О таксисте Из несказанного
Из несказанного Мартином Скорсезе
Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716
***
Президент России Владимир Путин впервые рассказал, что был вынужден в 1990-е годы подрабатывать таксистом. Раньше российский лидер говорил, что задумывался над такой работой после того, как мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак в 1996 году не смог переизбраться на должность главы города. Путин тогда возглавлял его предвыборный штаб. В итоге после поражения Собчака будущий президент переехал из Петербурга на работу в Москву.Путин поделился воспоминаниями в фильме «Новейшая история», отрывок интервью выложил телеканал «Россия 24». «Иногда приходилось подрабатывать и извозом. Неприятно об этом говорить, но, к сожалению, и это тоже было», — сказал Путин.
***
«Таксист»
Основная статья: Таксист (фильм, 1976)
В 1976 году Скорсезе снимает фильм «Таксист», в котором впервые был полностью раскрыт талант Мартина Скорсезе как режиссёра. Также, помимо режиссёрской работы, критики высоко оценили актёрскую работу Роберта Де Ниро и работу оператора Майкла Чэпмена. Премьера состоялась 8 февраля 1976 года в США. Повторный выход состоялся 16 февраля 1996 года в США. В фильме Роберт Де Ниро играет таксиста, бывшего морского пехотинца Тревиса Бикла. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля (1976), две премии BAFTA. В общем итоге фильм получил 18 кинопремий, номинировался на четыре «Оскара» и девять других премий.
***
Сюжет
Главный герой фильма — Трэвис Бикл, одинокий 26-летний мужчина, который раньше служил в морской пехоте 4 года — с 1969 по 1973 г. во Вьетнамской войне. Страдая от хронической бессонницы, он устраивается работать ночным таксистом в Нью-Йорке. В свободное время Трэвис посещает порнокинотеатры либо бесцельно кружит за рулём своего такси по задворкам города. Эти поездки сняты таким образом, что дают почувствовать зрителю и фатальное одиночество главного героя, и его внутреннюю отрешённость от людей, которые остаются за стеклом его автомобиля.
Ему удаётся познакомиться с девушкой по имени Бетси (Сибилл Шеперд), которая работает в штабе выборов нью-йоркского сенатора Чарльза Палантайна. На следующий день после свидания в кафе Трэвис приглашает её в кинотеатр, где идёт порнофильм. Он не разбирается в кино, и девушка, посчитав его ненормальным, уходит. Трэвис чувствует себя потерянным и брошенным. Попытки вернуть общение с Бетси ни к чему не приводят. Однажды в такси Трэвиса садится полубезумный бизнесмен (Мартин Скорсезе), который поворачивает его мысли к насилию, рассказав о своём намерении убить жену, по его словам, изменяющую ему с негром.
Будучи за рулём, Трэвис знакомится с Айрис (Джоди Фостер) — 12-летней девочкой-проституткой, сбежавшей от своего сутенёра. Он пытается «спасти» падшего ангела — уговорить вернуться к родителям и в школу. Однако девочка не прочь вернуться обратно к сутенёру (Харви Кейтель), поскольку он, как ей кажется, любит её.
Трэвис окончательно приходит к мысли, что пора вычистить всю «грязь» из города. Он, как ветхозаветный пророк, мечтает о ливне, который вычистит весь город. Для этого он покупает четыре пистолета. Случайно оказавшись свидетелем ограбления магазина, Трэвис стреляет в чернокожего грабителя, которого продавец затем остервенело добивает. Отчасти из ревности к Бетси, отчасти из-за общего своего состояния Трэвис решает начать с убийства сенатора Палантайна, однако увидев, что его заметили люди из службы безопасности, сбегает.
Затем он идёт к сутенёру, стреляет ему в живот, врывается в бордель, убивает вышибалу и мафиози, пришедшего воспользоваться услугами Айрис. В ходе перестрелки Трэвис получает ранения в шею и в плечо. Кажется, что он умирает от пулевых ран. Однако в следующей сцене показано письмо родителей Айрис к Трэвису, в котором они называют его героем. Судя по всему, история учинённой им в борделе расправы получает широкий общественный резонанс, и многие искренне восхищаются им.
В последней сцене показано, как в такси Бикла вновь садится Бетси. Она считает его героем, но он себя таковым не считает. Бикл довозит её до дома, не берёт плату и уезжает. Широко распространено мнение, что после сцены убийства всё происходит в затухающем воображении главного героя. Таксист вздрагивает, поймав отражение своих встревоженных, залитых красными огнями глаз в зеркале таксомотора. Финальные титры идут на фоне отражений улиц города в лобовом стекле автомобиля. Фильм заканчивается планом ночной улицы, по которой едет множество машин, на обочине видны силуэты людей, после чего сцена уходит в затемнение.
Критика
Влиятельный киновед Робин Вуд в 1986 году охарактеризовал социально-политические взгляды Шредера как «квази-фашистские», а внутреннюю конфликтность «Таксиста» объяснил противоречием между мировосприятием воспитанного в американской глубинке протестанта Шредера и католика Скорсезе, который сформировался в космополитичной среде «Большого яблока»]. Первый чувствует с Биклом душевное родство и пытается оправдать его, второй ищет критическую дистанцию. То, что преступление Бикла в фильме прямо не осуждается, а концовка допускает разные толкования, вызвало, в частности, протест со стороны председателя каннского жюри, драматурга Теннесси Уильямса, который обвинил создателей фильма в апологии насилия.
В прессе долгое время велись дебаты о реальности всего того, что показано после убийства. Майкл Аткинсон заметил по этому поводу, что это не столь важно, так как психическое расстройство главного героя на протяжении всего фильма предопределяет неадекватное восприятие им мира[8]. По словам Аткинсона, герой Де Ниро — своего рода всечеловек, наиболее американский из киногероев, бесправная жертва амбиций нации, приучившей его к бессмысленности смерти на полях далёкой войны, затерянная на инфернальных улицах самого свободного города мира.
Маститый американский кинокритик Роджер Эберт считал «Таксиста» одним из наиболее сильных фильмов в истории кинематографа. Он толковал его как рассказ о неискоренимой потребности человека в общении с другими людьми и о том психическом надломе, который неизбежен при фатальной неспособности к коммуникации. В этом смысле он считал характерной знаменитую сцену, когда герой Де Ниро беспрестанно спрашивает у своего отражения в зеркале: «Ты со мной говоришь?» (You talkin' to me?). Дэйв Кер из The New York Times, сверх того, увидел в фильме иллюстрацию того, как работает бессознательное влечение к смерти.
Джонатан Розенбаум считает фильм по форме самым виртуозным из всего созданного Скорсезе, а также поднимающим наиболее провокационные вопросы. Из фильма следует, например, что далеко не все дети мечтают вернуться с панели домой к родителям. Режиссёр «до странного упивается» нарисованной им картиной психических отклонений, которая вызывает ассоциации не только с мунковским «Криком», но и с джазовыми импровизациями Гершвина. Провокативный заряд ленты видится Розенбауму в том, что переживания, которые чреваты геноцидом, поданы в фильме с теплотой, поэзией и даже лиризмом.
Российский социолог и культуролог Александр Тарасов ставит фильм «Таксист» в ряд с другими фильмами того времени:
20 лет назад, когда в Голливуд пришли ультраконсерваторы, «новые правые» — и принялись выпускать один за другим фильмы, переполненные казённым патриотизмом вперемежку с насилием, драками, кровью и смертью («Рэмбо», «Рокки», «Форт Апачи, Бронкс», «Таксист», «Конан-варвар» и др.), западноевропейские критики (например, Анн-Мари Бидо[9]) дружно заявили, что эти фильмы созданы для того, чтобы заставить Америку преодолеть «вьетнамский синдром», приучить к мысли о неизбежности новых, кровавых войн, приучить к насилию, сделать обществу психологическую прививку.
Влияние
«Таксист» вошёл в историю как один из краеугольных камней Нового Голливуда — периода, когда традиционные для коммерческого американского кино формулы переосмысливались в свете уроков французской новой волны. Как пишет Дж. Розенбаум, после «Таксиста» в моду вошло «гламурное живоописание ада на земле и воспевание отчаянного стоицизма на фоне распада капиталистической городской цивилизации», которое породило неонуаровую эстетику «Бегущего по лезвию» со многочисленными его постапокалиптическими эпигонами и фильмы Дэвида Финчера, такие как «Семь» и «Бойцовский клуб». В 2007 на экраны вышел фильм «Кремень» Алексея Мизгирёва, заимствующий основную фабулу, сюжетные повороты и некоторых персонажей.
«Таксист» регулярно фигурирует в первой половине лучшей сотни фильмов по версии IMDb. По итогам опроса 358 кинорежиссёров, организованного в 2012 году изданием Sight & Sound, фильм Скорсезе попал в пятёрку лучших фильмов в истории[11]. По результатам опроса на сайте myfilms.com цитата «Ты со мной говоришь?» (англ. «You talking to me?») заняла шестое место в списке самых любимых реплик кинозрителей. В голосовании приняли участие более 2000 посетителей сайта[12].
Режиссёр Тодд Филлипс вдохновлялся «Таксистом», работая над фильмом «Джокер» 2019 года
***
Журнал "Коммерсантъ Власть"
05.03.2007, 00:00
Отступное нашло героя
2K
7 мин.
...
"Оскар" за режиссуру (на фото — кадр из фильма "Отступники") достался Мартину Скорсезе с 45-й попытки — именно столько фильмов значится в его официальной фильмографии
Мартин Скорсезе наконец получил свой "Оскар" за фильм "Отступники". О фильмах режиссера, которые действительно заслуживали главной кинонаграды Америки, вспоминает обозреватель "Власти" Андрей Плахов.
Присуждение четырех "Оскаров" фильму "Отступники" было воспринято даже не с восторгом, а со вздохом облегчения поклонниками Мартина Скорсезе во всем мире. Один из считанных ныне живущих режиссеров-классиков имеет репутацию великого страдальца, которого упорно в течение многих лет обходила своим вниманием Американская киноакадемия. На самом деле драматизм этой коллизии явно преувеличен в духе воспаленного культа страдания, присущего близкой сердцу режиссера католической традиции. Я бы лично Скорсезе "Оскар" не стал давать — хотя бы ради того, чтобы не отнимать у него столь выразительного имиджа.
Ангел истребления
Первый же из великих фильмов Скорсезе, "Таксист" (1976), пронизан чувством вины и греховности. Демобилизованный морской пехотинец Тревис из ада Вьетнама попадает в другой ад — нью-йоркский мегаполис, который он обслуживает в качестве ночного таксиста. На самом деле герой на полставки работает ангелом истребления: чтобы вырвать из лап порока малолетнюю проститутку, он устраивает кровавую баню в публичном доме. Этот персонаж, гениально сыгранный Робертом Де Ниро,— далекий предшественник фанатиков-антиглобалистов, взрывающих торговые центры и рассылающих смертельные бандероли.
"Таксист" был удостоен в Канне Золотой пальмовой ветви, обозначив стремительный взлет карьеры молодого режиссера. Но глава жюри Теннесси Уильямс в нарушение этикета выступил с "особым мнением", обвинив автора фильма в апологии насилия. После чего в телепередаче Скорсезе воскликнул: "Простите меня, люди, но я не имел этого в виду!" Вечером того же дня он швырялся дома дорогими сервизами и чуть не избил почтальона, наступившего в саду на его любимый цветок.
Это было лишь начало череды скандалов, сопровождавших жизненный и творческий путь Скорсезе. В 1988 году разгорелись страсти вокруг фильма "Последнее искушение Христа". Их еще больше накалил ортодоксальный католик Франко Дзеффирелли, снявший свой собственный фильм с конкурса Венецианского фестиваля, не желая соревноваться с "богохульным опусом" Скорсезе. Перед венецианской премьерой этой картины остров Лидо тщательно охранялся конной полицией во избежание терактов со стороны католиков. Спустя несколько лет попытки запретить телепоказ этой вполне невинной ленты, где Христос показан как богочеловек, раздираемый внутренними противоречиями, были предприняты и в России.
Божеское и человеческое (если не сказать — дьявольское) борется в душах героев Скорсезе, а нередко и в его собственной душе. Обывателей особенно интригует, каким образом, создавая свои великолепные гуманистические притчи, полные боли за страдающего человека, Скорсезе в это же самое время имеет обыкновение заставлять страдать других. Таблоиды в подробностях смаковали, как он соблазнил Лайзу Миннелли чуть ли не на глазах влюбленного в нее Де Ниро, своего лучшего друга и постоянного актера. Или как устраивал сцены ревности случайным клиентам в ресторанах, не так посмотревшим на Изабеллу Росселлини — одну из его шести жен.
За 16 лет, которые разделяют "Таксиста" и "Мыс страха" (справа), образ мстителя в исполнении Роберта де Ниро претерпел значительную эволюцию
Фото: AFP/PHOTOS
Возможно, что все это — оборотная сторона нервной, склонной к депрессиям художественной натуры Скорсезе, следствие его незащищенности и детских комплексов, его неспособности примириться с греховностью мира. Скорсезе вырос в итальянском районе Нью-Йорка, где в послевоенные годы безраздельно царствовала мафия, в мусорных кучах можно было найти выброшенных детей, а на мостовых — истекающих кровью мужчин, от которых прохожие в страхе отводили глаза. Будущий режиссер страдал ревматизмом и астмой, что закрыло для него вход в сообщество бейсболистов и открыло путь в семинарию. Но вскоре Скорсезе обрел другую религию — ею для него стал кинематограф.
Свидетельство о публикации №124110500355