7-4-3 Горьковчане
http://stihi.ru/2024/11/02/7741
* 5 * (в работе)
Ты слышал о "Бурлацкой слободе"?
О детях голодающих Поволжья?
В закрытом городе жизнь, как острожья,
Не хлебосольна, не на веселе?
В Москву за колбасой и за закуской?
Всё словно нерадушно, не по-русски,
Всё горько, незавидно, как на дне?
"Вверх по течению"... мы лямку тянем,
Как волжские тянули бурлаки.
"Эх, ухнем!.." - громко песню запеваем,
Нам подпевают печи и станки!
С фантазией у нас народ, не грустный!
Москве и Ленинграду продавал
И горьковский гипюр, и кружева.
------------
aBBaCCa DeDe Сgg
07.11.2024
Фото из интернета: нижегородский (горьковский) гипюр
Панно "Древо жизни"
Художник: Максимова Г. Г.
Размер: 200х300
Материал: Лён 100%
Ручной гипюр, стежило одновременно 6 человек
Это удивительное панно символизирует "Древо жизни", которое является символом жизни. На стволе можно разглядеть изображение человека (ребенка), а руки матери нежно обнимают его. Увидели?
======*======
2 июля 2020 г. согласно Указу Президента РФ Владимира Путина городу Нижнему Новгороду было присвоено звание «Город трудовой доблести».
*
За годы Великой Отечественной войны горьковчане дали фронту более 38 тысяч танков, самоходных установок и бронемашин, более 43 тысяч минометов, более 16 тысяч самолетов, 27 подводных лодок, почти 110 тысяч автомашин, около 102 тысяч артиллерийских орудий, 1165 «Катюш», три бронепоезда, более 150 миллионов боеприпасов.
*
История горьковского гипюра
Горьковский гипюр (франц. guipure) — это техника сквозной вышивки удивительной красоты и своеобразием своего орнамента. Эта вышивка прозрачностью и легкостью напоминает кружево. Строчевышивальный промысел на территории Нижегородского края зародился в конце 19 века и как самостоятельный вид вышивки складывался постепенно.
В 80-годы 19 века снизился спрос на коклюшечное кружево, популярность набирает вышивка белой гладью, английская прорезная гладь, белая строчка. Сначала мастерицы вводили в традиционную белую строчку новые приёмы, выбирая самые интересные разделки, чтобы вышитые изделия нравились покупательницам. Так появилась вышивка с усложнённым узором из длинных пушистых настилов. Подобная сквозная вышивка со своеобразным орнаментом не встречается в других районах России.
Строчевой промысел в Нижегородской губернии быстро набирал оборот. В 1894 году вышивкой занимались более 4000 строчей, проживавших в регионе. Работали вышивальщицы по 15-18 часов в сутки. Дети помогали — занимались дёржкой сетки. Вышитые изделия отправлялись в модные магазины Москвы и Петербурга.
После прихода советской власти, в начале 1920-х годов местные мастерицы объединяются в артели. В 1924 году в селе Катунки вышивальщица Софья Николаевна Дубынина организовала Катунскую трудовую картель по строчке и вышивке.
В январе 1927 года в селе Василёво организовали артель (с 1937 года — артель имени Чкалова), которая выпускала покрывала, скатерти, занавески с ажурной ручной вышивкой.
Во время войны 1941 — 1945 годов артель практически не занималась строчкой. Мастерицы плели маскировочные сетки и вышивали знамёна.
1945 — 1960 годы стали расцветом горьковсковского гипюра. В артели трудятся талантливые мастера: С.П. Стрелкова из Котунок — автор знаменитой «катунской ветки», Е.А. Похвалинская из Новинок, О.А. Курантова из Чкаловска и другие. В этот период создаются высокохудожественные уникальные произведения, которые были не раз удостоены медалей и почётных грамот на отечественных и зарубежных выставках. Руководила артелью В.Т. Куликова, которая значительно повлияла на орнамент и фактуру горьковского гипюра: она ввела в него разделки из длинных пушистых стежков. Такие стежки катунские мастерицы использовали ещё до революции, но в первые годы работы артелей о них подзабыли.
В 1960 году артель имени Чкалова преобразовали в Чкаловскую строчевышивальную фабрику, а артели Катунская, Чистовская, Пуреховская и другие стали её подразделениями. В это время трудоёмкий процесс строчевой вышивки на фабрике частично механизируется. Швейные машины облегчают труд вышивальщиц.
В середине 1960-х годов ведущим художником Чкаловской фабрики становится Галина Григорьевна Максимова, автор многих массовых изделий, а также выставочных образцов строчевышивального искусства. «Древо жизни» — одна из её работ.
В 1970-е годы основным направлением Чкаловской строчевышивальной фабрики становится постельное и столовое бельё, украшенное вышивкой. В 1970 — 1990е годы, как и раньше, получают развитие геометрические и растительные орнаменты, которые становятся богаче и разнообразнее. Фактура вышивки тоже поменялась за счёт добавления в узор длинных, пушистых стежков. Если раньше использовались ткани только белого цвета, то теперь используются основы как пастельных, так и ярких цветов.
Сюжетные композиции становятся более разнообразными. Стали вышивать композиции, посвящённые большим общественным событиям и юбилейным датам жизни нашей страны.
=======*=======
Мира ПОЛЯНСКАЯ (НН)
(в работе)
НК-1. Приглашение
http://stihi.ru/2024/11/01/5835
НК-2. 4 ноября
http://stihi.ru/2024/11/04/1692
НК-3. Саровская земля
http://stihi.ru/2024/11/05/3819
НК-4. А. Д. Сахарову
http://stihi.ru/2024/11/06/2562
НК-5. Горьковчане
http://stihi.ru/2024/11/07/3241
НК-6. Матери Б.Корнилова
http://stihi.ru/2024/11/08/4162
Схемы:
AbbAccA dEdE fGG
AbbAccA dEdE dFF
AbbAccA dEdE cFF
AbbAccA dEdE bFF
Свидетельство о публикации №124110703241