Диалоги с сократом об образовании

ДИАЛОГИ С СОКРАТОМ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Алекс
Добрый день, Сократ.

Сократ
День добрый, Алекс.

Алекс
Сократ, я хотел бы сегодня поговорить об образовании.

Сократ
Я не против, но позволь мне спросить, по какой причине эта тема тебе интересна?

Алекс
Я слышал о твоём утверждении, что знание определяет мораль. Мне это интересно и непонятно. И к тому же мы действительно имеем проблемы с этими общественными категориями.
Отношение общества к образованию напоминает мне стадион: каждый критикует, но мало кто знает, что и как делать.

Сократ
Понимаю. Давай исследуем эти проблемы вместе. Дай нам определение образования.

Алекс
Я затрудняюсь сделать это. Можно я загляну в словарь?

Сократ
Я понимаю тебя. Многие горазды судачить об образовании, но когда спросишь: а что это «образование» — они не знают. Мы не будем, Алекс, пользоваться словарём, а попытаемся найти ответ сами.
Замечание: ниже мы будем употреблять термин «школа», включая в него любые учреждения предлагающие обучение — от детского сада до достижения докторской степени, и всех участник этого процесса будем называть учениками.

Представь, Алекс, мы путешествуем во времени, и сейчас мы в мире первобытного человека. Расскажи нам, как люди добывают еду.

Алекс
Они занимаются собирательством. Пробуя и ошибаясь, люди научаются отличать съедобное от несъедобного.

Сократ
 Можно ли назвать этот процесс обретением знаний?

Алекс: Да, безусловно.

Сократ
Что есть для них источник знаний?

Алекс
Природа.

Сократ
Их инструмент познания?

Алекс
Наблюдение, практика, вывод.

Сократ
Люди обмениваются обретённым знанием?

Алекс
Да, так расширяют и накапливают новое.

Сократ
Зачем и почему?

Алекс
Знания помогают им выживать, улучшать условия жизни и продолжать род.

Сократ
Итак, что есть источник знания для человека?

Алекс
Природа.

Сократ
Может ли человек — хотя бы в теории — быть источником знания?

Алекс
Нет, только передатчиком.

Сократ
Имеет ли значение количество участников процесса познания?

Алекс
Да, конечно. Это очевидно.

Сократ
Хорошо. Теперь перенесёмся в племенной период: люди научились изготавливать орудия охоты, и каждый делает их для себя. Но вот племя отмечает, что один охотник регулярно приносит больше добычи. Почему это?

Алекс
У него лучший лук и стрелы. Он наблюдательнее других и заметил, что материал и форма лука и стрел имеют качественное значение.

Сократ
Почему другие этого не отметили?

Алекс
Я думаю, что они от природы не имели способности замечать эти различия, группировать, анализировать и применять сделанные выводы в практике.

Сократ
Что это за способности: умственные или физические?

Алекс
В процессе познания умственные, а в практике также и физические.

Сократ
Мы нашли важнейшие категории познания, каковы они?

Алекс
Наблюдение, анализ собранных фактов, вывод.

Сократ
А как же людям нужно извлекать пользу из полученного знания?

Алекс
Его нужно перенимать, потом научиться пользоваться и лишь затем применять на практике.

Сократ
То есть знание – умение – практика.
Я хочу вернуть тебя снова к нашему племени. Расскажи нам о новых отношениях этого усовершенствователя с членами племени. Ты понимаешь, что я имею в виду?

Алекс
Да, Сократ, я думаю, что я знаю.
Другие охотники попросили его сделать им тоже такие же луки и стрелы. Они предложили за это выделить ему равную доли от добычи племени, хотя он и не будет участвовать в охоте.

Сократ
Не назовём ли мы это оплатой?

Алекс
Да, это оплата его мастерства.

Сокра
Которое есть результат его знаний, не так ли?

Алекс
О да, и это самое важное. Этот охотник понимает, что мастерство, которое он обрёл благодаря знанию, позволяет ему трудиться в безопасности лагеря и обеспечивать едой себя и семью. Знание, которое он заимствовал у природы, сделало его мастеровым и поместило на более высокий уровень племенной иерархии.

Сократ
Я прерву тебя, чтобы перепрыгнуть через поколения в один из первых городов.

Алекс: Население города состоит уже из многих профессионалов: людей, обретших мастерство путём выучки и упражнения: воин, писец, ремесленник, лекарь, портной, обувщик. Безусловно, и другие занятия: землепашество, охота, подсобная работа также требует знания и навыков, но таких, для которых не нужно специализированное знание, а достаточно наблюдения за более опытными и повторения их действий.

Сократ
Как выражается положение профессионалов в общежитии?

Алекс
Они, безусловно, занимают привилегированное положение, которое подкрепляется более высоким уровнем дохода.

Сократ
Это верное наблюдение, Алекс, и я хочу его обобщить.

Знание добывается только из наблюдения за природой. Человек может и не быть в состоянии объяснить все обнаруженные закономерности, но введение их в практику есть единственный путь к прогрессу, в то время как несоблюдение природных закономерностей к саморазрушению.

Личности с пытливым умом, обозревая окружающую среду, приходят к осознанию, что Природа не хаотическая мешанина осколков от некоего большого взрыва, а гармоническая структура, дарованная нам Высшим Разумом как логичный, красивый и могучий механизм, подчиняющийся установленным в него законам. Человек не способен создать закон, но он способен обнаружить его, изучить и применить для своего блага.

Я надеюсь, Алекс, ты не путаешь законы Природы, которые определяют наше существование, с юридическими законами, которые общество принимает для регулирования взаимоотношений между его членами.

Итак, сумма накопленных знаний растёт, и их сила способствует росту жизненного уровня. Общество осознаёт эту пользу и её вознаграждает. Образование становится выгодным приобретением. В конце концов объём и сложность знаний увеличивается значительно, и это приводит к важному разделу. Ты можешь указать на него?

Алекс
Наука отделяется от ремесла.

Сократ
Не дашь ли ты нам определение этих отраслей деятельности?

Алекс
Ремесло — это способность исполнять практические действия на основании знания процесса производства. Наука — это нахождение закономерности природных явлений для совершенствования процесса производства.

Ученичество в ремесле основано на практике совершенствования движений, следуя знаниям процесса путём многократного повторения: знание – умение – мастерство!

В науке же наблюдения за работой мастера и следование его практике и указаниям недостаточно. В науке ученику необходимо знание теории процесса.

Сократ
Вот здесь и появляется школа, не так ли? Я спрашиваю тебя: что есть школа в сущности, и вот подсказка. Слово «академия» восходит к названию философской школы, которая была создана Платоном и располагалась в оливковой роще близ Афин, названной в честь героя Академа. В этой роще Платон бродил, беседуя с учениками.

Алекс
Да, я понимаю тебя. Конечно, школа — это учитель, не помещение.

Сократ
Давай задержимся на этом понимании. Скажи, зачем ученику необходим учитель? Ведь обе стороны имеют доступ к тем же источникам знаний. Каждый учебник представляет необходимый материал, не так ли?

Алекс
Да. Это так.

Сократ
Учебник можно листать вперёд и назад, перечитать непонятое столько раз, сколько необходимо, поразмышлять, вернуться к пропущенному, выбирать свой порядок прохождения материала и также распорядиться временем. Это учебника преимущества, верно?

Алекс
Да, Сократ, я так и пользуюсь книгами.

Сократ
Может ли ученик в той же манере общаться с учителем любой вопрос предмета?

Алекс
Только относительно. Например, самый знающий учитель не может помнить весь материал так подробно, как того требует урок. Для каждого урока учитель готовится: перечитывает материал, чтобы освежить память, изучает новое, чтобы принести его в класс, обдумывает методику применительно к составу группы.

Сократ
Так для чего же нужен учитель?

Алекс
Я думаю, что большинство учеников нуждается в учителе, но не могу это объяснить. Может быть с помощью наставника легче одолеть трудные места. Не каждый способен понять материал, изложенный в учебнике.

Сократ
Алекс, ты почти дошёл до верного объяснения. Скажем, тема урока преломление света. Я приношу на свой стол сосуд с водой и опускаю в него палочку. Ученики, сидящие перед столом, видят палочку преломленной. Чтобы дать сидящим по сторонам учащимся увидеть этот эффект, я поворачиваю сосуд к ним. Этой нехитрой аналогией я хочу показать, что учитель при изложении темы обязан принимать во внимание ту личностную способность воспринимать информацию, которой обладает каждый ученик в отдельности, т. е. представить материал в формах, отвечающих способности каждого индивидуума – дать варианты пояснений.

Учебник же представляет единственные видение и подход, которые предпочитает автор. Учебник не обладает индивидуальностью изложения, которую имеет учитель.

Алекс
Сократ, что ты думаешь о предложении: на место учителя поставить практика из соответствующей области знания.

Сократ
Чтобы ответить на этот вопрос, давай поймём, кто такой учитель. Ты любитель футбола, и я возьму эту игру для иллюстрации моего объяснения. Пеле — футболист высочайшего класса, но не тренер высочайшего уровня. В то же время ты не требуешь от тренера быть великим игроком. Есть признанные тренеы, которые были посредственными игроками. На этом примере ты видишь, что играть в футбол нужно умение, а учить футболу требует интеллекта, знания и мастерства, но… в различных областях. Это же правда и в отношении учителя и практика.

Чтобы учить физике, не нужно быть эйнштейном, и известно, что сам Эйнштейн не был хорошим учителем.

Если для практика главное — уметь применять теоретические знания в работе с материалом, то учитель работает с человеком. С одной стороны он должен уметь анализировать учеников способности и определять их особенности; с другой — он должен знать свой предмет аналитически, чтобы быть в состоянии представить классу тему в ракурсах, понятных каждому.

Учитель должен получить знания, соответствующие специфике его труда: довести знания учащихся до уровня, как только возможно высокому. Замена учителя практиком не даст требуемого результата.
Этим я ответил на твой вопрос?

Алекс
Да, спасибо. Из этого я могу заключить, что тот человек, который в состоянии работать с книгами, не нуждается в учителе.

Сократ
Это так. Даровитые люди через самообразование могут продвигаться быстрее и всё-таки овладеть более обширным материалом. Я утверждаю: самообразование есть наилучшее образование, и образованные люди не прекращают учиться никогда.

Алекс
Что о расходах на образование? Сколько достаточно?

Сократ
Чтобы исследовать этот вопрос, давай определимся.

Мы нашли, что некоторым школа не нужна. Всё, что им нужно, — это библиотеки и любой иной возможный доступ к информации.

Остальным, входящим в область науки, нужны проводники. Мы уже говорили, что академия как институт высшего образования изначально была рощей, где преподаватели делились своими знаниями с учениками.

Образовательный процесс всё тот же. Безусловно, крыша над головой и четыре стены во время непогоды хорошее подспорье; всё же остальное может быть в разной степени полезным, но не является необходимым.

Когда ты приходишь ко мне учиться, это ТЫ, кто, образно говоря, обязан подключить от своего мозга к моему провод, через который я смогу передавать мои знания тебе. Если такого соединения нет, то и нет процесса обучения. Как много таких соединений могу я питать? Бесконечное число. Внеси телекамеру и я смогу учить всех, кто только захочет сесть перед телевизором и подключить ко мне своё внимание.

Знание нельзя дать, знание можно только предложить. Это труд ученика взять его. Дай доступ к твоему мозгу, и я передам тебе всё моё знание. Образование — при любом количестве учеников в аудитории — остаётся процессом один на один: учитель — ученик. Что имеет определяющее значение — это дисциплина. Если всего один нарушает процесс обучения, он обрывает соединения всех и обучение сводится к нулю.

Алекс
Теперь я понимаю, что перевозки учащихся из одного района в другой в некоторых странах ради создания классов из представителей разных рас и национальностей не имеют образовательного смысла. Поместив ученика с проблемным поведением в прилежный класс не сможет улучшить его познавательные способности, но может сломать процесс познания остальных. Место обучения не может улучшить умственные способности, так как обучение это возможности мозга и дисциплина.

Как на дорожках стадиона — слабый бегун, плетущийся слева от хорошего бегуна, не станет от этого лучше, но может помешать; сильный же бегун справа может стимулировать хорошего на лучший результат. Но продолжу ассоциацию. У каждого участника забега своя дорожка, и каким ты придёшь к финишу и придёшь ли вообще зависит от твоих способностей и труда. Так же и в журнале учителя у каждого ученика своя дорожка, только в отличие от спорта в классе все имеют возможность быть первыми одновременно.

Сократ
Это верно. Составные части обучения — это дисциплина, желание трудиться и умственная способность.

О дисциплине.
Мы уже говорили о её обязательности.

О желании трудиться.
Если ученик сидит спокойно, не имея контакта с учителем, — его присутствие в классе бесполезно.

Об умственных способностях.
Когда способность учащегося воспринимать информацию не соответствует сложности информации, то его мозг эту информацию отвергает, и не существует силы, преодолеть это отторжение. Этот аргумент я хочу объяснить полнее, чтобы ты понял жестокую философию обучения.

Учение может быть самым ненавистным трудом на земле, потому что оно способно унижать смертельно. Когда человек не понимает чего-либо в практике жизни, он всегда найдёт оправдание. Но это не работает с учебником. Когда он отодвигает учебник со словами: я могу это понять, но не хочу. Учебник язвит: эй, приятель, а ведь ты дурак! Смотри, другие понимают, а ты нет. Ты низшего качества как человек. Это ли не унижение.

Если ученик входит в класс не обладая необходимыми умственными качествами, то построй ему золотую школу, привозить на лимузине, приставить лучших поваром, мамок и нянек, введи в класс сотню эйнштейнов учить его – результат будет нулевой, если не хуже.

Alex
Как может быть хуже?

Сократ
Это свойство негодного ума винить всё и всех, но не себя. Неуспехи в образовательном процессе унижают его в глазах других. Будучи неспособным доказать свою самоценность, умственный неудачник становится угрозой и нахлебником общества.

Alex
Каково же решение?

Сократ
В признании правды. Сладкие мечты общества о всеобщем умственном равенстве должны уступить горькой правде жизни. Труд учащихся должен оцениваться только по доказанным способностям, и только по способностям должно направлять ученика в определённую отрасль знания, в которой он получит умение быть нужным в производственном процессе.

Alex
Сократ, прошу тебя, углубись в рассуждения о готовности и умственных задатках к обучению. Это очень деликатная тема.

Сократ
Хорошо, Алекс.
Учение — процесс долгий, тяжёлый и истощающий.
Готовность означает, что человек с рождения погружён в культ поклонения знанию, и это есть святая обязанность родителей, если они действительно родители, а не биологические производители, которые лишь по подражанию и понуждению общества обеспечивают ребёнка средствами существования.

Alex
Это суждение для меня ново, Сократ. Объясни, пожалуйста.

Сократ
Нет, об этом в другой раз, это отдельная тема, а сейчас я продолжу ответ на твой вопрос.

Итак, об умственных задатках.
Люди приходят в этот мир с унаследованными — в значительной мере — и, значит, неравными умственными возможностями. Думай об этом свойстве на примере компьютерного процессора — заведомо «инженированного» мозга, конструкция которого определяет сложность задач, решать которые способен этот компьютер. Немногие собраны для вызова высшего уровня, остальные же хороши в ежедневной практике, ну а часть из них, самая примитивная и дешёвая, изначально выпущена на рынок для простейших игр. Мозг людей соответствует приведённой аналогии за исключением модернизации (upgrade), так как, к сожалению, Г-сподь не дал нам дополнительных частей для этого.

В переносном смысле человек с медленным процессором и малым объёмом памяти — несмотря на любые попытки школы поместить в него большой объём информации наивысшего стандарта и усилия его самого — неспособен принять эти знания, осмыслить их и использовать на практике.

Школа, во благо не только общества, но этого ученика, – в первую очередь — должна сортировать учащихся по их способностям в образовательном процессе. Только по способностям и никаким иным критериям.

Alex
Ты не сказал достаточно об учителе.
Сократ
Статус учителя — это отражение морального здоровья общества, что , в свой черёд, определяет его выживание. Заработная плата учителя должна соответствовать доходу самых высокооплачиваемых, но и учёба обязана быть суровой. Это обязанность общества: а) уважать учителя как служителя науки, б) и допускать к ней самых способных.

Классная комната на время урока есть царство учителя, где он полновластный ТИРАН. Никакие ни официальные, ни общественные лица и комиссии не имеют права определять учебную программу. Их поле владения — финансовое обеспечение. Мозговой центр научной элиты страны строит курс обучения, или учебный план.

Строительство начинается с крыши. Верхний этаж — это уровень знаний, которые необходимы носителю этого диплома для выполнения работ наивысшей степени сложности. И так далее вниз. Школьный диплом — это необходимый уровень знаний, дающий владельцу возможность безостановочного движения вверх по степеням знаний очередной по рангу школы.

Каждый ученик имеет платёжный купон (ваучер) на сумму, выделяемую государством на обучение одного ученика. Эта сумма причитается школе, которую этот человек выбирает. Сумма эта далее распределяется между дисциплинами, определёнными учебным планом и, может по выбору ученика, распределяться между учителями, в классы которых он записывается. Эта система работает как естественный отбор в биологии, вознаграждая морально и финансово лучшие школы и лучших учителей (о возможном количестве учеников в аудитории мы уже говорили выше).

Alex
Если я понимаю верно, ты против общественного надзора.

Сократ
Не вполне. Я против такого контроля, когда комитеты активистов-любителей, как например в США, определяют процесс и содержание обучения. Подобные общественные институты существуют во многих отраслях науки и производства, однако, только в школьных комитетах они состоят из непрофессионалов, указывающих школе, что учить и как.

Alex
Я принимаю это, Сократ. Теперь, я хотел бы знать о твоих требованиях к учителю.

Сократ
Три категории определяют процесс образования и ведут к мастерству: знание, умение, практика.

Знание. Проводя ученика через поля и леса науки, учитель помогает ему собрать информацию и наполнить ею память. Образно, память — это комната, в которую ученик вносит стопки книг и роняет их на пол.

Это моё суждение, что человек не умеет забывать. В нас просто механизм забывания не встроен. Забыть — означает неумение найти в груде книг на полу нужную в необходимый момент. Таким образом, задача учителя — помочь внести стеллажи в эту комнату и расставить по полкам книги по системе, которая соответствует особенностям взаимодействия памяти ученика с востребованностью.

Невежество — это та же комната, но заставленная изданиями массовой субкультуры.

Последняя категория «практика» не требует объяснения.

Для простоты я вношу все три категории в мастерскую столяра. Сперва мастер объясняет и показывает подмастерью инструменты, материалы и приёмы работы. Затем подмастерье — под присмотром мастера — изготавливает письменный стол, обретая навыки. И наконец, ученик работает сам; совершенствуясь, приобретает сноровку и оттачивает мастерство.

Alex
Позволь мне, Сократ, подытожить те знания, что я получил от тебя и проверь, верно ли я тебя понял.

Образование — это процесс обретения знаний со способностью извлечь нужные, когда это необходимо, и уметь применить их. Этого результата можно достичь самостоятельно, а в школе через этот процесс ведёт учитель.

Мастерство учителя состоит из умения: а) анализировать познавательные возможности ученика, б) предложить материал в формах, соответствующих индивидуальным особенностям познавательной возможности каждого ученика, в) сформировать в мозгу ученика механизм для извлечения знаний из памяти.

Сократ
Это верно, и напоследок запомни, Алекс. Знание нельзя дать, его можно только предложить.

Алекс: Спасибо.

Сократ. До встречи.


Рецензии