ВИА 60-70х годов прошлого века - 13268

Вокально-инструментальные ансамбли 60-70х годов прошлого века
04:50
Публикация номер - 13268

Бесполезно думать, что политические позиции индивида можно довольно легко изменить.
На самом деле, если можно повлиять на открытые выражения позиций, как правило, притворные, некоей силой, выгодой и тп, то внутренние убеждения самого простого индивида крайне прочны, как бы ни примитивно они не внушались чаще в очень длительные периоды его жизни, реже - в удобные для него моменты - внутренние убеждения даже прочнее у человека примитивного, склонного предрассудкам, но в любом случае это часть личности, его, так сказать, костяк, на изменение которого "неоперабельным" способом сам индивид идти сопротивляется - отказаться от себя весьма трудно.

Это распространяется и на другие позиции, в том числе и на отношения к музыке, к искусству.

Сегодня увидеть в программах о прошлом, нашем советском прошлом, то, что хорошее, даже в "грубых" областях, вроде экономики, появлялось и развивалось именно вопреки власти, вопреки волюнтаризму чиновников, особенно высоких рангов, и программы об искусстве это показывают очень ярко - и, тем не менее, если у индивида сегодня позиция сформирована - его бесполезно убеждать в этом.

Я в начале шестидесятых музыкой увлекался, как слушатель, до сих пор я пропитан насквозь  музыкой, гремевшей в мисхорском парке, до позднего вечера - запомнившейся особенно иностранной, видимо, ярче всего - с 57 фестивального года, хотя мода на иностранщину у москвичей, которые были основными отдыхающими на всем ЮБК, в том числе и в мисхоре, курортном поселке,  была и до этого.

И в начале шестидесятых я слушал иностранную музыку, хотя и советскую тоже не игнорировал, включая признанную, так что иностранная требовала определённо больших усилий для слушания, а также и воспринималась как некий контраст - наша музыка в этом сравнении отличалась... точнее - зарубежная музыка отличалась явно отсутствием фальши, которой была пропитана наша жизнь, что даже подростку было отвратительно... конечно - не каждому, срели моих сверстников были в огромном большинстве ребята, абсолютно безразличные к любой музыке, начиная с пионерской, которую было петь обязательно, с той, что звучала по радио - включая и классическую, звучавшую по точке беспрерывно - и уж иностранную - даже несколько враждебно - большинство было настроено к власти некритически, что было для всех, и для меня, циничным, так как это большинство власть и начальство презирало, возможно, скрытно даже ненавидело - что не мешало внутренне и внешне иметь лояльность, я думаю, в основном с целью обычного в социуме поведения по самоутверждению, по бессознательно-сознательному поведению по повышению некоего общественного статуса в обществе и группе.

Среди моих друзей детства было немного тех, кто слушал музыку, как я, с кем можно было говорить об этом, так что я реально знаю, что большинство моих знакомых, одноклассников, даже друзей - к музыке относились абсолютно безразлично, не знали и не желали знать даже отечественную, а иностранную воспринимали почти так де, как взрослые,  для которых иностранная была предметом отрицания, насмешек, как все империалистическое, отношение, которое представлялось "разумным" безопасным, дающим шанс убеждать в своей сгциально-политической лояльности.

Я из КВ-радио знал западную эстраду не так уж плохо, включая и рок, который был всем известен только из советской "критики", как классический от Элвиса Пресли, так и следующий "вал" - Пол Анка, Клифф Ричард и тд, - и для меня появление битлов, роллингов - стало... что ли, озадачило меня новизной, следующим уровне искренности, которой я не видел в современной отечественной музыке, и я внимательно слушал современную нашу музыку, в начале шестидесятых, точнее - с момента появления битлов у нас начавшую звучать по радио более разнообразно чем по трансляционной сети - и жил в балансе нашей и зарубежной музыки, и потому появление направления  ВИА -"вокально-интструментальные ансамбли" для меня было в конце шестидесятых уже предметом сравнения  достаточно осмысленного - я как тогда воспринимал слащавость, фальшивость, некую "комсомольскость" виа - так и сегодня не изменил отношения - конечно, некоторые песни и тогда, и сейчас я слушал с удовольствием, как и песни отдельных исполнителей, в конце шестидесятых особенно испытавших влияние иностранной музыки, даже рока, твиста - я слушал Ободзинского в Одессе, конечно, когда он пел в Москве и в Одессе только гастролировал - но виа для меня так и оставался тошнотным жанром, несмотря на некоторые и для меня хиты, и то, что сегодня как и о многом другом о виа говорят как о борьбе с нашим музыкальным начальством, как о том, что развивалось вопреки, это для меня остается свидетельством мне известного и в юности - как о появлении всего доброго и хорошего вопреки начальству, власти и системе

Это кажется преувеличением потому, что есть и такое, что прекрасно - но известный пример о Подмосковных вечерах, песня появившаяся вопреки, авторами так и не принятая - она для авторов была недоразумением, ее популярность в советском обществе была непонятной.

Я сегодня продолжаю считать, что полюбившиеся тогда массам - конечно, не на один момент - песни всегда были против того, что волюнтаризм начальства пытался продвигать, иную "идеологию" несли, иные художественные ценности - да и весь народ наш был иным - и его мудрость была не советской, не сталинской, и его антифашизм был не казенный, а казенный поддерживался в силу внутреннего антифашизма народа, так и отношение к коммунизму, теории и практике, и экономике, к колхозам и тд.

Народ наш является не тем, чем он представляется властями - сегодня и тогда - он живёт как народ - то, что его хвалят, то, что его объявляют реальным, а не номинальным источником власти - это у многих искажает представления о многом, в том числе и о нашем противостоянии с фашистским Западом сегодня.

Если власть обречена на такое представление о народе, нам, художникам, интеллигенции, некритически относиться к пропагандистской форме нельзя, если власть пытаясь укрепиться, должна формировать такое искажение, то мы должны народ побуждать к доброму и вечному, хотя и понимая важность лояльности к власти как основе социальной стабильности, но проводя параллельную линию истинного народничества, истинных причин отношения к власти как для нашей эпохи еще неизбежного института социальной стабильности.

Так что, виа как жанр следует рассматривать как источник нынешней попсы, как источник массового безвкусия если недавно еще только нравственно опасного - сегодня мы видим, что циники от музыки враждебны были к народу, хотя лояльны были к власти внешне - сегодня уже враждебны к власти открыто, а к народу - внутренне, скрыто, и они опасны социально - мы обязаны противостоять комерциализации и попсе, те, у кого это имманентно, внутренне, иначе мы только наблюдатели действий власти, которой без такой поддержки остается только форсировать репрессионную политику - что сегодня уже не может обеспечить такую стабильность, как сталинизм, сегодня репрессии просто сравняют нас с фашизмом.

И в отношении прошлого - если мы не сможем разумно предоставит прошлое историю - мы пропали, Россия станет неким подобием запада даже  в противостоянии с ним.

           05 ноября 2024 года примерно 05:55

***
 
 


Рецензии