Хварна и цветочные юноши
У разных народов легенды живут
О доблести и благородстве.
Они прославляют дела и труд
Тех, кто об общем благе печётся.
Доблесть , честь во все времена
Дорого стоила - была бесценной.
Хварна сияет как нимб золотой
У героя над его головой.
Юноши из корейских семей
Призваны были стать лучшими
На полях брани и в жизни.
Верно служить стране и в боях
Не жалеть для того своих жизней.
Мало рубакой в боях прослыть.
Надо взрастить благородство.
Кодекс особый воспитан был в них
С рыцарством было сходство.
Науки, искусство, поэзию, слог
Призвали наставники к ним.
Возвышенных истин творящий поток
Пронизал их мысли и ум.
Цветочные юноши звали их
Не за изнеженный нрав.
Они не боялись боли и ран
Шли путём ветра и лун.
Войны проходят, приходит мир.
Он требует умных творцов.
Хвараны и здесь не знали покой.
Строили мирную жизнь.
Толщи времён размывают лики
Что –то ушло безвозвратно.
Время нельзя повернуть вспять,
Нельзя повернуть обратно.
Сквозь толщу веков пробивается свет
От ратных побед, благородства
Юношей верных присяге , их честь
Находит сегодня сходство.
***---Ра. Ли. Ев.---***
Иллюстрация и информация из интернета.
ХВАРНА – (зенд.) , частица божественной силы и мудрости, даруемая нам и приближающая человека к его Отцу. Она не только освобождает от рабства судьбы, но и возносит над ограниченным временем. Обычно хварну изображают как светящийся нимб. Божественный огонь преображает не только наш внутренний мир, но и внешний вид, и если человек получил этот дар, то у него на теле обнаруживаются его признаки. По своим «масштабам» , силе и способу получения хварна делится на три вида. Самой главной является хварна царя, которая дается по Божьей воле в счет будущих великих дел. Хварна жреца переходит по наследству и служит признаком чистоты рода, наградой за благие дела предков человека. Хварной воина человек награждается за добрые дела при этой жизни. Символами трех хварн являются три огня, горящие в зороастрийских храмах. Синонимы: Барух, Барака, Хварено. О ХВАРНО - сияющей жизненной силе, обладание которой даёт счастье и могущество; самом славном, всё превосходящем, наилюбезном, наиразящем, наиловчайшем, неуловимом, высшем средь созданий Ахуры Мазды; в облике птицы приставшей к первому смертному человеку - властительному Йиме, сообщают тексты «Авесты».
В далёкие от нас годы именно благодаря ХВАРНО: Были в царстве Йимы ./ Равно неистощимы / И пища, и питье, / Бессмертны скот и люди / Не вяли растенья, / Не иссякали воды; / И не было в том царстве / Ни холода, ни зноя, / Ни старости, ни смерти, / Ни зависти зловредной, / Покуда не солгал он: / Неистинное слово / Не взял себе на ум. / Когда же это лживое, / Неистинное слово / Он взял себе на ум, / То отлетело зримо / От Иимы Хварно птицей Варагн.
7 октября праздник Хварны.
Хвараны – так в древнем корейском царстве Силла называли искусных воинов, которых начинали обучать с юных лет. Некоторые историки сравнивают хваранов с японскими самураями. Чем занимались хвараны на войне и в мирное время? И почему начиная с X века корейские правители постарались сделать все возможное, чтобы стереть информацию о хваранах из памяти людей?
Кем были хвараны? "Если мы будем говорить о воинском воспитании хваранов, мы увидим, что они изучали колоссальное разнообразие оружия – до 108 элементов различного вооружения. Это и копья, и метательные звезды, и кинжалы, и мечи, и алебарды, и прочее. С чем связано число 108? Число 108 – это священное число буддизма", – сказал востоковед Балтазар Шальденбран Хвараны появились в конце VI века в древнекорейском государстве Силла. Информация об этих войнах крайне скупая – старые стихи и поэмы, сказки, немногочисленные исторические тексты и несколько сохранившихся фресок, которые дают представление о том, как выглядели "цветочные юноши".
"По-корейски это звучит "хоаран" и состоит из двух иероглифов ;; (хоа) – "цветок", ;; (ран) – "мужчина". Это означает "цветущий мужчина", то есть молодой человек", – пояснил эксперт Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Евгений Ким. "Путь ветра и луны"
В летописях указано, что в 576 году ко двору правителей Силлы призвали юношей 14–15 лет, чтобы из самых достойных сделать лучших бойцов и полководцев. Шла затяжная война между соседними корейскими государствами Пэкче и Когуре. Программу подготовки идеальных воинов назвали "Путь ветра и луны".
"Первый принцип – это быть верным государю, второй принцип – почитать и быть верным родителям, третий принцип – быть в хороших отношениях с друзьями, четвертый принцип – в бою не отступать, пятый принцип – с поверженным врагом надо поступать, исходя из обстоятельств, то есть не обязательно проявлять жестокость", – отметил Евгений Ким.
Избранные воины закаляли тело, психику, учились обращаться со всеми видами оружия, сражаться верхом на коне. Но не менее важна для хваранов была интеллектуальная подготовка.
Они изучали литературу, поэзию и в свободное от войны время практиковали свои этические и моральные навыки. И эта каста является носителем еще и культурного кода Кореи", – сказал Балтазар Шальденбран. Какие мистические свойства приписывались хваранам?
За отбор кандидатов и подготовку хваранов отвечали специальные наставники – вонхва, в переводе – "источники цветов". На всю страну их было всего несколько человек. Курс подготовки "цветочного мужа" длился четыре года. "И надо отметить, что все это обучение было за их деньги. Государство за это не платило. Хваранов было не так много. Это были все-таки, я считаю, люди из более-менее состоятельных семей", – отметил Евгений Ким.
Некоторые источники утверждают, что один "цветочный муж" якобы стоил десятка воинов, и "Путь ветра и луны" можно назвать древней системой подготовки спецназа. Подобно японским ниндзя, хваранам приписывались мистические свойства. Якобы они умели исчезать, управлять погодой, превращаться в животных. Согласно другой, более распространенной версии, институт хваранов был нужен для подготовки советников и управленцев государства. И многие из них потом становились государственным чиновниками, полководцами и командирами воинских частей и так далее. Некоторые из них, получив хорошее образование, понаблюдав за природой и понимая ее красоту, могли стать и художниками, и писателями", – сказал Евгений Ким. Легенды о хваранах Самые известные легенды о хваранах рассказывают не об их ратных подвигах, а о готовности пожертвовать жизнью ради блага государства. Так, один из "цветочных юношей" получил приказ проникнуть в лагерь противника и убить полководца. Его поймали. Но вражеский военачальник пожалел храброго и образованного воина. Хварана отпустили. Он вернулся к своим, но не смог смириться с тем, что не выполнил задание, снова пошел в лагерь противника. В итоге его опять арестовали и казнили.
"Смерть, которую они могли причинить, шла во славу государства равносильно так же, как и их личная смерть. Если они погибали на поле боя, то становились национальными героями", – отметил Балтазар Шальденбран. Почему школы хваранов закрылись? В союзе с Китайской империей Тан Силла смогла победить в Войне Трех Царств. На несколько веков государство стало единым. Затем Силла из-за внутренней смуты снова развалилась на несколько частей. Одна из них – государство Корё – стала в будущем Кореей. В X веке Силла добровольно вошла в ее состав. Когда это произошло, трехсотлетняя история воинов-хваранов закончилась.
"Позднекорейские династии, которые правили Кореей, безусловно пытались стереть воспоминания о хваранах. Это связано с тем, что господство государства Силла, которое преобладало на Корейском полуострове до X века, было чрезмерным. Новые правители пытались затмить достижения прошлых династий", – отметил Балтазар Шальденбран.
По другой версии, закрытие школ для подготовки хваранов – это естественное течение событий. В X веке объединенная страна перестала нуждаться в "цветочных юношах" – появилась регулярная и профессиональная армия, изменились культурные традиции. Почему хваранов сравнивают с самураями? Примерно через два века после исчезновения хваранов в Японии появились самураи. У самураев и хваранов много общего. Японские воины с детства учились сражаться на мечах и стрелять из лука, почитали родителей, но больше них – своего сюзерена. Отдать жизнь за господина у самураев считалось высшим подвигом.
"Самый известный вариант кодекса Бусидо приписывается одному самураю. Его звали Ямамото Цунэтомо. Он написал кодекс, который называется Хагакурэ, что с японского переводится как "сокрытое в листве". Мысль такая же, как и в "Пути хваранов", что человек должен абсолютно, безукоризненно служить своему государю и принять смерть с достоинством", – пояснил Балтазар Шальденбран.
Корея и Япония веками не только воевали, но и перенимали традиции друг друга. Так что, возможно, самураи что-то позаимствовали из кодекса "цветочных юношей". Хвараны и самураи в массовой культуре Хвараны остались в массовой культуре благодаря книгам, компьютерным играм и фильмам. Но за пределами страны о них знают только любители корейской истории и искусства. О самураях же знает практически каждый. Это военное сословие было упразднено только в конце XIX века. Есть великолепный режиссер Акира Куросава, который экранизировал фильмы про доблесть самураев. В корейском мире такого не было, поэтому самураи просто начали раньше захватывать рынок медиапродуктов, поэтому самураи настолько популярны во всем мире, а хвараны – это уже непосредственно региональная культура
Свидетельство о публикации №124110607902