По конкурсу - Рассказ в стихах, 2024
http://stihi.ru/2024/11/09/2366 - Итоги конкурса
В конкурсе участвовало 54 произведения вместо 50 - я приняла с запасом, потому что уже было понятно, что многие участники ошибаются с жанром: у многих вместо «рассказа в стихах» были самые разновидности лирики, то есть, их стихи не имели четкого сюжета, а только поэтическим языком излагали отдельные мысли и чувства автора. К сожалению, с жанром ошибались не только участники, но и судьи, отобравшие несколько таких (хороших, но не того жанра) стихов в свои шорт листы.
Меня уже перестало удивлять, что далеко не все авторы используют наши конкурсы как средство для незатейливого изучения минимально необходимой и полезной любому поэту теории, способствующей улучшению качества стихов. Уже не печалит и тот загадочный для меня факт, что, несмотря на наличие на странице ТМА целого сборника статей «Рассказ в стихах», почти никто из участников не удосужился в него заглянуть, не просмотрел разбор стихов одноименного конкурса «Рассказ в стихах» 2012 года, не прочел достаточно содержательную статью, написанную мною по материалам межпортального конкурса - «Прозаическая основа стихов». Именно поэтому я не буду в этой статье повторять то, что уже существует там: как не захотели прочесть теорию перед началом конкурса, так не заинтересуетесь ею и после него. Ведь большинству участников (как я уже поняла) нужен от моих статей только разбор их собственных стихов, причем, желательно максимально позитивный. Вот к этому я и приступаю.
НАПОМНЮ КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ:
Требуется рифмованное стихотворение, написанное в форме рассказа о реальных событиях на свободную тему. Рассказ может вестись от лица автора или от лица персонажа, может складываться из диалогов персонажей и включать прямую речь, а может и совсем обойтись без нее. Композиция рассказа - на усмотрение автора. Главное, чтобы был сюжет - законченный и интересный, который бы излагался выразительным поэтическим языком - грамотным как с точки зрения правильности употребления значений слов, постановки в них ударений и согласования фраз, так и с точки зрения соблюдения правил орфографии и пунктуации в записи текста.
ТОЧКИ ВНИМАНИЯ:
1.Наличие законченного и содержательного сюжета (а не просто лирической зарисовки с отдельным авторским размышлением).
2. Каждое отдельное предложение в тексте (от заглавной буквы до точки) должно быть выстроено синтаксически правильно - естественным для русской речи способом построения фраз, без не обоснованных необходимостью сюжета инверсий, обрывов речи и искажения слов.
От судей ТМА требовалось прочесть анонимный пакет и отобрать из него (указать мне номера) не более 18, но не менее 11 лучших произведений. Какие-то - рекомендовать к награждению.
Мнения о лучшем и правильном, как это всегда бывает, и в этот раз оказались очень разными. Давайте почитаем некоторые из этих отобранных судьями стихов.
************************************************
1. СНАЙПЕР. НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ ЮРЬЕВ
– Вовремя ты, Хамит.
Помнишь вот эти чётки?
Ваха вчера убит
Снайпером из высотки.
Нашей земли сынов
Много ушло к Аллаху.
Ваху я знал давно.
Брали с ним Волноваху.
Помню один подвал…
Девушка черноброва…
Как он её спасал
Из-под огня Азова!
Ваха бронежилет
Отдал ей втихомолку,
Долго стрелял, задет
В грудь и живот осколком.
Трубы играли блюз
В тёмном, сыром подвале…
Ваха сказал: «Вернусь!»
Ждать обещалась Аля.
Где-то она сейчас?
Видимо, в Волновахе…
Вот и не дождалась,
Больше не будет Вахи…
– Знаю про Ваху, брат,
И отомстил без хайпа.
Трудится разведбат,
Вот он – хвалёный снайпер!
Сунул его в мешок,
Пусть посидит в неволе…
– Что-то идёт душок.
Он обмочился что ли?
Дай посмотрю в глаза
Этому укрочуду.
Ладно уж, вылезай,
Пленного бить не буду.
Морду не прячь, юла,
За воротник рубахи…
Та;к, значит, ты ждала,
Аля из Волновахи?
Жанр исполнен точно - автор не вмешивается в повествование, построенное на диалоге бойцов СВО, из которых мы узнаем про Ваху, спасшего в подвале девушку из Волновахи от рук азовцев и полюбившего ее («Ваха сказал: «Вернусь!» Ждать обещалась Аля»), а потом погибшего в тех же краях от пули снайпера, про взятие в плен этой девушки, оказавшейся тем самым снайпером-убийцы Вахи: «Ладно уж, вылезай, пленного бить не буду. Морду не прячь, юла, за воротник рубахи… Та;к, значит, ты ждала, Аля из Волновахи?». Ярко и интересно выстроен сюжет о предательстве, удачно выбран для изложения стиль речи. Хорошая работа.
2. НАХОДКА. НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВА 8
Умолк оркестр дворовый... Впереди
квартира-клеть и чай остывший с хлебом.
Седой старик подолгу смотрит в небо,
потрёпанный футляр прижав к груди.
... Давно, когда хотелось тишины,
сбежав от перестука метронома
на чердаке израненного дома
блокадный хлеб делили пацаны.
Похожи на взъерошенных птенцов.
Лихое время... рано повзрослели...
Втроём, смеясь, мечтали о качелях.
Ещё бы! Детвора, в конце концов!..
Вихрастый Вовка выкрикнул друзьям:
– Сюда! Сюда! Чего нашёл! Смотри-ка!
На сломанном смычке лежала скрипка
среди горы ненужного хламья.
Галдели воробьи наперебой.
Закат глазел в чердачное окошко.
– Володя, Ян! – промолвил вдруг Серёжка –
– А можно скрипку я возьму домой?
... Как будто век прошёл с тех самых пор.
Ушли за облака Володька с Яном.
– А мы с тобой, находка, живы... странно...
Не нужно слёз. И грусть – пустое, вздор!
Плетут ночные сумерки канву.
Старик уставшим взглядом ищет звёзды.
Журчат ручьи, пьянит весенний воздух.
Любимый город смотрится в Неву.
Выразительный рассказ о находке скрипки на чердаке блокадного («израненного») дома. Он удачно окольцован строфами о старике, который вспоминает дни своего детства: «Седой старик подолгу смотрит в небо, потрёпанный футляр прижав к груди» и «Старик уставшим взглядом ищет звёзды». Нравится, что автор уделила внимание не только сюжету, но и подала его языком поэзии: «квартира-клеть и чай остывший с хлебом», «Закат глазел в чердачное окошко», «Плетут ночные сумерки канву». Все образы ненавязчивы, но очень точны и к месту. Хорошая работа!
4. ЛЮБОВЬ ДОЛГО ТЕРПИТ. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ
Солдат был искалечен, весь изранен,
Лежал в бинтах, почти что недвижим.
И молодая санитарка Аня
Ухаживала бережно за ним.
Суров, ворчлив и часто не доволен,
Его упрёкам не было конца,
Но знала Аня: это всё от боли -
Улыбки не стереть с её лица.
Ему всё время было что-то нужно,
Он часто злился, мог и нагрубить.
Она - всегда внимательна, послушна,
Во всём ему старалась угодить.
Шли месяцы, затягивались раны,
А нрав день ото дня всё тяжелей,
Но не умела возмущаться Анна.
Терпенья и любви хватало ей.
Она, конечно, уставала очень,
Любить порою тяжелей всего,
Но знала Аня, где любви источник,
И приходила черпать из него.
Лишь смог вставать, больной склонил колени,
Пред Богом в покаянии представ.
В её любви, её долготерпении
Тот человек почувствовал Христа.
Достоинством стихов является наличие в них интересного и поучительного сюжета - есть соответствие заданному жанру, но изложение этого сюжета - это рифмованная проза: обозначаются события, все предложения однозначны, тропы почти нигде не используются. А в последней строфе меня еще и напрягло построение предложения: «Лишь смог вставать, больной склонил колени, пред Богом в покаянии представ». Смысл его понятен, но предложение - неверное согласование глагольных форм - звучит очень неестественно для нашей речи, тем более не годится для авторской речи в стихах.
8. ВОЗДУШНЫЙ МОСТ. СОФЬЯ БОРДАКОВА
Над Ладожским озером льды и морозы
И сквозь облаков гряду
Я ястребом в небе - бесстрашным и грозным
С противником бой веду.
Чтоб детям блокадным забыть все тревоги
И смех зазвучал опять,
Я должен их клин самолетный в дороге
От хейнкелей оборонять.
Их шестеро - гансов, но я не из робких:
Прицел - и на полный газ -
Жму крепко на все пулеметные кнопки.
Секунда - и падает ганс.
Сбит с толку ведущий и парочка вражья
Зайти норовит мне в хвост.
Снижаясь, ныряю в глубокий вираж я,
Спасая воздушный мост.
Педаль - до отказа. Незваным пилотам
Готовлю удар лобовой.
Погоня. Прицел. Матерки пулемета
И хейнкель готов второй.
Уже не догнать горемык-пассажиров,
А значит - проигран спор.
Кружусь в развороте и радуюсь: живы!
Но пулей задет мотор.
Круги, виражи. Стреляют, стреляют.
Сквозь слёзы и детский смех
Несусь над берёзами, тополями,
Крылом задеваю снег...
010 010 10 010
010 010 1
010 010 00 010
010 010 1
И чудится мне родная обитель,
Рябиновый куст под горой.
Я ястреб. Я ястреб. Я - як-истребитель...
Год смерти - сорок второй.
010 01 010 010
010 010 01
010 010 010 010
01 010 01
Интересные стихи. Их рассказчик - самолет, участвующий в боевом сражении и погибающий. Ритмика подходит к содержанию - создает ощущение напряженности обстановки, но, на мой взгляд, над ней вполне можно и нужно еще поработать, чтобы привести ее к единообразию: или везде сделать разностопный амфибрахий (4-3-4-3), или везде дольник, причем, первый вариант был бы лучше, так как большая часть стихотворения звучит в размере амфибрахия (010).
9. БЫЛЬ О СТАРИКЕ И МОЛОДОЙ ВОЛЧИЦЕ. ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ
В забытой богом деревушке собаки слышен злобный рык.
Живёт в ухоженной избушке преклонных лет один старик.
В окно глядит, там рысью мчится (с пути-дороги не свернуть)
Без сил голодная волчица, к жилью срезая длинный путь.
Враждебный нрав не проявляя, трусит к избушке, напрямик.
Не оттого ль не слышно лая? Не оттого ль басит старик?
Трусит, торопится волчица за мясом прямо к старику,
Порой под вечер в дверь стучится, порой с утра, по холодку.
Глядит просительно, с мольбою, в надежде тайной пищи ждёт,
Возможно, спор ведёт с судьбою, а может, всё наоборот?
Почти своя, почти не гостья... с ней общий находя язык,
Старик не мыслит о погосте, он к серой бестии привык.
Но лишь соседи на подворьях косят глаза на старика,
Дрожит в округе всё живое: «Хоть скот не трогает пока!»
Привольно ей в лесу знакомом, соседи только вот ворчат,
Когда волчица возле дома резвится с выводком волчат.
А после в лес уходит с миром, чтоб превратиться в быль иль миф,
Довольна всем, невозмутима, не нашумев, не навредив.
...А ты, приятель мой хороший, найди в себе немного сил,
Надень-ка старые калоши да глянь, кого старик вскормил.
Интересный рассказ о необычном случае - читать было интересно. Обращение к читателю в концовке «Надень-ка старые калоши да глянь, кого старик вскормил» меня немного заинтриговало: что же нам хотел сказать автор своим рассказом? Обычно в концовку какую-то мораль помешают... Я ее здесь не поняла. Но стихи понравились. И их литературная правильная речь, и связность сюжета, и отдельные яркие фразы: «Почти своя, почти не гостья... с ней общий находя язык, старик не мыслит о погосте, он к серой бестии привык». «А после в лес уходит с миром, чтоб превратиться в быль иль миф, довольна всем, невозмутима, не нашумев, не навредив». Какой-то удивительной добротой веет от этих стихов!
12. ПИСЬМО ИЗ МЕДСАНБАТА. ТАТЬЯНА АСТАФЬЕВА
"Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне» / Ахматова А.А./
Привет, моя родная, я живой.
Что не писал так долго, ты прости мне.
Был слишком затяжным последний бой -
Его и вспомнить мне невыносимо.
Я выполнил полученный приказ
Укропов выбить из села у речки.
Поверь, родная, – помня твой наказ
Не потерял в горячке человечность
И вынес СВУшника в санбат,
Хоть сам был ранен. Кровью истекая,
Его тащил. А он свой автомат
Направил на своих, меня спасая.
Мы до позиций добирались день.
Сухой паёк по-братски поделили.
Как оказалось – он, как я, яхтсмен.
Мы на офшорных гонках рядом были.
Нацисты положили на весы
Меж нами дружбу, родственные души.
Года, недели, месяцы, часы
Нещадно врали, чтобы связь разрушить.
Но верю - понимание придёт,
Что западом сосед наш одурачен.
Нацистам вместе свой предъявим счёт.
Всё будет так. Уверен. Не иначе.
*
Офшорные гонки - кругосветные гонки.
Рассказ пленил своим содержанием. Я не знаю, что в нем - реальный случай или авторская фантазия, но очень хочется, чтобы все так и было - по доброму: «Кровью истекая, его тащил. А он свой автомат направил на своих, меня спасая». Если правда, что наши слова материализуются, то пусть будет побольше таких стихов и таких случаев. К исполнению у меня тоже нет замечаний - построение фраз правильное, сюжет есть, авторская позиция - выражена ясно. Я тоже верю, что «... понимание придёт, что западом сосед наш одурачен. Нацистам вместе свой предъявим счёт. Всё будет так. Уверен. Не иначе». Браво!
19. СЛУЧАЙ НА МАРШЕ. ВЛАДИМИР ИЛЮШЕНКО
Весенним днём над узкою долиной
(а там широких не было долин)
В высоком синем небе журавлиный
Летел на север утомлённый клин.
Мы шли в конце колонны вдоль отрога,
Ты поднял взгляд, и:
- Спорим, попаду?
Какой там спор - ты снайпер был от бога
И мог попасть в копейку на ходу.
О нас с тобой, возможно, эти птахи
Несли на крыльях весть в родимый край,
Выкладываясь в каждом новом взмахе.
И я сказал: «Не надо, не стреляй».
Но поздно, ты
уже винтовку вскинул,
Нажал крючок.
И вдруг, нарушив строй,
Большая птица выпала из клина,
И камнем приземлилась под горой.
…..
Как будто ничего не изменилось.
Мы так же шли. Не зная, что нас ждёт.
Но где-то ТАМ уже чего-то сбилось
В тот самый миг, как прерван был полёт.
Ты был спокоен (с виду, друг мой ситный),
Лишь безысходный взгляд из-подо лба.
Из нас домой – и это очевидно -
Кому-то возвратиться не судьба.
Для меня - это лучшее стихотворение в пакете. И по сюжетному замыслу, и по качеству языка изложения, и по поэтическому мастерству. А главное - по значимости идеи, которую автор здесь нам предложил. «Как будто ничего не изменилось. Мы так же шли, не зная, что нас ждёт. Но где-то ТАМ уже чего-то сбилось в тот самый миг, как прерван был полёт».
21. ЗОЛОТАЯ РЫБКА. ЛЕННА ЖУК
Старик упорно закидывал бредень по мою рыбью душу,
а я лежала на дне и думала: ещё минута, и его мир будет разрушен.
Он так сильно этого хочет, а значит, непременно добьётся.
Над его головой светился нимб из подводного солнца.
Старика дома ждала старуха. С некрасивым лицом, неказисто и бедно одета.
Надо мной отрешённо бродили рыбы - красные и зелёные перья света,
и он всё закидывал бредень в море, очень крепкий, из нити кручёной,
а я лежала на дне и думала, как прекрасно быть золочёной.
А я лежала на дне и думала, что знаю наперёд конец этой драмы:
он будет просить богатства, для старухи коня и зАмок.
Ведь когда-нибудь я попадусь в его сети, и это случится скоро,
старуха начнёт чудить, а старик – смотреть на море с немым укором.
А вокруг бесконечно плавали разноцветные пятна-рыбы-крабы.
Поскорей бы показать этому несчастному, нутро его гнусной бабы.
Я лежала на дне и думала – поскорей бы попасться в сети.
Он будет винить море, как пить дать. А море за людей не в ответе.
Как пить дать, не в ответе.
А потом пройдёт ещё тысяча долгих лет, сказки перейдут в сплетни,
и десятки ловцов счастья будут запускать в море свои бредни.
А я всё также буду лежать на дне, сонно поблёскивая золотыми бочками,
а они - бередить мою душу снова, и ловить меня, словно бабочку, сачками.
Потрясающе интересная работа! Рассказ в стихах длинной строкой написан от имени Золотой Рыбки, поджидающей Старика из сказки Пушкина. Он целиком построен на рыбкиных размышлениях, которые вертятся в ее голове, пока она «лежит на дне и думает»: «Я знаю наперёд конец этой драмы...» ...«...поскорей бы попасться в сети.... Старик будет винить море, а море за людей не в ответе» - «...и десятки ловцов счастья будут запускать в море свои бредни»! Удивительная философская притча получилась у нашей участницы! И как же она интересно задумана и совершенно по своему исполнена!
22. ПРОПАЛА СОВЕСТЬ. ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТЮРИН
Навеяно произведением М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» 1869г
В деревне у лесной опушки
мужчина жил в своей избушке.
Не то чтоб вышел он в тираж,
был пунктик в жизни - это совесть,
а с ней не наживешь сокровищ,
скорей последнее отдашь.
Ещё она частенько грызла -
к грехам был слишком легкомыслен,
мол: «Разбавляют пресность дней».
И в целом так его достала,
что взял и спрятал для начала
средь старых брошенных вещей.
А дальше, не смутясь нимало,
без совести полегче стало,
зажил, забыв про тормоза.
Для грешных все открыты входы,
лишь омрачали эпизоды,
когда позор колол глаза.
Знать, что-то там внутри осталось,
пусть может и какая малость,
то, что спасало от огрех.
Всё большинству людей знакомо,
но как-то это невесомо,
когда так тянет сладкий грех...
Стыд появился ниоткуда,
как будто новый экзекутор:
морозил душу, мучил взор,
«довёл до белого коленья».
Мужчина бросил приключения,
соблазнам встал наперекор…
Вновь стали жить мужик и совесть.
Чуть что, она за непутёвость
погрызывала мужичка.
А он и рад, что совесть рядом,
на мир с ней смотрит ясным взглядом –
с душою чистой жизнь легка.
Тут, конечно, за идею сюжета спасибо Салтыкову-Щедрину, но тот писал прозой, а наш участник превратил ее в оригинальные стихи, сохранив и сюжет, и легкость прочтения. Стихи построены шестистрочными строфами ААбССб, которые звучат нестандартно, а прочитываются легко. Нравится правильное, ясное построение всех предложений - хорошая речь стихов. Вот только не поняла, зачем известный фразеологизм «довёл до белого коленья» в тексте стихов поставлен в кавычки? Фразеологизмы по своему определению - имеют переносный смысл, но как устоявшиеся в языке выражения не нуждаются в кавычках. А вот в предложении: «А дальше, не смутясь нимало, без совести полегче стало, зажил, забыв про тормоза», я бы фразу «без совести полегче стало» поместила бы в круглые скобки: так они будут восстанавливать смысловую связь между оторванными друг от друга словами «дальше» и «зажил».
23. НЕ СУДЬБА. УЛЬЯНА ПОЛИКАРПОВА
*Реальная история, прочитанная в Lenta.Ru
Друг мой Саня мужик хороший,
грех один - выпивает много.
Лезли с Михой мы вон из кожи,
чтоб отвадить от змия злого.
Кодировку ему, уколы -
ничегошеньки не спасало.
И руками развёл нарколог,
участковый вздохнул устало.
001001010
001001010
001001010
001001010
Мы в тайгу повезли к знахарке,
та велела ему - молиться,
освящённый дала сухарик,
окропила святой водицей.
Боже правый, случилось чудо -
бьёт поклоны, не пьёт ни капли,
даже моет с утра посуду
не трясущимися руками.
Просветлели знакомых лица,
от души отвалился камень.
Он, полгода спустя, взмолился:
- Добрый Боже, пошли ... пять капель!
Вышел он в магазин за хлебом
днём январским, ненастно-стылым.
Слава Богу, спасибо небу -
из сугроба торчит бутылка.
Он вприпрыжку домой вернулся,
выпил залпом и без закуски,
спать улёгся и ... не проснулся.
Хэппи-энда не вышло. Грустно...
Мы, не чокаясь, пили брагу,
и всплакнули, уж если честно.
Пожалел, видно, Бог беднягу,
в вытрезвитель забрал небесный.
Иронический или шуточный рассказ - переложение прочитанной прозы. Получилось весело, остроумно, возможно, даже интереснее, чем было в прозе, потому что умело написанные стихи дополняют содержание правильно подобранной мелодией звучания. Логаэд (001 001 01 0 ) очень удачно ложится на данное содержание, передавая читателю нотки авторской иронии.
24. ВОТ ЕСЛИ Б Я БЫЛ РЕЖИССЁР... МАРИНА ЛАНГОВАЯ
Чтоб как-то вечер скоротать,
Решил спектакль себе включить.
Я думал, сладко буду спать,
Эмоций дозу получив.
Эмоций - ноль! Спросить резон:
"Где вкус и стиль? Где жизни флёр?"
Шальная мысль украла сон:
"Вот если б Я был режиссёр..."
И понеслась моя гастроль!
Я гениально (на мой взгляд)
Проигрывал за ролью роль.
Пускай актёры повторят!
Я всеми гранями сверкал,
Как самый редкий бриллиант,
Раскрыл весь свой потенциал.
Все восхищались:"Во, талант!"
И я всё больше в раж входил:
Орал, что "костюмер - болван!",
Все декорации сменил
И свой пожертвовал диван.
Искусство в массы продвигал,
Забыв, что ровно в шесть вставать.
...Будильник мозг мне разорвал,
Я повалился на кровать.
Подняться не хватало сил -
Великий Я их ночью спёр
И на прощание спросил:
"Доволен, чёртов режиссёр?!"
Еще один шуточный рассказ в стихах о том, как работает наша фантазия: «Шальная мысль украла сон: "Вот если б Я был режиссёр..."» и как она впустую истощает наши силы: «Подняться не хватало сил - Великий Я их ночью спёр». Мне понравилось. Легко, ясно, остроумно. Из небольших ошибок техники только строка: «Я гениально (нА мой взгляд)» - там ритмическое ударение ямба упало на предлог "на" и сделала его ударным там, где это не требуется по смыслу.
26. ОТКРОВЕНИЕ. НИНА ПИГАРЕВА
(из воспоминаний моей мамы)
Бушевала пурга, разоряя пути
Пред Савраской, к роддому гонимой.
Ветер мощный в ночи карусели крутил
Непогоды со страшною силой.
Оставалось до цели примерно с версту,
Вдруг лошадка идти отказалась.
Кучер с дровней сошёл, потянул за узду:
«Потерпи, красотулюшка, малость.
Слышишь стоны бедняжки, Голубки родной,
Ей пешком не добраться, Савраска…»
И лошадка устало, тряхнув головой,
Поспешила ответить на ласку.
А над миром ещё не вставала заря,
Слава Богу, доехать успели.
Родилась синеокая девочка – я
Под протяжную песню метели.
Так на грешной земле той далёкой порой
Водолеем* одним стало больше.
Несмотря ни на что, подружилась с Зимой,
С детства гостьей считаю хорошей!
Содержательная семейная история, изложенная хорошим языком, причем, не только литературным, но и поэтическим: «Бушевала пурга, разоряя пути», «И лошадка устало, тряхнув головой, поспешила ответить на ласку». А вот в фразе: «Ветер мощный в ночи карусели крутил непогоды со страшною силой» есть шероховатости. Может, естественней будет, например, так: «Мощный ветер в ночи карусели крутил, всё сдувая со страшною силой»?).
28. ПУТЕШЕСТВИЕ В ТУВУ. ЛЕНА РЕПИНА
Мы в этот раз совсем не за экстримом
Взобрались на Саянский перевал.
Но был плакат: «Не проезжайте мимо!»
Конечно, нас он заинтриговал!
И, видом гор решив полюбоваться,
Мы из машины выскочили все.
Но лучше б нам на месте оставаться:
Пурга мела во всей своей красе!
…Водитель, благо, очень осторожно
Машину «снял» с опасного хребта…
…А там, внизу, у самого подножья
Такая расплескалась красота!
Цветов лиловых – вовсе не поляны –
Поля! Как будто сверху пролилось
Немного неба и чуть-чуть тумана,
И на земле всё это прижилось!
Хоть на часок бы здесь подзадержаться!
Но надо было дальше поспешить:
В тот город, где нам тоже удивляться
Пришлось остаток дня: чужая жизнь,
Не как у нас! Всё было по-другому:
Мы удивлялись куполам домов,
Соседству разных вер и золотому
Наследству, что из глубины веков
Досталось. И воссозданным двум лицам:
Царя и нежной спутницы его.
Царь в золоте – в гробнице, и царица
С ним рядом… не отпустишь одного…
Судьба жены!..
…Но с городом прощаться
Давно сигнал нам вечер подавал.
Когда-нибудь вернёмся, может статься…
… В ночи нас ждал знакомый перевал…
Не столько рассказ в стихах, сколько путевые заметки - впечатления об увиденном в путешествии. Этот жанр часто встречается в поэзии. В подобных заметках не всегда есть сюжет - они скорее «на что смотрю, о том рассказываю», но читать такие стихи бывает интересно. Их частый недочет - лишние переносы, то есть, начала новых предложений в середине строки в часто неудачном для паузы месте. Как например, здесь:
«Наследству, что из глубины веков
Досталось. И воссозданным двум лицам:»
Конец строки (пуза при чтении) разрывает связь слов «веков» и «досталось», чего желательно избегать. Есть в тексте и другие переносы, но они хотя бы гармонично вписаны в текст, не вынуждая делать паузы там, где это неестественно для нашей речи. Остальное понравилось. Красивый язык, богатый выбор слов и образов: «Цветов лиловых – вовсе не поляны – поля! Как будто сверху пролилось немного неба и чуть-чуть тумана, и на земле всё это прижилось!».
36. НАШ ВРАЧ. ФИДЕЛЬ САГИТОВ
Хадыженск. Зима. Сорок третий. Больница.
И наших бойцов удивлённые лица,
Когда один немец им вышел навстречу,
Сказав: -Ich bin Medic, Ich heisse Gans Benchew.
Он был офицером, военным хирургом,
Но всех врачевал, и вся знала округа,
Что он помогал, справедливыми будем,
И немцам, и русским, всем страждущим людям.
Да, немцев прогнали, но Бенчев остался,
На запад бежать с ними он отказался,
Не каждый бы смог на такое решиться,
Но он не оставил больных и больницы.
Он помнил о клятве врача Гиппократа
И целыми днями работал в палатах
Больницы того небольшого посёлка,
Где было лекарств только йод да карболка.
...Я видел его среди пленных на фото,
Отправленных позже nach Hause в Европу,
В каком-то потёртом и выцветшем френче,
И надпись на снимке "Ханс Йохан фон Бенчев".
...Какими путями, и как, непонятно,
Но в сорок восьмом он вернулся обратно,
Хадыженск стал родиной для чужеземца,
Для этого доктора, русского немца.
...Он больше уже не вернулся в свой Лейпциг,
России отдав свою душу и сердце,
Конечно, в Европе жить проще и легче,
Но он был Врачом. Ганс Иванович Бенчев.
Интересная и внятно изложенная история про обрусевшего немца и преданного своей профессии врача. «Он больше уже не вернулся в свой Лейпциг, России отдав свою душу и сердце, конечно, в Европе жить проще и легче, но он был Врачом». Хорошие стихи. Но если уж совсем быть придирой, то я не любитель использования в поэзии слова «фото» вместо «снимок» или «фотоснимок» и не любитель смеси разных языков в одном тексте. Если мы пишем стихи на русском, то надо постараться ограничиться в своем послании словарным запасом выбранного языка. Просто постараться.
38. МОИМ БЛОКАДНИКАМ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ
Зимой 1941-42гг в Ленинграде ежедневно умирало от голода и холода от 4 до 7 тысяч человек.
Сегодня день – особенный для многих,
Мы поминаем, из свечей костёр...
Блокаду сняли! В сердце – некрологи.
Ведём семейный, тихий разговор.
Давно ушли блокадники родные.
Жива картина: стылый Ленинград.
Зима, темно, сугробы ледяные,
И женщина идёт сквозь чёрный ад.
Суворовский. Упрямо по ухабам
Полуторка. Накатом колея,
Гружёная машина тянет слабо.
Везёт обломки мёртвого жилья?
Тряхнуло, колесо почти в воронке...
Ревёт мотор натружено: "Вперёд!"
Он справился. Посыпались вдогонку
Поленья мёрзлые, стучат о лёд.
Подумала: "Возьму себе дровишек.
Я как-нибудь до дому добреду…
Почти не видно... Надо бы потише...
Их ждут в больнице... Ближе подойду."
Нет, были то не в госпиталь поленья.
На Охту, к Пискарёвке ехал груз…
"Покойнички", – вздохнула с сожаленьем,
Перекрестилась, и пошла... "Боюсь,
Ребёнок дома... палкой с одеяла
Гоняет крыс, чтоб съеденным не быть.
Ждёт кипятка. Ох, как же я устала.
И чем сегодня печку растопить?
Дожить до завтра. Завтра бы поели..."
И дожили. Старуха в тридцать пять
И дочка, не встающая с постели,
В четыре года.
Бабушка и мать.
Может быть, мое отношение к этим стихам субъективно - мои мама и бабушка тоже пережили нечто подобное, поэтому стихи зацепили меня своей правдой и глубиной, как никакие другие. До самой глубины души, до слез. Наверное, это и есть главное доказательство того, что стихи настоящие. Хотя... Все мы разные, и вкусы у нас разные, и опыт, и понимание. «Жива картина: стылый Ленинград. Зима, темно, сугробы ледяные, и женщина идёт сквозь чёрный ад». «И дожили. Старуха в тридцать пять и дочка, не встающая с постели в четыре года. Бабушка и мать».
41. МИНУТА СЛАВЫ ПРЕД БОЕМ. СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ МАРУШКО
Пролог кровавой Куликовской битвы...
Клубятся в мрачном небе облака.
В канун побоища, свершив молитвы,
Готовы легендарные войска.
С мечом в руке, в спокойствии суровом
Князь Дмитрий в первой линии полка
С крестом святым под знаменем багровым.
Благословенье Сергием дано.
Туман присел на поле Куликовом.
И бродит кровь, как доброе вино.
Зловещей тучей армия Мамая,
На Воже страшный получив урок,
И духа русского природу зная,
Возбуждена, и только дайте срок,
На волю уповая лишь Аллаха,
Сразиться насмерть приняла зарок.
Кузнечик замер, не щебечет птаха,
Бурьян застыл, не дует суховей.
В преддверии триумфа или краха
Ждут знака Пересвет и Челубей:
Монах великой силы, рок судьбы,
И поединщик – смел, непобедимый...
Всхрапнули кони, взвились на дыбы,
Глаза горят лампадой негасимой.
Пронзён дракона золочёный щит,
И лёд копья в груди, прикрытой схимой.
Враг рухнул замертво; их строй молчит.
А вороной к полкам везёт героя.
«Ура! Победа!» – воинство кричит.
...Минута славы пред кровавым боем.
Стихотворение на историческую тему, написанное терцинами. Красиво написано, выразительно Вот, например, состояние природы перед битвой: «Кузнечик замер, не щебечет птаха, бурьян застыл, не дует суховей». Или описание поединка: «Всхрапнули кони, взвились на дыбы, глаза горят лампадой негасимой. Пронзён дракона золочёный щит, и лёд копья в груди, прикрытой схимой». Зато хочется поправить строчку: «Монах великой силы, рок судьбы, и ПОЕДИНЩИК – СМЕЛ, непобедимый...» (здесь и слово «поединщик» не по душе, и определения к нему разнородные: одно полное прилагательное, а другое в краткой форме - плохо звучит такое сочетание...).
43. Я С ТОБОЙ... ВЕЧНАЯ УЧЕНИЦА
О Петре и Февронии
Нитью тонкою, шелковою
Частой гладью лик расшит…
Что там? Конь звенит подковами?
Шлет посланье брат Давид:
«Ефросиньюшка, любимая,
Завершаются пути…
На устах со светлым Именем -
Ты готова ль отойти?»
- «Рада с милым упокоиться…
Подожди, молю, жену –
В храм Пречистой Богородицы
Вышиваю пелену.
Нитью тонкою, золотною –
Легкий взмах могучих крыл.
Поспеши, игла, с работою!
Помоги нам, Гавриил…»
- «Ефросиньюшка, душа моя!
Нету мочи, вышел срок…»
- «Господине, малость самую
Погоди… еще чуток…»
Нитью тонкою, червленою –
Для Архангела хитон…
Слезы… сладкие? соленые?
Звон подков… небесный звон…
Не дошила… знать, несбыточно…
Со Святыми упокой…
Не прерву червленой ниточки…
«Господине, я с тобой…»
Долго сомневалась, можно ли считать эти стихи рассказом в стихах, слишком сужен их сюжет - до одной единственной сцены из жития о святых Петре и Февронии. И еще запись прямой речи мне для этой статьи пришлось поправить, чтоб было понятнее, кто говорит. А в остальном стихи хорошие. Стилизованная под историческое время и обстановку речь, чистая техника стихосложения. «Нитью тонкою, золотною – легкий взмах могучих крыл. Поспеши, игла, с работою! Помоги нам, Гавриил…». «Нитью тонкою, червленою – для Архангела хитон… Слезы… сладкие? соленые? Звон подков… небесный звон…». Красиво написано.
44. НАХОДКА. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО
Я редко хожу на базар, а сегодня пошла.
Седой антиквар звал спуститься по лестнице вниз.
От счастья сверкали глаза - книга Сильвии Плат!
И тут "Грозовой перевал" предложил букинист,
Сказав, по дешевке отдаст - за пятнадцать рублей,
В восторге от этой цены, я взяла фолиант,
А дома нашла (вот те раз!) в нем листок с прошлых лет,
Чернила почти не видны, но звучал аромат,
В котором - старинная пыль, тайна взглядов людских
И пальцев чужих отпечатки, и времени след...
Прозрачен послания смысл: буквы, прочерк и штрих,
Овеяна магией чья-то судьба и секрет.
Как жаль, что записка испорчена, с лупой в очках -
Смогла разобрать слово "счастье", да следом - "тире",
А дальше совсем неразборчиво. Может, пустяк,
Но только мне стало казаться, что это не бред.
Помчалась опять к магазину тому, на базар,
Старик букинист, видно, мастер секретов, не Гугл.
У входа бездомная псина взглянула в глаза,
И я поняла – лучше счастья найти не смогу.
Рассказ с законченным сюжетом о небольшом чуде - истории появления четвероного друга в доме. Что я бы тут немного поправила бы? (Стихи - хорошие!). Рассказ начинается с фразы: «я редко хожу на базар...». У русского человека слово «базар» в первую очередь ассоциируется с «рынком» и только в самую последнюю - с «книжным базаром», о котором идет речь далее, поэтому я бы постаралась слово «книжный » или «книжный развал» поставить в самое начало стихотворения, чтобы читателя далее не шокировал «седой антиквар» среди торговых рядов. И еще меня зацепила строка: «Старик букинист, видно, мастер секретов, не Гугл». Почему букинист вдруг сравнивается с гуглом? По сути понятно, но как-то из совсем разных миров эти два слова! Да и современное и отчасти жаргонное слово «гугл» для меня в общей лексике и в теме данного рассказа - чужеродное слово. Понимаю - я мелкая придира! Согласна. Оправдываться и объяснять - точно не надо, можно просто не принимать всерьез эти мои сомнения и ощущения...
50. ЗАПОМНИ, ТЫ - ЛЕНИНГРАДКА... ТАТЬЯНА БЕКЛЕМЫШЕВА
Валентине Ивановне и всем маленьким жителям блокадного Ленинграда.
Как мало она запомнила:
Солнышко на подушке.
Тихо плывёт по комнате
Жёлтый шарик воздушный...
Мама проснулась первая:
"Спи, ещё рано, маленькая!"
Папа пришёл со смены.
Моется под умывальником.
Будет потом очень холодно,
Страшно под одеялом...
И за водою к проруби
Ходит так долго мама.
Голос:"Да есть тут кто-нибудь?"
Губы, бессильно-ватные...
Ложечка серебрёная
В пальцах-ледышках сжатая
Долгой дороги тряска:
"Ты - ленинградка! Вспомнила?"
И на земле, на вятской,
Новое слово - РОДИНА...
Возраст страницы комкает,
Путаться стала с датами.
Ложечка меж иконками -
Горькая память блокадная...
Слёзы смахнёт украдкой,
Губы поджаты строго...
Вятская ленинградка
Просит о мире Бога...
История, построенная на воспоминаниях совсем маленькой коренной ленинградки, волею судеб оказавшейся жительницей Вятки после эвакуации из блокадного Ленинграда. Достоверные стихи. По рассказам моей мамы, двое ее чудом выживших в блокаду одноклассниц тоже были эвакуированы именно в этот город. Не всем везло после войны вернуться на малую родину: либо их бывший дом был полностью разрушен, либо не кому было включиться в команду по восстановлению Ленинграда. Очень достоверно (как мне кажется) описаны воспоминания об эвакуации горожан по льду Ладоги: «Ложечка серебрёная в пальцах - ледышках сжатая, долгой дороги тряска: "Ты - ленинградка! Вспомнила?"». И еще: «Возраст страницы комкает, путаться стала с датами. Ложечка меж иконками - горькая память блокадная...». Стихи не выдуманные, написанные по реально пережитому, такие всегда доходят до сердца читателя.
53. ПЛАЧЕТ КАПЛЕЙ ЯНТАРНОЮ СВЕЧКА. СВЕТЛАНА СОКОЛОВА-БЕЗРУКОВА
Плачет каплей янтарною свечка -
И я будто уже не жива,
А под сердцем стучало сердечко,
И хранилась живая душа...
Мне твердили: «В уме ли? Не надо!»
Как былинку хотели сломить,
И бродила Костлявая рядом,
Все надеясь свое получить...
От ее смертоносного жала
Укрываясь, как птица крылом,
Ей в глаза заглянув, я сказала:
«Будем жить или вместе уйдем!»
Как во сне - и обрывки молитвы,
И родные мои во Христе,
Свет Небесный из врат незакрытых,
Справа - Крест. И Господь на Кресте...
Не теряя надежды и веры,
Все считали недели и дни -
Божья милость не ведает меры,
И границ нет у Божьей Любви!
Мы боролись, объяты гореньем,
Вопреки всем прогнозам врачей,
Ты родился Его изволеньем
И слезами янтарных свечей...
Пролетели стремительно годы -
И далекой зимы холода
Обернулись сегодня заботой,
И от тьмы не осталось следа.
Нам когда-то войну объявили,
Но тебя не сумели отнять,
В той войне мы, сынок, победили -
Продолжай и теперь побеждать!
Содержательные стихи, важные и нужные. Есть ли здесь сюжет? Думаю, что есть, хотя жанр близок к лирическому - мы видим здесь голос одного только автора. Но мне стихи понравились - и значимостью темы, и исполнением. «И бродила Костлявая рядом, все надеясь свое получить... От ее смертоносного жала укрываясь, как птица крылом, ей в глаза заглянув, я сказала: «Будем жить или вместе уйдем!»». Побольше бы таких женщин, как лирическая героиня этих пронзительных стихов!
_________________
На этом все. Разбирать стихи с ошибками исполнения или определения жанра сегодня не буду, хотя, возможно, критика стихов полезнее, чем их похвала. Но на писание критики нужно иметь стальной характер, которым я не обладаю. Буду рада вашим откликам на статью. Всем успехов! Ваша Алкора, 09.11.24.
Свидетельство о публикации №124110904319
Вот даже не обидно, что редко беру какие-нибудь места)
Так у вас душевно и по-доброму все получается!
Ленна Жук 11.11.2024 15:43 Заявить о нарушении
Мне действительно очень понравился замысел ваших стихов и даже их нестандартное исполнение, которого многие (включая и меня саму) испугались. )))
Спасибо за отклик! Не исчезайте надолго...
Алкора 11.11.2024 20:07 Заявить о нарушении