Кира Муратова

Я люблю Киру Муратову, но особенно её фильм «Короткие встречи». Недавно был день рождения Киры Муратовой, и, фактически случайно, я включил наше выдающееся телевидение, и, поди ж ты, «Короткие встречи», практически с самого начала. Посмотрел с удовольствием, и, знаете, совсем другое ощущение, раньше я любовался фильмом, но, надо сказать, в основном из-за Высоцкого. На этот раз я оценил всё: и Муратову, как режиссёра, и Высоцкого, Муратову и Русланову, как актеров. См. фото. Какой прекрасный и грустный фильм! И в общем-то, фильму этому повезло, во-первых, Высоцкий совсем не должен был играть, Муратова пригласила Станислава Любшина, но он отказался из-за съёмок фильма «Щит и меч», может быть тоже получилось бы интересно, но это был бы совсем другой фильм. Во-вторых, Муратова тоже не должна была играть, но кто-то не смог или отказался в последний момент, и вот получился такое чудо. 
     Сюжет незамысловатый, Надя и Валентина Ивановна обе любят Максима, молодого талантливого геолога. Сама Валентина Ивановна, занимает какую-то важную должность в городе, и она любит свою работу. Вообще-то, она очень целеустремленный человек с амбициями, готовая помочь всем, но не способная помочь самой себе. Она тоскует по мужу Максиму и глушит эту тоску бесконечной работой и ответственностью перед другими. Поэтому она легко приняла Надю у себя в поздний час, не подозревая о её истинных намерениях. Валентина предложила Наде остаться и присматривать за хозяйством. Лучше сказать в старомодной терминологии, тут есть и некие классовые противоречия, и уж что есть, то есть. Да, собственно, это не важно, фильм состоит из коротких встреч, Валентина настолько издёргана постоянными и непредсказуемыми приездами и отъездами Максима, что устраивает ссору. Он уходит якобы навсегда, однако потом звонит, говорит, что приедет, и Валентина Ивановна, хоть и прогнала его, рада, что он появится. Надя накрывает стол, ставит праздничную посуду — и уезжает, покидая этот дом навсегда, чтобы не мешать их любви и счастью.
Кира Муратова сама написала сценарий, частично использовала рассказы Леонида Жуховицкого и Леонида Фомина. Идея для фильма родилась так: она только что переехала в Одессу после окончания ВГИКа и столкнулась с бытовыми трудностями: были перебои с водой. Поэтому в каждом доме, где она бывала, часто видела различные наполненные ёмкости с водой, на случай очередного отключения. И Муратовой захотелось снять фильм про решительную девушку, занимающую довольно высокий пост, которая подключает водоснабжение в новые «хрущёвки», но на личном фронте терпит неудачи от своего непостоянного мужа-геолога, даже порой сравнивая его с водой, которая то есть, то вновь пропадает.
   Два слова о ней самой, подробнее можно посмотреть в Вики. Кира Георгиевна Муратова (урождённая Короткова, 5 ноября 1934, Сороки, Бессарабия, Королевство Румыния - 6 июня 2018, Одесса, Украина) — советский, российский и украинский кинорежиссёр, сценарист и актриса. Народная артистка Украинской ССР. Её отец, инженер Юрий Александрович Коротков, был секретарём сорокского подпольного комитета коммунистической партии Румынии. Мать - врач-гинеколог Наталья Ицковна (Исааковна) Короткова-Скурту (урождённая Резник) - еврейского происхождения, выпускница Льежского университета, член компартии Румынии с 1928 года, в годы войны была секретарем Анны Паукер, директора базировавшегося в Уфе под эгидой Коминтерна радио Свободная Румыния. В 1939 году семья поселилась в Бухаресте, где родители находились на нелегальной работе по линии Коминтерна, а мать работала врачом в больнице. После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 году и до эвакуации семья жила на родине матери в Кишинёве, где отец был на партийной работе, а мать работала директором фельдшерско-акушерской школы. После начала Великой Отечественной войны Кира с матерью были эвакуированы из города, в конце концов оказались в Ташкенте. Отец остался для организации подполья, был захвачен румынскими войсками и расстрелян в районе села Гура-Рошие. До конца 1980-х годов у Киры Муратовой было румынское гражданство, потом она приняла советское и после распада СССР - украинское гражданство. С 1952 года изучала филологию в МГУ, в 1959 году окончила режиссёрский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова. Первыми же своими самостоятельными фильмами «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971) Кира Муратова показала свой интерес к современной нравственной проблематике и сложным характерам. Фильму «Короткие встречи» сначала приписали третью прокатную категорию, а потом и вовсе убрали на полку. Лишь спустя двадцать лет «Короткие встречи» вновь показали на большом экране, отменив третью категорию - фильм увидело более четырёх миллионов зрителей. Фильм «Долгие проводы» был положен на полку и впервые вышел в прокат во время Перестройки. После скандалов с руководством Одесской киностудии Муратовой пришлось уехать из Одессы в Ленинград, где на «Ленфильме» появилась её картина «Познавая белый свет» (1978).
Кира Муратова скончалась 6 июня 2018 года в своей одесской квартире после тяжёлой болезни. Похоронена на Таировском кладбище в Одессе.
Первый муж — Александр Игоревич Муратов (род. 1935), режиссёр и сценарист. Второй муж — Евгений Иванович Голубенко, живописец, художник-постановщик и соавтор сценариев Муратовой.
Посмотрите «Короткие встречи», если кто не видел.

Владимир Высоцкий. «Дела». Песня из фильма «Короткие встречи»
https://www.youtube.com/watch?v=jbaAiYMKZwg

Фото: Владимир Высоцкий и Кира Муратова.

8.11.2024.


Рецензии
Часто негодуя задаюсь вопросом ,,как так можно?,, Отвечаю словами героини Нади ,, значит можно!,,
Люблю этот фильм. Спасибо, Юрий!

Надежда Миляева   09.11.2024 04:33     Заявить о нарушении
Да, некоторые моменты просто сразили. Чудесный фильм, и песня Высоцкого на удивление к месту!

Юрий Сенин 2   09.11.2024 14:34   Заявить о нарушении