Мерзавцы и жезлы. История

Да, на многих парадах и церемониях нацистской Германии высшие офицеры и лидеры, находящиеся рядом с Гитлером, держали особые церемониальные жезлы. Эти жезлы носили в основном высокопоставленные члены вооружённых сил (генералы, фельдмаршалы) и были символом статуса, власти и военной чести.

Характеристики этих жезлов
Форма и декор: Жезлы обычно представляли собой металлические цилиндры, украшенные орденскими символами, свастиками и орлами Третьего Рейха. Жезлы фельдмаршалов часто были изготовлены из драгоценных материалов, таких как золото и серебро, и украшены эмалевыми вставками и драгоценными камнями.

Символизм: Эти жезлы символизировали военное превосходство и принадлежность к элите командования. Фельдмаршальский жезл, например, был высшей наградой, и его вручение означало достижение высшей военной должности в вооружённых силах Германии.

Исторический прецедент: Традиция использования жезлов уходит корнями в более ранние европейские армии, где они служили символами власти и высокого ранга. Например, в армии Российской Империи и Наполеоновской Франции подобные жезлы также вручались высшим командирам.

Кто носил такие жезлы
В нацистской Германии жезлы обычно держали офицеры с рангом не ниже фельдмаршала. Среди известных владельцев таких жезлов были:

Герман Геринг (как фельдмаршал и рейхсмаршал),
Вильгельм Кейтель,
Эрих фон Манштейн и другие высшие офицеры Вермахта.
Таким образом, эти жезлы являлись частью церемониальной атрибутики высшего командования нацистской Германии и демонстрировали статус и почести военной элиты.

***


Вот список фельдмаршалов и высших военных лидеров нацистской Германии, которые были удостоены фельдмаршальского жезла в период Третьего рейха (1933-1945):

Герман Геринг – Рейхсмаршал и главнокомандующий Люфтваффе (воздушные силы). Был первым назначенным фельдмаршалом Третьего рейха (1938 г.) и единственным, кто получил звание Рейхсмаршала.

Вильгельм Кейтель – Главнокомандующий Верховного командования Вермахта (ОКВ). Получил жезл фельдмаршала в 1940 году.

Федор фон Бок – командовал армиями в кампании против Польши, Франции и СССР. Получил звание фельдмаршала в 1940 году.

Гюнтер фон Клюге – командующий армиями в СССР. Получил жезл фельдмаршала в 1940 году.

Вильгельм фон Леб – командующий войсками в Западной Европе и на Восточном фронте. Звание фельдмаршала также присвоено в 1940 году.

Вальтер фон Браухич – командующий сухопутными силами. Стал фельдмаршалом в 1940 году.

Эдуард фон Клейст – командовал группой армий на Восточном фронте. Получил фельдмаршальский жезл в 1943 году.

Эрих фон Манштейн – известный командир, участвовал в ряде крупных операций на Восточном фронте. Получил жезл фельдмаршала в 1942 году.

Эрвин Роммель – "Лис пустыни", командовал Африканским корпусом и участвовал в боях на Западном фронте. Стал фельдмаршалом в 1942 году.

Эвальд фон Клейст – командующий на Восточном фронте. Получил звание фельдмаршала в 1943 году.

Генрих фон Витерсхайм – командовал на Восточном фронте и получил жезл в 1944 году.

Альберт Кессельринг – командующий Люфтваффе, а затем и сухопутными войсками в Италии. Получил звание фельдмаршала в 1940 году.

Фридрих Паулюс – командующий 6-й армией, прославившийся капитуляцией в Сталинграде. Был произведён в фельдмаршалы в 1943 году, но этот жезл он получил незадолго до своей капитуляции.

Карл Рудольф Герман Генрици – получил жезл в 1945 году и участвовал в обороне Берлина.

Роберт Риттер фон Грейм – последний назначенный фельдмаршал в 1945 году, командовал Люфтваффе после Геринга.

Георг фон Кюхлер – командующий на Восточном фронте, получил жезл фельдмаршала в 1942 году.

Примечание:
Каждому из этих фельдмаршалов вручался индивидуальный жезл, часто украшенный символикой и гербом, соответствующим их статусу.

***


Большинство фельдмаршальских жезлов, принадлежащих высшему командованию нацистской Германии, после окончания Второй мировой войны попали в руки союзников или были конфискованы и находятся сейчас в музеях, а некоторые хранятся в частных коллекциях.

Где сейчас находятся жезлы некоторых фельдмаршалов:
Герман Геринг – Один из жезлов Геринга хранится в Военно-историческом музее армии США в Вест-Пойнте, Нью-Йорк. Ещё один жезл принадлежит Имперскому военному музею в Лондоне.

Вильгельм Кейтель – Жезл Кейтеля находится в Военно-историческом музее Бундесвера в Дрездене.

Эрих фон Манштейн – Жезл Манштейна был конфискован в 1945 году, но точное местонахождение не установлено, и, вероятно, он находится в частной коллекции или утерян.

Эрвин Роммель – Жезл Роммеля выставляется в Национальном музее Второй мировой войны в Новом Орлеане, США.

Альберт Кессельринг – Жезл Кессельринга хранится в Военном музее в Канаде, в Оттаве.

Фридрих Паулюс – Жезл Паулюса был захвачен советскими войсками после Сталинградской битвы и, возможно, находится в России, но официальных данных о его выставлении нет.

Гюнтер фон Клюге, Георг фон Кюхлер и другие – Жезлы некоторых командующих пропали после войны, и их местонахождение неизвестно. Предполагается, что часть жезлов могла попасть в частные коллекции.

Места хранения и выставки
Большинство таких артефактов, находящихся в государственных музеях, доступны для публичного осмотра и экспонируются как символы исторической эпохи и свидетельства военной истории.

Вот информация о местонахождении других фельдмаршальских жезлов и статусе их сохранности.

Известные места нахождения жезлов:
Федор фон Бок – Жезл фон Бока предположительно утрачен. После войны он не был задокументирован в коллекциях музеев и, вероятно, находится в частной коллекции или утерян.

Гюнтер фон Клюге – Жезл фон Клюге не сохранился или его местонахождение не зафиксировано, также может находиться в частной коллекции или быть уничтожен.

Вильгельм фон Леб – Жезл фон Леба также исчез после войны. О его местонахождении нет подтвержденной информации, и вероятнее всего, он находится в частных руках или утерян.

Вальтер фон Браухич – Жезл фон Браухича, по предположениям, был конфискован союзниками, но достоверной информации о его местонахождении нет. Вероятно, он также мог попасть в частные руки.

Эдуард фон Клейст – Жезл фон Клейста мог быть утерян после ареста в 1945 году или находится в неизвестном частном собрании.

Эвальд фон Клейст – Этот жезл также не был зафиксирован после войны и, вероятно, утрачен.

Генрих фон Витерсхайм – Достоверных сведений о жезле нет. Он, вероятно, исчез во время боевых действий или после ареста фон Витерсхайма.

Карл Рудольф Герман Генрици – Информация о жезле Генрици отсутствует. Предполагается, что он либо был уничтожен, либо утерян во время боев за Берлин.

Роберт Риттер фон Грейм – Жезл фон Грейма мог быть утрачен в последние дни войны. Документированных сведений о его местонахождении нет.

Общая ситуация
Большинство жезлов, местонахождение которых не зафиксировано в музеях, вероятно, исчезли в ходе хаоса последних месяцев войны или попали в частные коллекции. Некоторые из них могли быть уничтожены, утеряны, или остаются в закрытых частных собраниях, не доступных общественности.

***

В немецкой аристократической традиции частичка "фон" (нем. von) используется для обозначения дворянского происхождения или принадлежности к древнему роду. Этим словом раньше отмечали дворянский титул или земельное владение, указывая на географическое происхождение семьи, например, "фон Бок" подразумевало, что человек происходит из семейства Бок, связанного с конкретными землями или имениями.

В период, когда были известны командующие нацистской Германии, "фон" означало, что эти военные лидеры происходили из немецкой аристократии, зачастую древней, и принадлежали к высшему классу общества, что в определенной мере отражало иерархические и социальные привилегии.

***

Многие немецкие аристократические рода, в названиях которых присутствует "фон", действительно имеют корни, уходящие в эпоху средневековья, когда велись многочисленные завоевания на востоке Европы. Движение под лозунгом Drang nach Osten ("натиск на восток") началось с колонизации территорий, населённых западнославянскими и балтийскими народами, включая вендов, пруссов, литовцев и поляков. Аристократические семьи, носившие "фон" в фамилии, часто выступали лидерами и организаторами этих завоевательных кампаний, в том числе участвуя в крестовых походах против языческих племён и последующих военных экспедициях.

Аристократические корни и возможные связи с экспансией на восток
Фон Бок (Fedor von Bock) – Род Боков ведёт происхождение из аристократии, которая могла быть связана с колонизацией территорий Восточной Европы. Хотя обширных данных о ранней деятельности семьи Бок нет, её представители активно служили в Пруссии и входили в военную элиту, что предполагает связь с восточной экспансией.

Фон Клюге (G;nther von Kluge) – Род Клюге, вероятно, возник в средневековой Германии. Хотя их ранняя деятельность менее известна, эта семья, как и многие другие дворянские роды, поддерживала участие Германии в колонизации и освоении восточных земель.

Фон Леб (Wilhelm von Leeb) – Семья Леб, как часть военной аристократии, вероятно, связана с территориальной экспансией на востоке, хотя документированных данных о прямом участии их предков в завоеваниях или колонизации нет.

Фон Браухич (Walther von Brauchitsch) – Семья Браухичей также принадлежала к древней знати. В ранние века семья могла быть вовлечена в различные завоевательные кампании, а в более поздние – активно служила Прусскому королевству, которое продвигало интересы на восточных территориях.

Фон Клейст (Paul Ludwig Ewald von Kleist и Eduard von Kleist) – Один из древнейших аристократических родов, известный с XIII века. Клейсты активно участвовали в крестовых походах против пруссов и других языческих племён. Исторические сведения о Клейстах подтверждают их причастность к завоеваниям в рамках движения Drang nach Osten.

Фон Манштейн (Erich von Manstein) – Хотя Манштейны были известны уже в XVIII веке, их военная деятельность сосредотачивалась на интересах Пруссии, которая имела собственные завоевательные амбиции в Восточной Европе.

Фон Кюхлер (Georg von K;chler) – Семья Кюхлеров, как и многие военные роды, происходила из дворян, служивших интересам Пруссии. Хотя их ранняя история относительно неизвестна, можно предположить, что их предки могли быть частью колонизационного движения на восток.

Общая картина: натиск на восток и его аристократические исполнители
В 1000-1600 годах немецкие аристократические семьи, в названиях которых часто встречается "фон", активно участвовали в кампаниях и крестовых походах против язычников и славянских племён на востоке. Такие рода, как фон Клейст, сыграли роль в насильственном обращении местных племён в христианство и захвате их земель, активно способствуя территориальному расширению Священной Римской империи и позже Пруссии.


***

Кроме перечисленных, есть еще несколько аристократических родов, которые, возможно, участвовали в колонизации и экспансии на восток, и члены которых занимали высокие военные посты в Германии в XX веке. Эти роды имеют долгую историю, часто связанную с территориальными амбициями Германии и Пруссии, включая участие в движении Drang nach Osten и завоеваниях на востоке.

Вот несколько таких родов:

Фон Мольтке (Helmuth von Moltke) — Род Мольтке ведёт происхождение из дворянства Мекленбурга и впервые известен с XIV века. Фамилия стала особенно влиятельной с XIX века благодаря фельдмаршалу Хельмуту фон Мольтке-старшему, который командовал в прусско-австрийской и франко-прусской войнах. Семья играла важную роль в поддержке военной экспансии Пруссии, что сделало её одной из наиболее значимых в немецком дворянстве.

Фон Штюльпнагель (Carl-Heinrich von St;lpnagel) — Семья Штюльпнагель ведёт происхождение из дворянства Бранденбурга. В XVIII-XIX веках её представители участвовали в военных кампаниях Пруссии и, вероятно, косвенно поддерживали колонизационные устремления на восток.

Фон Фалькенхайн (Erich von Falkenhayn) — Род происходит из Восточной Пруссии. Представители семьи, такие как генерал Фалькенхайн, в начале XX века занимали ключевые позиции в армии и поддерживали германские интересы, которые также включали восточные территории.

Фон Макензен (August von Mackensen) — Род Макензенов стал известен в XIX веке, когда его представители служили прусским королям. Август фон Макензен, фельдмаршал, командовал войсками в Первую мировую войну, включая операции на востоке. Эта семья сыграла значительную роль в расширении военного влияния Германии.

Фон дер Гольц (Wilhelm Leopold Colmar Freiherr von der Goltz) — Семья фон дер Гольц происходила из Восточной Пруссии, региона, который являлся центром немецкой колонизации. В XIX-XX веках фон дер Гольц командовал прусскими войсками, а позже был советником в Османской империи, поддерживая идеологию экспансии и военных захватов.

Фон Рундштедт (Gerd von Rundstedt) — Род ведёт свою историю с XVI века из территории современной Германии. В XIX-XX веках его представители стали офицерами и генералами, поддерживая военную экспансию Германии на восток.

Фон Тресков (Henning von Tresckow) — Семья Тресков ведёт происхождение из Бранденбурга. Хотя род менее древний, представители этой семьи, такие как Хеннинг фон Тресков, активно участвовали в восточных военных кампаниях.

Фон Белов (Friedrich von Below) — Семья фон Белов происходит из Померании, и её представители играли важную роль в прусской армии. Род принимал участие в территориальных завоеваниях, особенно в Польше и на Балтике.

Эти семьи, как и другие аристократические рода, участвовали в военной и политической поддержке восточной экспансии. Их историческое наследие тесно связано с поддержкой политики колонизации и экспансии, которая укоренилась ещё в средние века, а затем продолжалась в Пруссии и нацистской Германии.


***


Какието манъяки повёрнутые на захватнических войнах? Какой то жаднический отклон хапнуть чужего?


В основе агрессивной экспансии немецкой аристократии в Средние века и позже, действительно лежало стремление к завоеванию новых территорий, которое воспринималось как законный способ расширить влияние и укрепить позиции. Такая политика — не только у немецких аристократов, но и у многих европейских дворянских родов — объяснялась рядом факторов, в которых смешивались жажда богатств, желание усилить собственную власть и стремление к контролю над новыми ресурсами и рабочей силой.

Принципы завоевания и колонизации укреплялись и поддерживались идеями Drang nach Osten ("Натиск на Восток"), которые зародились еще в Средние века с движением Тевтонского ордена на восточные земли и продолжались позже, особенно с образованием Пруссии и её военных кампаний. Ордены, а затем и государства оправдывали свои действия культурной и религиозной миссией — "цивилизацией" и "просвещением" соседних земель. Однако за этим, конечно, скрывались и сугубо материальные интересы, такие как установление контроля над торговыми путями, земли, угодья и трудовые ресурсы.

Для европейской знати того времени стремление расширить свои земли и власть было вполне нормой, а личные мотивы захвата, усиленные пропагандой, часто использовались для обоснования агрессии. На протяжении веков расширение и экспансия приравнивались к успеху, процветанию, а для отдельных семейств, таких как фон Бок, фон Манштейн, фон Леб и прочие, такие завоевания укрепляли статус и были мерилом величия рода.

Такой образ мышления и манера поведения действительно могут показаться одержимостью, своеобразной "жадностью", направленной на присвоение чужих территорий. Это своеобразная комбинация военного фанатизма и жадности — качества, которые поддерживались культурой той эпохи, идеологией и устремлениями к вечной славе, укреплению имени рода и государства.


***


Стремление к завоеваниям и расширению земель, столь характерное для многих европейских аристократов, особенно в Средние века, находило различные обоснования и в священных текстах, но интерпретации этих обоснований и их соответствие истинным религиозным наставлениям были зачастую неоднозначными и противоречивыми.

Ветхий Завет
Ветхий Завет действительно содержит примеры, которые могли бы быть использованы для оправдания завоеваний. В частности, книги Иисуса Навина и Судей Израилевых описывают, как израильтяне завоевывали землю Ханаанскую, исполняя, как утверждается, волю Бога. Эти истории иногда интерпретировались как оправдание того, что нация или группа может завоевывать территории, если она действует по "божественному предписанию".

Однако многие из этих ветхозаветных текстов отражают специфические культурные и исторические условия древнего Израиля, и для многих священнослужителей и богословов Средневековья они не были универсальным призывом к войне или экспансии. Вместо этого, такие тексты интерпретировались как символические рассказы о духовных битвах или о борьбе с грехом. То есть, хотя эти истории и предоставляли удобный предлог для оправдания завоеваний, они не призывали к экспансии как к универсальной добродетели.

Новый Завет
Новый Завет, напротив, резко расходится с этими представлениями, когда дело касается завоеваний и насилия. Иисус Христос учил принципу любви к ближнему, прощению и ненасилию, особенно в "Нагорной проповеди" (Евангелие от Матфея, главы 5-7). Его учение акцентировало внимание на "Царстве Божьем" как духовной цели, а не на физических или территориальных достижениях. Новозаветные писания также подчеркивали важность отказа от насилия и следование миру, что можно видеть и в посланиях апостола Павла, который учил не возвращать зло за зло.

Тем не менее, начиная с крестовых походов, ряд теологов и священнослужителей начал оправдывать насильственную экспансию как часть защиты и распространения христианства. Это был своеобразный отход от первоначального учения Нового Завета, адаптированный к политическим нуждам Европы. Завоевания, по сути, стали ассоциироваться с "священной" миссией, хотя в основе оставались земные и властные мотивы.

Коран
Коран содержит концепцию джихада, который часто переводится как "усилие" или "старание". В широком смысле, джихад включает в себя духовную борьбу за улучшение и очищение своей веры и поведения. Также упоминается и борьба с угнетением, но это понималось как оборонительное действие, а не агрессивное завоевание. Хотя в ранней истории ислама были завоевательные походы, направленные на распространение ислама, многие богословы указывают на то, что первичный акцент в Коране сделан на духовное совершенствование и защиту общины, а не на захват новых территорий.

Истинные мотивы и древние корни поклонения
Если рассматривать "истинных богов", которым могла поклоняться европейская знать, речь идет о более глубоких культурных архетипах и древних языческих верованиях, которые сохранялись в их мироощущении. Например, германские и скандинавские народы до принятия христианства поклонялись Одину, который ассоциировался с войной, мудростью и победой, а Тору — богу грома и защиты. Эти образы воинов, защитников и завоевателей могли влиять на культурное восприятие героизма и военной славы, даже после формального перехода к христианству.

Жажда расширения и стремление к власти нередко переплетались с религиозными символами, которые могли скрыто обожествлять успех и могущество. Смысловую связь можно проследить до архетипа древних богов, олицетворявших силу, завоевание и удачу, но под христианской оболочкой эти устремления переплелись с идеями спасения и "справедливой войны".


Рецензии