Институт искусствоведения. Об искусстве и балете
Данная ситуация вызвана оттоком образованных, просвещенных зрителей и заполнение зрительных залов нетребовательной и неприхотливой малокультурной и малообразованной аудитории, основа которых зрелищность и упрощенность, что убивает искусство.
И в то же время, зритель идет только сна спектакли с детства знакомых классических названий или шокирующие психически убойные кричалки-названия, взывающие к внутриутробным инстинктам, но никак не к высоким эстетическим вкусам и талантам.
Мировое это действо связано, безусловно с объективными внешними причинами – индустриализацией, автоматизацией и цифровым контентом, сводящимся к галочке из 4 предложений, в принципе убивающих эмоционально насыщенный, грандиозный в своих утонченных качествах и предложениях мир классического и академического искусства, где в каждом штрихе – тайна, загадка, символизм и огромный труд мастера гения, сверх возможностей.
Но современное искусство, приближая предложение к спросу «кухонного» разлива – берт и коверкает классиков, до уровня понятий кухонного менталитета, называя это новаторством, новым видением и переосмыслением устаревших классиков, приводящих нас к уровню 3-6 летнего детского восприятия и понимания, гротеска и одно планового, пространственно-временного восприятия.
Безусловно время меняет вкусы, пристрастия и форму каждого продукта деятельности человека, тем более искусства. Но разве можно строить дом без фундамента, так и искусство может существовать лишь соблюдая основные нормы и нормативы такового.
Современный балет - это гротеск, упрощенность акробатизма, излишне длинные пропорции модельного бизнеса, а не танцевального, позерство, более спектакли, чем танцевальный шедевр Петипа, Мариуса с утонченной грацией Тальони, ла Фонтен, Пьерино Леньяни, де Сюблини, феномены Маты Хари, Айседоры Дункан
Поэтому, когда читаешь объявление Эрмитажа о балете, где восстанавливаются первичные культурные авторские ценности, то, безусловно ожидаешь встречу не только с прошлым, но и с утонченным чувственно-эмоциональным миром шедевра.
Конечно же, балет и его развитие - феномен уникального свойства и особенности, с богатой историей, событиями и гениальными личностям, но, так же подвержен метаморфозам времени и от него зависящий, все же - его и формирующий! Незаслуженно забытый подвиг Галины Улановой « удержавшей мир балета и искусства дикого правителя на кончиках пуантов» и не позволившей впасть в маразм вандализма гротескного физкультурного примитивизма.
Мне так же пришлось после Болливуда восстанавливать не только народные танцы Индии, но и жреческие, посвященные богам по рисункам дореволюционных авторов книг об Индии с барельефов храмов, что совершенно перевернуло мир танца Индии и совершенствование его стало практически безграничным. Тогда как сейчас в храмах почему то видят только космогорию и непристойности и упрощенность можно сравнить разве что с грацией их священных коров. Не говорю про инденезиские. Так же сложно смотреть на отточенность балерин и утрату внутреннего содержания технической мельницы, смалывающей эмоционально-чувственную идентичность и глубину классического балета.
Безусловно, искусство это дотационный бюджетный вариант развития общества, иногда окупаемый, но чаще просто эксплуатируемый, не могущий набрать реванш за использование потенциала, причем, чаще не по назначению, а так же спекулятивно искаженный и лицемерно лицедейственный, меняя облики и смыслы до наоборот, подвержен демагогии фальсификаций, что особенно осложняет ситуацию и обстоятельства, а следственно развитие, претендуя лишь на упадническое копирования худшего свойства и смысла.
И самое основное.
Каждый балет – это авторская собственность и неприкосновенна, предусмотренная законом РФ и мира
Но почему то современные постановщики переосмыслят их новым собственным видением, просто уничтожая классические вещи, под названием – дающие новую жизнь отжившему старому.
Парадокс противозаконной спекуляции и нарушение авторского права.
Создай свой инновационный спектакль, а не коверкай классический, авторский, не прикосновенный, охраняемый законом РФ и ЮНЕСКО.
Му уже сталкивались с авторством Учителя «Ксешинской», кощунственность возымела прокурорское и зрительское отрицание и подержанное Мин Культ РФ, было сохранены честь, достоинство и историческое значение персоналий и святых. То же с постановкой «Иисус Христос – супер звезда» - молитвы приобретают негритянские танцевальные шоу и к сожалению, перечень таких «авторств» немаленький.
Бюрократизм, формализм, коррупция – болезнь общества во все времена и страны, так же бич и порок общества и административности его, калечащее истинность восприятия и предложения.
Ошибочное замечание «О вкусах не спорят» заменяется на иное высказывание: «О вкусах не спорят – а воспитываются!». Классика блокируется и выкачивается бездарностью и профнепригодностью, сживающие таланты и гении в угоду пороку и косности, бесчестности и коррупции.
Но наследие предков культурное, историческое, духовное позволяют нам вновь и вновь обращаться к вневременным ценностям и цензам красоты, гармонии и катарсиса рекреации наших душ, сердец и вкусов, с которыми борется наша система воспитания и образования, теряя кадры и смыслы Бытия Высшего Звучания, превращая искусство в клоаку мусора и бомжа, что максимально приближает к «зрелищу и хлебу» доисторических вакханалий?! Думается и хочется надеяться, что это не так, поскольку вандализм, поедающий картины, вместо их лицезрения – к сожалению, современная практика приобщения к прекрасному, наряду с выкачкой интернетом шедевров культуры и искусства самым беспрецедентным образом. Безусловно охранная система влажности, температуры, непробиваемых стеком как то справляется с инновационными методами «приобщения» и выкачки прекрасного, вместо образования ныне применяющаяся повсеместно и практически узаконенная, становится бичем современности, уничижая весь опыт и культурное наследие. Процесс закономерный, связанный с ассимиляцией и неконтролируемыми миграционными потоками, на практике уничтожающие цивилизацию приводящие к формулировке " не действенно, утратили силу и необходимость" относительно услуг культуры, социальной и образовательной силы. Все хорошее превращается в эксплуатацию пороком, занимающее место профессионального служения прекрасному, уничтоженного пороком его поглотившим и пытающегося занять его место ценового эстетического и морального эмоционального наполнения.
Болезнь общества мира, страны, времени?!
Возможно, если не спровоцированная политика серых кардиналов современности…
Во всяком случае, публикация проблем и серьезный разговор позволяет сделать акценты в нужное направление и вызывает обоснованный оптимизм, посещая Эрмитаж и многочисленные шедевры мирового звучания нашей и не только страны.
Свидетельство о публикации №124110303107