Правовые и этические основы профессиональной деяте
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФГОС, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И
КОМПЕТЕНЦИИ. Психология.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
«ОО ДПО МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ»
Реферат.
Психология — это система знаний о человеке, основанная на фактах
жизнедеятельности человека, на его восприятии мира и взаимодействию с этим
миром. Это взаимоотношения между людьми - в социуме, построение
последовательно происходящих событий, оказывающих благотворное влияние на
личность каждого человека.
Кроме индивидуальной психологии в круг явлений, изучаемых собственно
психологией, входят и отношения между людьми в различных объединениях, таких,
как коллективы, группы людей — большие и малые.
Также психология как наука раскрывает закономерности возникновения,
формирования, развития и проявления психики человека.
Психика — свойство головного мозга, обеспечивающее способность отражения
воздействия предметов и явлений реального мира. Психика имеет проявления и
формы, которые обладают многообразием.
Психика человека включает в себя субъективный внутренний мир человека,
заключающийся в мыслях, чувствованиях, переживаниях, намерениях. Видимым
подтверждением этого мира является проявление его в поступках и
взаимоотношениях между людьми.
Сознание же человека — это высший этап развития психики.
Психология как специфическая отрасль знаний изучает также и мир психических
явлений — основное содержание психики человека. Познавательные,
эмоциональные и волевые процессы характеризуют деятельность человека.
Психические свойства показывают уровень поведения в обществе и деятельности
именно данного человека. Направленность, темперамент, характер и способности
являются психическими свойствами.
К психическим состояниям относятся активность или пассивность, усталость или
бодрость, апатия или неравнодушие. Это определённый уровень работоспособности
человека.
Психические образования как явления свидетельствуют о приобретении
человеком определённого жизненного или профессионального опыта. Это особое
сочетание знаний, навыков и умений.
Взаимодействие, общение и взаимовлияние людей друг на друга, принадлежность
к определённым социальным общностям характеризуют социально-психологические
явления и процессы.
Военная психология — это прикладная ветвь психологической науки, которая
изучает особенности человеческой психики в условиях военной деятельности в
зависимости от уровня военной техники, условий военного коллектива, боевой
среды и подготовки.
Главная задача — разработка преимущественно совершенных методов боевого
командования, укрепления психологической устойчивости воинов в различных
экстремальных ситуациях, подготовка морально устойчивых солдат.
Также военная психология занимается практическими и теоретическими
исследованиями в области парапсихологических особенностей человеческого мозга с
целью внедрения солдат-агентов в войска противника, изучаются и
совершенствуются методы, применяемые партизанскими отрядами в период войны.
Предметом военной психологии является психика воина и психология воинских
коллективов. Объект изучения — личность и воинский коллектив.
Говоря о правовых и этических основах профессиональной деятельности
психологов, надо отметить важность оказания психотерапевтической помощи как
воинам и воинским коллективам, так и гражданским лицам, нуждающимся в
социальной адаптации, в медицинской помощи.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 16.09.2003 No438 «О психотерапевтической
помощи» предусматривается психотерапевтическая помощь врача-психотерапевта,
медицинского психолога и социального работника, для чего предлагается создание
психотерапевтического кабинета, организация психотерапевтического отделения или
центра.
В Приказе даётся перечень оборудования психотерапевтического кабинета,
определяется перечень задач, таких, как стационарная лечебно-диагностическая
помощь лицам с непсихотическими психическими расстройствами, расстройствами
адаптации, психическими заболеваниями в стадии ремиссии. А также
подразумевается лечебная помощь в зависимости от показаний и внедрение в
клиническую практику новых достижений в области психотерапии.
В сложных клинических случаях предлагается проведение дифференциально-
диагностических мероприятий. Для усиления терапевтического эффекта возможно
создание в отделении терапевтической среды: помощи бывших пациентов, близких
родственников, организованных групп пациентов. Для преодоления стрессовых
ситуаций также создаются условия для психогигиенической и
психопрофилактической помощи.
В Проекте Федерального закона No553338-6 «О психологической помощи
населению в Российской Федерации (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по
состоянию на 24.06.2014) говорится о психологической помощи как о системе
профессиональных мер поддержки и содействия человеку, семье, социальной группе
со стороны лиц, оказывающих психологическую помощь в предупреждении,
разрешении и преодолении психологических проблем, которые нарушают
нормальную жизнедеятельность, и мер, способствующих поддержанию
психического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации,
саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни.
При этом указывается, что психолог — это физическое лицо, имеющее высшее
психологическое образование (подтверждённое дипломом не ниже уровня
специалиста), успешно прошедшее профессиональную стажировку, сдавшее
квалификационный экзамен и являющееся членом саморегулируемой организации
психологов либо проходящее госслужбу в госорганах и оказывающее
психологическую помощь в соответствии с должностными обязанностями, либо
оказывающее психологическую помощь в государственном учреждении в
соответствии с должностными обязанностями.
Стандарт психологической помощи — документ, устанавливающий требования к
виду, объёму, срокам и качеству оказания психологической помощи.
Психологическая помощь оказывается на основании следующих принципов:
- соблюдение прав и защиты прав граждан при оказании психологической помощи,
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- добровольного получения психологической помощи и недопустимости
принудительного направления по решению организаций или третьих лиц;
- своевременности, доступности и качества психологической помощи;
- адресности ... различных видов психологической помощи;
- комплексности;
- системности;
- профессионализма психолога соответственно квалификации.
Психологическая помощь оказывается бесплатно государственными
учреждениями.
Также помощь психолога конфиденциальна. Не допускается разглашение
конфиденциальных данных. Выемка конфиденциальных сведений допускается
только по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с расследованием или
судебным разбирательством по запросу органа уголовно-исполнительной системы в
связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за
поведением условно осужденного, в отношении которого отбывание наказания
отсрочено, и лица, освобождённого условно-досрочно. Также выемка возможна в
случае угрозы жизни получателя психологической помощи и его окружению.
Психологи обязаны информировать законных представителей
несовершеннолетних лиц и лиц, признанных недееспособными, о психологических
проблемах получателей психологической помощи, при которых существует
вероятность совершения действий, представляющих угрозу для себя и окружающих.
Предоставление такой информации не является разглашением конфиденциальных
данных.
Основными видами психологической помощи являются:
- психологическая профилактика и психологическое просвещение;
- психологическое консультирование;
- психологическая поддержка;
- психологический анализ и немедицинская психотерапия;
- психологическая диагностика;
- психологическая реабилитация;
- психологическая коррекция;
- психологическая экспертиза;
- психологический тренинг.
Основные формы психологической помощи:
- очная — заочная, индивидуальная — групповая, краткосрочная — долгосрочная
— экстренная;
- в соответствии с состоянием получателя психологической помощи и спецификой
его психологических проблем;
- окончательный выбор форм, вида и объёма психологической помощи
осуществляет получатель психологической помощи;
- очная психологическая помощь оказывается при непосредственном
взаимодействии психолога и получателя психологической помощи;
- заочная психологическая помощь оказывается при помощи технических средств;
- индивидуальная психологическая помощь оказывается при отсутствии третьих
лиц — конфиденциально. При оказании психологической помощи
несовершеннолетним лицам или лицам, признанными недееспособными,
ограниченно дееспособными, допускается присутствие их законных представителей;
- групповая психологическая помощь оказывается группе получателей
психологической помощи;
- краткосрочная психологическая помощь применяется для решения актуальной
проблемы получателя психологической помощи или проблемной ситуации;
- долгосрочная психологическая помощь применяется для психологического
анализа и исследования личностных проблем, причин, условий их возникновения, а
также для немедицинской психотерапии в случаях, когда прорабатывается
множество деталей; эффект развивается медленно и носит устойчивый характер;
- неотложная психологическая помощь обеспечивает безотлагательное
психологическое консультирование получателей психологической помощи и
содействует мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных
ресурсов для выхода из кризисного состояния, способствует предотвращению
развития психических состояний, представляющих опасность для себя и иных лиц;
- экстренная психологическая помощь направлена на коррекцию актуального
эмоционального состояния и носит завершённый характер; оказывается
непосредственно на месте событий лицам, пострадавшим при чрезвычайных
ситуациях, физически, материально, психологически; членам семей, другим
родственникам и иным лицам, имеющим личные отношения с пострадавшими и
погибшими при чрезвычайных ситуациях, очевидцам чрезвычайных ситуаций,
находящимся в непосредственной близости к зоне чрезвычайных ситуаций,
специалистам, участвующим в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Обращение за психологической помощью:
- психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного
обращения;
- оказание помощи несовершеннолетним лицам в возрасте до 14 лет производится
на основании обращения родителей, опекунов или сотрудников государственных
учреждений, несущих ответственность за ребёнка;
- для оказания психологической помощи несовершеннолетним лицам до 14 лет
согласия законных представителей не требуется:
при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического,
сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;
в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном
положении, в том числе, нуждающимся в государственной защите;
при психологической профилактике в учреждениях образования, организациях
здравоохранения, органов социальной защиты;
если они оказались в чрезвычайной ситуации природного и техногенного
характера;
при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи
анонимно по телефону доверия.
Основания для отказа или прекращения психологической помощи:
- несоответствие запроса получателя психологической помощи видам
психологической помощи, предоставляемой лицом, оказывающим психологическую
помощь;
- несоблюдение получателем психологической помощи правил приёма,
установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;
- психические расстройства и расстройства поведения, выявленные в процессе
обращения или в процессе оказания психологической помощи.
Стандарты и правила психологической помощи:
1. Стандарты психологической помощи разрабатываются Всероссийским
объединением саморегулируемых организаций психологов и утверждается
федеральным уполномоченным органом.
2. Саморегулируемые организации психологов разрабатывают правила оказания
психологической помощи в соответствии со стандартами психологической помощи в
порядке, установленном Всероссийским объединением саморегулируемых
организаций психологов.
3. Стандарты психологической помощи должны обеспечивать:
- единые требования к оказанию психологической помощи;
- полноту и качество психологической помощи;
- равную доступность психологической помощи.
4. Стандарт психологической помощи включает:
- категории получателей психологической помощи;
- требования к видам и формам оказания психологической помощи;
- перечень оснований для отказа в оказании психологической помощи и порядок
направления граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в специализированной
медицинской помощи с их согласия, в специализированные лечебно-
профилактические учреждения;
- квалификационные и иные требования к психологам, оказывающим
психологическую помощь;
- порядок оказания внеочередной психологической помощи отдельным категориям
получателей психологической помощи в случае превышения спроса на
психологическую помощью над возможностью её предоставления;
- особенности оказания психологической помощи отдельным категориям
получателей психологической помощи;
- требования к месту оказания психологической помощи;
- требования к информационному обеспечению получателей психологической
помощи при обращении за её получением и в ходе оказания психологической
помощи;
- порядок подачи регистрации и рассмотрения претензий, жалоб на несоблюдение
стандартов психологической помощи.
5. Лица, оказывающие психологическую помощь, обязаны соблюдать стандарты
психологической помощи и правила её оказания.
Базовые стандарты психологической помощи должны обеспечивать:
- единство предоставления психологической помощи;
- полноту и качество психологической помощи;
- равную доступность психологической помощи.
Деятельность психолога регламентируют Семейный кодекс, документы педагога-
психолога, ФЗ о психологической помощи (Законопроект «О психологической
помощи в РФ», Проект Федеральный Закон «О психологической помощи населению
в Российской Федерации»).
Стандарты психологической помощи.
Психологу в социальной сфере, согласно Профстандарту, требуется высшее
образование по профилю профессиональной деятельности, как и психологу в сфере
образования, то есть психологическое.
В Письме Минобразования РФ от 27.03.2000 N 27/901-6 "О психолого-медико-
педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения" О ПОРЯДКЕ
СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА (ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ говорится:
- ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного
учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или
состояниями декомпенсации.
- Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного
учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель
или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ),
представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом
работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп,
педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр
(невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
- Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-
медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных
возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья
обучающихся, воспитанников.
- Задачами ПМПк образовательного учреждения являются: - выявление и ранняя (с
первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика
отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; - профилактика физических,
интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; - выявление
резервных возможностей развития; - определение характера, продолжительности и
эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в
данном образовательном учреждении возможностей; - подготовка и ведение
документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния,
уровень школьной успешности
Согласно стандарту педагог-психолог должен
осуществлять сопровождение всего образовательного процесса как в
учреждениях общего, так и профессионального образования. При этом он
должен уметь, опираясь на современные методики оценки, производить
мониторинг всего образовательного процесса.
(Этический кодекс психолога Российского психологического общества
составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом Российской Федерации No 152-ФЗ от 27 июля 2006
года «О персональных данных», Уставом Российского психологического
общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской
декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы
проведения медицинских исследований с участием людей в качестве
субъектов исследования», международной Универсальной декларацией
этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской
федерации психологических ассоциаций.)
Этические принципы психолога.
Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и
нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития
личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого,
гуманного, процветающего общества являются определяющими для
деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога
формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его
профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он
работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.
1. Принцип уважения
Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод
человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской
Федерации и международными документами о правах человека.
Принцип уважения включает:
1.Уважение достоинства, прав и свобод личности
1. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от
их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности,
принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания,
языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и
других оснований.
2. Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к
Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны
основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное
впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а
также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого
влияния на выводы и действия Психолога.
3.Психолог избегает деятельности, которая может привести к
дискриминации Клиента по любым основаниям.
4.Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее
процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному
положению Клиента и связанных с ним лиц.
2. Конфиденциальность
1. Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом
на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или
случайному разглашению вне согласованных условий.
2. Результаты исследования должны быть представлены таким образом,
чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или
психологическую науку.
3. Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении,
должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также
должны рассматриваться конфиденциально.
4. Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен
обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
5. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая
выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
6. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без
присутствия третьих лиц.
7. Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях,
может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок
обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения
должны быть жестко регламентированы.
3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента
1. Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и
способах использования полученной информации. Работа с Клиентом
допускается только после того, как Клиент дал информированное
согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам
принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно
быть принято его законными представителями.
2. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или
лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен
информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных
методах лечения, включая непсихологические.
3. Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может
делать только после того, как получит согласие на это со стороны
Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры.
Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и
телефонными переговорами Психолог может разрешить только после
получения согласия на это со стороны Клиента.
4. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно
быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной
для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске,
дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог
самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом.
Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство
и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все
необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и
благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности
непредвиденного риска.
5. В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие
информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог
должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения
благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при
условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все
разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.
4. Самоопределение Клиента
1. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной
автономии и самоопределения, включая общее право вступать в
профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной
дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному
развитию, физической независимости. В случае недостаточной
дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом
принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
3. Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для
консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет
юридических противопоказаний).
2. Принцип компетентности
Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень
компетентности в своей работе, а также признавать границы своей
компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те
услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых
имеет опыт.
Принцип компетентности включает:
1. Знание профессиональной этики
1. Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области
профессиональной этики и обязан знать положения настоящего
Этического кодекса. В своей работе Психолог должен
руководствоваться этическими принципами.
2. Если персонал или студенты выступают в качестве
экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур,
Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной
ответственности, соответствие совершаемых ими действий
профессиональным требованиям.
3. Психолог несет ответственность за соответствие
профессионального уровня персонала, которым он руководит,
требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.
4.В своих рабочих контактах с представителями других профессий
Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.
2. Ограничения профессиональной компетентности
1. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в
рамках собственной компетентности, основанной на полученном
образовании и опыте.
2. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование,
интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое
исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную
(биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов
деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.
3. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы,
наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне,
достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии,
доверия и удовлетворения от общения с Психологом.
4. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения
врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
3. Ограничения применяемых средств
1. Психолог может применять методики, которые адекватны целям
проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию
Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики,
кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными,
нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к
контингенту испытуемых.
2. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации
данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен
определяться научными пристрастиями Психолога, его
общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам
определенного типа, социального положения или профессиональной
деятельности.
3. Психологу запрещается представлять в результатах исследования
намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и
некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом
существенной ошибки в своем исследовании после того, как
исследование было опубликовано, он должен предпринять все
возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему
опубликованию исправлений.
4. Профессиональное развитие
1. Психолог должен постоянно повышать уровень своей
профессиональной компетентности и свою осведомленность в
области этики психологической работы (исследования).
2. Невозможность профессиональной деятельности в определенных
условиях
1. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога
преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может
отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен
обеспечить продолжение работы с Клиентом.
2. Психолог не должен выполнять свою профессиональную
деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся
под неблагоприятным воздействием.
Принцип ответственности
1 Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных
обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным
сообществом и обществом в целом.
2. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен
нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько
это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
1. Основная ответственность
1. Решение Психолога осуществить исследовательский проект или
вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные
и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и
организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также
непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на
общественное мнение и на развитие представлений о социальных
ценностях.
2. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и
вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика
в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица,
страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в
своих действиях,а также, если программа исследования или
вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.
3. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к
улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он
должен прекратить вмешательство.
Ненанесение вреда, принцип честности, решение этических дилемм, прямота
и открытость, избегание конфликта интересов, ответственность и открытость
являются этическими принципами психолога перед лицом общественности и
перед психологическим сообществом.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ -
БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ
I. Общие положения
Совокупность обязательных требований при реализации основных
профессиональных образовательных программ высшего образования входит в
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Высшего Образования
— ФГОС ВО.
ФГОС подразумевает освоение программ бакалавриата по направлению
подготовки 37.03.01 Психология.
01 Образование и наука (в сферах: психолого-педагогической,
консультативной и социальной помощи участникам образовательных
отношений; основного общего образования, среднего общего образования,
профессионального образования, дополнительного профессионального
образования; научных исследований);
03 Социальное обслуживание (в сферах: психологического сопровождения
представителей социально уязвимых слоев населения; консультативной
помощи работникам социальных служб, социальной помощи семье и
замещающим семьям; оказания психологической помощи отдельным лицам
(клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию; просвещения и
повышения психологической культуры населения);
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах:
психологического сопровождения информационно-коммуникационного
пространства и обеспечения психологической безопасности информационной
среды включая интернет-контент и средства массовой информации; связей с
общественностью (PR);
12 Обеспечение безопасности (в сфере научно-исследовательской,
психодиагностической и консультативной деятельности в интересах обороны
и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка);
33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание,
ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства,
общественное питание и прочие) (в сфере индивидуального
психологического консультирования и сопровождения лиц, нуждающихся в
психологической помощи);
40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в
сферах: консультирования, управления коммуникацией, администрирования
бизнес-процессов и обеспечения работы с персоналом).
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других
областях профессиональной деятельности и (или) сферах
профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их
образования и полученных компетенций требованиям к квалификации
работника.
В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к
решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
научно-исследовательский;
организационный;
просветительско-профилактический;
диагностический;
коррекционно-развивающий;
реабилитационный;
консультационный.
2.11. Объем контактной работы обучающихся с педагогическими работниками
Организации при проведении учебных занятий по программе бакалавриата
должен составлять в очной форме обучения - не менее 60 процентов, в очно-
заочной форме обучения - не менее 40 процентов общего объема времени,
отводимого на реализацию дисциплин (модулей).
III. Требования к результатам освоения программы бакалавриата
3.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны
быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата.
3.2. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие
универсальные компетенции:
Наименование категории
(группы) универсальных
компетенций
Код и наименование универсальной компетенции выпускника
Системное и критическое
мышление
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации,
применять системный подход для решения поставленных задач
Разработка и реализация
проектов
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать
оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм,
имеющихся ресурсов и ограничений
Командная работа и
лидерство
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою
роль в команде
Коммуникация
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной
формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых)
языке(ах)
Межкультурное
взаимодействие
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в
социально-историческом, этическом и философском контекстах
Самоорганизация и
саморазвитие (в том числе
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать
траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей
здоровьесбережение) жизни
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности
для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Безопасность
жизнедеятельности
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в
профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для
сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том
числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных
конфликтов
Инклюзивная
компетентность
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и
профессиональной сферах
Экономическая культура, в
том числе финансовая
грамотность
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных
областях жизнедеятельности
Гражданская позиция
УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному
поведению
3.3. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие
общепрофессиональные компетенции
Наименование категории
(группы)
общепрофессиональных
компетенций
Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника
Научное исследование и оценка
ОПК-1. Способен осуществлять научное исследование в сфере
профессиональной деятельности на основе современной методологии
ОПК-2. Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации
эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать
достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных
исследований
Психологическая диагностика
ОПК-3. Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы
количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор
данных для решения задач психодиагностики в заданной области
исследований и практики
Психологическое
вмешательство (развитие,
коррекция, реабилитация)
ОПК-4. Способен использовать основные формы психологической помощи для
решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или)
организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и
при организации инклюзивного образования
ОПК-5. Способен выполнять организационную и техническую работу в
реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего,
коррекционного или реабилитационного характера
Психологическая
профилактика
ОПК-6. Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой
аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике
и услугам
Супервизия
ОПК-7. Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в
том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией
Администрирование
(организация и управление)
ОПК-8. Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях
разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры
3.4. Профессиональные компетенции определяются Организацией
самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих
профессиональной деятельности выпускников (при наличии).
При определении профессиональных компетенций на основе
профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор
профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной
деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и
(или) иных профессиональных стандартов, соответствующих
профессиональной деятельности выпускников, из реестра
профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной
деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации "Профессиональные
стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru) [4] (при наличии соответствующих
профессиональных стандартов).Можно добавить формулировки некоторых
профстандартов: «Специалист по социальной работе», «Психолог в
социальной сфере», «Специалист по работе с семьёй», «Специалист по
оказанию государственных услуг в области занятости населения»,
«Специалист органа опеки и попечительства в отношении
несовершеннолетних», «Психолог-консультант», «Педагог-психолог (психолог
в сфере образования)».
Слушатель: Хардикова Елена Сергеевна.
Свидетельство о публикации №124110606082