He отврати лица Твоего. Гедеон в Америке
Пока валаамские впечатления были ярки и свежи, сочинение шло легко, а в памяти с завидной частотой самопроизвольно всплывали зримые образы участников тех памятных событий: Крузенштерн, Лисянский, Баранов, Резанов, архимандрит Иоасаф...
Печальное свойство времени — стирать лица и поступки, — и в этом случае сыграло злую шутку: они — эти образы — стали расплываться и тускнеть, становиться менее значимыми, затмеваться новыми лицами и событиями. Однако, христианский долг и желание воскресить те далекие, важные для понимания человеческой сути события в наше мельтешащее пустяками время, побуждают собраться с мыслями и завершить начатое.
Наше повествование, уважаемый и доброжелательный читатель, успешно миновало экватор и прежде, чем наиболее терпеливые и не потерявшие к нему интереса (за что я им искренне признателен) приблизятся к финалу, представлю еще одного немаловажного персонажа истории американского миссионерства из Санкт-Петербурга, путешественника, отправившегося в кругосветное плавание в месте Н. Резановым в русскую Америку на шлюпе Лисянского «Нева».
Соборный иеромонах Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге Гедеон — весьма примечательный деятель Кадьякской духовной миссии. Уполномоченный решением Священного Синода и проживший на острове Кадьяк с 1804 по 1807 годы иеромонах Гедеон был свидетелем и самого сложного период миссионерства отца Германа, и трагических перипетий судьбы Николая Резанова, документальные свидетельства о которых сохранила рукопись Гедеона, охватывающая период с начала его путешествия 1803 году до момента отъезда в 1807.
Отец Гедеон (в миру Гавриил Федотов) в июне 1803-го года, в звании иеромонаха Киево-Печерской Лавры, учителя риторики и французского языка Белоградской Семинарии, был «истребованъ митрополитомъ Амвросием от преосвященнаго Курского и назначен учителем в Александро-Невскую Семинарию». Тогда же стал соборным иеромонахом Лавры и отправлен Святейшим Синодом в морскую экспедицию вокруг света «для обозрения новокрещенных в Американских Российских «заведених» Христиан и евангельского у них учения и Богослужения.
Гедеон, судя по стремительной церковной карьере человек весьма близкий к митрополиту Амвросию, в русской Америке пользовался сравнительно независимым положением. Все его переписка адресована либо лично митрополиту, либо камергеру двора Николаю Петровичу Резанову, командированному с поручением правительства для ревизии русских колоний, а также перспективной оценке состояния американских торговых дел. Сохранившиеся письма Гедеона содержат только проверенную информацию и имели серьезное значение для колониальных дел.
О гибели архимандрита Иоасафа, изначально возглавлявшего кадьякскую духовную миссию, на компанейском судне «Феникс» в 1799 году, в Петербурге стало известно только спустя много месяцев и то по косвенным признакам (найденным обломкам «Феникса»).
В 1803 году возник вопрос о прибытии в колонии нового епископа, однако, руководство Российско-Американской компании отнеслось к этому предложению весьма сдержанно: привилегии уже были получены, а рвение к «вере христовой» за ненадобностью ее в целях извлечения сверхприбылей заметно убавилось. Главное правление компании ответило Синоду, что в новом епископе потребности не ощущается и что «пребывание тамо епископа, учрежденного единственно для посвящения из тамошних урожденцев в духовный сан, еще не время, за неназначением доньше главного сборного места, где бы оседлости компании были обеспечены со стороны хорошего климата и почвы земли для хлебопашества и других заведений». Мало того, компания не только выступала против учреждения епископства в колониях, что потребовало бы от нее значительных расходов, а всячески пыталась дискредитировать деятельность уже находившихся там священников.
Одной из главных задач иеромонаха Гедеон было оценить реальное состояние дел в колониях, о коем доложить Синоду.
Своими первыми впечатлениями по прибытии на остров Кадьяк Гедеон поделился в письме от 1 июля 1804 года: «На горе новый правительский Дом с Библиотекою; а от него в виде продолговатого четвероугольника восемь разных семейственных домов. Против правительского Дома при самой оконечности мыса стоят церковь и колокольня с ветхими крышами. Пред самым входом в церковь по правую сторону общая компанейская поварня, a пo левую сарай для байдар и разных поделок; позади сарая кладовые для кормов и балаган, т. е. сарай на столбах для юколы, в котором пол из жердей для свободного проходу воздуха. В кладовых содержатся китовое, сивучье и нерпячье мясо, жир китовый и сивучий, ягоды брусница, морошка. За сим под горою старый правительский дом, где теперь находится Российско-Американское Училище, ветхие покои для духовной миссии, общая компанейская баня, круглый кажим (жилище), где живут компанейские каюры и больные, и новый сотский двор. С великим трудом и неудовольствием сеют немного ячменя и овса. Coxy таскают алеуты вместо быков. Некоторые из тайонов Кадьякских по приезде г-на Резанова построили себе по одной русской горнице — без печей, хотя и все ему дали обещание строиться по примеру русских, но они не имеют к тому довольных сил и способов».
Необходимо отметить, что первые годы царствования Александра I были проникнуты стремлениями ко всеобщему просвещению и гуманизму, и правитель колоний Баранов не смел оказывать явного противодействия миссии в деле христианского просвещения и обучения туземцев особенно в присутствии прибывших из Петербурга с инспекцией Гедеона и Резанова.
В 1805-го году Гедеон открыл реальное (и единственное) Кадьякское Училище, распределив учащихся на два класса. В первом 30 человек обучались чтению, письму, правилам для учащихся, и краткому катихизису. Bo втором 20 учеников — грамматике российской, арифметике, Священной и Светской историям и географии. Кроме наук были не забыты предметы, касающиеся ведения хозяйства: устройство огородов, посадка овощей, сбор лекарственных трав и кореньев. При училище даже были открыты классы сапожного мастерства.
Позднее Гедеон пишет отцу Герману: «По прибытии моем на «Неве» в дикообразный и удаленный сей край, первое возрение как на суровость климата, так на нагую грубость природы, сотрясало все мои чувства ужасом. Но, когда увидел вожделенише плоды ревностных ваших успехов в ласковом с Американцами обращении и в производимом чрез них земледелии и хозяйственной экономии; то такая неожиданная приятность наполнила Дух мой сладким спокойствием. По том для образования края сего признал за лучшие во основание положить три начала: 1-ое Земледелие, 2-ое Просвещение, 3-ье разумножение народа, и просил меня напрягать к тому всех умы, чтобы скорее можно было облагодетельствовать край сей».
О печальном состоянии дел миссионерских Гедеон докладывал в Санкт-Петербург: «Иеромонах Афанасий 50-ти лет, монах Герман 48-ми лет любители пустыни, имеют желание остаться в Америке; но по притчине со светскими данного им дома, где невозможно избежать от молвы, безмерных соблазнов и всяких безобразных и безчеловечных от русских частию между собою, по много более с американцами чинимых поступков, также за дальностию к доставлению дров и других нужных для дома вещей, и по неспособности и тесноте самаго места, — весьма скучают. Но намерение их в том состоит, чтоб, удалясь на какое-нибудь расстояние от тех бурных мест, иметь тихое себе пребывание, особую вблизи церковь, и, есть ли ни с какой стороны т. е. казенной или партикулярной невозможно будет иметь в пропитании своем и во всех нужных вещах подкрепления, то пo крайней мере в надежде на собственные труды, избрать для строения к лесу и для приуготовления рыбы к речке близкое и к распространению огородов способное место.
Святейший Архипастырь! Услыши и мой вопль. He отврати лица Твоего, высокомилостивый Отец, от отрока малаго — единаго от Святительскаго Твоего Дому, яко скорблю; скоро-скоро услыши мя; — изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему. Вашего Святейшества и проч. Июня 2-го мая 1805-го года. Кадьяк».
Свидетельство о публикации №124110702895