Саламандра
Но жизнь в порыве самовластья,
Как будто кровь – красна-бела*.
В пурпурном поле взрывы пятен –
Чернеют, образ так понятен –
Вулкан и лава, жерло зла.
В огне том пляшет саламандра,
Всегда горит, всегда ей – надо,
Огнём – жила, огнём – влекла.
Как будто распадался атом,
Всё в той орбите было адом.
Но мир был слеп, когда звала.
Ей имя не другое дали,
Звала она в иные дали.
И плыл доверчивый Улисс
На зов сирены-саламандры.
Открой живот – увидишь гланды.**
И далее – харибды низ.
Одни чудовища взыскуют,
Другие смело атакуют,
Плетут соблазны, стерегут.
Но вы, разумные улиссы,
Вы, лорелеи и ларисы
Сплетитесь вместе в прочный жгут.
И ваши судьбы, ваши нити
Все вместе слаженно тяните.
А нужно – это будет плеть –
Ожечь бесчестие и наглость.
Пусть направление и храбрость
Укажет нашей жизни медь.
Она в оркестре – голос громкий.
Не положить в свои котомки
Тромбон, валторну и трубу.
И увальня большую тубу
Не завернуть в большую шубу,
Чтоб шла и пела – бу-бу-бу.
У них своё предназначенье.
Труба зовёт не на мученье,
То чистых ангелов полёт.
Валторна о лесах глаголет,
Тромбон почти что колоколит –
Так грозно о Судьбе поёт.
Судьба же тем не угрожает,
Кто ей вмешаться не мешает
Но любит и её, Судьбу,
Когда она распорядилась,
Он примет бывшее, как милость,
И скажет:
- Больше не в долгу.
*состав крови
** образ из Чистилища
04. 10. 2020
Изучая Данте
Однажды я изучала Данте - Ад. И вот замечательный психотерапевт Александр Данилин предложил представить некий неприятный вам образ. И явилась вот эта Саламандра.
Саламандра, в моём прочтении, образ агрессивной активности, порождающей экспансию, конфликты, борьбу за территорию. Противоположен женственности.
Это и образ войны - вулкан и лава, и просто энергии, которая так часто привлекает людей. Ведь наш мир построен на эмоциях и эмоционировании. Люди, словно бабочки на огонь, летят на энергию, не понимая, что огонь - не всегда свет. Это просто энергия, которую излучает человек, мотивированный чем-либо. Самая же мощная мотивация в этом мире - утверждение себя. Потом начинается борьба за территорию, как у всех властителей, диктаторов, собственников. Потом - войны...
Женственность, в её прежнем понимании - служения, благородства, мягкости и скромности практически исчезает из нашего мира. Другой аспект женственности - дикий, связанный с силами природы, тоже в этом мире не приживается, потому что "дикость" невероятно правдива. Я беру слово "дикость" в кавычки, потому что назвала бы я её вернее - Первоначальность.
Социальный мир теперь не приветствует ни Благородства ни Первоначальности. Потому что и то и другое вбирает в себя понятие и ощущение чести. Для того же, чтобы в этом мире процветать, нужна бесчестность. Мир одинаково удалился как от Природы с её Первоначальностью, так и от Благородства с его обязанностями. Последние наследники благородных - интеллигенты - вымерли. Их вытеснили "саламандры".
Всё это, однако, женского рода. И так вот получилось, что среди написанных мною женских образов (их целая галерея - хороших!) появились и три негативных: Саламандра, Гламурная дама и Обольщающая.
И я оставлю здесь ещё два для полноты картины. Каждый же, проживая эту жизнь, может выбирать своей вольной волей - с кем ему общаться.
***
Мои брюки и кошки не глажены,
Вместо кошек я глажу Котов,
Мои губы всегда напомажены,
Ведь у них столько лающих ртов.
Я гуляю по миру охотницей,
Обожаю тусню и гламур,
И бываю и свахой и сводницей,
Лишь бы слушать шуршанье купюр.
А зовуся я ласково Сциллою.
Где ты, котик, скорей приходи!
Я бываю покорной и милою,
Пригреваясь на чьей-то груди.
***
Обвивает, обольщает, жало утая.
Никого не обучает женщина-змея.
Сколько яда – столько лести.
Да, отменный яд!
Змей был женщиной без чести
Сто веков подряд.
Из ещё ненаписанного о Женском - очень привлекает образ Судьбы. И я хочу Ей посвятить стихотворение благодарное. Потому что жизнь моя была тяжела во всех отношениях. И, если Судьба - такова, а она всегда справедлива, то заслуживает признательности.
Я хочу изучить этот образ мировой культуры.
Судьба вертит Ось земную, о которой писал Мандельштам. И связана с Осевым временем. Мы и живём с вами в такое время. Услышать Ось земную - обязанность всякого мыслящего человека в этой жизни.
Кто хочет подумать над образом Судьбы, вот несколько ссылок:
Carl Orff - O Fortuna ~ Carmina Burana
https://www.youtube.com/watch?v=GXFSK0ogeg4
Бетховен, Симфония #5 до-минор (1804-1808) опус 67
https://www.youtube.com/watch?v=XMj2ZXzTWZI&t=343s
Пётр Ильич Чайковский - Симфония №4 (Full album)
https://www.youtube.com/watch?v=iAfQIcmqfmk
ЧАЙКОВСКИЙ - СИМФОНИЯ № 6, соч. 74 ПАТЕТИЧЕСКАЯ
https://www.youtube.com/watch?v=T6IHfFIUaVU
(я не выделяла специально эту ссылку заглавными буквами, а просто скопировала - так, как она написана в ютьюбе)
Beethoven Symphonien No.9, Wiener Philharmoniker / Leonard Bernstein
https://www.youtube.com/watch?v=6A8DNUTNEOc
С Бетховеном вообще хорошо. Нужно изучить всё. Даже если вы проделаете путь от Пятой симфонии к Девятой - вы уже с Судьбой помиритесь в тот момент.
И так - вам будет легче жить.
В стихе же про саламандру не зря описан оркестр. Слушать симфонии - лучше всего в определённые моменты психотерапии души, потому что там каждый инструмент - часть мира Природы. Симфония - заполняет тебя целиком.
Потрудитесь сами над ссылками. Но теперь я поняла, что они работают здесь в комментариях! И когда-нибудь, если вдруг ещё придут стихи, я буду делать ссылки "живыми" в комментариях под ними.
Я не ставлю стих центральным на свою страницу, хотя сейчас он и актуален для меня. Просто потому, что ещё один стих был "Мне снились жалящие змеи". И в том стихе (и сне реальном) никто меня от них не защитил. Я сама себя всю жизнь вынуждена защищать. А значит, негатив следует побеждать. Вот, хотя бы, размышлениями о Судьбе.
____________________________________
Добавился четвёртый образ Поэтессы. И на этом моё исследование змеевидных женщин и женщин-саламандр заканчивается. Пусть себе живут в своём пространстве, а я в своём.
Поэтесса
Прекрасная была обстановка: пальмы, аурумы, бананы, щебечут и порхают птички, и она мечтает. О чем? Она мне сказала: «ищет Христа».
Н. Лесков. На краю света
Бровки выщипаны,
Глаза подведены,
Губки наколоты,
Маникюр в порядке.
Солнце на вилле послеобеденной.
Дама мечтает… стихи в тетрадке.
Дама так новости пе-ре-жи-ва-ет!
Бедная, тонкая, поэтичная,
Будто бы видела, будто бы знает...
Да, монография многостраничная?
10. 08. 2023
Я знала одну такую поэтеску. И, наверное, не писала бы о ней эпиграмму, если б она в прошлом не была моей подругой и не совершила невероятной подлости по отношению ко мне. Теперь она успешная "блестящая" поэтесса, сама себя продвинувшая, и ради этого места под солнцем сделавшая всё, абсолютно всё. Так ведь эта жизнь в борьбе за место под солнцем устроена? Но кто читал Лескова, понимает о чём я, всегда отличит золото от позолоты. Хотя век настолько деградировал, что позолота вполне устраивает многих и даже восхищает. Вы помните, Моцарт был всего лишь восьмым в рейтинге своего времени?
А поэтеске - воздай, Судьба, за чудовищность её поступков.
Мне же подари спокойствие души, я своё отстрадала, и в этом мире никому дорогу не перешла, ни по чьим слезам, как по асфальту, не ходила.
Иногда мне кажется, что Судьба и Время - один персонаж, потому что Время уже загладило все те мои раны, из-за которых пришлось писать этот стих.
Одно я знаю точно и зашедшему сюда читателю скажу: никогда не обижайте никого до такой степени, чтобы оказаться проклятым и связанным по рукам и ногам ужасными долгами отработки. Всё блестящее и успешное пройдёт, а долги останутся. Судьба повернёт колесо, верх и низ поменяются местами.
_________________________________
Читаю Ялома "Когда Ницше плакал" и вспомнила этот стих. Лу Саломе - Саламандра во всей красе ) Впрочем, скольким мужчинам нравится быть пленёнными!
_________________________________
Всё же поэтическое во мне побеждает, и когда я встречаю некоторые стихи той поэтессы, я отделяю её талант, который дар с неба, от человека. И это мне не мешает воспринимать и понимать - до тех пор, пока я читаю стих и не вспоминаю о подлости человеческой. Но сами стихи бывают хороши своей живостью и настоящестью. Дар, сам по себе, хорош и ценен. Удивительно, что это никак не соотносится с человеком - вечный вопрос моральности художника. Вот поэтому иногда лучше художников близко не знать, но общаться с их личностями только посредством творчества. Это ведь ещё и не самое худшее: бывает и человек не очень, и его творчество тоже.
А вспомнила я о Саламандре, потому что прочла глубоко верное и психологическое - роман Доде "Сафо". Вначале думала: о, это французское! О любовных отношениях, как они любят, такое их типичное! Параллельно я читала Шпенглера и взяла Доде как развлечение, лёгкое чтиво. Но то, как он со временем вывел характеры, как грустно и верно заканчивается произведение - оставило глубокое послевкусие. Настоящая саламандра - главная героиня. Причём, она очень искусно завладевает своим любовником, и любит его, и наслаждается властью, и в конце концов бросает, выпив до дна его жизнь. Очень печально, трагично и жизненно.
А ведь он ( главный герой) это всё понимал, когда ощущал зависимость, и даже порывался выбраться. Ну как же можно - чувствовать эти сети и не найти в себе мужества порвать с ними, постоянно обольщаться?! Люди выбирают несвободу добровольно, что лично, что странами целыми.
И только отдельная, мыслящая, независимая от привязок внешнего личность, свободна. Это не значит, что она совсем отдельна от людей, у неё могут быть и любимые близкие, но границы должны быть разумными, пластичными и постоянными. И любовь к людям, особенно пожизненным родным, и достоинство.
А в саламандрах самое страшное - их манипуляция через демонстрацию своей любви и слабости. Любовь там, конечно, есть до поры до времени, а слабость - обманчива. Всё это - сильные личности, по глазам всегда видно: в их глазах та недобрая гипнотическая магия, в которой нет света.
04.11.2024
P.S.
При перепубликации стиха пропала картинка Уотерхауса, которая здесь была в качестве иллюстрации. Когда-нибудь, может, вновь зайду и добавлю. Она называется "Хрустальный шар".
Добавила картину, потому что она сюда очень подходит. Единственное, что остаётся в жизненных огорчениях - смотреть на всё философски, быть стоиком, внутренним делателем, творцом ради творчества, а не ради признания или похвалы. Ничего поддерживающего вовне у меня нет, только внутри. Мир меня не знает, я должна довольствоваться тем, что я знаю мир.
______________________________
Ну вот, добавилось итоговое стихотворение
Типаж
Те лица брались для колдуний,
Для обольщений – тело то,
Рогами юных новолуний,
Чернее ночи налито.
Закатов пагубных червлёней
Тот ненасытный жаркий свет.
И станет небо отдалённей,
Бездушнее – скопленье лет.
Влачить в страстях существованье,
Пока не кончится оно,
Чесать, чесать своё желанье
Да нить крутить в веретено.
08.11.2024
Свидетельство о публикации №124110401129