Потоцкий из города Трубнинска

 

 

4 октября 2024 года каменскому поэту Владимиру Потоцкому исполнилось 80 лет.  Это потом, после уезда Владимира Ивановича из нашего города, он прославится как киносценарист и автор детской народной песни «Ты да я, да мы с тобой», станет известен, как прозаик – в Каменске его знали исключительно поэтом. Здесь он написал первое стихотворение, здесь в редакции газеты «Каменский рабочий», в которой работал его отец, посещал занятия Николая Яковлевича Мережникова в городском литературном объединении, получив базу знаний и навыков для своей будущей профессии литератора.

 Нейросеть даёт нам такие сведения об юбиляре: 
«Владимир Иванович Потоцкий — киносценарист, прозаик, поэт.  Родился 4 октября 1944 года в Каменске-Уральском Свердловской области.

В 1970 году окончил ВГИК. Три года работал редактором на Свердловской киностудии. Член Союза писателей России. Проживает в Калуге.
Автор повсеместно известной детской песни «Ты да я да мы с тобой» (песня из фильма «Тихие троечники»)»

 Более развёрнутые сведения можно почерпнуть на каменском сайте городского литературного клуба «Феникс». В частности, там опубликована автобиография В.И.Потоцкого (см. в приложении), из которой мы узнаём о его белорусских «корнях»  (дед Владимира Ивановича по отцу Никифор Иванович - крестьянин из маленькой белорусской деревушки Волька  «в Первую мировую войну служил в кавалерии, где-то году в 18-м неведомо как очутился на Урале — и здесь и женился на моей будущей бабушке, Наталье Поздеевой, и участвовал в ликвидации кулацких банд и в организации колхозов, и снимал колокола с окрестных церквей, — словом, активно утверждал новую и, как ему думалось, лучшую жизнь для детей своих и для внуков»  Впоследствии внуку Никифора  Ивановича представится возможность посетить родину предков во время работы над фильмом «Тихие троечники» на студии «Беларусьфильм»).

Также из автобиографии мы узнаём о жизни будущего киносценариста в нашем городе, о работе на Синарском трубном заводе, службе в армии, первых поэтических опытах: «Детство, отрочество, юность протекали, в общем, обычно. Учился, работал на Трубном заводе, в 63-м году ушел в армию. К двум своим специальностям (токарь, слесарь) в армии прибавил еще две (электро- и радиомеханик). Впрочем, о специальностях — это, конечно, не всерьез. Можно ли освоить профессию — за год, за два, даже и за пять?! Хотя технические знания, пускай и не очень глубокие, в дальнейшем мне не раз пригождались, и не для того только, чтобы чинить утюги.
 
  Первый свой стихотворный опус написал я лет в шесть или в семь и до сих пор его помню:

                Несут знамена алые, солнцем опалимые,
                работники удалые, в труде неутомимые!»

За первыми творческими шагами пришли занятия в городском литературном объединении:

«В милом том возрасте о писательстве я не помышлял — это уж позже началось, после школы, когда я вдруг передумал поступать в институт физкультуры (хотя в ту пору чемпионствовал в беге на средние дистанции), вдруг запойно стал рифмовать и отважился принести свои опыты в литобъединение при газете «Каменский рабочий»

 Владимир Иванович очень тепло отзывается о времени, проведённом в городском лито, высоко оценивает качество занятий Николая Яковлевича Мережникова и уровень его учеников: «Литобъединением руководил тогда поэт Николай Мережников. Объединение было крепкое — пятеро или шестеро из нас в дальнейшем окончили Литинститут, четверо, и я в том числе, стали членами Союза писателей (а ведь Каменск — городок небольшой, только на крупно¬масштабные карты наносится)»

Далее – армия, поступление на сценарное отделение Всесоюзного государственного института кинематографии:
 
  «Во ВГИКе в те времена высшее образование можно было получить в рекордные сроки — за три года и десять месяцев, — это меня и подкупило, когда решал, в какой ВУЗ идти. Где-то на третьем курсе киностудия им. Горького уже заключила со мной договор, выдала первый аванс — и началась для меня жизнь киношная…»
 
Но «малая родина» - Каменск, Свердловск, как тогда величали столицу Урала, не отпускали начинающего кинематографиста: 
  «В 1970 году с женою и дочерью вернулся на Урал, потом, не дождавшись квартиры, уволился, купил полдома на Уктусских горах. Там и жил, зарабатывая на жизнь сценариями, а в спокойные часы занимаясь прозой. Там и сын у меня родился — событие, для мужчины серьезное, может быть, главнейшее в жизни»

Автобиографические записки Владимира Ивановича обнаруживают очень требовательное, честное  отношение автора к себе, к своему творчеству, профессии (впрочем, качество, свойственное многим творческим личностям) Про свою деятельность в кинематографе, новую для себя среду "обитования" довольно успешный советский киносценарист говорит жёстко и бескомпромиссно:  «…жизнь киношная, как и все прочие, имеет свои плюсы и минусы и один, сугубо кинематографический, специфический то есть, порок: приучает к поверхностному мышлению»

Не менее строг Владимир Иванович и к собственному творчеству: «В 62-м, я начал бойко печататься — в газетах, потом в уральских журналах, а после, в армейские годы, — в сибирской и Каракалпакской прессе (служил я вначале в Красноярске, а последние два года в Средней Азии). Книжка уже намечалась, когда вдруг осознал — не поэт. Момент был, помню, тяжелый, но все-таки рифмовать прекратил.
  Во ВГИК поступал уже с единственным намерением — прозу писать и только прозу»

Далее судьба увела каменского автора в другие города и веси, но родной город навсегда остался в его сердце, в душе, в произведениях. Сделав Каменск одним из своих «персонажей», вывел его под именем Трубнинска (по названию Синарского трубного завода и рабочего района, в котором проживала семья Владимира Ивановича на улице Московской) в киносценарии фильма «Потрясающий Берендеев», в романах «… и сдвину светильник твой», «Круглый дом» (роман-архив), «Птеродактиль» (под именем Старого Каменска), «Догадка» и «Догадка-2», в киносценариях «Этюд о металле», (1971), «Нужная профессия» (1972), «Клад» (1975), «Охотники за иконами», «Завод» (без маркировки, но с упоминанием КУМЗа, алюминиевого завода, СМУ-16), «Приличная жизнь», повести «Бегун» (упоминается газета «Трубнинский рабочий», кинотеатр имени Климова (Кирова?), в котором идёт арабский фильм «Чёрные очки»), рассказах «Маленький паровоз», «Брюхо земли» (упоминается Клуб имени Климова, , стоявший в берёзовом парке, швейная фабрика № 2)…

Первое время посещал «родной Трубнинск» довольно часто.  По собственному утверждению – в последний раз «в Каменске был "недавно" - в 2009 году».  Тем не менее, на литературной карте страны с лёгкой руки Владимира Потоцкого появилась ещё одна «георгафическая» точка под топонимическим псевдонимом – Трубнинск, наряду с пастернаковским городом Юрятиным  (Пермь), Столенградом-Москвой Михаила Успенского, булгаковским Богдановичем с именами Обидино и Оверино, крапивинским Верхне-Тальском (Верхняя Тура), «другим» Каменском-Уральским – городом Белогорском Анатолия Алексина, Краснотурьинском-Краснохолмском, Туринском-Репейском, Алапаевском-Первозаводском  того же Владислава Крапивина, Далматово-Прокопьево Мамина –Сибиряка и других…

Но как часто бывает в жизни, сам Владимир Иванович Потоцкий в историю российской культуры войдёт (и уже вошёл) не как певец «заводских окраин города Трубнинска», не в роли киносценариста – одного из создателей известных детских советских фильмов, а в качестве автора текста незатейливой детской песенки о дружбе («Ты да я, да мы с тобой») на мелодию белорусского композитора Валерия Иванова - самой знаменитой и известной "каменской» песни, написанной в 1980 г. для кинофильма "Тихие троечники" (киностудия "Беларусьфильм", режиссёр Вячеслав Никифоров, первая исполнительница песни - Ирина Шахнович)

Владимир  Потоцкий был сценаристом этого фильма. Композитором пригласили Валерия Иванова, писавшего до этого симфонии и пьесы для оркестра. По заказу режиссёра Вячеслава Никифорова Валерий Кириллович пошёл на творческий эксперимент. Им была написана трогательная эстрадная мелодия, на которую  Владимир Иванович и написал ныне всем известный текст. И песню запели в пионерлагерях, на школьных вечерах, в стройотрядах, на улице, во дворах под гитару.

Сейчас уже мало кто знает авторов песни, она зачастую воспринимается, как народная. Иногда авторство песни ошибочно приписывается композитору Владимиру Шаинскому, поэтам Михаилу Матусовскому и Михаилу Пляцковскому, барду Александру Суханову.

 И поют её не только дети, но и взрослые, которые помнят её со времён своего детства, помнят и ценят. Тольяттинский бард Юрий Лившиц, например,  считает песню на стихи Владимира Потоцкого "квинтэссенцией русской жизни" 
 
В разные годы песню "Ты да я да мы с тобой" исполняли ВИА "Верасы", Сергей и Татьяна Никитины, бард Елена Фролова, эстрадный исполнитель Денис Майданов с дочерью Владой, рок-музыкант Сергей Галанин и группа "СерьГа",  братья Лапенковы  (группы "Бабье лето", "Боботов кук", "Артель Роса"), Михаил Турецкий (Хор Турецкого) с дочерью Эммануэль,  Ситора и Гульнара Дали, Сергек Ооржак, Аня Зиганшина, Юлия и Игорь Гороховы  и другие.
 
В Каменске-Уральском, на родине автора текста, песня также была популярна все эти годы. Однако внимание на уральских "корнях"  никогда не акцентировалось: впервые под каменской маркировкой песня  прозвучала в середине «нулевых» годов на встрече каменских поэтов  с читателями г. Богдановича в музее Степана Щипачёва и с тех пор  является  неофициальный гимном литературного клуба "Феникс" г. Каменска-Уральского.

На Всероссийском совещании молодых писателей в Каменске-Уральском в 2011 году песня также несколько раз прозвучала, как произведение на стихи каменского поэта.

  Песню исполняют Дмитрий Кочетков, Сергей Симонов, Лариса Иванова (Баранникова), Владимир Чернигин, дуэт «Прямая трансляция»  (Татьяна Паюсова и Михаил Ачимов), Ирина Счастная и Наталья Шешукова, Марина Феоктистова с дочерью Авророй (до 2015 года – г. Николаев, Украина), ансамбли «Синтаксис», «неПРАВИЛЬНЫЕ пЧЕЛЫ» (с. Новоисетское Каменского района), ВИА ДНТ  (Сергей Симонов, Виктория ЗаКария, Татьяна Ишматова, Алексей Калистратов, Татьяна Петракова), ансамбль-агитбригада  «Надежда», Ксения Бушина (с. Сипавское Каменского района) и другие.

И так случилось, как часто случается в мире искусства, скромная незатейливая детская песенка вынесла на всероссийскую орбиту её авторов – белорусского композитора Валерия Иванова и нашего земляка Владимира Потоцкого, обессмертив своих создателей и навсегда вписав имя нашего города - «Каменска, отчеством Уральский»  -  в песенную историю страны.

Р. S. Впрочем, более подробный разговор об этом пойдёт в следующий раз: на будущий год  «Песне о дружбе» на стихи каменского поэта Владимира Потоцкого исполнится 45 лет и у нас появляется примечательный повод познакомиться с «биографией», а также историей рождения замечательной песни!

 на фото: каменские поэты (слева - направо) стоят Владимир Потоцкий, Алексей Сиголаев, Юрий Каплунов, сидят Виктор Белоусов, Алла Грянкина, Николай Мережников (1962 год)

Приложение:

Текст песни:

Владимир Потоцкий.

Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.

Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдём, потом махнём на Марс.
Может у оранжевой речки,
Там уже грустят человечки,
Оттого, что слишком долго нету нас.
Может у оранжевой речки,
Там уже грустят человечки,
Оттого, что слишком долго нету нас.

Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит никто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба с нами остаётся навсегда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба с нами остаётся навсегда.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой…

  Автобиография.

  По глубочайшему моему убеждению биография человека начинается задолго до того, как он родился и впервые прокричал о себе в этом мире. Называйте это наследственностью, генами, или как вам угодно, но никуда вы не денетесь от этого — сотни и тысячи предков, которые во тьме времен сгинули, которых вы и в глаза-то не видели, ежесекундно влияют на ваши мыс¬ли и поступки, следовательно, и на жизнь, и — вместе с вами, конечно, — вычерчивают прихотливую линию, именуемую вашей судьбой... Ближайший, кого еще помню отчетливо, — дед мой по отцу, Никифор Иванович, крестьянин белорусской деревеньки Волька, в Первую мировую войну служил в кавалерии, где-то году в 18-м неведомо как очутился на Урале — и здесь и женился на моей будущей бабушке, Наталье Поздеевой, и участвовал в ликвидации кулацких банд и в организации колхозов, и снимал колокола с окрестных церквей, — словом, активно утверждал новую и, как ему думалось, лучшую жизнь для детей своих и для внуков, т.е. и персонально для меня.
  Детство, отрочество, юность протекали, в общем, обычно. Учился, работал на Трубном заводе, в 63-м году ушел в армию. К двум своим специальностям (токарь, слесарь) в армии прибавил еще две (электро- и радиомеханик). Впрочем, о специальностях — это, конечно, не всерьез. Можно ли освоить профессию — за год, за два, даже и за пять?! Хотя технические знания, пускай и не очень глубокие, в дальнейшем мне не раз пригождались, и не для того только, чтобы чинить утюги.
  Первый свой стихотворный опус написал я лет в шесть или в семь и до сих пор его помню:
                Несут знамена алые, солнцем опалимые,
                работники удалые, в труде неутомимые!
  Комментарии, как говорится, излишни.
  Впрочем, в милом том возрасте о писательстве я не помышлял — это уж позже началось, после школы, когда я вдруг передумал поступать в институт физкультуры (хотя в ту пору чемпионствовал в беге на средние дистанции), вдруг запойно стал рифмовать и отважился принести свои опыты в литобъединение при газете «Каменский рабочий».
  Литобъединением руководил тогда поэт Николай Мережников. Объединение было крепкое — пятеро или шестеро из нас в дальнейшем окончили Литинститут, четверо, и я в том числе, стали членами Союза писателей (а ведь Каменск — городок небольшой, только на крупно¬масштабные карты наносится).
  Тогда, в 62-м, я и начал бойко печататься — в газетах, потом в уральских журналах, а после, в армейские годы, — в сибирской и Каракалпакской прессе (служил я вначале в Красноярске, а последние два года в Средней Азии). Книжка уже намечалась, когда вдруг осознал — не поэт. Момент был, помню, тяжелый, но все-таки рифмовать прекратил.
  Во ВГИК поступал уже с единственным намерением — прозу писать и только прозу.
  Во ВГИКе в те времена высшее образование можно было получить в рекордные сроки — за три года и десять месяцев, — это меня и подкупило, когда решал, в какой ВУЗ идти. Где-то на третьем курсе киностудия им. Горького уже заключила со мной договор, выдала первый аванс — и началась для меня жизнь киношная, которая, как и все прочие, имеет свои плюсы и минусы и один, сугубо кинематографический, специфический то есть, порок: приучает к поверхностному мышлению.
  В 1970 году с женою и дочерью вернулся на Урал, потом, не дождавшись квартиры, уволился, купил полдома на Уктусских горах. Там и жил, зарабатывая на жизнь сценариями, а в спокойные часы занимаясь прозой. Там и сын у меня родился — событие, для мужчины серьезное, может быть, главнейшее в жизни.
  К настоящему моменту по моим сценариям снято несколько документальных и художественных фильмов. Удалось издать и четыре книжки... А вот когда выйдет пятая, и выйдет ли вообще — убей, не знаю.
  Нынче и на студиях, и в издательствах нашего брата, некоммерческого писателя, не шибко жалуют. Нынче царствует Его Великорожество Бизнес, и, сидя перед телевизором или слушая радио, порой уже и не знаешь, где ж ты, бедолага, живешь — то ли в Америке, то ли в Израиле... Уголовники зачислены в национальную элиту, деятели науки и искусства подбирают окурки за интердевочками или кусочничают у предпринимательского стола. Зрелище, что ни говорите, тошнотворное. Видимо, придется признать, что я человек устаревших взглядов. Видимо, мне уже не вписаться в эту систему, не включиться в этот сегодняшний сатанинский ритм, в эту жизнь, в стиле «рок»... Не знаю. Во всяком случае — не пробую.
  Мне уж под шестьдесят, я уже успел за сознательную жизнь свою накопить немало грехов — и увеличивать их количество впредь не намерен.
Я еще что-то пишу, но на публикацию уже не рассчитываю, ибо вполне понимаю: народу, с ворчливой покорностью, а то и с разудалыми песнями идущему в рабство, литература-то уж точно ни к чему! Да и Бог с ней, с литературой, тут сама жизнь на грани...
  Обескровленные и полузатоптанные за семь десятилетий стального социализма, мы теперь катим в капиталистический «рай», хотя уж давно доказано, что капитализм экологически обречен, что он истощает и погубляет планету. И все, на что Россия может рассчитывать при нынешних наших «реформах» — стать последним жирным куском, который заглотит так называемое "мировое сообщество". Заглотит да тут же и издохнет. Веселенькая, словом, перспектива.
  И хотя рука моя тянется к незримой шашке (дедовы гены сказываются), или к автомату Калашникова (тоже, увы, незримому), я все еще что-то пишу... Пишу не без тайной надежды, что дети мои и внуки когда-нибудь прочитают мои писания внимательно и, может быть, сделают какие-то выводы, может быть, отыщут какую-то мысль — с тем, что¬бы дальше вычерчивать линию, которая начиналась задолго до нас.
Дай-то им Бог! Дай Бог...

               
Источник: "Писатели Калужской области", биографический и библиографический справочник. "Золотая аллея", 2004 г.

Библиография:
сайт "Кино-Театр", Владимир Потоцкий, русские сценаристы: http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/47534/bio
Сайт «Кинопоиск», Владимир Потоцкий:
Сайт литературного клуба «Феникс» (Фенипедия): http://litclub-phoenix.ru/stuff/28-1-0-103?lvlnJh

Новости Белоруси.  Валерию Иванову - автору композиции "Ты да я, да мы с тобой" - 65!" 04. 01. 2013 г.     .     http://ont.by/news/our_news/0082859
Песня "Ты да я да мы с тобой" в исполнении ведущих - Ларисы Баранниковой и Дмитрия Кочеткова  на Юбилейном вечере литературного клуба "Феникс": http://litclub-phoenix.ru/stuff/31-1-0-171


Рецензии