Отзыв о поэтической книге Е. Рулёвой

                «Небо в чашечке цветка»
В 2024 году в великолепном издательстве «Образ» вышла книга Е. Рулёвой « Жасминовый снег». Читателя привлекает название произведения, в котором есть редкий эпитет. Сразу задаёшься вопросом о том, какую идею оно несёт. Тайну приоткрывает предисловие доктора филологических наук Сергея Васильева « Оксюморонный образ удачно связывает лето… и зиму. В Китае жасмин символизирует женственность, а в христианской культуре — Деву Марию». В стихотворении с одноименным названием « жасминовый снег» становится символом теплой чистой красоты, которая быстро исчезает. В самом этом произведении диалектически соединяется стабильное, (старый дом, переживший много смен года) и изменчивое(время цветения, радости, тепла). Оказывается, даже эпитет может нести глубокий философский смысл. Три части книги представляют этапы человеческой жизни: созерцание и постижение мира, деятельность, открытие постижение Бога и любовь к нему.
В цикле « Танцующие блики» передан восторг перед всегда новой и живой природой. Поэтесса хочет подарить вечность мгновенному, быстро исчезающему, по- новому подтвердить слова Ф. И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Здесь обращают на себя внимание олицетворения, которые как раз и выполняют эту задачу: « осень песню свою затянула», «седовласая туча всплакнула», берёза рассказала липе « о своей безответной любви», вяз призывает деревья не роптать на свою долю, калина произносит философскую речь о том, что для каждой вещи и времени есть своё место под солнцем. Оживающая природа в стихах Е. Рулёвой создаёт особую атмосферу. Кажется, что поэтесса, как неземное создание, знает язык природы, понимает, о чём говорят травы, цветы, деревья. Лирическая героиня обращается к лету с упрёком, говоря: «Как же, лето, ты проходишь быстро!» Она просит ветер: « Ты качай гамак мой, ветер-друг!» Времена года у Елены Рулёвой, как в сказке, оживают: осень прогуливается по бульвару, преображая его в бальную залу, томно плывёт ноябрь, ветер пытается пробиться в души людские с криком «услышьте же меня», «летает, словно ищет кого-то». Первая часть поэтической книги заканчивается стихотворением «Пион», в котором роскошный цветок беседует с поэтессой о бренности жизни цветка и человека,подчиняющихся одному и тому же закону природы и утешением, звучащим из уст пиона: «Есть слава вечная за бездною могил!» Как и в первом стихотворении книги «Жасминовый снег», здесь видна диалектика вечного и преходящего.
Второй цикл « Васильковый венок» представляет нам картины « ярких образов светлого детства». В стихотворении « Рождение стихов» творчество —  тайное действо, волшебство, для которого есть особые часы, когда мир засыпает и ничто не тревожит поэта. Здесь появляются удивительные метафоры: «детство летает легкокрылою ласточкой после грибного дождя», «жизнь — это сад», «костюмов маскарадных марафон».
Поэтессу волнует  судьба Родины. Обращаясь к ангелу славы, она пишет: « Не дай величию державы угаснуть —  всем смертям назло!» В стихотворении « Старые дневники» за страницами воспоминаний дедушки оживают годы Великой Отечественной войны, образ родного человека «с  хлебной карточкой в руках». Похвально, что в книге отражены преемственность поколений, интерес к реальной прошлой жизни своих родственников, истории страны. Продолжается здесь и тема быстро текущего времени: в стихотворении « Старший сын» поэтесса пишет:
Фотографии в детском альбоме
Я  смотрю, умиляясь душой.
Будто только вчера —  ты в роддоме…
А сегодня —  отец молодой! 
Эти строки могут повторить все родители, удачно вырастившие свои детей, да и все люди, бывшие детьми, а потом ставшими родителями. Так личное становится общественно важным, так стихи находят отклик в сердцах читателей.
Иногда поэтесса даёт портреты родных крупным планом, особенно выделяя какую-либо часть облика. В стихотворении « Бал», посвящённом дочери Стефании, она пишет:
Глаза, пленительно лучась,
Мне улыбаются приветно.
В произведении «Прабабушка Вера» звучит живая речь женщины-загадки, от которой веет теплом, лаской, заботой, от этого героиня произведения предстаёт перед нами словно живая.
Третья часть книги имеет метафорическое название « Небесное письмо». Она посвящена религии. В стихотворении « Жив Господь» видна живая горячая вера в милосердие Творца, его готовность помочь верующему человеку. В стихотворении «К тебе» звучит беседа с Богом, признание ему в горячей любви, в произведении «Пасха» создан зримый образ победы над смертью:
Всех сил мощнее сила воскресенья,
Многопудовый камень отвалив,
Попрала смерть, расторгнув узы тления,
Конец господству ада положив.
Возможно, здесь на месте одной запятой лучше было бы поставить двоеточие, а вместо слова «воскресения» уместнее, на мой взгляд, поставить лексему « воскрешения». Но само стихотворение прекрасное: оно замечательно раскрывает смысл праздника Пасхи, изображает Бога как любящего и любимого Творца. Трогает произведение « О блудном сыне», в котором поэтесса перевоплощается в покинутого отца и мысленно беседует с ушедшим искать своё счастье самонадеянным взрослым ребёнком. В стихотворении «Жена Лота» снова перевоплощение. Лирическая героиня представляет себя женщиной, превратившейся в столб соляной, что говорит о глубоком личном восприятии библейского текста. С точки зрения художественности, —  это интересный литературный приём, а с позиций экстрасенсорики —  достаточно опасный для человека текст. С интересом читается «Притча о Лазаре», в которой Бог предстаёт строгим, но справедливым, способным сурово наказать. В стихотворении «Десять прокажённых» художественно раскрывается  тема благодарности. Известно, что Господь исцелил 10 прокажённых, но лишь один сказал ему спасибо. Этот один, по-настоящему достойный исцеления, и изображается поэтессой. В произведени « Кредо» мы видим прекрасные намерения Е. Рулёвой быть плодоносной, бальзамом, исцеляющим души, путеводной звездой, небесным письмом. Они говорят о победе любви к людям и к миру над эгоизмом, что очень важно в наше время. Интересно, что  всё произведение построено на приеме антитезы. В каждой строке присутствует контраст: плодоносная лоза — засыхающая ветка, полноводная река — пересохший колодец, целительный бальзам — наджак, яркий светильник — чадящая коптилка, путеводная звезда — мгла, сбивающая с дороги прохожих, небесное письмо — дешёвый бульварный роман.  Поэтесса мастерски владеет  художественным стилем. Заканчивается книга стихотворением «Слово». В нем звучат идеи таинственности человеческой речи, её больших возможностей и новая грань христианского изречения « в начале было слово»:
Но глубинную основу
Сердце мне напомнит вновь,
Что в начале было слово
С нежным именем —  любовь.
Действительно, всё в земной жизни начинается с любви и держится на этом важном чувстве, и, наверное, поэт приходит в мир, чтобы напомнить людям о главнейших законах бытия, Боге, показать и прославить красоту и гармонию мира.   С этими задачами отлично справилась поэтесса Елена Рулёва. Надеюсь, что её замечательная книга найдёт своих поклонников.
Ирина Лесная-Иванова, кандидат философских наук, доцент, член МГО СПР России. 
 
Получила вариант публикации данной рецензии в альманахе "Спутник +"№ 4 2024 с корректурой И. Сидорова. Срочно ищу другие журналы,в которых можно бесплатно опубликовать данную рецензию и при этом дать автору сначала вычитать высланный макет.Одно из усдовий публикации --- объём номера не менее ста страниц, количество авторов, не три (!!!!), а не менее десяти. Главными претензиямий являются пропуск моих регалий в конце текста и отсутствие кавычек в заголовке. Текст высылался с кавычками в заголовке, поскольку " Небо в чашечке цветка"---это известная всем людям с высшим образованием фраза Бодлера. Оптравленное в редакцию письмо с кавычками в заголовке сохранено в моей почте в разделе " Отправленные".


Рецензии