Осоленная жизнь

               «Говорил,  удивляясь,  мой  папка
               Обо  мне:  „Вовка  –  честный  пацан“…
               Что  ж,  попал  он  –  почти  что  –  в  десятку
               [Всё,  что  в  детях  есть,  зримо  отцам].

               Помер  он.  Я  живу.  Да,  я  честен.
               Кривда-ложь  у  меня  не  в  чести́.
               Цель  блага́  моя  –  бла́ги  и  средства.
               Я  не  с  смертью  –  я  с  жизнью  –  в  части́».

                /Владимир  Астраков/


ПРИМЕНИТЕЛЬНО  КО  МНЕ,
ВЛАДИМИРУ  АСТРАКОВУ  –
МИРЯНИНУ  И  ПРОСТОМУ  СМЕРТНОМУ

Вёл  я  безмолвную  беседу  с  самим  собою  –  мирянином  и  простым
смертным  (каковым  я  являюсь  –  и  являлся  –  всю  свою  жизнь,
проживаемою  –  и  прожитою  –  мной  в  этом  мире).  И  говорил  я
моему  собеседнику,  т. е.  мне,  так:  «Вот,  я,  что  бы  то  ни  было
мысля,  говоря,  делая,  категорически  не  желаю  при  этом  согрешать  –
ни  мыслью,  ни  словом,  ни  делом.  Но  ведь  я  всегда  точно  знаю,
что  во  всякой  моей  мысли,  в  каждом  моём  слове,  в  любом  моём
деле,  и  притом  во  всякое  время  и  во  всяком  и  на  всяком  месте,
непременно  и  неизбежно  будет  присутствовать  некоторая  (разная
по  своей  величине  и  по  своим  качествам  –  в  зависимости  от
практически  неисследимых  причин)  греховная  примесь;  будет
присутствовать  даже  тогда,  когда  я  буду  совершенно  уверен  в  том,
что  нечто,  помышляемое,  говоримое,  делаемое  мною,  совершенно
чисто  от  какого  бы  то  ни  было  греха.  —  Итак,  всё,  что  я  ни
мыслил  бы,  всё,  что  я  ни  говорил  бы,  всё,  что  я  ни  делал  бы,
всё  это,  безо  всякого  исключения,  всегда  будет,  –  вне  зависимости
от  того,  желаю  я  оного  или  не  желаю,  –  так  или  иначе  греховно.  —
Но  если  всё  и  всегда  обстоит  именно  таким  образом,  то  не  лучше  ли,
не  благоразумнее  ли,  не  безопаснее  ли,  наконец,  будет  для  меня
вообще  ничего  не  мыслить,  ничего  не  говорить,  ничего  не  делать,
кроме,  естественно,  однозначно  мне  необходимого,  т. е.  лишь  того,
без  чего  само  моё  существование  в  этом  мире  соделается  практически
невозможным?  И  тогда,  и  впрямь  соделавшись  (почти)  безмысленным
(не  мыслящим,  (почти)  бессловесным  (не  говорящим),  (почти)  бездельным
(не  делающим),  я  действительно  ни  в  чём,  ничем  и  никак  (почти)
не  стану  согрешать».

=========================================
«Всякое  существо  есть  то,  что́  оно  любит».
(Владимир  Соловьёв  «Чтения  о  богочеловечестве»)
=========================================

Но,  лишь  на  минуту  зримо  представив  себе  всё  это  (в  т. ч.  и
самого  себя),  я  реально  ужаснулся  и  отвечал  на  рассуждение
моего  собеседника,  т. е.  меня,  так:  «Если  я  –  мирянин  и  простой
смертный  –  перестану  мыслить,  говорить,  делать  (исключая,
разумеется,  из  моих  немыслия,  неговорения,  неделания  те  мысли,
слова,  дела,  которые  мне  жизненно  необходимы,  т. е.  необходимы
для  того,  чтобы  я  как-то  существовал  в  этом  мире),  то  тем  самым
я  [в  отличие  от  инока  высокого  духовного  полёта,  подвизающегося
именно  в  тех  аспектах,  о  которых  я  веду  речь;  подвизающегося,
разумеется,  совершенно  неведомым  для  меня,  мирянина,  образом]
из  более  или  менее  адекватного  человека  фактически  превращусь  –
медленно,  но  верно  –  в  самое  настоящее  животное  и,  начав  с  малого,
в  конце  концов  стану,  подобно  животному,  преимущественно
руководиться  –  в  процессе  моего  существования  –  исключительно
моими  врождёнными  инстинктами.  Конечно,  по  виду,  внешне  я
останусь  и  буду  вполне  человеком,  но  внутренне  я  неизбежно
деградирую,  ибо  неизбежно  утрачу  человечность  моих  ума,  души,
сердца,  воли  и,  перестав  тем  самым  внутренне  б ы т ь  человеком,
перестану  внутренне  ж и т ь  как  человек.  —  Но  зачем  и  кому  нужен
такой  человек,  который  вроде  бы  уже  и  не  совсем  человек?!  Да,  он
как  будто  бы  добьётся  того,  что  он  (как  ему  непременно  станет  и
будет  казаться)  прекратит  согрешать  и  мыслью,  и  словом,  и  делом.
Но  какой  же  реальный  прок  будет  –  и  для  самого  этого  человека,
и  для  всего,  его  окружающего,  –  от  подобного  (карикатурного,
уродливого,  больного)  безгрешия?  Не  совершит  ли  этот  человек,
добившись  для  себя  постоянного  нахождения  в  состоянии  подобного
«тишайшего»  безгрешия,  такой  совершенно  реальный  грех  (грешище),
который  –  по  своей  греховной  тяжести  –  безмерно  превзойдёт  все  те
грехи,  от  которых  ему  как  будто  бы  удалось  (по  его,  разумеется,
(безумному)  мнению)  избавиться?  Ведь  этот  (воистину  жалкий)  человек,
впав  в  ужаснейшую  духовную  прелесть  и  тем  самым  напрочь  духовно
(воистину  погибельно)  заблудившись,  реально  предаст  в  себе  всё
подлинно  человеческое  [образ  Божий  и  подобие  Божие]  и  тем  самым
напрочь  отринет  Божеский  Замысел  о  нём,  человеке».

===============================
«О  дивная  Владычня  палато,
дом  Духа  Божественна  мене  сотвори».
(Молитвы  утренние,  молитва  7-я,
ко  Пресвятой  Богородице  (фрагмент))
===============================

После  того  как  я  сделал  все  те  выводы  (о  псевдобезгрешии
псевдочеловека),  я  умолк  и  очень  надолго  и  очень  крепко  задумался…
Я  молчал  и  думал  даже  не  несколько  часов,  нет,  я  молчал  и  думал
несколько  дней  и  ночей…  —  И,  наконец  найдя  для  себя  –  мирянина
и  простого  смертного  –  единственно  приемлемое  решение  обрисованной
выше  проблемы,  я  вновь  вернулся  к  беседе  с  самим  собою  и  на  сей  раз
сказал  себе  следующее:  «Я  не  могу,  не  хочу  и  не  буду  осуществлять
для  себя  ни  безмыслия-недумания,  ни  бессловесия-безмолвия,  ни  безделия-
недеяния,  напротив,  я  буду,  по  возможности,  и  мыслить,  и  говорить,  и
делать.  Но,  мысля,  говоря,  делая,  мне  должно  и  я  буду  всё  время  иметь
в  виду  то,  что  мне  безусловно  необходимо  напрочь  отсекать  любые  мои
вожделения  и  попытки  вплотную  приблизиться  к  дереву  познания  добра
и  зла  (именуемого  также  как  © «древо  еже  ведети  разуметелное  добраго
и  лукаваго»,  т. е.  древо  разумения  доброго  и  лукавого)  для  того,  чтобы
попытаться  снять  с  сего  дерева  какой  бы  то  ни  было  его  плод,  с  тем
чтобы  затем  так  или  иначе  вкусить  этого  плода.  —  Будучи  достаточно
вменяемым  человеком,  я  вполне  отдаю  себе  отчёт  в  том,  что  мне  не
удастся  исполнение  моего  благого  намерения  –  о  неснятии  и  невкушении
запретного  плода  –  на  все  100.  Разумеется,  время  от  времени  я,  по  той
или  иной  причине  (…влагаемой  в  меня  дьяволом  посредством  уст  змия-
искусителя…),  буду  утрачивать  светлость  моего  разума  и,  соответственно,
здравость  моего  разумения,  а  также  необходимую  крепость  моей  воли
и,  всё-таки  приблизившись  к  запретному  дереву  и  всё-таки  сняв  с  него
запретный  плод,  всё-таки  буду  так  или  иначе  вкушать  снятый  мною
запретный  плод.  —  Так  вот:  для  того  чтобы  такая  утрата  разума  и
воли  и,  соответственно,  такое  запретное  вкушение  случались  как  можно
реже,  мне  должно  и  я  буду  всё  время  иметь  в  виду  то,  что  всяким
вкушением  запретного  плода  я  вбиваю  ещё  один  гвоздь  в  Святое  Тело
распятого  –  за  меня  –  на  кресте  Христа  Спасителя  и  тем  самым  безмерно
утяжеляю  Его  крестные  муки…  —  Сколько  раз  я  вкушу,  столько  я  вобью
и  гвоздей…  —  Вгоню  эти  гвозди  в  Саму  Распятую  Любовь».

====================================
«Не  отвергни  меня  от  лица  Твоего
и  Духа  Твоего  Святого  не  отними  от  меня».
(Псалтирь,  пс. 50,  ст. 13)
====================================

На  этом  я  хотел  окончить  беседу  с  самим  собою,  но  что-то  –
внутренне  –  ещё  упорно  и  неотвязно  тревожило  меня  и  просилось
наружу,  с  тем  чтобы  сделаться  явным.  И  когда  я  осознал  и  уразумел
суть  тревожащего  меня,  тогда  я  ещё  раз  обратился  к  самому  себе
и  прибавил  к  ранее  мною  сказанному  следующие  слова:  «Обрети
в  самом  себе  неиссякаемый  источник  Живой  Соли.  И,  когда  будешь
мыслить,  говорить,  делать,  бери  из  сего  источника  живую  соль  и
осоляй  ею  –  в  должной  мере  –  всякую  твою  мысль,  каждое  твоё
слово,  любое  твоё  дело.  И  если  ты  правильно  и  искусно  осолишь
исходящее  из  тебя  и  от  тебя,  то  не  бойся  и  веруй,  что  живая  соль,
содержащаяся  в  произведённом  тобою,  непременно  осолит  –  так  или
иначе  –  и  того  человека,  который  будет  –  когда  бы  то  ни  было  –
приобщаться  к  твоей  –  осоленной  –  мысли,  к  твоему  –  осоленному  –
слову,  к  твоему  –  осоленному  –  делу».

=============================================
«Художник  вынужден,  кому-то  должен,  кем-то  обязан
совершенно  сбыться  в  то  время,  которое  отведено  ему,
у  него  нет  другого  выхода».
(Белла  Ахмадулина  «Слово  о  Ларисе  Шепитько»)
=============================================

ВСЁ.  КОНЕЦ  И  БОГУ  СЛАВА!  АМИНЬ.

P. S.  «Имейте  в  себе  соль».  –  «Слово  ваше  да  будет
всегда  приправлено  солью».  (Евангелие  от  Марка,
гл. 9,  ст. 50  (фрагмент).  –  Послание  к  Колоссянам
св. ап.  Павла,  гл. 4,  ст. 6  (фрагмент).)

ноябрь  2024


Рецензии
И правда честный пацан был.) и есть.)

Наталья Фаллер   10.11.2024 04:57     Заявить о нарушении
Ну что же, на том мы с Натальей Фаллер и порешим.
Автор данного эссе никаких возражений против мнения Натальи Фаллер не имеет.

Наташа, благодарю! ☀️ 🌷 🙂

Владимир Астраков   10.11.2024 21:10   Заявить о нарушении