А в комнате опального поэта дежурят страх и муза в
ДЕЖУРЯТ СТРАХ И МУЗА В СВОЙ ЧЕРЁД
Мне не надо пропуска ночного ,
Часовых я не боюсь .
За блаженное , бессмысленное слово
Я в ночи советской помолюсь .
О Мандельштам
Узнала я , как опадают лица ,
Как из - под век выглядывает страх .
А. Ахматова
И. Одоевцева - Да , я , действительно , (...) многого не понимала в нём .
Не понимала , например его страха перед милиционерами и матросами - особенно
перед матросами в кожаных куртках ,- какого - то исступлённого мистического
страха
( ...) увидев шагавших куда - то матросов или стоящего на углу милиционера,
Мандельштам весь съёживался , стараясь спрятаться за меня или даже юркнуть в
подворотню , пока не скроется проходящий отряд матросов.
Г. Иванов - Есть много видов страха - от священного трепета перед божеством
до дрожи отвращения при виде паука .Мандельштам был подлинным гроссмейстером
страха от брезгливого "устриц боялся" до ужаса перед хаосом.
***
Говорят ,он был тревожен ,
К страху странно расположен
Без особенных причин
И боялся быть один .
Был ли это страх лишь личный ,
Непонятный , нелогичный ,
Иль предчувствие беды ,
Общей той , что всю Россию
Скоро страхом затопила
И на долгие годины
Её облик исказила ,
В психологию потомков
Фермент ужаса внедрив.
М. Л.
***
Просторный кабинет . Отдёрнуты гардины .
До края , лейтенант , армянского налей.
Я список лагерей прочёл до середины ,
Вот он идёт за списком кораблей .
Краслаг и Чердыньлаг , Особый Соловецкий ,
Вятлаг и Дубровлаг , Свирьлаг ,Сиблаг ,Дальлаг .
Норильский , Озерлаг , Таёжный женский , детский,
Сыпняк . Барак . Собак . Архипелаг Кулак.
Да выпей сам , сынок . Заешь хотя бы сушкой ,
Посыпался народ ввиду особых мер.
Прими их , лейтенант , - Дефо , Сервантес , Пушкин .
Записывай , сынок ,- Катулл , Рублёв , Гомер .
В. Жук
Реквием
Вступление
Это было , когда улыбался
Только мёртвый спокойствию рад .
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда обезумев от муки ,
Шли уже осужденных полки ,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки .
Звёзды смерти стояли над нами,
И невинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных марусь.
А . Ахматова
- Тот , кто называл себя мастером ,работал , а она , запустив в волосы
тонкие с остро отточенными ногтями пальцы , перечитывала написанное (...)
Она сулила славу , она подгоняла его (...)
И наконец , настал час , когда пришлось покинуть приют и выйти в жизнь.
(...) Статьи не прекращались . Над первыми из них я смеялся . Второй стадией
была стадия удивления . А затем , представьте себе , наступила третья стадия -
страха . Нет , не страха этих статей , поймите , а страха перед другими ,
совершенно не относящимися к ним или к роману вещам . Так , например , я стал
бояться темноты. Словом , наступила стадия психического заболевания.
М . Булгаков
Нет ,не спрятаться мне от великой муры
За извозчичью спину - Москву -
Я трамвайная вишенка страшной поры
И не знаю - зачем я живу .
О . Мандельштам. 1931.
***
Это Осип Эмильевич шепнул мне во сне ,
а услышалось наяву
- Я трамвайная вишенка ,- он мне сказал ,
прозревая воочью иные миры , -
я трамвайная вишенка страшной поры
и не знаю , зачем я живу .
Это Осип Эмильевич шепнул мне во сне ,
но слова эти так и остались во мне ,
будто я , будто я , а не он ,
будто сам я сказал о себе и о нём -
мы трамвайные вишенки страшных времён
и не знаем , зачем мы живём .
Гумилёвский трамвай шёл над тёмной рекой ,
заблудившийся в красном дыму ,
и Цветаева белой прозрачной рукой
вслед прощально махнула ему.
И Ахматова вдоль царскосельских колонн
проплыла , повторяя , как древний канон ,
на высоком наречье своём
- Мы трамвайные вишенки страшных времён .
Мы не знаем , зачем мы живём .
О российская муза , наш гордый Парнас ,
тень тюремных решёток издревле на вас
и на каждой нелживой строке.
А трамвайные вишенки русских стихов ,
как бубенчики в поле под свист ямщиков ,
посреди бесконечных российских снегов
всё звенят и звенят вдалеке .
Ю . Левитанский
Г. Иванов - Несмотря на страх , Мандельштам играл с опасностями , как
ребёнок играет с огнём или как малыш лезет в драку с обидевшими его большими
оболтусами.
Вэрывное безрассудство Мандельштама вошло в поговорку .В 1918 году он
выхватил из рук Якова Блюмкина список заложников , подлежащих расстрелу ,порвал
его и сообщил о произволе Блюмкина Дзержинскому , он обозвал товарищеский суд ,
устроенный Союзом писателей , мартышкиным судом ,и публично закатил пощёчину А.
Толстому , председательствующему на этом суде.
***
Мы живём , под собою не чуя страны ,
Наши речи за десять шагов не слышны ,
А где хватит на полразговорца ,
Там припомнят кремлёвского горца .
Его толстые пальцы , как черви жирны ,
И слова , как пудовые гири ,верны ,
Тараканьи смеются щглазища
И сияют его голенища .
А вокруг него сброд тонкошеих вождей ,
Он играет услугами полулюдей .
Кто свистит , кто мяучит , кто хнычет .
Как подкову , дарит за указом указ -
Что ни казнь у него , то - малина
И широкая грудь осетина .
О . Мандельштам .1933
Телефонный разговор
Пастернака со Сталиным
Мы друга в беде не бросим ,
И ты за него борись .
Вот так ! - говорил Иосиф .
Да , но ... - возразил Борис .
Живот положить за друга
Прекрасней поступка нет .
А участь живого трупа ...
;Да , но ... - возразил поэт , -
Товарищ , скорей , по цеху ,
А это не то , что друг.
Испуг , - отвечал со смехом
Диктатор , - всегда испуг !
;Да , но ... от событий грозных
Тень ляжет на вас со мной .
Нам надо пока не поздно ,
Про вечность ... - Гудки , отбой .
Диктатор при этом слове
Почувствовал вдруг озноб
И свой увидал в сосновых
Венках и знамёнах гроб .
Себя ощутил как камень,
Летящий стремглав. Да , но
Летящий стремглав веками,
Всё падающий на дно .
А . Тимофеевский
***
За гремучую доблесть грядущих веков ,
За высокое племя людей -
Я лишился и чаши на пире отцов
И веселья и чести своей .
Мне на плечи кидается век - волкодав,
Но не волк я по крови своей.
О . Мандельштам
- Бывают эпохи , которые говорят , что им нет дела до человека , что его
нужно использовать , как кирпич , как цемент , что из него нужно строить , а
не для него . Социальная архитектура измеряется масштабом человека . Иногда она
становится враждебной человеку и питает своё величие его унижением и
ничтожеством. О. Мандельштам "Гу манизм и современность."
- Родная , светлая , друг мой единственный ! Может , и не нужно было писать
тебе о том положении и настроении,в каком я теперь всегда нахожусь . В конце
концов дело не в страданиях и лишениях . Что же я был бы за философ , если бы
жаловался тебе только на страдния и лишения ? Не об этом жалоба . Самое
важное - то , что погибли и гибнут объективные ценности жизни , религии ,
любви , что силы ума и сердца гибнут без лучей любви и дружбы , опусташается
душа и привыкает к тьме , распинаясь муками уныния и отчаяния.
Из письма жене А. Ф. Лосева , находившегося в ссылке
***
Мы с тобой на кухне посидим.
О. Мандельштам
Вижу крашеные доски ,
В коридоре тусклый свет ,
Вижу кухонный московский
Коммунальный табурет .
Как назвать эпоху эту
Высшей милостью своей
Разрешающей поэту
Примоститься у дверей .
Взял бы я тебя оттуда,
Посадил на пароход,
Чтобы плавал ты , покуда
Эта темень не пройдёт.
Ну а так как всюды мины ,
Крики , слёзы , просят пить ,
И тебя на миг единый
Невозможно отпустить .-
Не Прованс любвеобильный ,
Не Баварские сады -
Ночи Англии стабильной
Я б хотел , чтоб выбрал ты .
Выбрал улочку получше
У шотландских диких скал,
Чтоб за жизнь твою без фальши
Я бояться перестал .
А взамен беды смертельной
И воронежских полян
Кресло в стиле Чиппендейла .
Затемнение . Туман.
А. Кушнер
Возвращение на Итаку
Памяти Мандельштама
... В квартире , где он жил , находился он ,Надежда Яковлевна и Анна
Андреевна Ахматова , которая приехала его навестить из Ленинграда . И вот
они сидели все вместе , пока длился обыск до утра , и пока шёл этот обыск ,
за стеною , тоже до утра , у соседа их , Кирсанова , ничего не знавшего об
обыске , запускали пластинки с модной в ту пору гавайской гитарой ...
И только и света ,
Что в звёздной колючей неправде.
А жизнь промелькнёт
Театрального капора пеной.
И некому молвить
Из табора улицы тёмной ...
О . Мандельштам
Всю ночь за стеной ворковала гитара ,
Сосед- прощалыга крутил юбилей,
А два понятых , словно два санитара ,
А два понятых , словно два санитара ,
Зевая , томились у чёрных дверей .
И жирные пальцы , с неспешной заботой ,
Кромешной своей занимались работой .
И две королевы глядели в молчаньи ,
Как пальцы копались в бумажном мочале .
Как жирно листали за книжкою книжку ,
А сам - то король - всё бочком , всё вприпрыжку .
Чтоб взглядом не выдать - не та ли страница ,
Чтоб рядом не видеть безглазые лица !
А пальцы искали крамолу , крамолу ...
А там за стеной всё гоняли Рамону :
Рамона ! Какой простор вокруг , взгляни .
Рамона ! И в целом мире мы одни.
... А жизнь промелькнёт
Театрального капора пеной ...
И глядя , как пальцы шуруют в обивке ,
Вольно ж тебе было , он думал , вольно!
Глотай своего якобинства опивки !
Глотай своего якобинства опивки !
Не уксус ещё , но уже не вино .
Щелкунчик - скворец , простофиля - Емеля ,
Зачем ты ввязался в чужое похмелье ? !
На что ты потратил свои золотые ? !
И скушно следили за ним понятые ...
А две королевы бездарно курили
И тоже казнили себя и корили -
За лень , за небрежный кивок на вокзале ,
За всё , что ему второпях не сказали .
А пальцы копались и рвалась бумага ...
И пел за стеной тенорок - бедолага :
Рамона ! Моя любовь , мои мечты .
Рамона ! Везде и всюду только ты ...
И только и света ,
Что в звёздной колючей неправде ...
По улице чёрной , за вороном чёрным ,
За этой каретой , где окна крестом ,
Я буду метаться в дозоре почётном,
Я буду метаться в дозоре почётном ,
Пока обессилев , не рухну пластом !
Но слово останется , слово осталось !
Не к слову , а к сердцу приходит усталость .
И хочешь , не хочешь - слезай с карусели .
И хочешь , не хочешь - конец одиссеи !
Но нас не помчат паруса на Итаку :
В наш век на Итаку везут по этапу.
Везут Одиссея в телячьем вагоне ,
Где только и счастья , что нету погони !
Где выпив ханки на потеху вагону ,
Блатарь - одессит распевает Рамону:
Рамона ! Ты слышишь ветра нежный зов ,
Рамона ! Ведь это песня любви без слов ...
И некому , некому ,
Некому молвить
Из табора улицы тёмной ...
А . Галич
***
Но засел мой великий читатель ,
Унеся мою славу в склеп ,-
И брожу я, подобный цитате
Из кровавой Книги Судеб .
Год прошёл и другой и третий.
Я взываю , а отзыва нет .
Воспалённее всех трагедий
Пустоту зовущий поэт .
Прохожу через галочный рынок ,
Но уже не вернуться домой
Ты , как древний закон в руинах . -
О , казнённый читатель мой .
Среди новых стою поселений ,
Балалаёка с притопом и свист .
Сколько нужно ещё поколений ,
Чтоб созрел читатель - артист .
И . Сельвинский
Памяти О. Э. Мандельштама
(...) (...)
На кухне пахнет керосином ,
в сортире крысы делят пай .
Гремит посудным клавесином
московский коммунальный рай,
Как встарь , стоит на месте мебель,
но кисой ластится беда ,
И в час бессонницы на небе
горит масонская звезда.
И колокол - язык немеет ,
и под рубахой дремлет страх.
В угрюмом русле кровь мелеет ,
стекая с допетровских плах .
Цветут помёты и наросты
на кумачовых площадях ,
Растут горбатые помосты ,
котлы татарские чадят.
Не слышно городского трама -
дыра , во времени провал ,
Кривые брёвна катит Кама ,
и бьёт крылом седой Урал .
Пойдёшь налево - ногу сломишь ,
направо - выест очи дым .
И ворон каркает - Воронеж ,
и чёрный грач кричит - Чердынь...
И муза с чёрного перрона
швыряет лиру в пустоту.
Обезумевшая Горгона
с кошачьей головой во рту.
А. Беляев
Воронеж
О. М.
И город весь стоит оледенелый
Как под стеклом деревья , стены , снег .
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег .
А над Петром воронежским - вороны ,
Да тополя и свод , светло - зелёный ,
Размытый , мутный , в солнечной пыли ,
И Куликовской битвы веют склоны
Могучей , победительной земли .
И тополя , как сдвинутые чаши.
Над нами сразу зазвенят сильней.
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысяча гостей .
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Муза в свой черёд .
И ночь идёт ,
Которая не ведает рассвета.
А. Ахматова
***
Не спится ночью сумеречной ,
Холодной и сырой ,
Сейчас хотя бы рюмочку ,
И снова за перо .
Летит тропа чернильная
Бумагой меловой .
Лежит рука бессильная,
И слышен волчий вой .
Остались за закатами
Воронежские дни ...
Дороженькой накатанной
Вели его они
От домика Волошина
Сквозь лай и свист пурги ,
И вот с размаху брошен он
В объятия тайги .
Петраркины сонетушки
У зябкого костра,
На волю хочешь ? Нетушки ,
Такая , брат , пора .
Что ,Александр Герцевич ,
На улице темно ?
Брось , Александр Сердцевич ,
Чего там всё равно.
М. Сипер
Свидетельство о публикации №124102800438