Виртуальный мир - заклятый друг современности
Преамбула:
Мир, где существуют «ожившие тени на стенах платоновой пещеры», где пересекаются аватарки и псевдонимы, клички, ники и клоны «овечки Долли», где существуют мнимые представители реальных людей, или в иных случаях наоборот, реальные персонажи людей, которые уже давно сами стали «мнимыми»)
В этом мире легко становятся друзьями, ещё легче – врагами. В этом мире редко все «за» одного», но часто всё «на» одного. В этом мире нет мира, но есть возможность демонстраций = демонстрации той части себя, которую можно назвать «фасадом» или витриной напоказ.
Виртуальный мир не знает ЧЕЛОВЕКА как такового – человек в виртуальном мире часть механизма словообразования – это функция клавиатуры – нажиматель клавиш для публикации мыслей, чувств – в виде «прописей подобия себя», или в виде записей «гипотетического себя», или в качестве полпреда сложившей свои полномочия личности.
Именно в виртуальном мире наших дней свершилась та революция, о которой «так долго говорили большевики». Именно в виртуальном мире – большевизм победил окончательно и бесповоротно, причём, свершилась мечта Троцкого о революции в мировом масштабе, мечта Ленина о том, что «каждая кухарка может...», и мечта Сталина о том, что «Кадры решают всё!».
Виртуальный мир наделил каждую личность – если не братством, то хотя бы стадностью и бесплатным жильём, просто не выступай особо и живи как у Христа за пазухой!
Виртуальный мир гораздо лучше реального уже хотя бы потому, что в нём, можно избавиться от комплекса неполноценности, если он есть и заодно с этим – от одиночества, заброшенности.
В виртуальном мире можно вселить в себя и других уверенность в том , что ты тоже «не лыком шит», что-то значишь, что-то можешь, не хуже остальных чапаешь по шпалам ушедшего поезда жизни! Именно здесь в принципе гораздо больше тех, кто подбодрит и похвалит, поймёт по образу и подобию своему, чем в мире реальном, в котором тебя уже успели объегорить, предать, состарить, ожесточить сердцем.
В виртуальном мире замятинское «мы» стало представлять интересы каждого «я». Даже если кто-то говорит в виртуальном мире «я» – это совсем не то же самое «я», с которым человек живёт «от Москвы до северных морей».
Виртуальный мир – затягивает, незаметно, но неуклонно, превращает в рабов своих постоянных участников процесса и гарантирует зависимость почти каждому.
Конечно, здорово, когда в режиме реального времени могут увидеть, услышать, пообщаться друг с другом люди из разных мест нашего «шарика». Но, как говорится, за удовольствие надо платить – и плата очень высока, например: попадаешь как бы в монастырь или даже в большой колхоз со своим уставом и оплатой трудоднями. Вместо избранного круга – получаешь «вместе с кем попало» со всеми вытекающими....
В виртуальном мире – «нет морщин», нет возраста, старости, немощи физической, всегда остаёшься молодым, красивым, здоровым, порядочным, умным, всезнающим, состоявшимся творчески. Этот мир не знает сомнений и не верит слезам, не хоронит любимых, ни за что не отвечает головой, спишет любую подлость и пакость именно потому, что такого огромного потока (действующих лиц и их виртуальных телодвижений) и в помине нет в мире реальном!
Виртуальный мир – находка, подарок всей жизни – для миллионов людей, которые что-то в жизни: не достигли, не удосужились, не попробовали, не смогли, не захотели, не испытали и т.п. В этом мире нет дел, есть говорение о делах, нет результатов, только процесс, нет роста – только бешеный лёт частиц в огромном круговом потоке своеобразного адронного коллайдера.
Виртуальный мир уравнивает в правах – пустомелю и глубочайшего мыслителя, талантливого и посредственного, человека с душой и человека «с душком» – «кто был ничем, тот станет всем!» именно здесь, в этом новоявленном мире, пришедшим на смену миру реальному.
Но главное... в виртуальном мире – очень трудно быть САМИМ СОБОЙ!
ЛИБО ХУЖЕ, ЧЕМ ТЫ ЕСТЬ, ЛИБО ЛУЧШЕ, КАКИМ ЕЩЁ ТОЛЬКО ХОТЕЛ БЫ БЫТЬ...
На первый взгляд может показаться, что это не так. Все вроде бы «сами собой». Но как говорят фокусники : «Смотрите внимательно!»... И увидите «королевство кривых зеркал»...
Дело в том, что виртуальный мир – как результат развития так называемого научно-технического прогресса – как раз и создан не только для удобства общения, а ещё для удобства замены «я» на «мы», но не на «мы-братья и сёстры», а на «мы сами с усами» и на «мы – немы, не мы»!
Кто-то скажет, что панику поднимать, у нас же никто не отнимает возможность пребывания вне виртуального пространства, это да, но, спросите себя: сколько свободного времени тратите на «виртуалку», а главное, спросите себя: какой результат – виртуалка, как пространство общения, реально что-то дала мне лично в том составе участников или в том масштабе потока, в коем она только и делает что нарастает? Из недр виртуалки вышли, например, обновлённые в своём духовном росте люди, настоящие собеседники, умеющие ценить друг друга и Слово как таковое или растерялось и то что имели?
1.
Кажется, что например, ещё в 90-х годах все мы, собравшиеся сейчас, скажем, на этой виртуальной площадке или на площадках ей подобных, ещё совсем не знали друг друга, не имели чисто технической возможности мгновенной коммуникации, и уж тем паче, не находились в эпицентре огромного информационного потока. Вроде как и не жили... Точнее, на первый взгляд кажется, что мы ущербные были какие-то по сравнению с нынешним виртуально-живущим как бы за стенкой поколением.
Однако...
Жизнь нашего духа или души, насколько я помню, вовсе не стояла на месте, я, например, точно не чувствовал себя в изоляции или с недостачей общения, напротив, моими собеседниками, помимо друзей и всяких случайных попутчиков, были книги, были так называемые толстые журналы, я имел привычку или традицию... как бы это точнее сказать... общения с самим собой, с Alter ego.
Численно мой круг общения был меньше, но степень моего влияния на формирование этого круга была значительна, а главное - в понятие "общение" входило непосредственное ощущение человека, собеседника, это можно сравнить, например, с тем, что мне бы кто-нибудь тысячу раз рассказал об ощущениях пребывания рядом с горящей свечой или же я один раз узнал это непосредственным опытом...
Я хочу сказать, что, возможно, ОБЩЕНИЕ было тогда для меня неким почти священным или особым ритуалом, включающим целый комплекс сопутствующих ощущений, я уже не говорю о энергозатратах организации каждого, даже мимолётного случая организации такого общения...
2.
Если считать важным элементом самообразования не только удобство и скорость получения определённых знаний, но и способ каким они получаются, то наверное, виртуальный мир не будет выглядеть таким уж передовым в этом деле.
Например : если я интересуюсь сегодня периодом сталинских репрессий, то, с одной стороны, я почти мгновенно получаю доступ к уникальным видео, аудио материалам, электронным книгам, с другой стороны, чтобы перейти от накопленной информации к ЗНАНИЮ вопроса, мне, как минимум, необходимо прикоснуться своими шагами, глазами хотя бы к некоторым местам, где в той или иной степени свершалась всенародная трагедия, то есть мне не обойтись без реального мира.
Хорошо, что я понимаю как возникает ЗНАНИЕ, а не просто информация.
Но понимают ли это новые поколения, буквально и масштабно доверяющие и живущие только информацией, удобно добытой из виртуального пространства?
3.
Ещё лет десять тому назад мне казалось, что виртуальный мир в лице, допустим, литературных сайтов - даст мне читательскую аудиторию, поспособствует установлению взаимоотношений между автором и читателем, наивный был, не понимал, что ЧИТАТЕЛЕЙ поэзии практически нет в виртуальном пространстве, там только те, кто сам пишет и заинтересован, в лучшем случае, в продвижении своих стихотворных опытов. В 2018 году я свернул своё пребывание на Стихире, открыл свой сайт, но дело даже не в этом моём персональном сайте, а в том, что взятая мною "интернет-пауза" значительно помогла мне в творческом плане - абстрагироваться от тусовки с её бесконечными склоками, пустыми разговорами и откликами, потоком произведений - сосредоточиться на собственном творчестве и творческом пути, не зря говорят, что творчество требует уединения.
У меня появилось гораздо больше свободного времени, с тех самых пор, я воспринимаю литературные сайты как хороший резервный или дополнительный склад хранения творчества, а основные места хранения - собственные сайты, каналы в ВК и Дзене и издание книг в системах, типа Литрес, Ридеро и т.п.
Различные конкурсы виртуального мира, как я понял, полная туфта, поскольку там Жюри очень оставляет желать лучшего, и вообще смысла "побеждать" кого-то в поэзии просто нет, так как если человек талантлив, то его в принципе невозможно "победить". Таланты друг друга не побеждают и друг другу не проигрывают. А если побеждаешь посредственных авторов, то чего стоит такая "победа"!
Кому интересно, вот Обзор Всероссийского конкурса "Поэзия-2019" номинации стихотворение года :
http://stihi.ru/2023/01/13/3759
И нет у меня больше цели расширения читательской аудитории, так, чтобы побольше людей узнало - глупо рассчитывать на случайных людей потока занятых собой. Единственный расчёт, по сути, на Провидение - пути Господни неисповедимы - кому суждено, тот найдёт, встретится с творчеством и пронесёт его в будущее.
Главное, как мне кажется, очень осторожно, с поправкой на жизнь относиться к виртуальному пространству, в принципе. И зарубить себе на носу и то, во-первых, что "бесплатный сыр только в мышеловке", когда бесплатный аккаунт сопровождается конвоем правил, типа "Шаг вправо, влево, конвой открывает стрельбу по нервам без предупреждения!" и то, во-вторых, что в виртуальном пространстве никому не нужно написанное другими, всех заботит только написанное им самим. Там практически нет читающих, только пишущие и отдыхающие на досуге.
4.
Вот факт из жизни :
В шестидесятых годах одна девушка присылает свои стихо в редакцию "Нового мира" и пишет личное письмо тогдашнему главному редактору Твардовскому с просьбой дать оценку её творческим способностям.
Твардовский читает стихи и отправляет ей отзыв со словами :
«Ваши стихи – ваше частное дело, – вот в чём беда.. Писание стихов доставляет Вам радость, освобождает Вас от груза невысказанных переживаний, облагораживает Ваши помыслы и желания в Ваших собственных глазах, но не более того... И нужно знать, что от одной любви к стихам поэзии не возникает».
Твардовский являлся для этой девушки авторитетом, она прекращает баловство стишками, но любовь к поэзии у неё только растёт, она становится прекрасным знатоком поэзии, тонким ценителем, обогащает свою душу и души тех, кто разделял с нею любовь и верность к поэзии.
А теперь представим, что эта девушка живёт в нашем времени. Вот она написала стихи. Отправила их в нынешний "Новый мир". Там, например, отделом поэзии заведует Павел Крючков, который публикует в журнале, вот такие, например, вирши:
№ 8 2023 год
Валерий Лобанов
Графика
Уж какое там смущенье,
всё совсем наоборот…
Этих лет кровосмешенье,
этих лиц круговорот.
Мы судили и рядили,
впитывали, берегли,
огороды городили
и костры ночные жгли.
Мы походами ходили
за рубеж родной земли,
мы на небе находили
то, что в поле не нашли.
Трубы здравицы играют,
только верится с трудом.
Наши жизни догорают,
догорает отчий дом,
дверь горит, трещат стропила,
плещется огнём окно.
…Будущее наступило,
но неведомо оно.
Пирожок
Это не хиханьки-хохоньки,
тут завыванье пурги…
Мама вставала ранёхонько —
сыну испечь пироги.
С лампами жить керосинными
нам и сегодня, и впредь.
Печка с дровами осинными
долго не хочет гореть.
Тут вам не вздохи гитарные —
холод в обнимку с пургой.
Мама мешает янтарные
угли большой кочергой.
Утро. Низиной да горочкой
топай-ка в школу, дружок!
Тёплый, с коричневой корочкой
в сумке лежит пирожок.
Что ещё необходимовей —
шить ли, снопы ли вязать?
…Кроме Марины Кудимовой
некому слова сказать.
------------------------------------------------
И чтобы ни произошло дальше - девушка и поэзия, и сама жизнь - будут в проигрыше, потому что если Павел Крючков опубликует её стихи, то они присоединятся к той коллекции нетленок, которая уже существует там под его руководством, а если отвергнет, то девушка плюнет на журнал и заведёт бесплатный аккаунт на каком-нибудь литературном сайте и там, уже через месяц узнает от соседей по сайту, что стишки её, ну, просто прелесть, шедевральны. Девушка так увлечётся писанием стихов, что позабудет даже о своей "любви к поэзии", практически перестанет читать, зато будет еженедельно размещать свои произведения на главной странице, писать всё новые собственные "шедевры", и через год, на замечания некоторых компетентных в поэзии лиц разразится такой бранью, что мало никому не покажется! В результате : поэзия потеряла читателя, читатель потерял себя, а виртуальный мир приобрёл ещё одного апологета, участника досуга!)
5.
Представим себе, что виртуальный мир исчез, отключилась вся всемирная паутина. Со всем своим приятным и дурацким барахлом.
Вот мой вариант гипотетического продолжения последствий в масштабе нас, участников данной площадки :
Участник сайта, условно, номер 1 :
начал писать дневник, впервые за многие годы - забрёл в самые потаённые уголки своего города, много размышлял, перечитал Рильке, Цветаеву, Пастернака, Мандельштама иже с ними, и это было совсем не то "информативное" чтение, которое было привычно и требовалось, чтобы тиснуть подходящие для какого-нибудь виртуального разговора строчки. Впервые за долгие годы, он читал стихи вслух, провозглашал их, как бы совпадая с их внутренним зовом, темпом, звукорядом! За несколько дней, в которые он был уверен, что интернета и виртуального мира больше не будет, он или она - постиг(ла) сущность поэзии так глубоко, как не постигал(а) её за все виртуальные годы околачивания в интернете!
Участник сайта, условно, номер 2 :
в первые дни после исчезновения интернета ещё пыталась что-то срифмовать, но постепенно рифмовки надоели, может быть, потому что не было привычной среды, в которой на каждое размещённое произведение появлялось несколько односложных, но одобряющих откликов, а может быть и потому что вдруг пришло осознание, что она совсем забросила себя - свой внутренний мир, уже забыла, когда вела диалог с собственным альтер эго, и первый же диалог привёл её к желанию - поговорить с друзьями, посмотреть им в глаза, услышать голоса, просто стоять и слушать как звучали стихи и проза, такая давно известная и в то же время такая незнакомая, и о чудо, она оказывается могла делать паузы в разговоре, не надо было строчить по клавиатуре мгновенный ответ, она могла думать больше, чем на 15 секунд от вопроса до ответа, она - была - возвращалась к своей молодости, к той самостоятельности и самодостаточности, о существовании которой уже успела позабыть...
Участник сайта, условно, номер 3 :
Он каким-то образом узнал адреса своих виртуальных собеседников. И засел за письма им. Писал медленно, обдумывая каждую фразу, каждый оборот речи, то пытаясь предугадать реакцию собеседника, то озабочиваясь максимально чёткой и ясной формулировкой сути своей мысли и по завершении этого эпистолярного труда, почувствовал усталость и удовлетворение необыкновенное. Письмо, равное примерно по количеству знаков размеру его типичных виртуальных комментариев, обладало на порядок большей ёмкостью, уподобилось выдержанному вину, которое содержало, буквально, купаж мыслей, послевкусие аромата и очень точно выражало то, что он уже давно хотел сказать, но так и не сказал до сих пор...
------------------------------
Наутро, неожиданно, интернет включился... Звуки и зовы улетучились, письмо, скомканное, отправилось в корзину, мысль раздольная вновь скукожилась до размеров напёрстка, налезла на палец, который забарабанил по клавиатуре, вернув себе право представлять Человека в виртуальном мире...
6.
С одной стороны, помешательство на виртуалке набирает обороты, например, вчера в кафешке наблюдаю такую картину : мама с сыном, мальчишке на вид лет 9-10, заходят, выбирают стол, мама его что-то спрашивает, он ей отвечает, она идёт делает заказ, возвращается с подносом, они что-то съедают, затем, она ему опять что-то рассказывает, наконец, встают, одеваются, уходят. Так вот, насколько я смог убедиться - за всё время - это примерно минут двадцать пять - сын НИ РАЗУ НЕ ОТОРВАЛ ВЗГЛЯД ОТ ТЕЛЕФОНА, он был там, в виртуальном мире, при этом, видимо, привычно отвечал маме и она даже не пыталась оторвать его от экрана. Мальчишка полностью НЕ присутствовал в реальности, просто что-то односложно отвечал маме, пережёвывал пищу, она помогала ему снять и надеть куртку, он, не отрываясь от телефона, позволял ей ухаживать за собой...
С другой стороны, а может быть уход в виртуальный мир, да ещё такой массовый, это ответная реакция новых и старых поколений на, мягко говоря, серость и бесцельность мира реального? В реальном мире слишком много набралось "надо" и слишком мало объяснений "кому и зачем всё это надо", вот и результат, люди перестали воспринимать "реальность от роддома до кладбища", где "каждый волк другу другу товарищ", как что-то важное и нужное для души?
То есть очерёдность такая : сначала, извините за выражение, вековой "срач" в реальном мире, а потом по назревшему социальному запросу придумывают Интернет-допинг для тех, кого наша милая "реальность" реально достала?
7.
Что качается того, что реальность и виртуальность уживаются "прекрасно"...
В пассиве, конечно, прекрасно уживаются, в смысле дополняют друг друга, например, творчество есть возможность транслировать не только "из уст в уста", глаза в глаза, но и с прицелом на "широка страна моя родная".
В активной своей форме я бы не сказал, что дело обстоит "прекрасно": даже годы виртуального общения не дают людям ключевого ЗНАНИЯ друг о друге, не могут дать столько ЗнАНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, сколько может дать одна встреча. Но, с учётом соблазна широкого охвата и доступности именно виртуальной формы, она-то и становится доминирующей, люди вместе с возможностью мгновенной коммуникации получают возможность НЕ УЗНАТЬ о человеке что-то очень важное и сокровенное, поскольку редко кто доверяет интернету свои душевные глубины.
Я не говорю, что каждая встреча в реале - это прям сразу раскрытие души, но даже косвенным образом люди могут узнать друг о друге при реальной встрече гораздо больше, чем годами в виртуале.
Я вспоминаю, например, наши творческие посиделки в "Алиби" в Москве, берусь утверждать, что мне открылось много в тех, кто участвовал, совершенно по новому взглянул я на людей, когда увидел и услышал их воочию.
8.
Итак, существуют, по крайней мере понятийно, три мира :
Виртуальный.
Реальный/Внешний
Внутренний.
Можно сказать так : чем больше у человека или в человеке внутреннего мира, тем условнее для него – миры виртуальный и реальный.
Чем глубже, чем интереснее внутренний мир человека, тем меньше хочется такому человеку пребывать в так называемой «реальности» и в её допинг-игрушке под названием «виртуальность».
Однако, из чего формируется «внутренний» мир человека, разве не из впечатлений от действий, явлений, событий реального или внешнего мира?
На первый беглый взгляд кажется что так оно и есть – внутренний мир полностью формируется под воздействием или влиянием мира внешнего. Однако, на самом деле, как это мне представляется, всё сложнее устроено.
У кого-то, возьму на себя смелость сказать – у подавляющего большинства людей – имеется в душе или в сознании целый ворох, сменяющих друг друга впечатлений, отрывков, отголосков событий и телодвижений мира внешнего, но мир внутренний отсутствует.
Дело в том, что «ворох» или поток, или «переменчивая куча-мала» это ещё не МИР внутри себя, то есть это может оказаться просто сборником реакций, каталогом рефлексов на внешние раздражители.
Внутренний МИР – как самодостаточное ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЖИЗНИ, точнее говоря, ДЛЯ СОТВОРЕНИЯ, а не потребления ЖИЗНИ – возникает только у тех из нас, кто непрестанно совершенствует своё восприятие, углубляет или утончает его; только у тех, кто находит честное отношение между своим «хочу и делаю» и «могу и делаю»; только у тех, кто начинает жить не важностью целей, а степенью цены их достижения; только у тех, кто в состоянии отличать «лучшее» от «хорошего», то есть талантливое от обыкновенного; только у тех, кто превозмогает усилием совести и радости – все приятности, все прелести и горести мира внешнего/реального и его изнанки – мира виртуального.
Внутренним миром обладают, например, не столько «любители» Искусства, сколько граждане его; не столько «верующие» в бога, сколько «ищущие бога и правду его»; не столько любящие поэзию, сколько отличающие её от хороших стишков; не столько информированные, сколько знающие...
Внутренний мир, да, опирается или базируется на внешних впечатлениях, но состоит не из их «меню» или складированного перечня, но из выстраданного всей кровью души стремления – прочь из всего временного или земного, или личного, или счастливого на чужом горе – именно эта УСТРЕМЛЁННОСТЬ или маяк совести, излучает интуитивное ЗНАНИЕ о вещах, явлениях и предметах.
Внутреннее пространство чувств, имеющееся у каждого человека, преобразуется из места хранения и любования жизнью в источник её созидания или создания, то есть становится МИРОМ, только в случае обретения человеком ЗНАНИЯ отличия лучших от хороших и равнения на лучших, в каждом мгновении, в каждом шаге своего расставания с собой прежним.
9.
"МИР" - это само по себе большое слово, это слово, огромное что-то в самом себе заключающее, не так ли?
А словосочетание "В Н У Т Р Е Н Н И Й мир" предполагает, как факт не требующий доказательств, что ЖИЗНЬ человека ПРОИСХОДИТ ВНУТРИ НЕГО, всегда внутри (!), то есть в сознании или в просторечье - в душе. Все наши главные высоты и падения, все наши достижения и провалы - персональные (!) и свершаются там, внутри нас.
Можно сказать так : "когда мы просыпаемся или засыпаем в реальность", в какой-то "окружающий" нас или "внешний" мир, то всё равно, главным, то есть единственно достоверным для нас остаётся мир внутренний - горнило выплавки наших качеств, наших доминирующих свойств и в конце-концов той степени нашей зависимости от внешних обстоятельств, которая отличает, например, человека цельного от человека просто целеустремлённого.
Моё предположение таково : МИР внутренний есть далеко не у каждого - у большинства людей, пусть даже они эстетически развиты, классически образованы, любят искусство и разбираются в нюансах его эстетики, МИРА ВНУТРЕННЕГО ещё нет, он только в проекте, в возможности. Всего информативного набора и даже декларированной самому себе любви к искусству для наличия МИРА недостаточно, и даже веры (в канонического бога) вовсе недостаточно, и даже служения научному методу недостаточно для того, чтобы с уверенностью констатировать себе : у меня ЕСТЬ именно МИР внутренний, а не мирок, не сборник эстетических впечатлений, цитат, предпочтений и искусствоведческой информации, например, о том кто где когда чего создал.
Я не утверждаю, но предлагаю перепроверить всем желающим содержание своего внутреннего пространства на предмет не является ли оно с некоторых пор лишь филиалом пространства внешнего и виртуального, в которых так много умных, но мало интеллигентных, так много декораций прекрасного, но не сути его.
Если кто-то из читающих эти мысли мои считает для себя излишним проведение подобного "аудита", значит, так тому и быть, я с уважением отнесусь к такому решению.
Нет судьбы, кроме той, что мы выбираем.
10.
В Интернете нет просто информации - только "ЛАВИНА" её. Именно эта особенность, скажем, любой поисковой выборки, вместе с богатством выбора вариантов, сулит и гарантирует попадание в болото второстепенного, поскольку на одного, условно говоря, лучшего в предмете всегда найдётся тысяча посредственных или поверхностных в постижении какого-то вопроса и ответа.
В сравнении, например, с классической библиотекой, куда идёшь - либо с решением получить заведомо важную для тебя монографию, либо советуешься со специалистом, который, вне зависимости от своей квалификации, НЕ ПОКАЖЕТ тебе сотни тысяч вариантов "всенародного творчества на сапоге убитого товарища", то есть шансы на качество заметно выше.
В Интернете нет авторитетов, если не считать "авторитетами" блогеров "Лёликов-Боликов" или проплаченных, практически рекламных "специалистов". В виртуальном мире - есть информация, так и не ставшая знанием. И подмена знаний информацией привела к той массовой деградации даже учителей, преподавателей, не говоря уже об их учебной аудитории.
Я для себя, например, всё что создано нашей культурой и искусством в любом поиске чётко ограничиваю периодом примерно до 1992-93 годов, это не гарантия, но в значительной степени фильтр, позволяющий отсоединить высокий уровень от массового или "мясо от котлет")
Я, например, поздно открыл для себя Бродского, но открыл я его в "натуральную величину", то есть в книгах, которые можно держать в руках, я с чувством ностальгии по значимому разговору слушал его интервью, да, эти интервью я нашёл в интернете, но не обмануло меня чувство меры пользования виртуальностью, то есть беседы с Бродским я нашёл и смотрел в интернете, и это был мой условный прямой контакт с личностью, а вот всевозможные фильмы "о нём", особенно возникшие как грибы в недавние времена, я сознательно отказался смотреть и слушать, почему, да потом у что я знаю цену и глубину пропасти современной деградации, знаю какое огромное количество поверхностных людей подключилось к потоку "любви к искусству" и как важно миновать весь этот поток!
Да, современный мир очень динамичен, но, как мне представляется, главное не то что "поспевать" за этой динамикой, но отставать (!) от неё, не поддаваться на её лавинообразность и пустомельство.
11.
Повторяюсь :
На мой взгляд, виртуальный мир - это не просто ЛАВИНА - участников и информации - это ЛАВИНА НЕВОЗМОЖНОСТИ ОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ - при всех усилиях, при всех стараниях некоторых участников процесса. Значит, напрашивается исходный посыл отношения : "оставь надежду всяк сюда входящий!". И рецепт взаимодействия с виртуальным миром прост : прежде чем пользоваться "лавиной" надо знать ЧТО ищешь, зачем и кому доверяешь в рамках вопроса поиска.
Условно говоря, если хочешь понять, например, причины свершения Октябрьского переворота именно в России, то вместо тысяч и тысяч предлагаемых тебе браузерами публикаций - перечитай или пересмотри: "Чайку", "Вишнёвый сад", "Дом с мезонином", "Три сестры", "Дядя Ваня".
Девиз пользования виртуалкой : "Вперёд к истокам!")
12.
При всём кажущемся богатстве выбора информации, Интернет гарантирует объём проплаченного и пустопорожнего барахла.
Как сегодня происходит поиск?
В основном что? - Википедия, многие даже не знают, что первые десять позиций выборки на запрос могут там появиться не случайно, но благодаря проплаченному продвижению,
вот, например, делаем запрос в яндексе "лучшие современные поэты" и что получаем?
Даю Инфу только из одного предложенного поисковиком источника:
«10 современных поэтов, которых нужно знать в лицо»
Вера Полозкова
представлена рифмованной прозой в столбик, типа :
«....Она его благодарит, смеется.
Она бы тоже что-нибудь дарила?
Оторванную пуговицу, степлер,
Счета за коммунальные услуги,
Просроченный талончик техосмотра,
Зубную пломбу, тест с одной полоской,
Сто двадцать пятый тест с одной полоской,
- Но это далеко не так забавно...»
Гера Шипов
К слову «Внутренний я», повторённому семь раз добавил «пять глаголов с «не» и и ещё парочку существительных с отрицательной частицей «ни» и выдал весь этот перечень «отрицания» за поэтический текст...
Алевтина Дорофеева
Ещё один образчик рифмованной прозы, рассказик в столбик в столбик :
«...Некрасивая подружка делала за меня домашние задания,
Писала вожделенному двоечнику любовные послания
На уроках труда за меня готовила и шила...»
Сергей Тимофеев
Без комментариев :
«Я хочу рассказать тебе простые истины,
Открыть тебе важные вещи.
Всегда открывай двери, входи в лифты,
Поднимайся на этажи, проходи по коридорам.
Всегда садись в машины, заводи двигатель...»
И ТАК ДАЛЕЕ, И ТОМУ ПОДОБНОЕ...
Ребята записали в столбик прозу себя и своих непутёвых и путёвых будней...
Остальные источники не лучше...
И если человек более-менее не разбирается в поэзии, то свое неведение он, после ознакомления с предложенным, точно закрепит!
13.
Какая аудитория нужна поэтам - кто наши потенциальные читатели?
А кто есть, "огласите весь список, пожалуйста" :
1. Те, которые сами что-то рифмуют и публикуют на литературных сайтах, из них:
1.1. те, кто знает о своей посредственности, относятся к этому факту легко и любят поэзию, в принципе
1.2. те, кто не знает о своей посредственности или не хочет знать, считает себя поэтом и активно продвигает свои вирши
1.3. те, кого можно назвать поэтами по праву. по божьему Промыслу
2. Те, которые вроде бы поэзию любят, периодически что-то читают, с оказией, но пассивно и сами стишками не балуются
3. Те, которые так же сами ничего не пишут и любовь к поэзии выражают в виде постоянного интереса к классикам
4. Те, которые поэзией вовсе не интересуются и может быть и готовы были бы увлечься поэзией, но никто не предложил им этого
5. Те, кто считает поэзию пустым занятием, пустой затеей, мыльным пузырём
--------------------------------------------------------
Кажется всех перечислил...
Все перечисленные категории можно встретить как в виртуалке, так и "за бортом" интернета.
Какая категория, на мой взгляд, самая нужная, как читатели, для поэтов?
- это аудитории - 2 и 3
Это люди, не отягощённые стишками и процессом стишочничества - они свободны от мусора и "маргарина", они знают поэзию, пусть частично, но из первых рук - от лучших поэтов прошлых лет, они в принципе уважительно относятся к состоянию жизни под именем "поэт".
Соответственно, выходя на эту аудиторию, поэт может "выиграть", то есть вызвать интерес к себе или очень "выиграть", то есть "лечь на сердце", а "проиграть", в смысле, потратить силы и время зря, не может, поскольку поэта будут так или иначе сравнивать не с поточными "Глашей", "Ваней", "Лёлей", а с классиками - с Мандельштамом, Цветаевой, Гумилёвым, Пастернаком и так далее...
----------------------------------
Где же находятся аудитории 2 и 3?
Если говорить об Интернете, то они, как правило, там, где речь идёт об Искусстве как таковом, о лучших людях культуры и искусства прошлого или там, где и не ожидаешь, но только не на "литературных" сайтах!
Если говорить об OFF LINE, то эти две категории наших потенциальных читателей могут быть там, где выступают поэты (сольно или командой) .
14.
Как происходит ЖИЗНЬ?
То есть как именно свершается РОСТ ДУХА или взращивание души в гуще жизни плоти?
Сначала, давайте уточним понятия.
«Жизнь плоти» – это, в моём понимании, не только жизнь тела или внешняя биографическая жизнь каждого человека и в совокупности всех живущих, это ещё и та жизнь, которая не идёт в дерзновениях своих носителей выше поверхности – если культура, то поглазеть и умилиться, если искусство – то максимум уровень хорошего искусствоведа, если вера в Бога – то в того, какого предложили религии, без поиска и правды его, если любовь, то не выше, чем жизнь, если уровень знаний – то уровень образованного, но не интеллигентного человека, то есть уровень информированного, но не знающего.
Рост духа или взращивание души – это «На твой безумный мир ответ один – отказ!». Рост духа начинается с сомнения в необходимости признания всего что творится в жизни людей, как само собою разумеющегося, как должного и нежелание плыть бревном по течению реки с плакатом над головой, типа: «бог терпел и нам велел», «еле еле душа в теле» или «умри ты сегодня – я завтра», «после нас хоть потоп!», «люблю жизнь во всех её проявлениях» и т.п. Это рост неприемлемости обладания счастьем, которое всегда на чужом горе и в условиях выживания любой ценой.
Итак, уточняем вопрос : КАКИМ ОБРАЗОМ в гуще жизни плоти свершается ЖИЗНЬ ДУХА?
Ключевое слово : П р о в и д е н и е
Этот таинственное слово и действо. Мы говорим «Провидение Господне», но механизм его свершения почти неведом для тех, кто пытается его узнать и вовсе неведом для остальных.
Проведению, насколько я это чувствую на данный момент развития моего сознания, совершенно безразличны мы «приобретающие» и важны только мы «теряющие».
Человек, пусть даже основательно информированный в чём-либо и успешно реализующий свою информированность в рамках занятия или профессии, находится за пределами интересов Провидения, как бы не существует для него вовсе.
Человек – ищущий, ошибающийся, разочаровывающийся до изнеможения, отчаявшийся, но возрождающий себя из пепла, но продолжающий поиск, путь в пропасть чувств, в бездну сомнений и открытий, человек сомневающийся в приоритете цели над ценой её достижения, не устоявшийся в воззрениях, дерзновенный, не имеющий догм, не приписанный к «в нашем полку прибыло», подвижный в паузе, замедленный в беге, прозрачный в твёрдости действий, видящий крупные планы даль далёкого, не приспособившийся к счастью на чужом горе, от счастья – рыдающий, в облаках – витающий, не принадлежащий – правде-матке, отстающий от мерной поступи толпы, идущий без дела, живущий на волоске от казни самого себя... Именно и только такой Человек находится в поле зрения Провидения, которое ведёт его – по жизни – над жизнью – сквозь все хорошее – к высшему, по сравнению с самым что ни на есть «хорошим»!
И для такого тандема Человек+Провидение не нужны новые средства коммуникации, весь так называемый «прогресс ощупывания слона по частям» наукой, все расписанные по обрядам и правилам атрибуты придуманных людьми религий. Всё, что создаёт такой человек – всё сохраняется – минуя так называемых современников или людей, существующих за колючей проволокой счастья до поворота...
Человек дерзновенный – живёт из прошлого в будущее – и праздник такого человека – «всегда с тобой».
Человек под патронажем, под покровом Провидения – условно существует – во внешнем мире и в его цифровой копии – в мире виртуальном.
Мир обитания такого человека – мир внутренний – там, в высотах глубины сознания – свершается ЖИЗНЬ – духа, не подвластная жизни плоти и его каторжанам на крови.
Не случайно, наверное, Интернет или виртуальный мир в общем объёме технических прибомбасов – появился – а мир Искусства и мир Интеллигентности в своей заметной части представителей и влияния – ИСЧЕЗ!
И «главные страницы» потока могут хоть захлебнуться своим нарастающим количеством разнообразия ничтожного – но СЛОВО И ЖИВОПИСЬ СЛОВА, СКУЛЬПТУРА СЛОВА И ГОЛОС СЛОВА – все осталось там, в прошлых временах, на стенах галерей, на страницах брошенных в топку альбомов, на листочках последних писем под огнём, на нарах концлагерей и в котлованах с надвигающимся бульдозером времени...
Провидение не участвует в жизни культурно отдыхающих на досуге любителей прекрасного, не умещается в менторских глотках скучных педагогов, обучающих технике исполнения жизни и профессии.
Провидение исчезло, растворилось, как облако на чистом предзакатном небосклоне, как полноводная вода, перекорёженной плотинами Ангары и затопленной водой земли Валентина Распутина, как мёртвая тишина мыслей деревни Овсянка Виктора Астафьева, как тропинка ушедшей и не вернувшейся лейтенантской молодости Василя Быкова...
И никакой «интернет», никакая скорость коммуникаций не восполнит отсутствие их содержательности. Что с того, что обменяться руганью или пустомельством можно теперь почти мгновенно? Пустуют, переполненные житьём, дома и приспособленные для тела души. Упростились до невозможности все сложности, остались глаза, но исчезли ВЗГЛЯДЫ...
Провидение... Его не обманешь, не прикормишь с руки, не вдохновишь твёрдостью – глаз и убеждений..
И звучит, звучит песенка Окуджавы:
«Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
Мы всё обрели — и надежную пристань, и свет…
А всё-таки жаль: иногда над победами нашими
Встают пьедесталы, которые выше побед..»
Свидетельство о публикации №124110903401