Из гнезда Петрова. Крюйс на мели

Продолжение драматической истории вице-адмирала Крюйса требует представления короткой исторической справки о действиях молодого петровского флота на Балтике, без которой дальнейшие события, нарушившие поступательное течение его карьеры, могут показаться уважаемому Читателю туманными и не вполне очевидными, а тяжесть вынесенного ему наказания несоразмерна содеянному. 
В ходе Северной войны начиная с 1713 года прибрежная часть территории Финляндии, контролируемая Швецией, была занята русскими войсками. План военной компании Петра I, по мере его разработки, сводился к постепенному последовательному овладению несколькими прибрежными пунктами (Выборгом, Форсби, Гельсингфорсом, Або и Гангутом). Вследствие этого военные действия приобрели характер совместных операций сухопутной армии, галерного и корабельного флотов, сопровождавшейся десантами и даже морскими боями с участием сухопутных войск, посаженных на морские суда (Гангут).
Еще 30 октября 1712 года Петр напишет адмиралу Ф.М. Апраксину «Письма ваши сентября от 17 и от 28 получил, на которые ответствую: что пишите о походе в Финляндию, чтоб зимою дойтить до того места где неприятель ныне стоял, сие кладется на ваше рассуждение. О месте (зело б изрядно чтоб зимою Эльсенфорс (Гельсингфорс) взять). Идти: не для раззорения, но чтоб овладеть. Хотя оный нам не нужда вовсе удерживать; но двух ради причин главнейших: первое, было б что при мире уступить (о котором шведы уже явно говорить починают) другое, что сия провинция суть титькою Швеции, как сам ведаешь, не только что мясо и прочее, но и дрова оттоль. И ежели Бог допустит летом до Абова (Або), то шведская шея мягче гнуться станет».
    
Непосредственное командование флотом на Балтике осуществлял вице-адмирал Крюйс, докладывавший обо всех своих действиях адмиралу Ф.М. Апраксину. Под командованием Крюйса в 1712 году уже состояли 16 больших и средних парусных кораблей с вооружением от 10 до 60 пушек, спущенных на воду в период с 1705 по 1712 годы, 10 бригантин русской постройки и 9 — иностранной, вооруженных 4 пушками каждая, буера, шкуты, галиоты общим числом 26.       

Хронология вступлении в Финляндию флота российского в 1713 году и военных действий, прослеживаемая по документам Государственного архива, опубликованным в ряде источниках, в общих чертах такова.   
 
26 апреля 1713 года русский галерный флот, состоящий из 23 галер, 60 карбусов, 50 больших десантных лодок (на которых было размещено 16050 солдат), под командою генерал-адмирала графа Апраксина вышел из Санкт-Петербурга.
27 апреля флот подошел к Кроншлоту, где вынужден был остановился «за противным ветром» и простоял в ожидании до 2-го мая, когда смог продолжить свой путь к Финляндии. От острова Котлина суда шли «греблею в день, а потом всю ночь на парусах, имея ветер от оста».
С 15-го по 25 мая флот прибыл в Боргоу, где состоялся воинский консилиум, на котором «положено, сыскав место крепкое, сделав транжамент (укрепление) и положив тут провиант и аммуницию, дожидаться конницы (которая тогда маршировала с обозами пехотных полков от Выборга) и, случась с оною, искать с неприятелем баталии, дабы финскою землею овладеть; и для того обыскано на транжамент место у острова Форзбин, от Боргоу в 4-х милях».

Из письма Петра князю Борису Куракину 21 мая 1713 года.
«Неприятель ныне в слабом состоянии и явился на море зело поздно, и то близ здешних финляндских берегов у Ельсинфорса, и чаем что будут смотреть на наши войска, которые уже в здешную землю с помощию Божиею вступили и Ельсинфорсом також и Боргоу, как морем так и сухим путем овладели, и потом пойдут до Або прямо; и для того как о тех так и о прочих покупных кораблях старайтесь, дабы их отпуститить как наискоря прямо к Ревелю под англинскими торговыми флагами, и чтоб для лица, дабы не было подозрения, хотя по небольшому числу положено было на них каких-нибудь товаров».

До конца мая русская армия продолжала сооружение укреплений и выгрузку провианта в Боргоу.

1 июня 1713 Петр напишет из Кроншлота Ф.М. Апраксину:
«Сие управя того ж дни приехал я во флот в 10 часу по полудни и был у вице-адмирала Крюйса; назавтра смотрел покупные корабли, которые нашел подлинно достойны звания: приемыши; ибо подлинно столь отстоят от наших кораблей, как отцу приемыш от родного сына; ибо гораздо малы перед нашими, хот я и пушек  столько же число да не таких, и не таким простором; а паче всего что французской и английской зело тупы на парусах; а гамбургской гораздо резов, да гнил, однако же нынешнюю компанию служить может, а к будущей починить, ибо за такую ево олажу (оплату) покинуть жаль.
Вчерашнего дни с yтpa и за полдень имели с флотом екзерцицию (без стрельбы), что принадлежит к баталии всеми курсы; потом на вечер был я у вице-адмирала и объявил ему и двум капитан-командорам сентенцию дела о Ельсенфорсе (которую я прилагаю при сем), которая за благо принята:
1. Чтобы адмирал дал знать, к которому дню сухопутная армия прибудет к Ельсенфорсу; також  скампавеи и прамы.
2. Чтобы також дал знать прибудет ли что неприятельских кораблей и сколько, и где будут стоять, в гавани ль где ныне, или вне, ибо ежели в гавани, то хотя б и более было запереть можно, а ежели вне, то нельзя азардовать, коли их много.
3. Смотреть тово, чтоб  не начать делать одному прежде другого, т. е. с сухова пути, или моря, но обоим вдруг для того 1-е, что неприятелю будет страшнее, 2-е, что ежели с сухова пути прежде зачнут, то неприятель уйдет; а буде с моря заранее запрут, a с сухова пути не скоро поспеют, то опасно того, чтоб проведав про то, более кораблей не прислали на выручку, и для того заранее надлежит терминовать время, к которому оное дело с помощью Божиею начинать имеем, на что будем ожидать от вас господина Адмирала решения».

26 июня 1713 года Петр направит вице-адмиралу Крюйсу следующее предостережение: «Получили мы письмо из Ревеля от Синявина, в котором пишет: что к Ревелю пришел еще один корабль вновь именуемый «Лансдоун»; он же пишет, что видимы были там на море от Нарвы 2 корабля на парусах ходящие, лавиром от Ревельского гавена в 4-х или 5-ти милях. Из Санкт-Петербурга».

28 июня 1713 года к Апраксину подошла кавалерия под командою генерала-майора князя Волконского и войска наконец соединились для дальнейших действий.

2 июля получены известия, что флот шведский под командою вице-адмирала Лилия, состоящий из 9 линейных кораблей, 2 фрегатов и 4-х ластовых судов подошел к Эльзинфорсу (Гельсингфорсу).
5 июля все войска генерал-адмирала собрались у Эльзинфорса сухим путем, а с моря город блокировала эскадра шаутбейнахта галерного Боциса в составе 30 галер и одного бомбардирского галиота, задачей которой было не допустить атаки со стороны шведского флота и подвоза подкреплений.    

В роковой для вице-адмирала Крейца (Крюйса) 11 день июля он с «эшквадрою» корабельною шел к Ревелю, где увидел три неприятельских корабля, за которыми он погнался к Эльзинфорсу и близ Эльзинфорса его линейный корабль «Рига», также и другой корабль «Выборг», под командованием капитана-командира Шхелтинга, «стали на клипу» т.е. сели на мель. «Ригу» удалось снять с клипы, но «Выборг» потек всем лагом настолько сильно, что должно было, снять с него артиллерию и прочие припасы, а после сжечь его на мели. А тем временем «оные 3 неприятельские корабли ушли к Эльзинфорсу для усиления эскадры шведского вице-адмирала Лилия».

На фото памятная медаль Растрелли "Обстрел Гельсингфорса русским флотом", 1720-ых годов.   
   
Продолжение следует


Рецензии