О школе сказочников
Сказка всегда оптимистична. Жизнеутверждающая идея сказок вызывает у детей ответные чувства и создает ощущение защищенности. Она покоряет богатством вымысла, образами и удивительным переплетением фантастического и реального, что так характерно для детского восприятия.
Характеризуя эту особенность детского восприятия, В.Г. Белинский писал: «...посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, как жадно они слушают рассказы о волшебстве. Что это доказывает? Потребность бесконечного, предощущение таинства жизни, начало чувства поэзии...»
Сказки создают для ребёнка особый мир, который дети активно воспринимают, и для них важнее всего становится содержание. В процессе слушания и создания сказки происходит знакомство с родным языком.
Актуальность данной общеобразовательной программы заключается в том, что детское воображение неразрывно связано с жизненным опытом ребёнка. Однако формирование творческого воображения — это сложный технологический процесс, который закладывает прочный фундамент развития личности, начиная с пятилетнего возраста. Если упустить этот период становления творческого воображения, в дальнейшем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и творческой деятельности. Поэтому дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа сказочников» предлагает эффективные методы развития воображения детей, начиная с пяти лет, одним из которых является сказка.
С самого раннего детства лучшим другом ребёнка всегда была сказка. Это особая реальность мира чувств, которая раскрывает для ребёнка рамки обычной жизни только в сказочной волшебной форме. Открытость ребёнка к сказке обусловлена тем, что в ней нет прямых наставлений. Через героев сказки ребёнок воспринимает и проецирует на себя высоконравственные качества: отзывчивость, самоотверженность, взаимовыручку и доброту. Ведь каждый ребёнок — фантазёр, каждый любит выдумывать и сочинять. Сочинительство для детей — это школа мышления, способ развития речи, эмоций и творческого воображения. Задача педагога — направить детскую фантазию в нужное русло и научить ребёнка сочинять сказку самому.
Гипотеза Чтобы успешно развивалось творческое воображение и коммуникативные навыки у обучающихся, необходимо индивидуальное и коллективное словотворчество, сочинительство.
Новизна данной программы заключается в создании постоянно действующего образовательного и воспитательного пространства, способствующего развитию у обучающихся творческого воображения, фантазии, словотворчества и интонационной выразительности. Программа также формирует умение сочинять и рассказывать сказочные истории, а также работать в команде.
Целесообразность дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Школа сказочников» разработана для обучающихся с целью развития умений сочинять авторские сказки и истории. Содержание программы является межпредметным и обусловлено общей нацеленностью созидающего процесса сказирования (в данном контексте — сочинения сказок) на достижение метапредметных целей.
Программа основана на компетентностном подходе, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций. В программе реализуется коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление и тренировку материала в творческой и игровой форме. Деятельностный подход осуществляется через такие формы работы, как совместные упражнения и размышления, игры и коллективное сочинение сказок. Занятия проводятся в учебном кабинете, где столы расставлены полукругом, что позволяет общаться в кругу и внимательно слушать друг друга. Задания в «Школе сказочников» помогут обучающимся создать сказочный мир, где они будут главными героями, что формирует у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость и патриотизм.
Важное условие раскрытия творческих способностей детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок смог познать «радость успеха». По завершении программы обучающиеся должны овладеть навыками и умениями сочинять собственные сказки и оценивать их, рассказывать свои сказки так, чтобы было интересно слушать, слушать сказки других сверстников и участвовать в их обсуждении, а также выполнять правила, заданные в группе.
Организацию деятельности по обучению сочинению сказки можно выразить словами В.А. Сухомлинского: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным и сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, — воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте и вдохновляйте его ум красотой слова, мысли. А красота родного слова, его волшебная сила раскрывается прежде всего в сказке. Красота родного слова — его эмоциональные краски и оттенки — доходят до ребёнка, трогают его, пробуждают чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум — ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребёнка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».
Именно сказки могут быть средством достижения этой цели, так как они известны детям и входят в число самых любимых ими произведений искусства. Они содержат богатый языковой материал, и дети знакомятся с родным языком в процессе слушания и создания сказок. Кроме того, «сказка — это духовная жизнь детей», это та сфера творчества, в которой они утверждают свои способности, переживают первое чувство гордости от того, что создают что-то сами, это познание себя и мира вокруг. Сказка длительное время сопровождает детей и остаётся интересной даже тогда, когда наступает зрелость.
Отличительные особенности данной программы заключаются в общих дидактических принципах научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними существуют принципы, которые определяют содержание, формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
Принцип коммуникативности, который предполагает обучение видам речевой деятельности в целях общения;
Принцип сознательности, который предполагает осознанное, сознательное усвоение простых техник составления сказочных сюжетов;
Принцип учёта индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание работы определяется с учётом их индивидуальных интересов;
Принцип занимательности.
Занимательность — это одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Она достигается главным образом путём использования материалов игр, шарад, ребусов и загадок, а также привлечения средств наглядности — картин, слайдов, рисунков, иллюстраций авторских и народных сказок, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Она удовлетворяет интеллектуальные запросы обучающихся и развивает у них любознательность;
Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью формулировок тем занятий и формы преподнесения заданий. Дети обучаются составлять сказочные сюжет через речевую и визуальную деятельность.
В основу организации работы с обучающимися положен системно-деятельностный подход. А также выбраны такие виды деятельности обучающихся, которые направлены на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы. Одновременно осуществляется развитие творческого потенциала обучающихся, их участие на студийных театрализованных посиделках, литературных игровых викторинах, костюмированных карнавалах и других массовых мероприятиях.
Таким образом, одним из значимых направлений в общеразвивающей дополнительной программе «Школа сказочников» является формирование умения детей сочинять новую сказку по выбранному алгоритму, с использованием наглядности и в соответствии с индивидуальной задумкой. Программа содержит отобранную систему понятий, на основе которых строится работа по самостоятельному сочинению сказки. Содержание обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции.
Адресат программы: обучающиеся с 5 до 15 лет.
Психологические особенности возраста обучающихся.
По данной образовательной программе могут заниматься обучающиеся от 5 до 15 лет. Представленные темы учебно-тематического плана могут быть адаптированы под различные возрастные категории детей. Старший дошкольный возраст (5-6 лет) характеризуется формированием интереса в познавательной деятельности, поэтому программа нацелена на заинтересованность детей в новых впечатлениях.
Своеобразие младшего школьного возраста (7-10 лет) состоит в формировании интереса к конкретным знаниям, поэтому выстраивать методическое обеспечение программы этого возрастного периода необходимо на знаниях компонента в различных областях.
Дети подросткового возраста (11-15 лет) стремятся к аналитическому подходу к самостоятельному творчеству.
Свидетельство о публикации №124110703658