110 афоров Михаила Гуськова о театре

1. В театре ничего не должно быть настоящего, кроме искусства.
(Михаил Гуськов)

2. Театр - то же, что весы, в которых гиря режиссёра всегда перевешивает гирьки актеров.
(Михаил Гуськов)

3. Актер - это человек, способный производить хорошее впечатление, произнося дурные слова.
(Михаил Гуськов)

4. Работа актеров - лицемерить, режиссеров - учить лицемерию, а зрителей - наслаждаться, как мастерски они это делают.
(Михаил Гуськов)

5. В актере главное - талант, а в режиссёре - амбиции.
(Михаил Гуськов)

6. В театре главный - режиссер, а "спрашивают" все равно - с директора.
(Михаил Гуськов)

7. Режиссер - строг, но справедлив, актёры -  аморальны, но талантливы,  автор пьесы - мёртв, но - гениален.
(Михаил Гуськов)

8. Актер должен все делать по-своему, но так, как хочет режиссер.
(Михаил Гуськов)

9. Театр приносит пользу только тем, кто в нем или на него работает, а это все человечество.
(Михаил Гуськов)

10. Режиссер предвидел провал своей постановки и сделал все, чтобы это случилось.
(Михаил Гуськов)

11. Театр начинается с колыбели, потому что все самые увлекательные драмы завязываются вокруг неё.
(Михаил Гуськов)

12. Актер видит роль, а режиссер - пьесу.
(Михаил Гуськов)

13. Театр - это "живая" зона искусства... Но нужно сказать это с глубоким подтекстом.
(Михаил Гуськов)

14. Режиссер, бойся "народного" запаха труппы!
(Михаил Гуськов)

15. Все режиссеры "грызут" одни и те же пьесы - "с мозговой косточкой"...
(Михаил Гуськов)

16. Актёры не должны на сцене "играть правду жизни", они должны играть правду искусства.
(Михаил Гуськов)

17. Сцена - это котёл, в котором режиссер варит из актеров "похлебку жизненной правды".
(Михаил Гуськов)

18. Островский и Чехов это "Бальзам на сердце" и "Хлеб насущный" для Русского Театра.
(Михаил Гуськов)

19. Что толку, что театр здоров, а зрители в него не ходят, может, ему лучше заболеть какой-нибудь "театральной чумой", и зрители в него - попрут!
(Михаил Гуськов)

20. "Горе от ума" - неизлечимая болезнь Русской драматургии, которой советская школа заразила весь народ.
(Михаил Гуськов)

21. Драмы - отражают время, трагедии - эпоху.
(Михаил Гуськов)

22. Существует ли коррупция в театре? Конечно! Только это называется государственным финансированием.
(Михаил Гуськов)

23. Если актёра знает вся страна, то это ещё не значит, что он что-то значит в театре.
(Михаил Гуськов)

24. Актёры никогда не дают режиссерам в долг, потому что у них действительно никогда нет денег.
(Михаил Гуськов)

25. Главная задача театра - найти её и озвучить.
(Михаил Гуськов)

26. Нельзя одну и ту же пьесу увидеть второй раз, потому что одни и те же актёры каждый раз её играют по-разному.
(Михаил Гуськов)

27. Душа театра - в оркестровой яме.
(Михаил Гуськов)

28. Плох тот актёр, который не мечтает стать режиссером.
(Михаил Гуськов)

29. Актер счастлив, попадая в театр, и на этом его счастье кончается.
(Михаил Гуськов)

30. Если вы стали актёром, трезво оценивайте свои умственные способности.
(Михаил Гуськов)

31. Если актер не умеет хорошо играть роль законопослушного гражданина, - ему место не в театре, а в тюрьме.
(Михаил Гуськов)

32. Настоящий актер легко входит в любую роль, поэтому ему ничего не стоит незаметно  стащить у вас кошелек.
(Михаил Гуськов)

33. За популярность приходиться платить, за славу - расплачиваться.
(Михаил Гуськов)

34. Театральная труппа - это сборище никчёмных и ни на что не годящихся людей, которых режиссер может заставить изображать кого угодно.
(Михаил Гуськов)

35. Актер легко отдаст жизнь за любое благое дело, если это жизнь его героя.
(Михаил Гуськов)

36. Как только театры не калечат лучшие  пьесы, а каждому новому режиссеру они попадают в руки целыми и невредимыми.
(Михаил Гуськов)

37. Русский театр стоит на четырёх китах: Грибоедове, Гоголе, Островском и Чехове.
(Михаил Гуськов)

38. Русский театр ничего не знает об истине, но все знает о справедливости, и, самое главное о ней, что искать её, значит, погубить себя и всех своих близких.
(Михаил Гуськов)

39. Главные Русские пьесы ещё не только не поставлены, но даже ещё не написаны.
(Михаил Гуськов)

40. Актёры и режиссеры жили бы вполне счастливо, если бы не отравляли жизнь друг другу.
(Михаил Гуськов)

41. Режиссер должен чувствовать себя в актерской среде, как мышь в крупе, а не как затравленный бизон в стае волков.
(Михаил Гуськов)

42. Советская эпоха создала великую театральную культуру, но не создала великих пьес.
(Михаил Гуськов)

43. У Академических театров - репертуар, а у прочих - пьесы.
(Михаил Гуськов)

44. "Пьеса сыграла в ящик!" - значит, её поставили на сцене областного театра.
(Михаил Гуськов)

45. В "местных" театрах свои "кулики", поэтому они - болото.
(Михаил Гуськов)

46. Посредственному режиссеру нужны знаменитые актеры, чтобы его постановка имела успех, талантливому режиссеру достаточно посредственных актеров, чтобы успех его постановки сделал их знаменитыми.
(Михаил Гуськов)

47. Величие театра в его режиссёрах, а слава в тех, кто играет в них роли.
(Михаил Гуськов)

48. Актёры - это мозг театра, репертуар - его становой  хребет, а остальные органы - его зрители. Можно сказать по-другому: корни, ствол - ветки.
(Михаил Гуськов)

49. Если новый спектакль произвёл "эффект разорвавшейся бомбы", значит, он "с треском провалился".
(Михаил Гуськов)

50. Актёры, по большей части, - совестливые люди, без этого, хорошо играть на сцене невозможно, тогда как хорошие режиссеры, чтобы хорошо ставить спектакли, должны иметь вместо совести - талант её мучить и терзать.
(Михаил Гуськов)

51. Хорошие спектакли  получаются, когда  главные роли в них играют две бывших и одна новая любовница главного режиссёра.
(Михаил Гуськов)

52. Чем отличается режиссер от директора театра? Директор хочет, чтобы в зале все кресла были заняты, а режиссер - чтобы зрители толпились еще и в проходах.

(Михаил Гуськов)

53. Герой - гибнет. Играть первые роли всегда опасно, вот почему даже в театре большинство талантливых актеров так блистательны лишь на второстепенных ролях.
(Михаил Гуськов)

54. Актёр не должен - быть, он должен - казаться, но делать это - убедительно.
(Михаил Гуськов)

55. Надо трезво взглянуть на весь театральный процесс освоения пьесы: читка пьесы - это процесс её пережёвывания, постановка на сцене - окисление в желудке театра, далее переваривания в зрительном зале и вынос, вместе со зрителями, во внешнюю среду.
(Михаил Гуськов)

56. Театры питаются пьесами. Сцена театра - это его желудок, зрительный зал - пищеварительная система, пути эвакуации и выходы - средство отправления театральных  отходов во внешнюю среду.
(Михаил Гуськов)

57. Не надо "забитому актёру" давать  роль "забитого актёра", надо дать ему роль тирана, и он убедительно покажет, как страшен жалкий человечек, дорвавшийся до государственной власти.
(Михаил Гуськов)

58. Странно получается, чем знаменитей режиссер, тем больше у него "загубленных" пьес.
(Михаил Гуськов)

59. Театр напоминает современникам, что все, о чем мы переживаем,  уже переживалось раньше, и это говорит только о том, что у театра всегда будут пьесы, интересные людям новых поколений.
(Михаил Гуськов)

60. Господа режиссеры! Публика бывает благодарная и неблагодарная, но за билеты платит одинаково.
(Михаил Гуськов)

61. Режиссеры делятся на четыре вида: бездарные, талантливые, гениальные и… кассовые!
(Михаил Гуськов)

62. Театры питаются пьесами, актёрами и зрителями, которых они  обгладывают и, полуживыми, выбрасывают во внешнюю среду.
(Михаил Гуськов)

63. Актеры могут обойтись без режиссера, а директора театров – нет!
(Михаил Гуськов)

64. Режиссер  для актеров, как пастух, только они - не стадо баранов, а волчья стая.
(Михаил Гуськов)

65. Многие режиссеры готовы добиться успеха своих постановок любой ценой, но не многим это удается.
(Михаил Гуськов)

66. Зритель проживет и без театра, а театр без зрителей – нет!
(Михаил Гуськов)

67. Режиссеру из зрительного зала пьеса видится совсем иной, чем актёрам - на сцене.
(Михаил Гуськов)

68. Театр - это три часа игры в благородство, всех собравшихся в нём.
(Михаил Гуськов)

69. Актёры на сцене живут и выживают, а режиссеры в зрительном зале "хотят", но "не могут".
(Михаил Гуськов)

70. Зритель ничем не обязан театру, если он заплатил за билеты.
(Михаил Гуськов)

71. Мечта актеров: собрать бы всех режиссеров и зарыть в оркестровой яме.
(Михаил Гуськов)

72. Хорошая пьеса, как чемодан со вторым дном - для ключей от сейфа, который неизвестно где находится.
(Михаил Гуськов)

73. Актёры никак не могут понять разницы между жизнью и мечтой, а режиссеры все время путают сцену жизни со сценой театра.   
(Михаил Гуськов)

74. Хороших пьес много, мало  режиссеров, которые могут их хорошо поставить.
(Михаил Гуськов)

75. Если театр загорится, это не так страшно, как если - прогорит!
(Михаил Гуськов)

76. Все театры России имеют только одно главное различие, в первых: зрительный зал освещается хрустальной люстрой, а во вторых - неоновыми светильниками, в первых: репертуар - вечный праздник, а во вторых - серый суебыт.
(Михаил Гуськов)

77. Сколько не говорится прекраснодушных слов о театре светочами человечества, а он все равно остаётся самым большим зеркалом человеческих пороков.
(Михаил Гуськов)

78. Хороший режиссер должен постепенно выращивать в своих актёрах профессиональных зрителей, чтобы они понимали, за что те хотят платить деньги, видя их на сцене.
(Михаил Гуськов)

79. Каков будет театр будущего? Он будет театром женщин-режиссёров, а на мужские роли будет конкурс женщин, умеющих говорить басом.
(Михаил Гуськов)

80. В театрах будущего актёрами и режиссёрами будут в основном женщины с педагогическим образованием: с первого по четвёртый класс - школу заменят цирки, с пятого по восьмой - народные театры, с 9 по 11 - Академические, а все высшие учебные заведения преобразуют в группы продленного дня.
(Михаил Гуськов)

81. Предполагается, что у каждого театра должно быть свое лицо, но нет, при каждом главреже, оно -  разное, и не лицо, а - маска.
(Михаил Гуськов)

82. Театр - это  увёличительное стекло, через которое люди смотрят на самих себя. 
(Михаил Гуськов)

83. Нельзя  бутылку употребить дважды, а вот пьесу - можно, и даже не дважды, а сколь угодно много раз. 
(Михаил Гуськов)

84.   Лучшее, что могут сделать люди для театра - это ходить в него.
(Михаил Гуськов)

85.  Давайте не разочаровывать театр, пусть он никогда не добьётся того, что хочет.
(Михаил Гуськов)

86. Величие классического театра в том, что он оживляет для нас великих драматургов, играя их пьесы.
(Михаил Гуськов)

87. Кто хочет благопристойности, должен идти в церковь, а не в театр.
(Михаил Гуськов)

88. Закулиса важнее сцены.
(Михаил Гуськов)

89. Театр - одна из самых древних и красивых игрушек человечества.
(Михаил Гуськов)

90. Музыкальный театр - это все то же самое, как в драматическом, только в рифму и под музыку.
(Михаил Гуськов)

91. Театр бессмертен, как бессмертны человеческие пороки и добродетели, и цифровые технологии дадут этому новые доказательства.
(Михаил Гуськов)

92. Если вам некуда идти, идите в театр, там можно выпить ещё и пива.
(Михаил Гуськов)

93. На костюмершах женятся только артисты второго плана.
(Михаил Гуськов)

94. Театральными пожарным становятся либо лихие отставники, либо вороватые студенты-заочники, мечтающие соблазнить народную артистку.
(Михаил Гуськов)

95. Главный администратор театра это не должность, это призвание, почти такое же как у народного артиста.
(Михаил Гуськов)

96. Директор театра - это бывший актер, который понял, что артистической карьеры ему не сделать.
(Михаил Гуськов)

97. Театр - это прибежище неумных людей с большими амбициями.
(Михаил Гуськов)

98. Театр - слишком тесный мирок, в котором нельзя сделать большую карьеру, поэтому все актёры и актрисы мечтают о карьере в кино.
(Михаил Гуськов)

99. Актёры и актрисы это два разных вида театрального мира, отличающихся друг от друга также, как отличаются травоядные от хищных.
(Михаил Гуськов)

100. Режиссер должен решить, с кем он хочет быть заодно безумным: с актёрами, зрителями или властями.

101. Режиссеру лучше быть в одиночку - со зрителями, чем с актёрами - вместе.

102. Плох тот актер, который мечтает стать режиссером, хорош тот, кто становится президентом.

103. В театре жизни не ты - режиссер.

104. Каждая эпоха говорит новым голосом, даже когда играет старые пьесы.

105. Если ты родился актёром, то режиссером своей жизни тебе не стать.

106. Чем глупее публика, тем она капризнее, и, чтобы ублажать её, нужен проверенный  режиссер.

107. Если вы решили в городе открыть театр, сначала откройте синагогу, а чтобы не открывать сумасшедший дом, откройте театр.

108. Много есть ненужных заведений, без которых не обойтись, и главное из них - театр.

109. Театры имеют самое большое количество запасных и чёрных выходов, это не на случай пожара, а чтобы красивые актрисы могли ускользать от надоевших любовников.

110. Мы живём в эпоху безвременья, наши правители не интересуются главным, что раньше составляло смысл человеческого существования - искусство во всех его видах.
Теперь для них главное - обогащение.  Поэтому у нашего времени нет ни великой литературы, ни великой поэзии,  ни великих пьес, а значит, нет  ни  великого театра, ни великих артистов, ни великих писателей, ни великих художников.
(Михаил Гуськов)


Рецензии
Романов много, много пьес -
сюжетов мало наберется...
(Таня Тарасова-Пыжьянова)

Спасибо, Михаил!
Ваши афоризмы - прекрасны!

Таня Тарасова Пыжьянова   15.01.2025 15:31     Заявить о нарушении
Спасибо, милая Танечка!

Михаил Гуськов   17.01.2025 06:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.