Любовь
История о любви сына графа Шереметева,
Николая к крепостной оперной певице отца -
К Прасковье Жемчуговой (Ковалёвой)
Первая часть.
С полотна кисти живописца,
А он Аргунов Николай,
На нас печально с него смотрит –
Женщина молодая там.
Это актриса крепостная,
То, Графа Шереметева,
В будущем - жена его сына,
Николая. Как, могло быть?
(В пуританском 19 веке. Граф – Пётр
Борисович Шереметев)
20 июля 1768 года
В семье кузнеца того графа,
Ивана Ковалёва, иль
Как Горбунов был там известен,
Дочь родилась, Прасковьей звать.
(Кузнец был горбат из – за туберкулёза
Позвоночника, поэтому дали ему такую
Фамилию, неофициально. Проживающего
В деревне Березино Юхотской волости
Ярославской губернии)
А по иронии судьбы же
В ту ночь молодой также граф
Шереметев Николай ехал,
По своей вотчине тогда ж.
(Село Константиново)
И он в грязи тогда увязнет,
Подкову потеряет конь,
И сей конфуз тогда случится,
Рядом с тем домом кузнеца.
И Николай вошёл в избу ту,
И первое, что увидал
Он – бледную женщину. Она
Полулежала там тогда.
В своей кровати, прижимая
Новорождённого уже,
Ребёнка. Вот таким «знакомством»
Первым и было с дочкой их.
(Молодого графа Шереметева и Прасковьи Ковалёвой,
Ставшей впоследствии замечательной актрисой и
ЖЕНОЙ графа. Николаю было 17 лет)
Николай тут Забывает
Об этом приключении.
Вскоре отправится граф этот,
В поездку заграничную.
Овладевать науками, он,
Отбыл в Голландию, ещё ж
В Германию с Англией также,
В Швейцарию и Францию.
С усердием он там учился.
В свободное время же он,
Жизнь наблюдал светских салонов,
И красоту театров их.
Как многие с аристократов
Также театр он любил.
А покровительствовать музам
В то время модно было там.
(И свидетельствовало о просвещённости
И богатстве той или иной дворянской фамилии)
Старшая дочь в семье крестьянской,
А ей Прасковья и была ж,
Помощницей в семье той была –
С раннего детства та в трудах.
(И кухарка, и прачка, и нянька младшей
Сестрички Марфы)
Так бы безрадостной прошла бы
Жизнь её. Но однажды ту,
Восьмилетнюю вдруг позвали
Ко двору графа старого.
(Это было в Кускове, усадьбе Шереметевых)
Пётр Борисович, граф старый,
Решил царице подражать,
Екатерине. И устроил
КАПЕЛЛУ и ТЕАТР там.
(И СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР)
Всё то – из КРЕПОСТНЫХ артистов.
Чтоб развлекать всяких гостей.
Что наезжали то и дело,
В усадьбу Шереметевых.
Вторая часть.
Прасковью эту поселили
В актёрском флигеле. И ту
Заботам тогда поручили
Их Марфе Долгорукой там.
(Точнее – княгине Марфе Михайловне
Шереметевой – Долгорукой, проживающей
В имении на правах родственницы)
Французскому учить ту стали,
Парашу. Итальянскому ж
Там языкам. Игре на арфе,
Гитаре с клавесином там.
Также вокалу, ещё ж танцам.
Изысканным манерам всем.
И обязательно к всему там
И актёрскому мастерству.
И девочка та оказалась,
Способною на редкость там.
Она уже тогда мечтала,
Как выйдет на подмостки тут.
И трогательные петь будет
И нежные арии та.
И благодарный её зритель,
Станут тут ей рукоплескать…
Ясно, маленькая Параша,
Скучала по своей семье,
Нов той усадьбе было столько
Всякого интересного!
К тому же, к чести этих графов,
Строгих правил, были людьми,
Не делали из крепостных тех
Актрис наложниц для себя.
А после уже возвращенья
Николая на родину,
Главным делом его жизни,
Стал созданный театр их.
(Отцом, Петром Шереметевым)
Репертуар подбирал сам он,
И виртуозно же играл
Он на виолончели, в том же
Оркестре при театре том.
(Во время спектаклей. И всегда посещал
Репетиции)
Когда выступила впервые
Параша маленькая там –
Изящная, хрупкая с косой
Каштановой – граф ликовал.
(Пришёл буквально в восторг от её чудесного голоса)
Позднее он уже напишет
Об этом так: «Если б сошёл
Ангел с небес, и если б гром
И молния ударят разом,
Я был бы меньше поражён»
В 11 лет та Прасковья
Там дебютировала уж
В опере «Опыт дружбы» в роли
Служанки. Андре Гретри, та.
1781 год
В этот год успех настоящий,
Пришёл, когда спела она,
Партию Лизы. Да, доверят,
В комической опере там.
(В опере Пьера – Александра Монсиньи
«Дезертир, или Беглый солдат»
Так искренне она играла,
Что многие зрители там
Плакали даже… Вот такой их,
Талант открыли графы те.
На следующий год ей дали
Белинды роль. То, в опере
«Колония, иль Новое поселение» -
Автор Антонио Саккини.
В этом спектакле выступала,
Прасковья под фамилией –
Уж, Жемчугова. Так решил граф,
«Мужицкие» сменить фамилии.
(У своих крепостных актрис на благозвучные,
И дал сценические имена по названиям драгоценных
Камней: ГРАНАТОВА, ЖЕМЧУГОВА, АЛМАЗОВА…)
Театральные хроники те, -
Прасковью ту прозвали там:
«Жемчужиной шереметевских
Самоцветов», средь всех актрис.
Актриса эта крепостная
Красивым обладала там
Лирико – драматическим
Сопрано. Для любых ролей.
Талант Прасковьи дал возможность,
Играть как комедийные,
Так и драматические там,
Роли в театре графов тех.
Третья часть.
В 16 лет Прасковья стала,
Примой театра. Слава той,
По Москве уж распространилась,
В Кусково ездила вся знать.
(Только, чтобы послушать пение Прасковьи Жемчуговой)
Шли годы… Расцвела Прасковья.
И превратилась в девушку,
В очаровательную очень,
Изысканную же во всём.
И с истинно царственной также
Осанкой. В тоже время та
Была застенчивой и скромной,
И не кичилась там ничем.
И раз от разу та ловила
На себе пристальный же взгляд,
Тогда там графа молодого,
Но, тот культурно себя вёл.
Не позволял он сверх заботы
Дружеской себе ничего,
И покровительства над нею:
Приносил ноты, книги ей.
(Узнавал, достаточно ли та отдыхает,
Советовал больше быть на свежем воздухе
1788 год
В этот год после смерти графа,
Петра Шереметева там,
Неисчислимые его все
Богатства – к сыну перейдут.
И тысяча крепостных также.
Отныне уже ничего,
Не ограничивало графа,
В своих разных деяниях.
Необузданный темперамент,
Также свободу действия:
Охота, пиры и, конечно,
Женщины на выбор любой…
Статным, он был, и белокурым,
Голубоглазым и к тому ж,
Был образованным, и также
Несметно был богатым граф.
Граф Николай был одним с самых,
Завидных женихов тогда.
Но он не думал о женитьбе;
У него под рукой - «гарем».
Уже Николай не боялся,
Там осуждения отца,
И без малейших угрызений
Совести – пользовал «гарем».
(После ухода отца)
Из многочисленной прислуги
Женской, так же среди актрис
Театра - граф выбирал часто
Новых наложниц для утех.
Женщине, кто там приглянулся,
Он попросту к ногам бросал,
Платок. И сообщал которой,
Что ночью он придёт за ней.
И только же той Жемчуговой,
Бросить к ногам её платок
Он так тогда, и не решился…
Ибо её он полюбил!
Но и бороться с той любовью,
Не в состоянии был к ней.
И пришло время ж объясниться,
И он к Прасковье там пришёл.
И о любви к ней рассказал он,
И она приняла её,
Всем сердцем. Ибо сама тоже
Любила много лет его.
Своей возлюбленной граф строит
В усадьбе дом. Прасковья в нём
Устраивает всё по вкусу
Своему. Сплетни ж пошли.
До осуждения родных же
Ей никакого дела нет.
На прозвище не обижалась:
Назвали «канарейкой» ту.
(Так в народе называли БАРСКИХ ЛЮБОВНИЦ)
Она купалась в своём счастье,
И знала только страсти две:
То, Николай её любимый,
Конечно, и театр тот.
Четвёртая часть.
В Кусково много наезжало
Разных гостей. Прасковья же
Много играла, пела также,
Иногда и за полночь аж.
Её ж гости не отпускали,
Требовали ж: «Ещё! Ещё!»
Хлопали, хлопали там долго…
И целовали руки ей.
1795 год
Граф Шереметев там построил
Ради своей возлюбленной,
В дворце Останкино – театр
Новый. Та стала выступать.
И выступала она с блеском.
Однако же молва о той
Связи графа с крепостной всё же
Актрисой – тема главная.
Для разговоров там и сплетен,
Среди аристократов тех,
В салонах их. В парке, у дома
Полно народа было ж там.
(Причём, чужого)
Одни ели её глазами,
Кто – то бесцеремонно шёл
Следом за ней, шептав друг другу,
Гадости про Прасковью ту:
«Какая она… и как бы они сами, если бы…»
Всё это сильно угнетало,
И раздражало там тогда,
Николая Петровича там,
И он задумываться стал.
1797 год
И император Павел Первый,
Жаловал Шереметеву,
Своему другу детства, кстати –
Званье – ОБЕРГОФМАРШАЛА
(Распорядителя всего хозяйства императорского
Двора. Это обязывало ПРИСУТСТВОВАТЬ
Графа при дворе)
Николай 37 – летний,
С своей невенчанной женой,
С Прасковьей Жемчуговой срочно
Там переехал в Петербург.
В Фонтанном доме поселился,
Где его детство всё прошло.
С собой в столицу из театра,
Лучшую часть труппы забрал.
В сыром климате Петербурга
У Прасковьи Ивановны
Туберкулёз там обострился,
.То перешло к ней от отца.
И пропадает у ней голос…
И вынуждена та была
ОСТАВИТЬ сцену. Без неё же,
Без примы - и театра нет.
Т граф театр закрывает.
Актрисам деньги выдал он,
На их приданое. Актёров,
В имении оставил всех.
(В качестве слуг)
А кроме климата Прасковью
Подтачивали там ещё ж
Её душевные же муки –
Тяготила - ЖИЗНЬ ВО ГРЕХЕ…
Что была СОДЕРЖАНКОЙ графа.
Граф понимал, что может он,
Любимую женщину свою
Навсегда потерять уже.
И граф упорно начал думать:
Что сможет сделать для неё?
И он решился на поступок,
Чтобы Прасковью сохранить
1798 год
Он даёт семье Ковалёвых,
ВОЛЬНУЮ. Потом в ноябре (6 - го)
1801 года,
Благословенье получил.
Митрополита там, Платона,
Который графу РАЗРЕШИЛ:
БЕПРЕЦЕДЕНТНОЕ ВЕНЧАНЬЕ –
АРИСТОКРАТА с КРЕПОСТНОЙ…
(Бывшей крепостной)
Происходило всё в строжайшей
ТАЙНЕ от всех. Лишь близкие
Присутствовали на обряде –
Так поженились там они.
Но всё ж ничто уже не может
Судьбу Прасковьи изменить:
В глазах света, крепостной бывшей -
Графиней никогда не стать.
Кроме ж того, неизлечимо
Была там Жемчугова та.
Но через два года родится
У них сын Дмитрий, наконец.
(В 1803 году)
А через три уже недели,
Прасковья УМИРАЕТ там…
И её там похоронили,
В церкви Святого Лазаря.
(В Александро – Невской лавре)
Сам же Николай Шереметев,
После смерти своей ЖЕНЫ,
От государственных дел всяких,
Отошёл ради сына там.
И жизнь посвятил воспитанью
Дмитрия. Перед смертью он,
Ему письмо тогда напишет,
Про то, как мать его любил:
«…Я ПИТАЛ К ТВОЕЙ МАТЕРИ ЧУВСТВА
САМЫЕ НЕЖНЫЕ, САМЫЕ СТРАСТНЫЕ…
МИЛЫЙ ОБРАЗ ЕЁ НИКОГДА НЕ ВЫХОДИЛ
ИЗ ПАМЯТИ МОЕЙ…»
К императору обратился
К Александру Первому, граф:
Умоляя его признать там,
Сына – наследником его.
(ЗАКОННЫМ наследником семьи Шереметевых)
Царь в этой просьбе не откажет.
Согласие на это дал.
На признание за Дмитрием
Графского титула его.
Дмитрий Николаевич вырос,
Достойным сыном же своих
Родителей. Стал меценатом,
Благотворителем там был.
(Он был попечителем Странноприимного дома,
Помогал гимназиям, приютам, отчасти Петербургскому
Университету. В Петербурге в то время распространилась
Поговорка: «ЖИТЬ НА ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ СЧЁТ»
1861 год
Отмена крепостного права,
Произошла же в этот год.
Уменьшились доходы графа,
Он сократил расходы там.
На ЛИЧНУЮ жизнь. На дела же
Благотворительности, он,
Там отдавал прежние суммы –
Таким был их достойный сын.
Граф, Борис Петрович Шереметев: отец
Петра Борисовича, дед Николая Петровича,
Прадед Дмитрия Николаевича – (1652 – 1719)
Генерал- фельдмаршал (1701 года), граф с (1706 года),
Сподвижник Петра Первого, с 1861 года, воевода
В Тамбове и Белгороде, участник Крымского (1689),
И Азовских походов (1695 – 96), сражался в Северной
Войне (1700 -21), главнокомандующий армией в
Полтавском сражении и Прусском походе)
Николай Петрович Шереметев (1751 - 1809), граф,
Обергофмаршал (с 1797), Оберкамергер (1798),
Действительный статский советник, сенатор, директор
Дворянского банка, основатель Странноприимного дома,
И Невской богадельни в Петербурге.
Дмитрий Николаевич Шереметев (1803 – 1871), камергер,
Гофмейстер. Благотворитель.
Свидетельство о публикации №124103001734
Раиса Северная 09.01.2025 11:46 Заявить о нарушении
надо прочтут. Вам тоже желаю хорошего здоровья и творчества. До свидания. Владимир Горбунов.
Феофан Горбунов 09.01.2025 15:17 Заявить о нарушении