52. Былички деда Сомка. Этнография. 23-25
«По одёжке протягивай ножки»
Одежка в прежнее время, нижняя и верхняя, а с ней и обувка, вровень почти у всех была. Разве что парень женихаться зачнёт, али девка невеста в пору придёт. Дети, обычным делом, до5 лет ходили без порток, в одной рубашонке. С 5 до 10 лет тоже ходили кое - как, но в портках, а с 10 до 13, особенно во время учебы, многие уже штаны носили. Рубахи и портки были домотканые, синёные на скопинских красильнях, с разными рисунками. Рубахи, те чаще «горатками», а портки «рядами» и «змейкой».
Верхняя одежонка ребятни большей частью состояла из перешитых отцовских зипунов. Вниз для тепла надевали поддёвку из домотканого сукна со сборками на пояснице, а учебники тогда в холстинной сумке с лямкой через плечо таскали.
Взрослые в праздник надевали сапоги, зимой валенки, весной и летом кожаные сапоги, но в будни все без исключения ходили в лаптях, а нам ребятам и в будни, и в праздники была беспрерывка – все бегали зимой в лапотках, весной и летом – босиком.
В половодку к лаптям подшивали деревянные колодки. Мы тогда нарочно мерили лужи, а наши родители удивлялись, отчего это лапти на деревянной колодке мокнут быстрее, чем обычные. В колодках некоторые ребята ходили почти до женитьбы. Женили тогда парней с 18, а девок отдавали в 16 лет. Некоторые, уже женатые, по-прежнему носили колодки. Говорили, что так лучше, потому что суше и лапоть меньше протрешь. Женщины и девушки в колодках не ходили, не принято было, но лапти носили всю жизнь.
Взрослые мужчины, а также парни и подростки, ходили в лаптях обыкновенных. Женщины в будни тоже носили обыкновенные лапти, но на праздники, в особенности девицы и молодухи, надевали лапти «мелкие». Их переплетали из обыкновенных концов, на головяшке концы связывали и между ними вставляли добавочные концы такой же ширины.
Эти лапти на вид были приличней обыкновенных. Некоторые молодые мужчины из уважения к своей жене плели особые лапти, «писаные». Их тоже переплетали из обыкновенных концов, но на головяшку наплетали красивую сетку из очень узких полосок. Они перекрещивались не как на обыкновенных лаптях, а наподобие знака умножения, и переплетались не в каждый ряд, а через два в третий, туда и обратно. Вид у таких лаптей был узорчатый. К тому на верху головяшки
доплеталась узкая «грибатка». Этими особыми лаптями молодки сильно гордились. Да и на вид они были нарядней, чем лапти «мелкие».
Позднее, примерно к 1900-1901 году, девушки и молодые женщины в самые большие наши годовые праздники начали ходить в котах.
Коты были тяжелые, тупоносые, неуклюжие и неудобные в ходьбе. Их шили, вкладывая на бока и головяшку лубки из дерева, уписывали все те же бока и головяшку мелкими медными гвоздиками, а на каблук ставили большую медную подкову.
Уже с 1910 года появились ботинки. Они были лучше котов, легче, и в ходьбе девкам и бабам удобнее.
24.
«Остро-пестро, рукавами красно»
Костюм, он ведь что, он только на человеке живёт, только с ним заодно слившись, полную силу и радость имеет. С малолетства девку у нас рукоделию учили, чтобы на всю остатнюю жизнь, на все возраста будущие одёжи себе и мужу наготовила. Дитяткам, то наособицу и после свадьбы уже, когда баба в самой жаркой поре бывает.
Запреты на шитье тож были. Да только особую сряду, свадебную или дарную какую, именно в запретные дни и ладили, иногда со словом каким знаемым, для обережения, значит. На Благовещение (7апреля), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Рождество (7 января), Филиппово заговенье, а также на неделе в среду и пятницу. Правда, шить-то девка у нас начинала уже во время посиделочное, годов с 11-13. А допреж того её лет с 5-6 помаленьку прясть учат.
Да только и нитку льняную аль конопную в поле вырастить надо. До скрученной нитки и убелённого холста дорога длинно-трудная. Пока её всей семьёй пройдёшь, не одну работнюю одежонку вымочишь. Вам-то, теперешним, умом этого не охватить, а вот я помню…
…Каждую весну дедушка мой по матери, Иван Аникеевич, приезжал пахать огород. Около вешнего Николы, примерно 22 мая, была вторая пахота. Дед сеял конопляное семя, запахивал и боронил. Вот тут для меня, моих братьев, сестёр и для матери начиналось мучение – надо было две-три недели, до всходов, сберечь это семя от кур и грачей, чтобы они его из земли не повыбрали.
Мы по очереди вставали чуть свет для караула. Как сейчас помню себя, одетого в зимнюю шубёночку, полусонного, но исправно гоняющегося за грачами. Случалось, что и уснёшь ненароком, а тут налетят грачи и куры, и орудуют, как им хочется. Но мать на нас не очень надеялась и потому приходила работу проверять. Коли застанет кого из детишек спящим, возьмёт какую ни то хворостину и охаживает, сколько вздумается. После такой «бани» стоишь с вытаращенными глазёнками, как на «часах».
Через два месяца, это когда зелень вырастет в метр и больше, мать и сёстры начнут брить конопи - сваливать отросшие стебли на землю. А ещё через неделю конопи свяжут в шипы. Тут уж мы с дедом погрузим их на воз, повезём на пруд и сбросим уложенные друг на дружку и привязанные к жерди шипы в заранее устроенное мочило. Недели через две мы с дедом вновь рядком вышагиваем за лошадью - вынимать шипы. Снимаем груз, развязываем слеги, дед опускается в воду и со смехом и приговорками выкидывает стебли мне на берег. Сушили шипы всегда дома. Ставили, где только можно. Просохшие связки мать промнёт, вытряхнет кострику и уложит на печке - для повторной просушки. И в третий приступ я с дедом вышагиваю за возком - мы везём коноплю на ветряную толчею, где её перетолкут толкачами.
Позже мать начнёт мыкать на гребне намыки. Во время этой работы от пыли не продохнуть, но все так дышали и все так жили. Из готовых намык сёстры будут прясть пряжу на самопряхах. К моему времени веретёна в нашем селе из обихода девки повывели. Готовую пряжу наматывали на специальные сменные вьюшки. А уж из намотанных вьюшек делали основу. В стену избы набивали клёпья расстоянием в одну стену и сновали от стены к стене, наматывая на клёпья нити с вьюшек. Основу перегибали и делали мотки. Они получались суровые, не белые. Мотки укладывали в большие чугуны, добавляли хлорной извести (она у нас называлась «белёной») и кипятили.
После Покрова в избу втаскивался и собирался ткацкий стан. В него заправляли нити основы, пропускали её сквозь бёрда и начинали ткать холсты. Эти суровые холсты тоже клали в «белёны» и позже несли на речку или пруд. Там, на деревянных мостках, бабы и девки колотили что есть силы сложенные холсты вальками, смачивали водой, снова колотили, и так много раз кряду. Погрузневшие от воды холсты несли ближе к дому и расстилали на траве для просушки. А потом начинали вытягивать. Работу эту делали всегда вдвоём. Становились по обоим концам длинного узкого полотнища (50см – не больше!) и тянули, всяк на себя, до тех пор, пока холсты не вытянутся и не уравняются. Скатывали работу в «трубы», несли домой и укладывали в сундуки на хранение.
Мать вместе с сёстрами делала и шерстяные ткани. Овцы у нас были. Вот эту состриженную шерсть тщательно вымывали, вычёсывали, перебирали руками и сворачивали в свёрток в форме цилиндра. Свёрток вставляли в рогульку, привязывали к ней и пряли на самопряхе, постепенно дёргая нить из кудели. За вечер наматывали не одну вьюшку шерстяных ниток, из которых тоже делали основу и позже ткали. Девушкам шили из этих домашних тканей белые шерстяные шушки, а замужним женщинам - понёвы. Понёвы ткались из чёрной шерсти (её иногда для уравнивания цвета прокрашивали кипятком с железными опилками). При тканье добавляли с равными промежутками белые нити, получалась крупная клетка. Внизу готовой понёвы подшивался подполок - шерстяной пояс с желтоватым узорчиком, который работался отдельно - на дощечках.
…Вот вам и сказ о полотняной рубахе и конопных портах. Слушайте, потом другим, когда время придёт, перескажите. А я вам, как и обещал, Василисину сказку наговорю, коли охота слушать не прошла.
25.
Бабка Соломонида
о себе, о селе, о Настёне-Мельничихе, да о том,
что было, а чего и вовсе не было…
авт. Сказки ко дню Покрова и пьеса опубликованы отдельно на моей страничке.
Свидетельство о публикации №124103006582