От философии к религии и обратно

Религия умных древних греков
Не отвечала на вопросы:
О смысле жизни? Что есть веха?
Зачем моральные запросы?
Как мир устроен вокруг нас?
Дано ли что-то про запас?
Какая роль для нас есть в нём?
И есть ли цель зачем живём?
К какому обществу стремиться?
Как принимать судьбы удары?
За что награды, за что кары?
Что избегать, чему учиться?
Что справедливо, а что нет?
И есть для смерти ли ответ?

Их боги только лишь примером,
Что Зевсу можно, (что там Гера),
То греку ни за что, ни ни,
Хотя грешили и они.
Там боги их судьбу решали
Кто фаворитом был у них,
А часто родственные связи…
Куда там смертным всем до них.

Вопросы выше и другие
Им философия объясняла
И потому, века былые -
Есть философии начало. 

Там много школ, так много мнений,
Имён, что нам забыть нельзя,
Как много мыслей и сомнений,
Чтоб каждый мерил на себя. 

Религии единобожия
Потом те функции возьмут
И философии пример,
Как теологии раздел.
Логический водораздел
Как бы тропа из бездорожья.
Трудились, как «Иду на вы»
Фома Аквинский, Авиценна,
И Маймонид.  Им было ценно,
Чтоб Аристотеля труды
С религией свести на сцену.

И на вопросы, что вверху,
Религией ответ даётся,
На все «зачем?» и «почему?»,
На все «хочу?» и «не могу?»,
Грехи молитвой перетру,
Души спасение найдётся. 
На всё есть сверху божий перст,
Есть наблюдение, наказание.
В аду, в раю есть много мест.
Всё философии признанием.

Для этики даны скрижали,
Чтобы бессмертная душа
К Творцу вернулась поспеша -
Её религией спасали. 

И вместо логики идеи
Ввели божественный указ -
Скрижали есть, и есть приказ
«Всё делай так, тебе велели».
Авторитета выше нету,
Ни царь, ни поп, ни падишах
Не смогут изменить завету.

Хоть был момент, лукавый папа
Ввёл индульгенции, когда
Все-много-сильная деньга
Помочь могла, коль «дашь на лапу».

Вернемся всё же к философии
И к мудрецам, кто до пророков
Мир объясняли.  Где им сроком
В Аду или в Раю трубить?
Как здесь религии рассудить!

Они - язычники и им
В Аду лишь место, знает каждый.
У Данте - первый круг одним,
Другим круг ниже, кто не важный. 

Но Ренессанс и Просвещение
Вдруг расшатали Веры столп
И появилось «своё мнение»,
«Свободы личности» апломб.
Декарт, Спиноза, Ньютон, Лейбниц -
Философы-натуралисты
Вопрос поставить и ответить
Пытались без религии, чисто.
Потом Вольтер с Руссо явились,
И Гегель и Кантом (и другие)
Вопросы те же становились
Уже ответом без религии. 

Итак, религия взяла
Все философии полномочия,
Но, философии - хвала,
Живёт ещё, хоть и не очень.
Жива в стенах университетов,
В академических кулисах,
Не часто ждут её ответов,
Да и с вопросами потише.

Кого волнуют цели жизни,
Когда война стучаться в двери.
А философские все мысли -
Кто им сегодня честно верит. 

Есть чудаки, что посвятили
Платону годы и Спинозе,
Кто Канта с Гегелем учили,
Не по марксистски и не в позе. 

То, что почётом в древнем мире,
Считалось мудростью не редко,
Сейчас не ценят. Смотрят шире,
Практически и очень мелко.


Рецензии
Религий много и пророков,
и мудрецы у всех народов,
склонялись к одному по сути:
живи по совести,
не делай зла,
душу береги от хлама,
ставь в приоритет
лишь ЛЮБОВЬ
и всем желай добра!

Мила Алевзис   30.10.2024 06:47     Заявить о нарушении
Мы все философы немного
Хотим того иль не хотим -
Какую выбрали дорогу,
Как, почему, зачем идти?

Во что мы верим, что мы знаем,
Чем мы гордимся иногда,
Что ненавидим, проклинаем...
Есть философия всегда.

Чему и как детей мы учим,
Как видим мир и в нем людей,
В себя мы верим или в случай...
Есть философия идей.

Как видим мы страну сегодня,
Какою виделась вчера,
Желание есть - "вперед и строем"?
Все философия права.

И если ни во что не верим,
Ничто не ждём ни от кого,
И если кто душой звереет...
То философия и то.

Зависит все от нас сегодня
Чью философию принять:
Платона, Ницше иль Спинозы...
Кого любить, кого не знать.

Оскар Хуторянский   01.11.2024 14:03   Заявить о нарушении