Вологодское кружево

Эти рассказы о народных промыслах писались для определенного издательства. Пока не сложилось. Предлагать для публикации, тем не менее, пока никому не могу. Но и потерять написанное не хочется.

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Сидели как-то Иван да Марья, картинки   в книге рассматривали.  А книга необычная, большая, с картинками яркими. Народные промыслы  России называется.  На одной странице глиняный индюк с разноцветным хвостом, на  второй -   поднос, цветами расписанный, на третьей -  скульптура, из чёрных прутьев собранная. Но девочке больше всего понравился рисунок девушки в белом кружевном платье с  ажурным зонтиком в руке.
- Эх,  - говорит Марья, - красота! Вот бы узнать, как такое чудо ажурное делают.
- Разве ты забыла про наш волшебный сфероскоп? – отвечает Иван, - Достаём, настраиваем и отправляемся в путешествие!
И стоило ему это сказать, как перед мальчиком  появился маленький радужный шар. Ребята положили на него руки  и произнесли волшебные слова:
Знать хотим про всё на свете,
Кто поможет, кто ответит?
Нас волшебный  сфероскоп
За собой ведёт вперёд!
Шар засветился оранжевым, и механический голос скрипуче произнёс:
- Прошу выбрать нужную локацию.
- Вот сюда, - быстро произнесла Марья и показала на картинку  девушки в ажурном белом платье.
- Информация принята. Начинаю поиск,  - разноцветный шар  подлетел к книге, завис над выбранным изображением, засветился жёлтым,-  совпадение найдено.  Кружево Вологодское.  Подтвердите начало перемещения.
- ДА! – одновременно закричали Иван да Марья и взялись за руки.
Сфероскоп засиял зелёным, закружил вокруг мальчика и девочки.
БРДРЫНЬХЛУЮШМЯК!
И через пару минут в комнате уже никого не было.

***
Комната, в которую попали дети,  была вся в кружевах.  На стене висел кружевной ковёр,  около стола, покрытого кружевной белой скатертью,  спиной к ребятам  стояла  девушка в кружевном платье с накидкой и изящной шляпке.
- Где это мы? – тихо спросила Марья, оглядываясь.
- Вологодский музей кружева, - тут же  негромко отозвался Сфероскоп.
- Ой, извините, пожалуйста, мы не хотели вам помешать, - извинился Иван, делая пару шагов вперёд к девушке.
- Перед кем ты извиняешься? – удивилась Марья. -  Это же манекен.
Подойдя поближе  и присмотревшись, мальчик согласно кивнул.
- Действительно, манекен.  А сразу  и не поймёшь.  Даже руки в ажурных перчатках!
Марья  тоже подошла поближе. Она  осторожно, едва касаясь, дотронулась до ткани.
- Невесомая! Смотри, тут и снежинки, и еловые веточки, и фигуры разные. Словно в новогоднюю сказку попали!
- Красиво, - не стал спорить Иван. – Только  эти ажуры все для девочек.
- А вот и нет! – не согласилась Марья. – Кружева даже на княжеской одежде были!
- Подтверждаю, - вклинился в разговор скрипучий голос  Сфероскопа. - В Ипатьевской летописи  есть запись, датированная   1252 годом. Там упоминается  о  встрече   русского князя Даниила Галицкого  с венгерским  королём. Сказано, что князь был одет «кожюх», обшитый «кружевы златыми»
- Что ещё за кожух? – спросил  Иван.
 - Активирую режим словаря, - прибор засветился жёлтым, - кожух — это верхняя одежда,  из овечьих и телячьих шкур, которую в древности носили славяне. Упоминание о ней есть даже  в знаменитом Слове о полку Игореве…
- Всё, всё, - перебил Иван, - достаточно исторических справок. Я  вот  другого не пойму. В летописи говорится про кружево золотое, а тут всё белое.
- Дать историческую справку? – тут же откликнулся Сфероскоп, и Ване показалось, что в звучании маготехнического  прибора слышны ехидные ноты.
- Давай, - ответила  Марья. А ещё лучше покажи.
Сфероскоп засиял  синим   цветом, и перед ребятами возник большой экран. Сначала он был белым, потом там появились очертания небольшой комнаты. На полу стояли деревянные лавки. На них сидели девушки и молодые женщины в сарафанах. Волосы  украшены разноцветными лентами. А в центре стояла высокая худая дама в длинном платье и небольшой шляпке.  Она держала в руках кружевной воротничок.
- Русскому царю Петру Первому очень понравились голландские кружева с изображением  тюльпанов и других цветов, и он позвал нескольких мастериц в Россию, чтобы  они научили искусству кружевоплетения,  – озвучил происходящее на экране волшебный прибор.
- Это что ж выходит, - удивилась Марья, - знаменитое Вологодское кружево вовсе не русское, а голландское получается?
- Не надо торопиться, - проскрипел Сфероскоп, - русские мастерицы использовали льняные нити. Сначала повторяли  узоры золото-серебряного кружева, но потом стали придумывать свои рисунки.  Вот, смотрите, - на экране появились два кружевных полотна.-  Одно – даже на вид тяжёлое,  с золотыми нитями. А на другом -  всё белое, лёгкое, ажурное!
- Значит, наши мастерицы такое чудо белоснежное сами придумали! – довольная воскликнула Марья.
- И что, прям с времён Петра Первого  много на Руси кружевных мастерских и  фабрик стало? – уточнил Иван.
- Сначала  в некоторых русских усадьбах появились  мастерские, где крепостные крестьянки  плели кружева. Правда, иногда и сами дворянки увлекались кружевоплетением – ответил механический голос.
- А девушкам нравилось плести кружева?
- Эх, Ваня, - вздохнула Маша, -  на Руси крепостное право отменили только в 1861 году. Кто же крепостных спрашивал, что им хочется?
- Совершенно верно, - подтвердил Сфероскоп, - девочек начинали учить плести кружево лет с пяти. Мальчиков, кстати, иногда тоже.
- Не хотел бы я оказаться в том времени! – возмутился Иван, -  никакой справедливости!
- Жить тогда я бы тоже не хотела, - согласилась Марья, - но узнать про первые фабрики кружев хочется.
 - Начинаю историческое перемещение.  Временная точка прибытия- 1820 год. Место -  имение помещицы  Варвары Засецкой, сельцо Ковырино, около Вологды. – И сфероскоп  засветился зелёным цветом.
БРДРЫНЬХЛУЮШМЯК!

Через пару минут  ребята оказались в большой светлой комнате с высокими потолками.  Худая женщина в синем бархатном платье смотрела в окно, время от времени нетерпеливо постукивая пальцами ухоженных рук по подоконнику.  Скрипнула дверь, пропуская невысокую девочку. В руках та держала несколько деревянных палочек.
- Ну что, Анютка,  узнала, как кружево плести? –  спросила женщина, оборачиваясь.
- Узнала, Варвара Александровна,  показали и как нити на коклюшки наматывать, и как узоры делать.
- Коклюшки - это небольшие гладкие деревянные палочки, на которые наматываются нити, - включился  засветившийся  синим сфероскоп, - каждая имеет так называемую  шейку, на которую наматывают нити. Нить объединяет две коклюшки в пару.  Поэтому при плетении  всегда берётся только чётное количество коклюшек. Плетут, перекидывая и перекрещивая коклюшки с нитями, следуя схеме рисунка. Изготавливаются  коклюшки из берёзы, клёна, орешника, можжевельника.
- А почему эти палочки для кружев  так называются? – поинтересовалась Маша.
- Коклюшки мелодично перестукиваются,  издавая звуки  похожий на «цок», «кок».

Помещица тем временем продолжила:
- Хорошо,  пряхи у нас свои есть, нити сделают. А ты пойди,  выбери из моих дворовых девок семерых  самых способных да прилежных, чтоб  научились кружева плести,  ажурные воротнички и чепчики делать.  Узоры сама нарисую, чтоб ни у кого больше таких кружев не было!
- Слушаюсь, барыня – поклонилась девочка и вышла.
- Скоро  будет у меня настоящая  кружевная фабрика, - мечтательно проговорила барыня, а у  дочек приданое кружевное, какого у других нет.
За дверью что-то загремело, и дети, невидимо наблюдающие за происходящим, невольно вздрогнули.
- Парашка, - воскликнула  помещица, - опять самовар уронила! Что за бедовая девка, придётся плетями поучить вниманию и аккуратности! – с этими словами  она вышла, громко хлопнув дверью.
- Как это плетями поучить? -  охрипшим голосом спросил  Иван.
- Так крепостные никаких прав не имели, - печально ответила Маша, - что хотели помещики, то с ними и делали.
- И девочку эту, Аннушку…? Ей же лет десять всего… Неужели тоже плетями запороли?
- Одиннадцать – откликнулся Сфероскоп. -  Анна Лебедева  прожила долго,  до 79 лет, всю жизнь плела кружева. Была лучшей мастерицей, оттого и замуж её  Варвара Засецкая не пустила.
-  Ужасно как! - Ваня даже кулачки сжал от возмущения, - хорошо, что крепостного права больше нет!
- Крепостное право  было отменено в России в 1861 году, - тут же выдал историческую справку Сфероскоп.
-  А как сейчас кружева плетут? – спросила Маша, желая отвлечь от грустных размышлений.
- Активирую режим создания виртуального мастер- класса, - Сфероскоп засветился жёлтым. Ближайшая к детям стена замерцала, стала прозрачной, а затем и вовсе исчезла. Иван с Марьей сделали вперёд несколько шагов. На этот раз помещение было вполне современным и чем-то напоминало просторный школьный класс. Только вместо парт стояли небольшие столики, на которых лежали листы бумаги, овальные подушки-валики на деревянных подставках, коробочки и небольшие корзинки с клубками ниток. За столиками на удобных стульях с резными деревянными спинками сидели пять девочек лет десяти-двенадцати.   

Открылась дверь, вошла женщина в белой рубашке,  клетчатом сарафане и   ярком красном платке на голове. В руках у неё было несколько коклюшек.
- Рада нашей новой встрече, - начала говорить мастерица, - В прошлый раз я рассказала про историю вологодского кружева и показала, как его плетут. А сегодня мы начнём создавать эту ажурную красоту сами. Сначала выбираем узор будущего кружева, тот рисунок на листочке, который понравится больше всего. Теперь открываем маленькие  коробочки, достаём булавки и прикрепляем  сколок к валику.
- Смотри, а булавки-то необычные,  головка шариком, а не петелькой, - заметил Иван, - наверное, чтобы не уколоться случайно.
- А я догадалась, что сколок – это  схема кружева,  сказала Марья, глядя, как девочки прикалывают к валику лист бумаги.
- Совершенно верно,  - откликнулся Сфероскоп.- Кстати, чем толще берутся нити, тем толще должны быть и булавки.
- Теперь пора начать наматывать нити на коклюшки, - мастерица взяла белый клубок, вытащила из него ниточку и стала осторожно наматывать на тонкую часть деревянной палочки.  -  Сначала придерживаем нить пальчиком, чтобы кончик не слетел, затем  можно покрутить коклюшку, нить сама будет продолжать наматываться. Помним, что ниточка связывает две коклюшки, и обрываем нить, только натянув её дважды.
Девочки за  столами ловко намотали нити на коклюшки, зацепили ниточки за булавочки и начали осторожно перевивать пары нитей, постепенно  прикалывая булавки, меняя местами и  добавляя новые пары коклюшек. Через некоторое время появился первый квадратный узор, затем стала вырисовываться и небольшая кружевная ажурная решётка.
- А как они догадываются, куда надо втыкать новые иголки? – спросила Марья.
- Так на схеме кружева  даже булавочки нарисованы, и цифры стоят, чтобы не запутаться, в каком порядке втыкать надо,  - ответил внимательно приглядывающийся к рисунку Ваня.
Вдруг сфероскоп замигал красным.
-  Критическая потеря заряда. Нужно срочно подключиться к источнику энергии.
Сфероскоп зажужжал и засветился тёмно-зелёным, закружил вокруг мальчика и девочки.
БРДРЫНЬХЛУЮШМЯК!
И через пару минут Иван да Марья  снова были у себя в комнате, а книга была открыта на странице с деревянной лошадкой-качалкой.


Рецензии
Написано интересно и талантливо.

Сергей Лутков   09.11.2024 11:39     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю за отклик!

Мария Лаврук   10.11.2024 11:08   Заявить о нарушении