Санкт Петербург 1. 1. Сбор материала. Сонет

.




ПОДБОРКА 1. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЭПИГГРАФ: 

Владимир НАБОКОВ

Повеяло прошедшим… Я живу
там… далеко… в какой-то тьме певучей…
Под аркою мелькает луч плавучий –
плеснув веслом, выходит на Неву.

Гиганты ждут… Один склонил главу,
все подпирая мраморные тучи.
Их четверо. Изгиб локтей могучий
звездистую пронзает синеву.

Чего им ждать? Что под мостами плещет?
Какая сила в воздухе трепещет,
проносится?.. О чем мне шепчет Бог?

Мы странствуем –  а дух стоит на страже;
единый путь –  и множество дорог;
тьма горестей – и стон один: когда же?


АВТОРЫ ПОДБОРКИ:  Юрий МАРАКУЛИН, Екатерина АЧИЛОВА,Ира АЛЛОР, Даниэль ОРЛОВ, Сергей ДАУЭНГАУЭР, Михаил КУКУЛЕВИЧ, Иван ЧУДАСОВ, Ксения ХОХЛОВА, Александр БАЛТИН, Елена ПУДОВКИНА, Елена УВАРОВА   


Юрий МАРАКУЛИН 

Сожжен в костре дорожный старый посох...
Само так вышло - верь или не верь...
Во мне смеется ироничный зверь,
И плачет доморощенный философ.
 
Я новый странный ветер чую носом -
Он пахнет гарью. Впрочем, что теперь!
Влезаю в свитер, выхожу за дверь:
В ночной туман - помятый и белесый,
 
Как старый грунт на выцветшем холсте,
Как до основы вытертые джинсы...
Мой город смотрит в вечное Нигде
 
Сквозь дождевую трепетную линзу.
И сердце сжато в рваной пустоте
Гранитной лапой питерского сфинкса.


Екатерина АЧИЛОВА 

Я честно чту столицы многих стран
Так, что стремилась поклониться лично.
Мне Лондон мнился зверем архаичным,
Лежал вдоль Темзы, выдыхал туман.
Париж не изменился ни на гран,
Приплясывал на скорлупе яичной
И клекотал небрежно, мелодично
Всё то же ";a ira" - charmant, charmant!
Сравнить нельзя века и триста лет?
Предположу, что дни скорбей и бед
С годами иногда сопоставимы -
Противопоставима красота.
Она как воплощённая мечта,
Взгляд херувима, все сравнения мимо.


Ира АЛЛОР 

Пролеты мост молитвенно подняв
Благословляет корабли и ветер
Лежит туман на сером парапете -
Погладь его, дорогу потеряв

Ворочается тяжело Нева
О камни отираясь сизой шкурой
Мерцает в смутной мгле фонарь понурый
И ежится осенняя трава...

Иглой адмиралтейской вышит сон
Где отблеск золотой корон и крон
В небесном лазурите растворился
Взлетели львы и сфинксы в вышину
И лапами катают мяч-луну
Я видел этот сон - я здесь родился.


Даниэль ОРЛОВ 

Шестнадцать лет от первых паспортов
Промчались, как вагоны электрички,
Оставив под узлами проводов
Студентика, что вышел стрельнуть спички.

Промчалась мимо школьная пора,
И книги о коварном Кардинале,
И песни под гитару, до утра,
В прокуренном до синевы подвале.

По линии движения судьбы –
Как вехи пережитых километров –
Расставлены дорожные столбы.

Но все хитросплетения путей,
Маршрутных карт и промелькнувших дней
Вопросов дали больше, чем ответов.


Сергей ДАУЭНГАУЭР

В саду сгустились сумерки. Темно.
Сырой туман поплыл над речкой спящей,
И вдруг впорхнул мотив в мое окно
Бесхитростный, простецкий, немудрящий…

Всего пять нот, а сколько им дано,
Простой рожок, а как звучит маняще!
Откуда звуки? Впрочем, все равно,
С лугов плывут, или из темной чащи…

Влетел, в каморке тесной заметался:
Ему б - в поля, ему б – в притихший лес!
Сквозь щели просочиться попытался…

Я дверь раскрыл. Он взвился до небес
И улетел... А мне один остался
Щемящий звук. Но вот и он исчез…


Михаил КУКУЛЕВИЧ 

Теперь, когда я овладел сонетом,
Иль он моей душою завладел,
Мне кажется, что я витаю где-то
Вдали от всех земных насущных дел.
Но кто о них не помнить дал мне право?
Кто о себе дал право возомнить?
Кто указал мне место переправы,
И в руки дал оборванную нить?
Кто б ни был  он, кому какое дело?
Уключин скрип. Причальной цепи стук.
Я озираюсь медленно вокруг...
Где мы, душа? Куда ты залетела?!

Темно в глазах от яростного света.
Молчит душа. И не дает ответа.


Иван ЧУДАСОВ 

ОКНО

Лежу затылком чувствую: о н о…
                Генрих Сапгир. Окно

В палате не спалось: мне было душно,
Хотя, как дверь, открытое окно
Впускало воздух, как гостей, послушно.
Не помню: было грустно или скучно.
А впрочем, вам, возможно, всё равно.

Координатной сеткой были ветки.
Как классная доска – окна дыра.
И ветка в неба дверь чертила вектор,
Шептал мне на’ ухо недобрый некто:
«Мы – вольные, мы – птицы, нам пора!..».

Зачем мы умираем молодыми?
Мне обратиться, может быть, к врачу?

Сознание моё в бредовом дыме.
Я выпрыгнул, но до сих пор лечу!…


Ксения ХОХЛОВА 

ГЕРОЙСКОЕ

Судьба героев та еще актриса -
и если не изменит, то соврет.
Самсон стоит веками напролет
по повеленью дамского каприза.

Беспечно перепутала эскизы:
(Легенды, львы... да кто их разберет,
уж точно не скучающий народ,
чей уровень Гомером не описан -

чернь золоту и стойлу лишь верна).
В любых дворцах, в любые времена
герои чем живее, тем ненужней -

им если только в бронзе не до драк.
...Стоит Самсон, чтоб не решил Геракл
почистить петергофские конюшни.


Александр БАЛТИН 

Раствор ночей!.. Его впитай, броди.
Вдвойне теперь значителен Исакий.
И будто поворот любой - двоякий,
Быть может призрак встретишь на пути?
 
Ночь переходит в утро - осознать
Едва ли вы сумеете границу.
Мне ветка та напоминает птицу,
Чьё оперенье сложно описать.
 
Действительность действительна насколь?
Её мы постигаем через боль,
Сомненья, радость, города и годы.
Покуда существует Петербург
Реальность позначительней разлук,
Хоть вожделенной не даёт свободы.


Елена ПУДОВКИНА 

Разбрасываньем красок по кустам,
по просекам, по кратким перелескам
день перемены времени и места
был обозначен и указан нам.

Из азбуки, знакомой журавлям,
из голубиной летописи лета
нам следовало: так же незаметно
перемениться, отлететь к делам,

одуматься, последовать советам.
Ведь боль, что появляется при этом,
легчайшей паутиной по полям
рассеяна, разбросана, распета.
Но нарушенье – правило запрета:
мы яблоко едим напополам.


Елена УВАРОВА 

Лёд и печаль, и станция метро
В пяти шагах от имени, от вздоха.
Ноябрь. Стал раздражающим звук охры,
Рассветов отзвенело серебро.

Не хочется держать свой путь на Охту,
Дойду до Невской лавры и назад,
Туда, где даже вороньё оглохло,
Облюбовав навеки Летний сад.

Мир старого крыльца – чугун и камень.
Больное всё, тому свидетель – камедь,
А может быть осенний первый снег.
Рисунок налетающего роя,
На то окно, которое открою,
Чтоб проводить дремучий день и век.






===============================================

ФОРМАТ РАБОТЫ: бессрочный
УЧАСТИЕ: любой автор
ЦЕЛЬ: собрать и сохранить региональные примеры жанра (сонет и его дериваты) и показать различные звучания регионов России и мира, разных эпох (закрасить всю карту)
ОБЩЕЕ НАЗВАНИЕ: творческий проект «Заповедные тропы»
2024 ГОД:
– РМ-1 пройден маршрут по странам Арабского мира, от Южной Испании (Валенсии, Альмерии, Андалусии), по странам Северной Африки, Ближнего Востока, Аравийского полуострова. Открыто порядка 60-ти имён поэтов Новой Арабской поэзии, по собранному материалу издано 5-ть брошюр и созданы электронные их версии:

https://www.calameo.com/read/0071077844feaa06f4812  - Поэзия стран Северной Африки
https://www.calameo.com/read/007107784bd5d509dd605  - Поэзия Египта
https://www.calameo.com/read/007107784966621cebbcb  - поэзия стран Ближнего Востока
https://www.calameo.com/read/007107784f8d1c07f4582  - поэзия Сирии
https://www.calameo.com/read/00710778457121f98636f  - поэзия стран Аравийского полуострова.

– РР-1 пройден маршрут по регионам и городам России с крайней точкой – Стамбул. Таганрог – Ростов-на-Дону – Ростовская область (Шахты, Новочеркасск, Азов) – Краснодарский край – Крым (Керчь, Щёлкино, Феодосия, Коктебель, Судак, Севастополь) – Стамбул.

https://www.calameo.com/read/0071077842bf698cbd361 - Итоговый сборник (Таганрог)
https://www.calameo.com/read/0071077846a20b94743b7 -  Итоговый сборник (Ростов-на-Дону)
https://www.calameo.com/read/00710778481de984dddc3 - Итоговый сборник (Ростовская область)
https://www.calameo.com/read/0071077843d71d6306974 -  Итоговый сборник (Крым 1):
в работе итоговые сборники Крым 2 (Киммерийский/крымский сонет) и Стамбул (причерноморский сонет)

СЛЕДУЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНТЕРНЕТ ЭКСПЕДИЦИЯ планируется с начала января, возможные маршруты:
- Санкт-Петербург – Лондон
- Краснодар – Кавказ
- Коломна – Нижний Новгород

В настоящее время собирается предварительный материал и любой человек может попробовать сформировать «точку» по своему региону.

ФИКСАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ТОЧКИ МАРШРУТА. Собираемый материал делится на три части  1. авторы региона (12-ть текстов/авторов), 2. тематическая подборка (1автор/12-ть текстов)   3.Импровизационная часть / сонеты отклики (12-ть текстов/авторов). Наличие 1 и 2 частей является ключевым и «столбит» точку маршрута.

Данным постом:
- начинаю обозначать точки новых маршрутов, их идеи (каждая точка не только «классика», но и «что-то новое»/литературная новация)
- показываю принципы сбора, оформления и примеры собираемого материала.

КОММУНИКАЦИЯ: открытый и закрытый (личные сообщения)


Рецензии
Спасибо за компанию)
Это странно, но с Кукулевичем мы не первый раз рядом и как педиатры и как авторы)

Kgh   06.11.2024 11:20     Заявить о нарушении