так, чтоб Солярис не реагировал волной "не верю!", ждал от вас импровизаций увлекающих зрителя, андэстенд?
Не будем повторять азы инструкции космонавта, рассмотрим нерегламентированные возможности импровизации. Актёрское саморазвитие. Актёр (сталкер) должен исследовать себя (актор) и пытаться найти нужное ему переживание в себе, он обращается к собственному опыту или пытается фантазировать, чтобы найти в себе то, чего он никогда не испытывал в реальной жизни.
Вот. Ключевое слово. То, не знаю что. "Сим-Сим, открой дверь" - это уже сим-карта. У нас с вами этого нет. Но есть возможность самоотождествления себя с океаном.
Я пока одними короткими сценками попробовал. То, что выходит, это не повествование, в нем не обязательно должен быть смысл, ибо для плывущего по воде океан не имеет смысла. Думаю, что это не слишком сложно, ибо это не могло быть менее сложным. Это просто оригинальное произведение искусства океанографии, которое Солярис предлагает нам принять или отвергнуть на его собственных условиях.
И я принимаю его условия - а куда денешься с подводной лодки? Над поверхностью океана у нас теперь не одна станция карусельного типа, знакомый физик твёрдого тела дал мне на время покрутить свою модель с тремя видимыми уровнями. Колесо времени, колесо любви, колесо жизни. Думаю, это тоже не могло быть менее сложным. Био колесо, да... Смотрел как-то картинки Анри Руссо, так просто и совсем не страшно. Научиться бы так:
Звери Анри Руссо -
Почти человеческие отношения
Тигр буйволицу держит за холку, как кошку влюблённый кот.
Жизненный сок -
Жертвенной крови движение
Кротко смотрит заложница, словно из прошлой жизни знает, кто шевельнётся - умрёт.
В роще чем проще,
Тем радостней, чем наяву
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и... многоточие...
Пищей быть мощной -
Неужто я тоже только этим живу?
Хорошо хоть не вижу, кто там наверху, чуть выше меня в пищевой цепочке.
Звери Анри Руссо -
Вечно зелёный лесок
Где буйволицам нельзя научится злиться, ведь наша привычка терпеть и вращает биологическое колесо.
Как бы остановиться и выйти из пищевой цепочки в информационный обмен, где поглощение мыслеформы её не убивает, но тоже ведь как-то видоизменяет, да куда же нам и с кем - да как узнать того, кто...
"— Что с тобой?.. — сказал он (Снаут) тихо. — Ага. Будешь заботиться, да? Но почему обо мне? Я тебя не знаю."
А когда приходят знакомые, то хоть на стенку лезь, и что лучше? При этом пан Станислав Лем пишет:
«В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов, познавательных и эпистемологических, которая тесно связана с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого».
Да, Тарковский вообще не столько экранизировал произведение, сколько снимал по мотивам, превращая в собственное творение, собственно говоря это генеральная репетиция к "Сталкеру" была для него. Там ведь аналогичные обстоятельства.
А Тарковский как минимум зачёт ещё студентом сдал по Станиславскому. А гений Станиславский придавал значение работе с обстоятельствами. Актёр не может научиться правдиво играть свою роль без умения понимать обстоятельства, в которых существует сценический персонаж.
А вы не скажете - как можно понимать то, что сам Океан не понимает, и чисто по-человечески вот это-то его эмоциональное, всплески на поверхности, это и я готов понять.
Вы нас понимаете?
Куда же грядёт новоселье
Когда мы сойдём с Карусели?
А на берегу, получается
И пусто, и как бы не пусто
У берега лодка качается
А где волк, коза и капуста?
Ах, как без меня бы не съели
Друг друга на сей карусели...
продолжение следует
Свидетельство о публикации №124110907817
и музыкально, когда сидишь на оси...
Матвей Корнев 10.11.2024 10:22 Заявить о нарушении
насчёт на оси...
лучше уж на лошадках по периметру, чай не такси...
Михаил Просперо 10.11.2024 11:45 Заявить о нарушении