Таланту Льва Толстого. Жизнь народов

   Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей,
ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена у этих  людей.
    Теория о том, что связь эта основана на перенесении совокупности воль на исторические лица,
есть гипотеза, не подтверждаемая опытом истории, в которой присутстуют эти лица.
    Теория о перенесении совокупности воль масс на исторические лица,
может быть, весьма много объясняет в области науки и права для каких-то их целей
и, может быть, необходима для своих иных целей;
но в приложении к истории, как только являются революции, завоевания, междоусобия,
как только начинается история, — теория эта ничего не объясняет,
не объясняя даже  какого-либо теоретического подобия.
    Теория эта кажется неопровержимой именно потому, что акт перенесения воль народа
  не может быть проверен,
так как он никогда не существовал. И потому никем не мог быть проверен.
    Какое бы ни совершилось событие, кто бы ни стал во главе события,
теория всегда может сказать про него,
что такое лицо стало во главе события,
потому что совокупность воль была перенесена на него.
    Ответы, даваемые этой теорией на исторические вопросы,
подобны ответам человека, который, глядя на двигающееся стадо
и не принимая во внимание в разных местах поля ни различной доброты пастбища для стада,
ни погони пастуха, судил бы о причинах того или другого направления стада
по тому, какое животное идёт впереди стада.
«Стадо идёт по этому направлению потому, что впереди идущее животное ведёт его,
и совокупность воль всех остальных животных перенесена на этого правителя стада».
Так отвечает первый разряд историков, признающих безусловную передачу власти.

    «Ежели животные, идущие во главе стада, переменяются, то это происходит оттого,
что совокупность воль всех животных переносится с одного правителя на другого,
смотря по тому, ведёт ли это животное по тому направлению, которое избрало все стадо».
Так отвечают историки, признающие, что совокупность воль масс переносится на правителей
под условиями, которые они считают известными. Хотя массы – не стадо.
(При таком приёме наблюдения весьма часто бывает,
что наблюдатель, соображаясь с избранным им направлением, считает вожаками тех,
которые по случаю перемены направления масс, потеряв у масс успех, 
не суть уже передовые,
а иногда задние, иногда просто боковые.)

    «Если беспрестанно переменяются стоящие во главе животные
и беспрестанно переменяются направления всего стада, что всегда заметны,
то это происходит оттого, что для достижения того направления, которое нам известно,
животные передают свои воли тем животным, которые нам заметны;
и для того, чтобы изучать движение стада,
надо наблюдать всех заметных нам животных, идущих со всех сторон стада».
Так говорят историки третьего разряда, признающие выражениями своего времени
все исторические лица, от монархов до журналистов.
  Теория перенесения воль масс на исторические лица есть только перифраза вопроса -
Иносказание,  выражение другими словами слов вопроса.
______
Л. Н. Толстой. Война и мир. Эпилог. Часть вторая
V
Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена. Теория о том, что связь эта основана на перенесении совокупности воль на исторические лица, есть гипотеза, не подтверждаемая опытом истории.Теория о перенесении совокупности воль масс на исторические лица, может быть, весьма много объясняет в области науки и права и, может быть, необходима для своих целей; но в приложении к истории, как только являются революции, завоевания, междоусобия, как только начинается история, — теория эта ничего не объясняет.Теория эта кажется неопровержимой именно потому, что акт перенесения воль народа не может быть проверен, так как он никогда не существовал.Какое бы ни совершилось событие, кто бы ни стал во главе события, теория всегда может сказать, что такое лицо стало во главе события, потому что совокупность воль была перенесена на него.Ответы, даваемые этой теорией на исторические вопросы, подобны ответам человека, который, глядя на двигающееся стадо и не принимая во внимание ни различной доброты пастбища в разных местах поля, ни погони пастуха, судил бы о причинах того или другого направления стада по тому, какое животное идет впереди стада.«Стадо идет по этому направлению потому, что впереди идущее животное ведет его, и совокупность воль всех остальных животных перенесена на этого правителя стада». Так отвечает первый разряд историков, признающих безусловную передачу власти.«Ежели животные, идущие во главе стада, переменяются, то это происходит оттого, что совокупность воль всех животных переносится с одного правителя на другого, смотря по тому, ведет ли это животное по тому направлению, которое избрало все стадо». Так отвечают историки, признающие, что совокупность воль масс переносится на правителей под условиями, которые они считают известными. (При таком приеме наблюдения весьма часто бывает, что наблюдатель, соображаясь с избранным им направлением, считает вожаками тех, которые по случаю перемены направления масс не суть уже передовые, а боковые, а иногда задние.)«Если беспрестанно переменяются стоящие во главе животные и беспрестанно переменяются направления всего стада, то это происходит оттого, что для достижения того направления, которое нам известно, животные передают свои воли тем животным, которые нам заметны, и для того, чтобы изучать движение стада, надо наблюдать всех заметных нам животных, идущих со всех сторон стада». Так говорят историки третьего разряда, признающие выражениями своего времени все исторические лица, от монархов до журналистов.Теория перенесения воль масс на исторические лица есть только перифраза — только выражение другими словами слов вопроса.


Рецензии