Конкурс 48. ЛС Цельность натуры в хайку

  Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости, продолжаем наш проект "Лепестки сакуры", открытый для всех любителей, опытных и начинающих познавать тонкости редкого уникального жанра! И попробуем его развивать, используя навыки и жизненный опыт.

   С кем вам легко и  хотелось бы общаться? Хайку, жанр минимализма, позволяет погрузить читателя в свой мир. И разумеется, мы ожидаем найти в нём гармонию. А иначе, как можно созерцать  и погрузиться в размышления о вечном, хотя перед нами знакомая обыденная картинка, взятая из жизни? Мы не раз работали над присутствием человека в хайку. Но всё равно возникают вопросы - достаточно ли упоминания подстриженного газона, лодки, скамейки или просто тропинки. Мы не упоминаем такие явления как эхо, потому что его не нарисуешь. Но заметьте, воздействия на органы чувств всегда желательны. Но есть другая проблема, когда в хайку упоминаются сами органы этих чувств. К примеру, чтобы обратить внимание на что-то в хайку, упоминают глаза. Мы не будем приводить неудачные примеры, когда глаза оказываются где-то на дереве и возникает вопрос -  где же сам человек при этом. Горькая улыбка от неудачной попытки что-то донести до читателя, подсказать ему, чтобы он увидел и услышал, конечно, не может не разочаровывать.

   Итак, первое и очень важное. Никогда не стоит указывать в хайку на отдельные части тела человека: руки, ноги, глаза, уши и другое без упоминания самого человека. Это возьмём за правило. Нарушение его - грубая ошибка.
 Целостность человека состоит в неразрывной связи всех частей единого организма. Не будем её нарушать.

   Но есть и другое понятие  - цельность натуры человека.

  О цельной натуре говорят тогда, когда хотят подчеркнуть его нравственные, моральные свойства.  Для человека цельной натуры характерен развитый ум, не хитрый деструктивный, а прямой - созидательный. С таким хочется быть рядом, набираться мудрости и опыта. С ним надёжно. Потому что он подумает и подскажет как правильно.
     Но бывают цельные натуры со знаком минус. Они всецело на стороне зла. Половинчатости нет. Но сложно представить такую натуру в хайку. Мы не должны вызывать негативное чувство отвращения у нашего читателя, а наоборот.

    В противовес  цельности  можно поставить другой тип натуры человека - подражательный. У такого - сплошные заимствования. Он пишет свою жизнь, оглядываясь на предлагаемые другими или на собственно выбранные где-то образцы для подражания. Такой человек малоинтересен. И наши хайку, обратите внимание, должны быть уникальны в своём роде. Не пытайтесь кому-то подражать, заимствуя образы, слова, предметы, идеи. Пусть выбранный объект внимания окружающей обстановки будет не такой примечательный и яркий, но он непременно окажется вашей находкой, если вы будете наблюдательны и искренни.

   Еще один тип натуры - противоречивый. Неоднократно описан в художественной литературе. Мучающийся сомнениями, мятежный, как ветер, который не знаешь куда подует. Ну что же, этот образ тоже подходит для хайку, потому что приводит к недостроенным мостам. Но помните прошлый 46 Лепесток сакуры - никакой суеты, а состояние, свойственное, например, уединению. А значит, обращению к самому себе. Погружение внутрь себя... Вот мы и завершили цикл, придя к самому себе. Мир в составленной нами хайку - наш собственный. Его могут не понять, не принять, но он наш, таков каков есть.

   Итак, целостность и цельность натуры очень важны. Но должна быть цель. Без неё нет движения мысли, нет смысла, того, что человек хочет сказать. Даже если он спокоен и сосредоточен, вводя в свой мир, он о чём-то говорит, а иногда даже кричит - тихо, бесшумно, проникая в самую душу. Не потому ли иные хайку не забываются и к ним хочется возвращаться снова и снова?

================

  Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над цельностью натуры в хайку. Решите ли вы упомянуть самого человека или только намекнёте на его присутствие где-то рядом, не разрушайте его целостность, наберитесь решимости донести его цельную натуру, которая будет видна через окружающую обстановку, пейзаж. Хайку - жанр пейзажной лирики, не забывайте об этом. Сделайте так, чтобы внимание не рассеялось по сторонам, чтобы читатель не растерялся, а присел мысленно где-то рядом и захотел остаться! Это филигранная работа.

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
 
   Итак, задание для конкурса «ЦЕЛЬНОСТЬ НАТУРЫ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 2 или 3, см. условие ниже) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УНИКАЛЬНО УДАЛОСЬ АВТОРУ ОТОБРАЗИТЬ  МИР ЦЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ПРИТЯГИВАЮЩЕГО К СЕБЕ, А НЕ ОТТАЛКИВАЮЩЕГО. САМ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НЕ УПОМИНАТЬСЯ, НО ПРИ ЭТОМ ЕГО ЯВНОЕ ПРИСУТСТВИЕ ДОЛЖНО ОЩУЩАТЬСЯ, ИЛИ УПОМИНАТЬСЯ, НО ЦЕЛИКОМ, А НЕ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЧАСТЯМ ТЕЛА И ОРГАНАМ ЧУВСТВ. Картинка не должна быть просто красивой зарисовкой и всё. Мир человека - это не просто поздравительная открытка! Она должна быть взята из жизни и быть уникальной в своём роде, должна быть информативной. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда.  Помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю. Но и сами проверяйте, что видите по прочтению.

  ВНИМАНИЕ! ПРИ ПРИЁМЕ РАБОТ ВЕДУЩАЯ КОРРЕКТНО БУДЕТ ПОДСКАЗЫВАТЬ О ЗАИМСТВОВАНИИ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ ИЗ ДРУГИХ РАБОТ ПРОШЛЫХ КОНКУРСОВ, возможно, случайно. НО НОВЫЕ РАБОТЫ НА ПОХОЖЕСТЬ СРАВНИВАТЬСЯ НЕ БУДУТ. Времени будет достаточно, всегда можно, резервируя место, поработать над уникальностью текста.

 Для настроения рекомендуется тема «ОПУСТЕВШАЯ АЛЛЕЯ», но совсем не обязательно.

 ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

ВНИМАНИЕ!  Текст хайку в количестве от 1 до 2 (!) от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:

            ignattur@gmail.com

 Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.

   За 3 дня до окончания срока приёма работ, если останутся вакантные места, будут приниматься от участников третьи хайку!!! Ниже по тексту сроки оговариваются. Пожалуйста, не торопитесь высылать 3-и хайку заранее!!! Не путайте ведущую!

Заявка принимается на почту ведущей по форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:

1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двухчастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) Стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) Не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
25) Присутствие человека, косвенное или прямое, должно быть обязательно. Но ничего не должно быть слишком. Полная гармония между человеком и окружающим его миром в пейзаже конкретного момента сезона.
26) На контрасте обстановки видим что-нибудь одно (иначе взгляд будет рассеиваться). Избегаем слов во множественном числе

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

   Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

С теорией хайку на основании прошлых конкурсов проекта "Лепестки сакуры" можно ознакомиться на личной страничке ведущей  в виде отдельных статей-конспектов с примерами призовых работ-победителей конкурсов в разделе "Учимся писать хайку. Лепестки сакуры" - с 1- 32 конкурсы. http://stihi.ru/avtor/ignattur

 С 33 по 47 конкурсами можно ознакомиться в папке "Пишем хайку. Лепестки сакуры" на нашей конкурсной площадке Маллар Ме.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 10 НОЯБРЯ 2024 года или до 30 работ максимум! Но с 7 НОЯБРЯ, если не будет набрано 30 хайку, откроется набор от участников ДО 3-Х ХАЙКУ! 7 ноября с 00.00 времени будут приниматься работы в порядке очереди. После чего будет объявлено голосование! Не упустите свою возможность!
________________

Принято на данный момент: 28 хайку.

Принимаю только неопубликованные хайку!

ОТКРЫТ ПРИЁМ ТРЕТЬИХ ХАЙКУ ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   11.11.2024 00:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.