Йога Васиштха - Об Окончании Глава 5
(Включая богов, полу-богов, мудрецов и членов царского окружения) слушали
Мудрые слова мудреца Васиштхи с неотрывным вниманием. Император Дасарата
И его министры на время отложили свои занятия
И развлечения, желая впитать учения мудреца. В полдень гудели раковины, давая
Сигнал для полуденного перерыва.
Вечером собрание расходилось
До конца дня, и когда короли и принцы поднимались с мест, их ослепительные одежды
Освещали все вокруг. Императорский двор сам казался миниатюрной вселенной.
Когда собрание разошлось, король Дасарата поклонился мудрецам
И получил их благословение. После этого Васиштха отпустил до конца дня
Раму и его братьев. Они тоже припали к ногам
Мудреца и получили его благословения. Когда наступила ночь,
Все, кроме Рамы, улеглись спать. Рама не мог
Заснуть. Рама размышлял над словами мудреца Васиштхи: Что есть
Этот кажущийся мир? Кто эти разные люди и другие существа? Как они появляются здесь,
Откуда они приходят и куда уходят? Какова природа разума
И как он достигает спокойствия? Как изначально возникла эта Майя
(Космическая иллюзия) и как она заканчивается? И, с другой стороны, ее окончание –
Это хорошо или плохо? Как ограничения появляются в бесконечном сознании?
Что именно мудрый Васиштха советует для победы над чувствами и разумом,
Несомненными источниками страдания?
Невозможно
Отказаться от наслаждений и удовольствий, но и невозможно
Окончить страдания без отказа от таких наслаждений –
Действительно, проблема.
Разум является наиважнейшим фактором
Во всем этом, поэтому если он однажды
Вкусит высшего блаженства в свободе от иллюзии мира, то он не сможет отказаться
От этого и не будет больше гоняться
За чувственными удовольствиями. О, когда же мой разум
Станет чистым и когда он успокоится в высшем сознании? Когда мой разум
Успокоится в бесконечном, как волна находит успокоение в океане?
Когда я буду свободен от всех стремлений?
Когда я смогу смотреть на все с одинаковым расположением?
Когда же я наконец избавлюсь от этой ужасной лихорадки мирской жизни?
О разум, успокоишься ли ты в мудрости
Великих мудрых?
О мой интеллект, ты мой друг, - раздумывай над учениями мудреца Васиштхи так,
Чтобы нам обоим спастись от несчастий
Мирского существования.
Валмики продолжил: Когда взошло солнце, Рама и другие
Встали и выполнили утренние омовения
И молитвы,
И пришли к резиденции мудреца Васиштхи.
К тому времени мудрец тоже закончил свои молитвы
И был в глубокой медитации.
Он поднялся
И вместе с остальными взошел
На королевскую повозку и прибыл ко дворцу короля Дасараты.
Когда они вошли на двор,
Король сделал три шага вперед с подобающими
Поклонами. Вскоре после этого собрались все остальные члены собрания
(Боги, полубоги, мудрецы и прочие) и заняли свои места.
Открывая дневное заседание, Дасарата сказал:
О великий, я надеюсь, ты
Отдохнул после напряжения вчерашнего разговора. С нашей стороны,
Мы воодушевлены словами высшей мудрости, которые ты
Донес до нас вчера. Несомненно, слова просветленных мудрецов рассеивают страдания
Всех существ и даруют им блаженство. Они отгоняют
Нечистоту, вызванную нашими
Же нехорошими поступками. Гнусные склонности, как желания, жадность
И т.д., ослабляются твоими словами. Наша невежественная вера в реальность
Этого мира сталкивается
С достойным противником. О Рама, только день, когда ты
Поклонился такому мудрецу, можно считать прожитым, все остальные дни – дни тьмы.
Это твоя лучшая возможность – думай и учись
У мудрого тому, чему единственно стоит учиться.
Васиштха сказал: О Рама, заставили ли тебя глубоко задуматься мои учения?
Размышлял ли ты о них в течении
Ночи и запечатлел ли ты их в своем сердце?
Помнишь ли ты, как я сказал тебе, что разум является человеком?
Помнишь ли ты, что я тебе сказал о создании вселенной со всеми деталями?
Только постоянно
Помня такое учение, можно его понять.
Рама сказал:
О мудрый, воистину, я так и делал. Я не мог заснуть и провел всю ночь в медитации
Над твоими просветляющими
Словами, стремясь увидеть истину, на которую они указывают.
Я сохранил в своем сердце
Твои слова. Кто же откажется от твоего учения, зная, что оно дарует ему высшее блаженство?
В то же время, они
Сладки для слуха, они
Помогают всему благоприятному в человеке и приносят нам несравненные ощущения.
Потому, О великий, молю тебя, продолжи свои рассуждения.
Васиштха сказал: О Рама, тогда слушай рассуждения
Об окончании вселенной и достижении
Высшего спокойствия. Этот кажущийся
Бесконечным мир поддерживается нечистыми (раджаса)
И глупыми (тамаса)
Существами, как огромное строение поддерживается колоннами.
Но он легко
И играючи оставляется теми, чья сущность чиста, как змея легко
Оставляет вонючее болото. Те, чья
Сущность чиста (сатва) и чья
Деятельность (раджас) основана на чистоте и свете, не живут свою жизнь
Механически, они
Задумываются об источнике и сущности этого кажущегося мира. Когда такие раздумья
Ведутся с помощью верного изучения писаний и в компании мудрых,
Возникает чистое понимание, в котором истина
Видна, как при свете лампы. До того, как эта истина
Ощущается лично с помощью таких размышлений, истина воистину не видна.
О Рама, твоя природа чиста,
Потому задумайся о сущности истины и лжи, и будь привержен истине.
То, чего не было в начале и не будет в конце, - можно ли это считать истиной?
Только то можно считать истиной, что было всегда и всегда будет. Рождение
Принадлежит разуму, О Рама, и взросление
Тоже совершается в разуме. Когда четко видна истина, разум освобождается
От своего собственного невежества. Потому, пусть предварительное изучение Писаний,
Компания святых и совершенствование бесстрастия ведут твой разум
По пути праведности. Вооруженный всем этим, надо найти прибежище у ног мастера
(Гуру), чья мудрость совершенна. От всего сердца придерживаясь учения мастера,
Постепенно достигается пространство
Совершенной чистоты. Рама, осознай сознание сознанием
С помощью чистого вопрошания, как прохладная луна обозревает все пространство.
Человека швыряет в водах этого воображенного мира, как соломинку, пока он не попадает
В спасительную лодку само-познания.
Как плавающие в воде песчинки опускаются на дно, когда успокаивается
Вода, так разум обретшего знание истины успокаивается
В полном умиротворении. Когда обретается знание истины, она более не теряется,
Как золотой слиток, лежащий в золе, мгновенно замечается золотых дел мастером.
Пока истина не познана, можно в этом запутаться,
Когда же она известна, запутаться
Невозможно. Невежество по отношении к высшему Я
Является причиной твоей печали; знание своего высшего Я
Приводит к спокойствию и блаженству.
Васиштха продолжил: Разберись в путанице между телом и собой,
И ты сразу же обретешь
Спокойствие. Как золотой слиток, упавший в грязь, не может ей загрязниться,
Высшее Я не может загрязниться
Телом. Я повторяю, с вознесенными к небу руками провозглашаю:
«Ты есть одно, а тело – совсем другое, и они различны так же,
Как различны между собой
Вода и цветок лотоса», но никто
Меня не слышит! Пока инертный и неразумный разум идет
По пути удовольствий, эта тьма кажущегося мира не пропадает.
Но в то мгновение, когда человек пробуждается и вопрошает
О собственной сущности, тьма растворяется.
Потому надо постоянно стараться пробудить обитающий
В теле разум, чтобы можно было выйти за пределы процесса становления кем-то
Или чем-то, –
Потому что такое становление полно страдания.
Как небо не затрагивается пылью, летающей в нем, высшее «Я» не затрагивается
Существованием тела. Удовольствия и боль неверно воображаются
Как ощущаемые собой,
Также можно неверно подумать, что «небо загрязнено
Пылью». Воистину, удовольствие и боль
Не принадлежат ни телу, ни высшему «Я», которое превосходит все,
Они принадлежат только непониманию. Их потеря –
Не потеря.
Ни удовольствие, ни боль
Не принадлежат никому – воистину, все является сознанием,
Высшим спокойствием и бесконечностью. Осознай это, О Рама.
Высшее «Я» и мир и не едины, и не отличаются друг от друга. Все это является
Только отражением истины. Нет ничего, кроме единого Брахмана.
«Я не такой, как он» - чистый каприз разума, откажись от него, О Рама.
Единое высшее Я воспринимает себя в себе как бесконечное сознание.
Потому нет ни страданий, ни заблуждений, ни рождения, ни создания –
Есть только то, что есть. Будь свободен от волнений, О Рама.
Будь свободен от двойственности, утвердись в высшем сознании,
Оставив даже беспокойство о собственном благополучии. Сохрани
В себе мир,
Успокой разум. Пусть в нем не будет печали.
Оставайся во внутреннем молчании.
Будь один, без само-возникающих мыслей. Будь смел,
Победив разум и чувства. Не имей желаний, довольствуйся тем,
Что приходит к тебе
Само по себе.
Живи без усилий, не присваивая и не отказываясь ни от чего. Будь свободным
От всех искажений разума и ослепляющего налета иллюзии. Будь довольным
В себе. Будь свободным
От всех волнений. Оставайся
В открытом состоянии в высшем сознании,
Как полный океан. Наслаждайся собой в себе, как блаженные лучи
Полной луны.
Васиштха продолжил: О Рама, тот, кто знает, что все действия просто случаются
По причине существования сознания,
Подобно тому, как кристалл отражает объекты
Вокруг себя без малейшего намерения делать это, -
Тот свободен. Кто, даже получив
Человеческое рождение, не интересуются такими безусильными
Усилиями,
Переходят из рая
В ад и из ада в рай
Раз за разом.
Приверженные бездействию, отказавшись или подавив
Все действия, переходят из ада в ад, из страдания в страдание, из страха
В страх.
Некоторые связаны
Своими тенденциями
И намерениями с результатами своих собственных действий,
И они получают рождение как черви
И вредители, потом как деревья
И растения, потом снова как черви
И паразиты. Есть и те, которые знают высшее сознание,
Воистину они благословенны, они тщательно исследовали сущность разума
И преодолели все стремления и желания, -
Они переходят в высшие состояния сознания.
Тот, у кого эта жизнь является
Последней, одарен смесью светлых качеств
(Сатва) и немного загрязнения (раджа). С рождения он растет в святости.
Благородное знание легко входит к нему в сердце. Все благородные качества, -
Дружественность, сочувствие, мудрость, великодушие и щедрость, - сами ищут его
И находят приют у него
В сердце. Он выполняет все необходимые действия,
Но не волнуется, будь их результатом потеря или приобретение,
И он не испытывает ни восторга, ни депрессии
По этому поводу. Его сердце чисто. Люди стремятся быть в его компании.
Таков тот, кто полон всех благородных качеств. Он ищет просветленного мастера
И следует его учению, и мастер направляет его по пути само-осознания.
Затем он осознает высшее Я, единое космическое существо. Такой освобожденный
Пробуждает внутренний интеллект, который до того спал, и этот пробужденный
Интеллект мгновенно узнает себя как бесконечное сознание.
Постоянно осознавая
Внутренний свет, такой блаженный поднимается в состояние
Совершенной чистоты.Такова естественная последовательность эволюции, О Рама.
Но есть и исключения из этого правила.
Для того, кто принял рождение
В этом мире, есть две возможности достигнуть освобождения.
Идя по первому пути, указанному мастером,
Искатель постепенно достигает
Цели освобождения.
Вторая возможность – когда само-осознание практически сваливается
Как снег на голову, и случается
Мгновенное просветление.
Я расскажу тебе древнюю легенду, которая рассказывает о втором типе просветления.
Слушай внимательно.
Свидетельство о публикации №124110500626