Тот избран, кто избрал
Значит, изначально еврейство означало мировоззренческий выбор, заключавшийся
в переходе от многобожия к единобожию, с отказом от человеческих жертвоприношений.
С течением времени еврейство постепенно сузили до этнической принадлежности.
______________
*[avrahAm], предположительно, из [ha-av-ram] the-father-(loud; high, major,
senior, important), т.е. сей-отец-(громкий; высокий, главный, старший, важный).
Это автоматически повлекло за собой ложную этническую трактовку богоизбранности,
которая изначально указывала на всех тех, кто в эпоху всеобщего язычества сделал
рискованный выбор в пользу единобожия. Пожалуй, не менее рискованный, чем
объявление себя евреем в гитлеровской Германии (со всеми её идолами).
Итак, лишь избрав Бога, можно стать избранным Им, то есть «бого-избранным».
Богоизбранность – это зеркальное отражение избрания человеком единого Бога.
«Кто любит, тот любим»! (Б.Г.) или, в нашем случае: «Тот избран, кто избрал!»
2. В таком случае, изначальное, не этническое еврейство неотличимо от ислама
(от арабского al-Islam, «покорность (воле Бога)»).
3. С учётом того, что глагол [лаавОр], от которого произошло слово [иврИ]
(«еврейский», затем «еврей») означает:
1. проходить, переходить
2. обойти, обогнать
3. переехать; переселиться
первым значением слова [иврИ] является «перешедший» (из многобожия в единобожие).
Здесь уместно привести цитату из ответа раввина Реувена Куклина на вопрос о том,
что означает слово «еврей»:
* * *
«Источник слова "еврей" – ивритское слово "иври", с тем же значением. Первый раз
слово "иври" появляется в Танахе, когда речь идёт об Аврааме (Берешит 14:13).
Поясняет мидраш [толковник] (Берешит Раба), что Авраам назван так, поскольку весь
мир находится – по своим мнениям и взгляду на жизнь – с одной стороны, а Авраам –
с другой (ивр. [Эвер] – "сторона", "направление").
Называя Авраама – [иврИ], Тора подчёркивает одну из важнейших черт личности Авраама
– способность идти против принятых мнений, задумываться самому обо всём, что
окружает, и приходить к самостоятельным выводам. Это свойство дало ему возможность
противостоять языческим воззрениям, глобально распространенным в те времена.
Говорят мудрецы (Ялкут Шимони Теилим 750): Авраам пришёл к выводу о том, что у мира
есть единый Властитель, путём размышлений о гармонии, царящей в мире. Авраам сказал
себе: возможно ли, что такой чудесный мир, преисполненный гармонии, не имеет
единого хозяина и правителя? Несомненно, единый Б-г управляет всем миром!..»
Способность Авраама «идти против принятых мнений, задумываться самому обо всём,
что окружает, и приходить к самостоятельным выводам» является обоюдоострым оружием.
Примените его к основам иудаизма, и вы увидите чистый и незамутнённый ислам,
напрочь лишённый губительных расовых и национальных предрассудков.
(2024)
Свидетельство о публикации №124103008147