Школьница Часть 11 Пушкин
Вторая часть «Школьница»
Глава 11
«Пушкин»
Недалеко от района бараков, через несколько улиц вниз, спит подо льдом река Волга.
Линда взобралась на край кровати возле тумбочки у единственного окна комнаты в бараке номер десять и подогнула ноги под себя.
Так она всегда сидит и на стуле, и на табуретке, и на диване. Ей так удобнее. Девочка второклассница открывает учебник и начинает учить стихотворение Александра Пушкина «Зимний вечер», домашнее задание. Стихи она легко запоминает по последним словам, по рифмам. Например:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
Тут надо запомнить слово кроет и слово воет, слово крутя и слово дитя. Так и все строчки вспомнятся.
- Дальше что? - говорит себе ученица — обветшалый, запоздалый, зашумит, застучит, лачужка, старушка, темна, у окна... ! Выучила!
И она, глядя в окно, повторяет только что выученное четверостишие:
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Линда представляет себя старушкой в своей тёмной лачужке. Комната в бараке тоже похожа на лачужку. Девочка приумолкла у окна и задумалась:
- Неужели, я так и буду жить в этой комнате всю свою жизнь? Нет, я не хочу. У меня будет большой дом и большая семья. У моих детей будет папа. Мне очень плохо без папы. Соседки косятся на меня, говорят, что я дочка репрессированной финки, мальчишки дразнят: «Финка, ножик и наган, полезай ко мне в карман». Что мне делать в их карманах? Вот если бы у меня был отец, он бы им показал свой карман!
Линда смотрит в учебник и читает дальше:
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Что такое веретено, она знает, мама хранит бабушкино веретено в память о ней. Они были деревенские. Жили под Ленинградом в деревне Суссари. Бабушка Линды была дояркой, но и прясть умела, и носки вязала. А потом началась война, блокада Ленинграда и ссылка в Сибирь. В Сибири под вой зимней бури и родилась Линда Ямся
- Когда я вырасту, я тоже буду вязать шерстяные носки своим детям. - Не мечтает, а утверждает она. Немного помолчав, продолжает учить стихотворение:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
- Не хочу, чтобы мои дети плакали. - Опять констатирует будущая мама, а за окном «буря мглою небо кроет».
- Кроет-воет — продолжает размышлять восьмилетняя девочка — это рифма и я тоже буду сочинять стихи. Когда-нибудь дети будут учить мои стихи наизусть в будущей школе, а Пушкина не будет, будут новые поэты. Пушкин умер и его забудут, будут новые слова, новые рифмы. И Ленина забудут.
Приближается тысяча девятьсот шестидесятый год. Линда Ямся знает уже много стихотворений Пушкина и с улыбкой вспоминает , как она ещё совсем маленькая в детском саду читает стишок не известного ей автора про Ленина:
Я маленькая девочка
Играю и пою.
Я Ленина не видела,
Но я его люблю!
- Как можно любить человека, которого ты никогда не видела? - возмущённо восклицает второклассница — Я видела его на звёздочке, на открытках, но я его не обнимала, не целовала, я не сидела у него на коленях. Я чужая ему девочка. Я не люблю его.
Но тут же Линда вздыхает и удивлённо замечает несоответствие своих размышлений:
- А папу, которого я никогда не видела, даже фотографий его у нас нет. Мама порвала. Почему же я его люблю?
Линда насупилась и начинает повторять только что выученное стихотворение:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
И она заплакала оттого, что она дочка репрессированной финки, и оттого, что сидит она у окна в маленькой комнатушке барака.
Свидетельство о публикации №124110604425