Лингвистический конкурс Неблагозвучинг
Если вы помните, ранее мы уже проводили лингвистические конкурсы для авторов, интересующихся жизнью и развитием Русского Языка и Литературы. Сегодня мы продолжаем цикл подобных лингвистических конкурсов, объединённых в единый юмористическо-познавательный поэтический конкурсный проект под названием «Лингвистинг».
Нередко, читая стихи авторов, сталкиваешься с непреодолимыми препятствиями, затрудняющими произношение. Это и нагромождения идущих подряд согласных или гласных, и сталкивание согласных на стыке слов, при котором происходит оглушение или озвончение первого вторым, и появление слова, имеющего созвучие с другим, но изменяющим смысл до неузнаваемости. Подобные трудности возникают при прочтении длинных слов, внутри которых так же встречаются несколько согласных, идущих подряд. Такие явления принято относить к т.н. НЕБЛАГОЗВУЧИЯМ. Чаще всего под неблагозвучиями понимаются фонетические ошибки, которые снижают качество звучания, хотя сам смысл услышанного остаётся неизменным. Наряду с ними имеются и фонологические (звукосмысловые) ошибки, которые не мешают гладкости произношения, но меняют смысл и логику вплоть до полного непонимания текста.
В то же время, речь, приятная для слуха и удобная для произношения, является благозвучной. Требования благозвучия речи – это не только требование поэтического вкуса, но и одно из требований культуры речи как науки о наиболее удачном и целесообразном языковом выражении мысли. Чтобы добиться умения писать, исключая неблагозвучия, нужно знать о них и, по возможности, избегать появления их в наших стихах.
Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согласных и гласных звуков и незначительным употреблением сочетаний из нескольких согласных. При этом в русском языке есть неблагозвучные слова, согласных в которых больше средней нормы, и нам просто-напросто нужно от их использования отказаться (взбрыкнуть, встрепенуться, споткнуться, вспугнуть, взрыв, вдруг, встряска), используя синонимы. Аналогично, скопление согласных возникает в словах в родительном падеже множественного числа (бегств, достоинств, знакомств, лакомств) и в кратких формах прилагательных (тускл, чёрств).
К фонетическим неблагозвучиям относят СКОПЛЕНИЕ. При скоплении согласных это называется жёсткое звукосочетание – от трёх и более согласных, или при 2 одинаковые согласные на стыке слов. Нередко можно услышать слово «слипание» как раз об этой ситуации. К примеру,
Монстр вдруг – 7 согласных подряд
Листик красный – одинаковая согласная «к» способствует появлению нового слова.
Русский язык противится явному перебору звуков и нередко мы либо получаем гласную (оркестор, октябырь), либо сглатываем лишний звук (агенТство).
В числе неблагозвучий и повторение шипящих и свистящих звуков, чаще всего в причастных оборотах: -вш-, -ш-, -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ- и случайные повторения одинаковых по звукам частей слов: «Небо, казалось, трескалось и плавилось от жары (здесь навязчиво повторяется звуковое сочетание -лось).»
Скопление гласных, как на стыке слов, так и внутри слова, называют зиянием (хиатус, гиат). Нередко появлению скопления гласных способствует союз «и».
Пример зияния:
На аллее у озера
И у Тани и у Иры
Уместно вспомнить и о том, что если в слове или на стыке двух слов встречаются два согласных звука – глухой и звонкий или звонкий и глухой, то первый уподобляется второму, то есть озвончается или оглушается: б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш.
Пример:
Как говорится – звонкая согласная «г» озвончает глухую «к»
Общее правило плавной речи – «Если слово заканчивается кратким согласным (Д, Т, К, Г, Б, П), то следующее за ним должно начинаться либо гласным (А, О, У, Ы, И, Э, Я, Ё, Ю, Е), либо протяжным согласным (Р, Л, З, М, Н, С, Х, В, Ш, Щ, Ф, Ж, Ч). И наоборот, если второе слово начинается с краткого согласного, то первое должно заканчиваться гласным или согласным протяжным. Столкновение в конце и начале слов кратких согласных затрудняет произношение. Подчеркнем, что именно кратких. Вполне могут сочетаться протяжные согласные или гласные, или протяжные согласные и гласные.
Более широким понятием по сравнению со скоплением и зиянием можно считать ЗВУКОВУЮ ТАФТОЛОГИЮ (ТАФТОФОНИЮ). По определению Москвина В.П. это «вид неблагозвучия, состоящий в случайном или вынужденном повторе звуков и звукосочетаний с определенным интервалом. З.т. становится заметнее в следующих случаях: 1) уменьшение интервала между нагнетаемыми звуками, 2) увеличение количества повторов, 3) позиционная симметризация (наиболее заметны повторы в начале и в конце строк).»
Если повторяющиеся звуки (слоги) непосредственно стыкуются друг с другом, такой вид тавтофонии носит название БАТТОЛОГИЯ. На слух он действительно воспринимается как заикающаяся речь.
Следует учитывать, что слова состоят из букв только на бумаге). А в звучащей речи (которой являются стихи), слова состоят из звуков! Поэтому обязательно произносите то, что пишете, – может обнаружиться (или усугубиться) незаметная визуально тавтофония:
И пускай я являюсь всего лишь дождём,
Но, надеюсь, что самым любимым на свете. ©
НЕУМЕСТНАЯ АЛЛИТЕРАЦИЯ – явление, когда эмоциональная окраска звучания фраз заметно не соответствует их смыслу. Вообще-то, отчетливо добиться этого не так легко, потому что многие слова изначально несут в себе звуковое подтверждение того, что они означают – «гром грохочет», «свист соловья», «камыши шуршат» и т.п.
Но иногда несоответствие бросается в глаза.
СДВИГ (переразложение, какоэмфатон – «акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом коротких слова образуют как бы новое слово, изменяющее смысл фразы; происходит лексическая деформация фразы.» © Квятковский
Проще говоря, при сдвиге можно прочитать рядом стоящие слова или их части как новые слова, либо разложить слово на несколько слов с другим значением.
Очень близка по сути к сдвигу ОМОФОНИЯ – явление, при котором некое слово воспринимается как другое слово, сходное или идентичное по звучанию, но имеющее совершенно иной смысл. Это тоже может стать причиной несуразностей.
Обычно омофония наблюдается, когда написание слов отличается одной буквой, но это различие практически полностью исчезает при произнесении. Например, всем известную строчку из романса можно воспринимать как кулинарное извращение – «отвари потихоньку калитку…»
Более полную информацию с примерами неблагозвучий можно найти в источниках: ht , http://litset.ru/stuff/4-1-0-335 , https://megaobuchalka.ru/7/41885.html ,
, http://proza.ru/2008/06/26/505 , https://stihi.ru/2014/06/06/1101
Задание для конкурса – написать НОВОЕ стихотворение на СВОБОДНУЮ тему.
От каждого автора на конкурс может быть представлено 1-2 поэтических произведений с рифмами и другими признаками стихосложения, а также с учётом новых знаний о неблагозвучиях.
ВТОРОЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ – в стихотворении должен быть использован исключительно трёхсложный стихотворный размер (дактиль, амфибрахий, анапест).
Объем произведений – от 12 до 40 строк.
Твёрдые нерифмованные формы, типа Хокку, Танка, Перашков и прочих Пончиков, приниматься не будут. Стихи, написанные в авторском формате А4, должны быть на период конкурса переведены в обычный построчный стихотворный формат.
Произведения могут быть, как сугубо серьёзными и глубокомысленными, так и иронично-шутливо-юмористическими.
Использование откровенных пошлостей и всяких очень нехороших слов, пачкающих плохим цветом наши просветлённые умы, ИСКЛЮЧЕНО.
Подав заявку на конкурс, Вы подтверждаете, что ознакомились с "Этикой и Правилами Приёма Произведений" http://stihi.ru/2012/02/12/12233 .
ДО ОКОНЧАНИЯ КОНКУРСА И ОБЪЯВЛЕНИЯ ИТОГОВ произведение НИГДЕ не должно быть размещено, поскольку конкурс АНОНИМНЫЙ.
Свои заявки присылайте на почту – almihand1956@yandex.ru
В ТЕМЕ вашего почтового отправления указывается название конкурса
В тексте письма:
- ИМЯ автора
- НАЗВАНИЕ стихотворения
- ТЕКСТ стихотворения
- ССЫЛКА на АВТОРСКУЮ СТРАНИЦУ – НЕ на произведение (которого на странице нет и быть не должно), а на саму страницу. Это нужно для того, чтобы ведущему не перепутать участников при подведении итогов. Заявки, оформленные не по форме, приниматься не будут.
ВНИМАНИЕ! Всё публикуется прямо в теле письма, без вложений.
По мере поступления заявок ведущий публикует произведения под номерами без указания авторства.
Голосование планируется народное, условия подробно будут изложены при объявлении голосования.
Призовой фонд и количество призовых мест этого конкурса напрямую зависит от количества поступивших заявок. Минимальное число заявок, при которых конкурс состоится – 15.
Ориентировочный срок приёма произведений – до 18ч. 00м. 15 ноября 2024 года. В случае набора 35-40 произведений и более, приём заявок по решению ведущего может быть закончен ранее установленного срока, поэтому не тяните с заявками, чтобы ваши стихи успели попасть в наш замечательный конкурс.
Участие в конкурсе бесплатное. Однако мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки "Гуси-Лебеди" (баллы отправлять на логин - gusilebedi1).
И обобщая всё вышенаписанное, итожим:
- НОВЫЙ стих на СВОБОДНУЮ тему, в любом из трёхсложных размеров высылать на почту - almihand1956@yandex.ru и нигде до окончания конкурса не выставлять.
Ведущий конкурса Алмиханд
__________________________
Всем творческого вдохновения!
Свидетельство о публикации №124110101651
Бабка Ёшка 07.11.2024 02:18 Заявить о нарушении