Глава 3. 6. Сказка о Великом Лесе

Вашишта продолжил:  О Рама,
Каковы бы ни были истоки разума,
И что бы он из себя не представлял, надо постоянно,
Собственными усилиями, направлять его к освобождению. Очищенный разум
Свободен от скрытых тенденций и осознает себя.
Так как вся
Вселенная находится внутри разума,
Понятия
Свободы и несвободы также находятся внутри него.
В связи с этим я расскажу тебе эту легенду, которую я слышал от самого
Создателя Брахмы.
Слушай внимательно:
В тридевятом царстве,
В  тридесятом государстве
Был огромный лес, настолько большой,
Что миллионы квадратных километров в нем
Были как расстояние внутри атома. В этом лесу жило всего одно существо –
Человек с тысячью рук и ног. Он был в постоянном беспокойстве. В одной руке у него
Была дубина, которой он бил самого себя, и, боясь избиения, в панике бежал прочь.
Он упал в глубокий колодец, вылез из его, снова начал себя бить и снова бежал прочь
В панике, на этот раз в лес. Он вышел из леса, снова треснул себя
Дубиной и снова убежал,
В этот раз в банановую
Рощу. Хотя вокруг не было никого, кого можно было бы бояться,
Он рыдал и стонал от страха.
Так он продолжал бегать и бить себя. Я видел все это безобразие
Интуитивно, и, с помощью силы своего желания,
Остановил его на секунду. Я спросил его: «Ты кто?».
Но он был не в себе, обозвал меня своим врагом,
Снова зарыдал, а потом рассмеялся. Потом он начал выходить из своего тела –
Конечность за конечностью отваливались от его тела.
Сразу после этого я увидел другое существо, бегущее, как и первое,
Избивая себя, рыдая и рвя на себе волосы. Когда я
Остановил его, он начал меня ругать на чем свет стоит и убежал восвояси,
И продолжил жить так, как он жил раньше.
Так, я встретил еще несколько таких существ. Некоторые
Прислушивались к моим словам и бросив свои рыдания
И  дубинки, становились просветленными. Некоторые не обращали
На меня внимания,
Некоторые меня презирали. Некоторые отказывались вылазить
И з колодца или густых лесных зарослей.
Таков великий лес, О Рама: никто в нем
Не найдет место для покоя, какую бы жизнь он не вел.
Даже сейчас ты можешь увидеть
Таких людей в этом мире,
И  ты сам видел такую жизнь глупости и непонимания.
По своей молодости и глупости ты этого не понимаешь.
Вашишта продолжил: О Рама, этот великий лес
Не где-то далеко, также как и странные существа в нем – не в какой-то необычной земле!
 Этот мир и есть лес.
Это – огромное ничто, но это ничто видно только в свете познания.
Свет познания – это «я» в истории. Эту мудрость некоторые воспринимают,
Некоторые отвергают и продолжают страдать. Тот, кто принимает
Ее, становится просветленным. Существо с тысячью рук – это разум
Со своими бесчисленными проявлениями. Этот разум
Наказывает себя своими собственными тенденциями и беспокойно
Бродит по миру. Глухой колодец
В  истории – это ад,
А  банановая роща – рай.
Густой лес с колючими кустами –
Это жизнь мирского человека, с многочисленными колючками жены, детей, богатства
И т.д., которые глубоко вонзаются
В  него все время. Разум забредает иногда в рай,
Иногда в ад,
Иногда в человеческий мир. Даже когда
Свет познания
Светит на жизнь заблуждающегося разума,
Он отвергает его по глупости,
Считая эту мудрость
Своим врагом. Потом он плачет и рыдает в прострации.
Иногда он переживает
Какое-то подобие пробуждения, и тогда он отказывается
От мирских удовольствий без надлежащего понимания –
И  такой отказ сам становится огромным источником боли и разочарований.
Но когда такой отказ возникает от полноты понимания,
От мудрости, рожденной от познания природы разума,
Тогда отказ ведет к высшему блаженству. Такой разум
Будет смотреть на свои собственные прошлые попытки достичь счастья и наслаждений
С удивлением.
Как конечности существа начали отваливаться и пропадать,
Так и все тенденции человека, мудро отказавшегося от мирских утех, тоже пропадают
Без следа. Посмотри на эту игру глупости и непонимания!
Она заставляет вредить самому себе по собственной воле, и заставляет
Метаться туда и сюда в безумной панике.
Хотя свет познания светит в каждом сердце, каждый шляется
По этому миру ведомый
Своими собственными тенденциями и наклонностями.
И разум сам усиливает эти несчастья и страдания и заставляет
Все время ходить кругами.
Своими собственными капризами и желаниями,
Мыслями и надеждами, он сам себя связывает
И  лишает свободы. Когда что-то случается, он отчаивается
И  не находит себе места. Когда достигший  истины сохраняет
Ее  на долгое время и продолжает
Настойчиво практиковать, он более не испытывает страданий.
Разум, вышедший из-под контроля – это источник страданий,
Но когда его природа понятна, несчастья пропадают,
Как роса при свете солнца. Вашишта продолжил:
Индивидуализированное сознание (разум) возникло в высшем существе, О Рама:
Оно и отличается и не отличается от бесконечного сознания,
Как волна и отличается,
И не отличается
От океана. Для просветленного разум является абсолютным Брахманом
И  ничем другим. Для непросветленного разум является
Причиной повторяющейся истории (самсары).
Когда мы используем двойственные концепции, О Рама,
То это только для того, чтобы облегчить обучение – на самом деле разделение нереально.
Абсолютный Брахман
Всемогущ: и нет ничего вне его.
Это его
Собственная сила или энергия пропитывает все существа и предметы.
В воплощенных существах это – сила сознания или интеллекта.
Это – движение в воздухе, устойчивость в земле, пустота в пространстве,
И это сила само-осознания
(Я есть») в созданных существах. Но все это ничто иное,  как сила абсолютного Брахмана.
Это - сила разрушения, сила, вызывающая печаль в печалящихся
И сила, вызывающая эйфорию в радующихся;
В  воине – это отвага, это сила,
Которая инициирует создание и эта же сила,
Которая приводит
К  разрушению вселенной. Ограниченное индивидуальное сознание находится
На пересечении сознания и материи;
И, потому как оно является отражением
Абсолютного Брахмана,
Говорят, что оно находится в Брахмане.
Гляди на всю вселенную, а также на «я», как на абсолютный Брахман,
Потому что высшее сознание (которое Брахман) –
Вездесуще. Когда это сознание думает, его называют разумом.
Это ничто другое, как сила абсолютного Брахмана,
Которая не отделяется от самого Брахмана –
В  нем все эти случайные разделения
На «я» и «это» - только мнимые отражения.
Самая реальность разума – только Брахман.
Здесь и там, тогда и сейчас, эта сила Брахмана
Проявляет
Ту или иную из своих возможностей. Но все эти проявления –
Только кажущееся отражение
Силы Брахмана,
А  не реальное создание.
Потому создание, изменение, существование и разрушение – все проявлено Брахманом
В  Брахмане, и является только Брахманом.
Орудия действия, действие и тот, кто делает, рождение, смерть и существование –
Все это Брахман.
Ничего другого нет, даже в воображении. Непонимание, желание, жадность
И привязанность
Не существуют, -
Как они могут существовать
Там, где нет двойственности?
Когда нет неволи,
Нет, конечно, и освобождения из нее.
Рама спросил: О святой,
Ты сказал,
Что когда разум думает о чем-то,
Это материализуется.
 Теперь ты говоришь, что несвободы
Не существует! Как это можно согласовать?
 Вашишта ответил: О Рама, разум в состоянии непонимания воображает несвободу.
Эта несвобода
Существует только в этом состоянии непонимания.
Как предметы, видимые во сне, пропадают, когда спящий просыпается,
Так все эти галлюцинации,
Известные как привязанности
И  освобождение, не существуют в глазах просветленного.


Рецензии