Вологодское кружево
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО
Сидели как-то Иван да Марья, картинки в книге рассматривали. А книга необычная, большая, с картинками яркими. Народные промыслы России называется. На одной странице глиняный индюк с разноцветным хвостом, на второй - поднос, цветами расписанный, на третьей - скульптура, из чёрных прутьев собранная. Но девочке больше всего понравился рисунок девушки в белом кружевном платье с ажурным зонтиком в руке.
- Эх, - говорит Марья, - красота! Вот бы узнать, как такое чудо ажурное делают.
- Разве ты забыла про наш волшебный сфероскоп? – отвечает Иван, - Достаём, настраиваем и отправляемся в путешествие!
И стоило ему это сказать, как перед мальчиком появился маленький радужный шар. Ребята положили на него руки и произнесли волшебные слова:
Знать хотим про всё на свете,
Кто поможет, кто ответит?
Нас волшебный сфероскоп
За собой ведёт вперёд!
Шар засветился оранжевым, и механический голос скрипуче произнёс:
- Прошу выбрать нужную локацию.
- Вот сюда, - быстро произнесла Марья и показала на картинку девушки в ажурном белом платье.
- Информация принята. Начинаю поиск, - разноцветный шар подлетел к книге, завис над выбранным изображением, засветился жёлтым,- совпадение найдено. Кружево Вологодское. Подтвердите начало перемещения.
- ДА! – одновременно закричали Иван да Марья и взялись за руки.
Сфероскоп засиял зелёным, закружил вокруг мальчика и девочки.
БРДРЫНЬХЛУЮШМЯК!
И через пару минут в комнате уже никого не было.
***
Комната, в которую попали дети, была вся в кружевах. На стене висел кружевной ковёр, около стола, покрытого кружевной белой скатертью, спиной к ребятам стояла девушка в кружевном платье с накидкой и изящной шляпке.
- Где это мы? – тихо спросила Марья, оглядываясь.
- Вологодский музей кружева, - тут же негромко отозвался Сфероскоп.
- Ой, извините, пожалуйста, мы не хотели вам помешать, - извинился Иван, делая пару шагов вперёд к девушке.
- Перед кем ты извиняешься? – удивилась Марья. - Это же манекен.
Подойдя поближе и присмотревшись, мальчик согласно кивнул.
- Действительно, манекен. А сразу и не поймёшь. Даже руки в ажурных перчатках!
Марья тоже подошла поближе. Она осторожно, едва касаясь, дотронулась до ткани.
- Невесомая! Смотри, тут и снежинки, и еловые веточки, и фигуры разные. Словно в новогоднюю сказку попали!
- Красиво, - не стал спорить Иван. – Только эти ажуры все для девочек.
- А вот и нет! – не согласилась Марья. – Кружева даже на княжеской одежде были!
- Подтверждаю, - вклинился в разговор скрипучий голос Сфероскопа. - В Ипатьевской летописи есть запись, датированная 1252 годом. Там упоминается о встрече русского князя Даниила Галицкого с венгерским королём. Сказано, что князь был одет «кожюх», обшитый «кружевы златыми»
- Что ещё за кожух? – спросил Иван.
- Активирую режим словаря, - прибор засветился жёлтым, - кожух — это верхняя одежда, из овечьих и телячьих шкур, которую в древности носили славяне. Упоминание о ней есть даже в знаменитом Слове о полку Игореве…
- Всё, всё, - перебил Иван, - достаточно исторических справок. Я вот другого не пойму. В летописи говорится про кружево золотое, а тут всё белое.
- Дать историческую справку? – тут же откликнулся Сфероскоп, и Ване показалось, что в звучании маготехнического прибора слышны ехидные ноты.
- Давай, - ответила Марья. А ещё лучше покажи.
Сфероскоп засиял синим цветом, и перед ребятами возник большой экран. Сначала он был белым, потом там появились очертания небольшой комнаты. На полу стояли деревянные лавки. На них сидели девушки и молодые женщины в сарафанах. Волосы украшены разноцветными лентами. А в центре стояла высокая худая дама в длинном платье и небольшой шляпке. Она держала в руках кружевной воротничок.
- Русскому царю Петру Первому очень понравились голландские кружева с изображением тюльпанов и других цветов, и он позвал нескольких мастериц в Россию, чтобы они научили искусству кружевоплетения, – озвучил происходящее на экране волшебный прибор.
- Это что ж выходит, - удивилась Марья, - знаменитое Вологодское кружево вовсе не русское, а голландское получается?
- Не надо торопиться, - проскрипел Сфероскоп, - русские мастерицы использовали льняные нити. Сначала повторяли узоры золото-серебряного кружева, но потом стали придумывать свои рисунки. Вот, смотрите, - на экране появились два кружевных полотна.- Одно – даже на вид тяжёлое, с золотыми нитями. А на другом - всё белое, лёгкое, ажурное!
- Значит, наши мастерицы такое чудо белоснежное сами придумали! – довольная воскликнула Марья.
- И что, прям с времён Петра Первого много на Руси кружевных мастерских и фабрик стало? – уточнил Иван.
- Сначала в некоторых русских усадьбах появились мастерские, где крепостные крестьянки плели кружева. Правда, иногда и сами дворянки увлекались кружевоплетением – ответил механический голос.
- А девушкам нравилось плести кружева?
- Эх, Ваня, - вздохнула Маша, - на Руси крепостное право отменили только в 1861 году. Кто же крепостных спрашивал, что им хочется?
- Совершенно верно, - подтвердил Сфероскоп, - девочек начинали учить плести кружево лет с пяти. Мальчиков, кстати, иногда тоже.
- Не хотел бы я оказаться в том времени! – возмутился Иван, - никакой справедливости!
- Жить тогда я бы тоже не хотела, - согласилась Марья, - но узнать про первые фабрики кружев хочется.
- Начинаю историческое перемещение. Временная точка прибытия- 1820 год. Место - имение помещицы Варвары Засецкой, сельцо Ковырино, около Вологды. – И сфероскоп засветился зелёным цветом.
БРДРЫНЬХЛУЮШМЯК!
Через пару минут ребята оказались в большой светлой комнате с высокими потолками. Худая женщина в синем бархатном платье смотрела в окно, время от времени нетерпеливо постукивая пальцами ухоженных рук по подоконнику. Скрипнула дверь, пропуская невысокую девочку. В руках та держала несколько деревянных палочек.
- Ну что, Анютка, узнала, как кружево плести? – спросила женщина, оборачиваясь.
- Узнала, Варвара Александровна, показали и как нити на коклюшки наматывать, и как узоры делать.
- Коклюшки - это небольшие гладкие деревянные палочки, на которые наматываются нити, - включился засветившийся синим сфероскоп, - каждая имеет так называемую шейку, на которую наматывают нити. Нить объединяет две коклюшки в пару. Поэтому при плетении всегда берётся только чётное количество коклюшек. Плетут, перекидывая и перекрещивая коклюшки с нитями, следуя схеме рисунка. Изготавливаются коклюшки из берёзы, клёна, орешника, можжевельника.
- А почему эти палочки для кружев так называются? – поинтересовалась Маша.
- Коклюшки мелодично перестукиваются, издавая звуки похожий на «цок», «кок».
Помещица тем временем продолжила:
- Хорошо, пряхи у нас свои есть, нити сделают. А ты пойди, выбери из моих дворовых девок семерых самых способных да прилежных, чтоб научились кружева плести, ажурные воротнички и чепчики делать. Узоры сама нарисую, чтоб ни у кого больше таких кружев не было!
- Слушаюсь, барыня – поклонилась девочка и вышла.
- Скоро будет у меня настоящая кружевная фабрика, - мечтательно проговорила барыня, а у дочек приданое кружевное, какого у других нет.
За дверью что-то загремело, и дети, невидимо наблюдающие за происходящим, невольно вздрогнули.
- Парашка, - воскликнула помещица, - опять самовар уронила! Что за бедовая девка, придётся плетями поучить вниманию и аккуратности! – с этими словами она вышла, громко хлопнув дверью.
- Как это плетями поучить? - охрипшим голосом спросил Иван.
- Так крепостные никаких прав не имели, - печально ответила Маша, - что хотели помещики, то с ними и делали.
- И девочку эту, Аннушку…? Ей же лет десять всего… Неужели тоже плетями запороли?
- Одиннадцать – откликнулся Сфероскоп. - Анна Лебедева прожила долго, до 79 лет, всю жизнь плела кружева. Была лучшей мастерицей, оттого и замуж её Варвара Засецкая не пустила.
- Ужасно как! - Ваня даже кулачки сжал от возмущения, - хорошо, что крепостного права больше нет!
- Крепостное право было отменено в России в 1861 году, - тут же выдал историческую справку Сфероскоп.
- А как сейчас кружева плетут? – спросила Маша, желая отвлечь от грустных размышлений.
- Активирую режим создания виртуального мастер- класса, - Сфероскоп засветился жёлтым. Ближайшая к детям стена замерцала, стала прозрачной, а затем и вовсе исчезла. Иван с Марьей сделали вперёд несколько шагов. На этот раз помещение было вполне современным и чем-то напоминало просторный школьный класс. Только вместо парт стояли небольшие столики, на которых лежали листы бумаги, овальные подушки-валики на деревянных подставках, коробочки и небольшие корзинки с клубками ниток. За столиками на удобных стульях с резными деревянными спинками сидели пять девочек лет десяти-двенадцати.
Открылась дверь, вошла женщина в белой рубашке, клетчатом сарафане и ярком красном платке на голове. В руках у неё было несколько коклюшек.
- Рада нашей новой встрече, - начала говорить мастерица, - В прошлый раз я рассказала про историю вологодского кружева и показала, как его плетут. А сегодня мы начнём создавать эту ажурную красоту сами. Сначала выбираем узор будущего кружева, тот рисунок на листочке, который понравится больше всего. Теперь открываем маленькие коробочки, достаём булавки и прикрепляем сколок к валику.
- Смотри, а булавки-то необычные, головка шариком, а не петелькой, - заметил Иван, - наверное, чтобы не уколоться случайно.
- А я догадалась, что сколок – это схема кружева, сказала Марья, глядя, как девочки прикалывают к валику лист бумаги.
- Совершенно верно, - откликнулся Сфероскоп.- Кстати, чем толще берутся нити, тем толще должны быть и булавки.
- Теперь пора начать наматывать нити на коклюшки, - мастерица взяла белый клубок, вытащила из него ниточку и стала осторожно наматывать на тонкую часть деревянной палочки. - Сначала придерживаем нить пальчиком, чтобы кончик не слетел, затем можно покрутить коклюшку, нить сама будет продолжать наматываться. Помним, что ниточка связывает две коклюшки, и обрываем нить, только натянув её дважды.
Девочки за столами ловко намотали нити на коклюшки, зацепили ниточки за булавочки и начали осторожно перевивать пары нитей, постепенно прикалывая булавки, меняя местами и добавляя новые пары коклюшек. Через некоторое время появился первый квадратный узор, затем стала вырисовываться и небольшая кружевная ажурная решётка.
- А как они догадываются, куда надо втыкать новые иголки? – спросила Марья.
- Так на схеме кружева даже булавочки нарисованы, и цифры стоят, чтобы не запутаться, в каком порядке втыкать надо, - ответил внимательно приглядывающийся к рисунку Ваня.
Вдруг сфероскоп замигал красным.
- Критическая потеря заряда. Нужно срочно подключиться к источнику энергии.
Сфероскоп зажужжал и засветился тёмно-зелёным, закружил вокруг мальчика и девочки.
БРДРЫНЬХЛУЮШМЯК!
И через пару минут Иван да Марья снова были у себя в комнате, а книга была открыта на странице с деревянной лошадкой-качалкой.
Свидетельство о публикации №124110902730