Парадигма воплощенной любви. часть 3. грехопадение
(продолжение)
ЗМЕЙ
Закончив описание рая его характеристикой, что были они (люди) наги и не стыдились, Священное Писание подводит их (людей) к той самой развилки бытия, в которой им предстоит активно включиться в собственную судьбу. До сего момента Господь обустраивал жизнь на Земле, теперь власть над будущим сотворенного мира передана человеку, и первое, что он должен сделать, чтобы принять эту власть – пройти испытание, встретившись с существом, которое не приняло божественного устройства, для того чтобы это самое будущее не рухнуло в бездну за человеком, также как рухнула туда часть ангелов увлеченная, отпавшим Денницей. Встречей с ним у древа познания Доброго и лукавого (Денницы) и начинается новая глава в Библии и истории человека.
Змей был хитрее всех зверей полевых (ЦС: мудрейший всех зверей сущих на земли), которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт.3:1)
Оба варианта текста и масоретский и Церковнославянский дают превосходную характеристику змею: «хитрейший», «мудрейший», указывая на величие происходящего противостояния и на потенциальную способность человека противостоять любому самому искусному из созданных разумных тварей. Далее Священное Писание начинает описывать действия этого существа, направленные на реализацию им своей злобы в отношении всего божьего творения, вершиной коего является человек. Важным для нас представляется то, что этот процесс с его дьявольской стороны постоянен, непрерывен и направлен на каждого из нас. Поэтому Библия, подробно описывая его один раз в самом начале продолжает давать нам необходимые знания об устройстве этого мира. И если «в начале» (Быт.1:1) нас (людей) определили между Духом Божиим и бездной со способностью перемещаться по этой вертикали, то теперь мы встречаемся с силами, которые придают ускорение этому самому перемещению. Или, иными словами, если до этого мы говорили о духовной статике в понятиях потенциальных возможностей, типа образа и подобия, то с этой главы начинает развиваться раздел духовной динамики. Знание принципов действия силы, тянущей нас в бездну, позволит сопротивляться ее действию. Поэтому внимательно посмотрим на эти принципы.
Итак, заметим, первое, что жена не обращалась к змею, лукавый сам делает первый ход, свидетельствуя, что зло активно, действует самостоятельно и без всякого повода, поэтому и сопротивление ему требует постоянной готовности и непрерывности действия. Второе, он ставит под сомнение слова Божии подлинно ли сказал Бог?!, выдавая при этом свою богоборческую сущность, тем самым давая возможность быть распознанным в те моменты, когда нам предлагается сомнение в божественном. И наконец, Лукавый лукавит, переворачивая истину (дьявол от греч. ;;;;;;;; - «клеветник»): не ешьте ни от какого дерева в раю.
Напомним истинные слова Божии: и заповедал Господь Бог человеку (ЦС: Адаму), говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:16-17)
Таким образом действия сатаны и бесов в духовном мире, в котором так или иначе пребывает умная человеческая душа, характеризуются непрерывной активностью, порождением сомнения в Боге и ложными утверждениями, перемешанными с правдой, которые Ева услышала впервые, а мы воспринимаем их на протяжении всей жизни.
Своей явной неприкрытой ложью Сатана пытается вызывать человека на защиту Бога и Правды Его, тем самым заставляя его (человека) совершить ошибки, в этом и проявляется и мудрость, и хитрость змея одновременно. Ева первая, попадает в эту ловушку.
ОШИБКИ ЕВЫ
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. (Быт.3:2-3)
Первая ошибка. Бог не может нуждаться в защите, так как он Бог (Абсолют) и не может быть уязвлен ничем и никем, в защите от дьявола нуждается человек. Защитой от дьявола для человека может быть только Бог и заповеди его. То, что Ева заговорила с Дьяволом есть первая ее ошибка, Дьяволу было нужно вызвать ее на диалог, если бы она не стала с ним разговаривать, «прошла мимо» (евр. Пейсах, русск. Пасха) он был бы посрамлен, так как его мудрость не может быть использована вне диалога с ним. Дьяволу для «работы» с человеком нужен контакт, этот контакт невозможен в свете первого дня творения, который не соединяется с тьмой. Вспомним Евангелие от Иоанна о Сыне Божием: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:4-5). Ева, заговорив со змеем оказалась вне света и не обратилась к Богу - источнику этого света, таким образом она соприкоснулась со тьмой.
Вторая ошибка. Ева начала говорить о том, чего не знает. Бог давал заповедь Адаму, Ева не слышала заповедь от Бога, хотя, возможно и слышала ее от Адама. Змей это знал и сыграл на древнем чувстве, в данном случае женщины, быть причастной не к своему делу, к которому она причастна была только через Адама (мужчину). Бог определил некий порядок, иерархию, при котором существовал Рай, как благобытие. Иерархия есть установленный Богом порядок обмена, передачи благодати, позволяющий существам пребывать в истинной любви, осуществляя райское бытие. Ангельские чины находятся в иерархии. Вершиной иерархии является Бог, устанавливающий последовательность раздаяния божественного света (благодати) от одних чинов другим, в чем и проявляется первичное свойство любови даровать и принимать дары. Таким образом божественные дары пронизывают весь мир добровольным действием полюбовной воли свободных существ, сохраняющих выстроенную Богом иерархию. Непрерывная активность в получении и раздаче даров разумными существами возбуждает в них постоянное чувство пребывающей любви друг к другу и к Богу.
Нарушение иерархии, несогласие с ней, есть отрицание власти Бога и Его любви, которое, как следствие, нарушает «проводимость» даров от Бога и прекращает передачу Божественного света, возникает «запирание» света, другими словами, наступает тьма в точке отрицания любви в виде несогласия с иерархией. Сатана, спавший с неба сам был участником подобного восстания и погружения во тьму, как отказ от иерархии, путем претензии на высшее место, чем ему было определено. Фактически произошел отказ от получения света и поэтому сатана знал, каким образом через нарушение божественной иерархии между мужем и женой вывести жену из пребывания в свете, путем провокации ее вопросом «подлинно ли сказал Бог?» на нарушение выстроенной Богом иерархии между ней и мужем.
Таким образом ответом «сказал Бог» жена поддалась на провокацию лукавого и стала лукавить, прекратила в сердце своем признание за мужем, получателя заповеди и оказалась вне проводника божественной любви – мужа, через которого Бог посылал на нее благодать в виде откровения божественных заповедей. Пребывая во тьме, она совершает третью ошибку уже сама вторя лукавому, окончательно искажая Божию заповедь.
Третья ошибка. Ева, не слыша сама заповеди божией, перевирает ее суть и добавляя к ней собственные измышления: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». В ее интерпретации запретными оказываются плоды древа, которое посреди рая, а это как раз древо жизни, та цель к которой они с мужем должны были прийти, чтобы жить вечно. Но именно их в версии Евы Бог запретил есть, Ева поражена дьявольским безумием и более того непонятно зачем добавляет по мимо прочего, что и прикасаться к этим плодам тоже нельзя. Так совершилось завладение дьяволом сознания окончательно запутавшейся жены, и он переходит уже в прямую атаку на Бога, уже не ставя под сомнения Его слова, но прямо отрицая их, ибо во тьме, где нет света, наступает власть Сатаны:
И сказал змей жене: нет, не умрете (ЦС: не смертию умрете), но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (ЦС: доброе и лукавое). (Быт.3:4-5)
КАК БОГИ
Итак, произошел заместительный процесс, змей поставил своей задачей убрать Бога из жизни человека, как источник Жизни, Истины и Пути. Плоды древа Жизни жена сама назвала запретными, Истину Божию дьявол опроверг, сказав «не смертию умрете». Осталось подменить Путь к древу, что посреди Рая, которое было целью человека в Раю и было древом Жизни, менявшим человеческое бытие с существования в зависимости от условий жизни, на безусловное существование жизни в человеке.
Дьявол ставит перед женой новую цель фактически снова перевирая божию заповедь и спекулируя на природе человека, стремящейся осуществить в себе подобие Божие. Древо Жизни, плоды которого были целью и определяли Путь человека, лукавый подменяет на древо познания, мимо которого человеку просто надо было пройти, еще раз повторим это «пройти мимо» (евр. Пейсах), определяя его, древо познания, как возможность осуществить божественное подобие, что в версии змея звучит стать «как боги». При этом змей поясняет, что такое быть богами – это знать доброе и злое.
До этого момента Бог определял, что доброе, что злое, называя те или иные явления хорошими или не хорошими, создав в итоге мир, который хорош весьма (Быт.1:31). Теперь, дьявол предлагает Еве божию прерогативу самой определять, что хорошо, что плохо. И Ева принимает это предложение и сразу на практике осуществляет своё «божество»:
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела (Быт.3:6).
Таким образом мир поменялся, в мир вошло существо с божественным правом решать, что есть хорошо, что плохо, определять доброе и злое, то есть выстраивать иной мир, в котором все будет тоже хорошо весьма, но уже не по божьему, а значит перестроить созданное Богом на свой манер, осуществив предложение змея стать «как боги». И жена начинает видеть хорошее там, где ей хочется независимо от мнения Божия, то есть независимо от того, как это на самом деле сотворено. Первое что сделала Ева, это увидела, что древо, плоды которого Бог запретил вкушать, оно «хорошо для пищи». Так началось противостояние уже не дьявола с Богом, но человека с Богом, человек стал выполнять функцию дьявола на земле – противостоять Богу, дьявол добился своего создав из возлюбленнейшего Богом существа, оружие против любящего его Творца. Все что было хорошо весьма человек в порыве осуществления своей "божественности" изничтожил властью собственного выбора, т.е. дарованной ему Богом свободой. Человек даже не отдавал себе отчета, что сотворенный Богом мир покатился за человеком в бездну человеческого безумия. Так в самом начале этого мира дьявол достиг своей цели – мир перестал быть хорошим у него появился новый бог – человек.
Итак, резюмируем, что такое быть как боги или быть богопротивниками – это самим определять, что такое хорошо и что такое плохо, то есть иметь критерий хорошести не в Боге, а внутри самого себя и жить в соответствии с собственными установками и другим указывать на свое собственное мнение по поводу качества тех или иных предметов рассуждая на тему что есть добро, а что зло. Таким образом, «древо познания добра и зла» полностью оправдало свое название, вкусив его плоды, человек решил, что он теперь познает, что есть добро и зло, но лукавство состоит в том, что познание Истины, которое возможно только внутри самой Истины, то есть в Боге, было заменено определением собственного «вожделения» человека, то есть вне Истины. Исходя из этого поймем, что символическое «яблоко», которое съела Ева, до сих пор находится во рту у людей и мы продолжаем осуществлять дьявольское о нас смотрение – быть как боги, сами определяя в этой жизни от малых до больших дел, что есть хорошо, а что плохо и, поучая этому других, пытаясь расширить ореол своей божественности, отрицая за Богом право осуществить в нас Рай. Поэтому и дальнейшая история человечества, и нынешняя жизнь не есть сотворенный Богом хороший мир, но разрушенный человеком рай. При этом человек не имеет способности без Бога определить истинную хорошесть чего-либо и определяет ее лишь относительно себя самого и своих желаний как это сделала Ева. Человечество на долгие тысячелетия своей истории запуталось в ветвях «древа познания добра и зла», потеряв источник Истины и прекратив Путь к центру-цели древу Жизни.
Однако, в части недоступного человеку, мир остался в том самом хорошем первозданном состоянии, позволяющим ему не разрушиться, но осуществить божественный замысел. Это касается законов мироздания, свойств природы, заложенных Богом и неподвластных человеку. Поэтому красота и разумность этого мира продолжают свидетельствовать о Творце, а войны и распри, появившиеся на земле, стали свидетельством невозможности человеку не только построить, но и сохранить рай без Бога.
После того как Ева совершила онтологическую революцию космического масштаба позволив увидеть хорошим, то, что Бог хорошим не делал, наступила власть тьмы и человек перестал воспринимать реальность таковой какой она была на самом деле сотворена, то есть творение перевернуло сотворенный мир. В человеческой голове возник суррогат ощущений, оторванный от реальности, человек стал создавать ложную матрицу бытия, в которой желало пребывать его сознание, вырвавшееся из-под узды божественного водительства. Преображение развернулось в другую сторону, теперь не Бог и сотворенный Им мир преображал человека, но человек стал преображать сотворенный Богом мир.
Дух человека, который должен был «держаться» за Бога и управлять душевными силами, которые должны были подчинить себе тело, волею человека оторвался от Бога, произошел переворот (революция). Вот как об этом пишет В.Н.Лосский: "Пища для духа быть в Боге, жить Богом, душа должна питаться духом, тело жить душою - таково первоначальное устроение. Оторвавшись же от Бога, дух начинает жить за счет души (душевными ценностями); душа начинает жить жизнью тела (страстями); тело ищет пищу во вне - в бездушной материи, - убивает и само обретает смерть. Человеческий состав распадается."
Теперь Ева свободна как бог и может позволить себе творить то, что в прямом смысле душе угодно или как пишет Священное Писание – «вожделенно», да и телу тоже: и взяла плодов его и ела.
Сложность процесса грехопадения, которую змей разыгрывал с женою оборачивается катастрофически мгновенным падением для мужа:
и дала также мужу своему, и он ел (Быт.3:6).
Здесь нужно снова вспомнить на чем «играет» змей, что фундаментального он разрушает, чтобы погубить мир. Вспомним еще раз, змею мешает свет, пребывание человека во свете, который явился по Слову Божию, и который имеет свойство не смешиваться с тьмою, и который хорош, есть и защита, и благодать, и рай одновременно. В человеке как в свободном и разумном существе для полноты блаженства должна осуществляться любовь, которая твориться через жертву, о чем мы писали, во второй части в главе «Причина и цель творения». Такая свободная жертва происходит через принятие и раздачу даров, единственным источником которых является Бог. Чтобы в этой раздаче не было хаоса мир создан иерархично. Именно в иерархии одновременно осуществляется добровольная жертва в ограничении своей неограниченной воли и в возможности принимать и раздавать дары, что в случае божественных даров (энергий или света), изливающихся на мир, ведет к непрерывному состоянию блаженства. Напомним, что не отпавшие ангельские чины тогда и теперь уже вечно пребывают в состоянии передачи друг другу по иерархии сверху вниз божественных светов. И именно ангелы – являясь существами самого нижнего небесного чина назначены на окормление людей (ангелы-хранители и иные ангелы), осуществляя таким образом продолжение излияния божественной любви с нижней ступени небесного (умопостигаемого) мира на мир земной (чувственный).
В Раю на земле Господь продолжил это же устройство сотворив человеку помощницу для осуществления любви и завершения хорошего в истинном смысле бытия человека (не хорошо человеку быть одному). Причем иерархия между мужем и женой выстроенная была, как для двух равных существа плоть от плоти и кость от кости друг друга. И если Бог говорил заповедь Адаму, а не им обоим, то именно потому, чтобы и в этом они могли осуществить свою любовь – Адам к Еве в водительстве ее по полученной заповеди, а Ева осуществить любовь к Адаму в вождении им и таким образом пребывать в полном согласии друг с другом и с Богом.
«ЗА ТО, ЧТО ТЫ ПОСЛУШАЛСЯ ГОЛОСА ЖЕНЫ» (БЫТ.3:17)
Но вот Ева, вернувшись к Адаму, уже в другом измененном состоянии, будучи поражена тьмою собственного своеволия или как ей виделось «божественности» просто дает плод, сделавший ее «как бога» мужу. Действительно, она теперь ставит себя на место Бога, если раньше Бог давал Адаму, то теперь она стала как бог и ведет себя как бог, давая мужу, то есть она одновременно и раздаятельница благ, которые сама добыла и вершина иерархии, так как над ней больше нет авторитетов. Жена нарушила не столько иерархию, сколько подменила закон любви своей собственной версией. Заметим, что змей уже не участвует в совращении человека, теперь человек пораженный тьмой сам продолжает его дело на земле. Адам в этой ситуации выглядит не менее виновным. По какой-же причине, он не пребывает в Боге и был оторван от источника света, соединившись с тьмой еще более стремительно чем жена, согласившись безо всяких условий вкусить запрещенного Богом плода.
Ответ дается чуть позже, когда Бог будет выносить вердикт участникам этой райской драмы: «За то, что ты послушался голоса жены» (Быт.3:17). Итак, жена послушала голос змея, Адам услышал и послушал голос жены. Голос жены заглушил голос Бога в Адаме.
На эту тему есть рассуждение, что жена в этой паре была наиболее сложным объектом для совращения и поэтому дьявол взял ее лично на себя, потому что знал, что если падет женщина, то с мужем ему «возиться» не придется, он не устоит перед ее соблазном. Не зря змей был назван мудрейшим и хитрейшим, в этом и состоял его хитрый план, вначале связать сильнейшего, а остальное уже произойдет само. Догадывался мудрейший из всех зверей, что соврати он Адама и приди тот к жене с предложением совершить грех, возможно на этом весь план бы и рухнул, но муж жене отказать не смог. И по сей день можно наблюдать ту же картину в доказательство знания змеем природы полов и сегодня бесы пользуются тем же, что проделал Дьявол, в Эдеме.
Да и сам Господь в Евангелии от Луки говорит притчу:
«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк.11:21-22).
Не Ева ли тот сильный, который охранял дом, связал ее сатана взял оружие ее, на которое она надеялась, а у женщины много оружия в отношении мужа и похитил через это оружие все богатство дома их – Рай, Богом для них сотворенный. Итак, запомним, что как через жену проник грех в мир, так через нее же в мир придет и Спасение. Женщина есть первый и последний оплот человечества. Стоит женщина в правде и истине, хранит целомудрие и женскую природу – мир держится, дьявол не проходит в мир. Совратил бес жену, вошла она во тьму, оторвалась от Бога – муж пал мгновенно.
Жена пала, потому что увидела ложное, Адам совратился, потому что не увидел истинное. Кто не видит истинного, тот легко совращаем. Мало избегать лжи, нужно видеть Истину.
СТЕПЕНИ (СТУПЕНИ) РАЗВИТИЯ ГРЕХА
Как видим грех имеет в своем появлении, развитии и исполнении несколько ступеней или стадий, которые в образах и на практике описаны в самом начале Библии в книге Бытия, как некая бытийствующая сущность, фундаментально определяющая состояние мира. Впоследствии святые отцы выделили эти ступени следующим образом:
1-я ступень: «ПРИЛОГ» или «ПОМЫСЕЛ» - рождение в уме образа чего-то внешнего, инородного (обращение змея к Жене). Мы можем слышать или видеть что-то непотребное, либо в сознании промелькнёт мысль о непотребном. Грехом не является, чтобы от него избавиться нужно «пройти мимо» него, вспомнив, что это губитель, который пришел погубить душу.
2-я ступень: «СОЧЕТАНИЕ» - внимание к предлагаемому образу (Жена вступила в беседу со змеем). До этого ум должен был прогнать греховный помысл. Прогнать – не значит с ним бороться, ругаться с ним, тем самым уже попадая в собеседование или сочетание с ним. Только опытные подвижники могут безгрешно собеседовать с помыслом с целью избавления от него. Чтобы не сочетаться с греховным помыслом, - нужно просто гнушаться, ненавидеть его присутствие в себе, как скверну, как беса.
Сочетание — это состояние, когда мы уже можем думать о греховном и лелеять греховное. Здесь, хочется привести очень точные слова Иоанна Златоуста о том, что "Злые беседы растлевают добрые нравы".
3-я ступень: «СОСЛОЖЕНИЕ» - услаждение, приложение чувства сердца (Жена, повредившаяся духовным зрением после беседы с дьяволом «увидела», что древо «хорошо» для пищи. И САМА даёт оценку древу как ХОРОШЕМУ, но определять, что хорошо – это прерогатива Бога. Жена увидела то, чего нет.).
Это состояние, не на уровне чувств, не чувственная сладость, а духовная подмена. Оно совершается на самом высоком этаже нашего духовного устроения, когда человек буквально ставит себя на место Бога, самостью своей разрешая себе взаимодействие с незаконным, греховным. Так и мы сами иногда определяем для себя плохое как хорошее, создаём свой иллюзорный мир и повреждённым оком разума видим то, чего нет в мире реальном. То есть в грехе мы видим то, чего нет - страдает наше ментальное и духовное зрение, через которое мы искусились. В грехе происходит подмена понятий.
4-я ступень: «ПЛЕНЕНИЕ» - желание, приложение воли, замещение страха Божьего чем-то приятным для чувства («И увидела жена, что дерево … приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт.3:6)).
Страх Божий не отступает просто так, а вместо него нам всегда, что-то предлагается, и мы этим ПЛЕНЯЕМСЯ и видим новую, мнимую реальность – УЩЕРБНЫЙ В ВЕРЕ СТАНОВИТСЯ ДОВЕРЧИВ К ВИДЕНИЯМ. Происходит сбой познавательной способности человека. Внутри себя человек производит полную узурпацию Божественных прав и начинает собственное «творение мира» из того, что себе НАМЫСЛИЛ. На стадии ПЛЕНЕНИЯ повреждённый разум порождает целостный иллюзорный мир, который противоположен миру Божьему. Творящий свято верит в то, что творит сам и искренне возмущается, и жалеет тех, кто идёт против его идей.
ПЛЕНЕНИЕ поражает ТЕЛО и в теле происходит какое-то движение, возникает следующая стадия:
5-я ступень: «РАЗЖЖЕНИЕ» - тело в своих членах начинает действовать как бы само по себе (жена … взяла плодов его). Жена, пройдя первые ступени согрешения, увидела новый для себя мир, она смотрит оком лукавого. Христос говорил: «Если око твоё лукаво будет, всё тело твоё темно будет» (Мф.6:23). Тело Жены лишилось света и стало темно… оно восприняло обаяние греха, произошло разжжение плоти, рука потянулась и взяла запретный плод… На этом этапе ещё можно остановиться, заповедь Божия ещё не была нарушена, но…
6-я ступень: «ПАДЕНИЕ» – нарушение заповеди (жена взяла плодов его и ела – ПАДЕНИЕ произошло). Однако ПАДЕНИЕ – это не конец греха, когда человек нарушил заповедь, он и дальше может падать. Это и произошло в Раю.
7-я ступень: «СОВРАЩЕНИЕ» – предложение греха другому (жена предложила Адаму).
8-я ступень: «СОВМЕСТНЫЙ ГРЕХ» имеет особую соборную силу, поэтому его нужно особенно стеречься. Всякие греховные сборища чрезвычайно опасны – можно попасть сразу на последнюю стадию, не пройдя предыдущих. (Адам вместе с женой стал вкушать запретный плод, не проходя тех стадий искушения, которые прошла жена).
ЕЩЕ ДВЕ СТУПЕНИ
9-я ступень: «РАЗВРАЩЕНИЕ». По исполнении греха человек, если не осознает свое падение и искренне не раскается, попадает в зависимость от греха, в нем развивается соответствующая страсть: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34).
10-я ступень: «ДУХОВНАЯ ГИБЕЛЬ». Последняя стадия, когда человек, так и не раскаявшись в содеянном грехе, духовно в нем сгнивает и погибает душой. «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15).
Человек умирает смертию – длительный не мгновенный процесс именно так и сказал Бог, дьявол солгал, совершив грехопадение люди стали умирать смертию. А Бог их создал для того, чтобы они жили жизнию!
Святой Ефрем Сирин сказал: ”Как хитер враг! Он не связывает меня оковами, которые я ненавижу, он надевает на меня оковы, которые мне нравятся, и я радуюсь, что закован”.
УВИДЕЛА, ХОРОШО, ВЗЯЛА
УВИДЕЛА, ХОРОШО, ВЗЯЛА — вот краткая формула, которой Священное Писание будет описывать грехопадение многих. Важно запомнить, что «глаза зеркало души», не столько потому, что в них отражается ее состояние сколько по тому, что они, принимая на себя образ (УВИДЕЛА) божьего мира отражают ответ души на это. Ответ может заключаться либо в обращение души к Богу: «Господи, хорошо ли это?», либо в саму себя, воспринимая себя «как боги»: «Я вижу, что это хорошо/плохо, Я сам теперь есть познающий доброе и злое, ибо во мне плод древа познания добра и зла». В этой инсценированной фразе нет одного - Бога, Он в этом случае не нужен, если человек сам стал мерилом добра (ХОРОШО) и зла (ПЛОХО). То есть доброе и лукавое из категорий источника явления Бога и диавола, переходят в категорию оценок хорошо/плохо. Таким образом человек теряет способность понимать суть события, не видя от кого они происходят и вынужден опираться только на собственное представление или ощущение или желание видеть то или другое. Когда Бог становится не внутренним содержанием жизни, а внешним объектом, тогда и дьявол не может быть разоблачен, все смешивается в человеческой жизни. Плод познания или смешения доброго и злого глубоко проник и растворился в человеке. А если, человек определяет что-то, что ХОРОШО, то он это берет (ВЗЯЛА), таким образом устраняется препятствие, установленной самой природой человека - делать только хорошее. Т.е. можно делать только хорошее, не зависимо от того нравится тебе это или нет – т.е. быть с Богом или самому определять, что хорошо и делать все что нравится, определив это как хорошее для самого себя, т.е. быть себе богом. Сам же Бог становится внешним (лишним) в жизни человека и из субъекта взаимоотношений превращается в объект, даже если это объект поклонения. Так, например, произошло с евреями, вышедшими из Египта, когда они живого Бога, беседующего с Моисеем, заменили на культ божества в виде золотого тельца и возглавил все это сам первосвященник Аарон. То есть церковь была создана со всеми атрибутами для того, чтобы не общаться с Богом – «обратная» или «оборотная» церковь. Так многие прихожане храмов находят для себя успокоение в культе и обрядах, закрываясь этим от живого Бога. В принципе в этом есть сущность и необходимость для падшего человека иных нехристианских культов, но и христиане подвержены такому замещению.
Итак, формула УВИДЕЛА, ХОРОШО, ВЗЯЛА, является самой древней формулой грехопадения, работающей по сей день. На этом построен принцип рекламы – людям показывают что-то и говорят, что это хорошо, дальше срабатывает эффект змея в раю и человек берет то, что еще минуту назад было для него не надо (не хорошо).
«ВЕЛИКОЕ ЗНАНИЕ»
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Быт.3:7)
Рай закончился, центр бытия к которому стремилось человечество (к древу Жизни, что посреди Рая), переместился в древо познания, в котором и «застряло» человечество, где, в какой стороне теперь находится Древо Жизни неизвестно, так Человек (человечество) утратил Путь, занявшись познанием себя и окружающего его мира. Дьявол перевернул сознание людей они стали видеть то, чего нет на самом деле и самим без Бога решать, что такое хорошо и что такое плохо, так была утрачена Истина. Оторвавшись от источника Жизни, человек начал ежедневно хиреть, то есть умирать смертию, так была потеряна Жизнь. Итак, человек потерял Путь, Истину и Жизнь.
Отвергнув внутри себя божественное устройство, связывающее его с дарами, раздаваемыми Богом, которыми он обменивался с женой (по образу происходящего внутри Троицы обмена энергиями ) и раздавал его на тварь земную, человек нарушил внутри себя чувство благодати или текущей как бы сквозь его существо чувство благодатной любви. Рай исчез для человека или, вернее сказать, человек внутри себя уничтожил возможность воспринимать сотворенное Богом устройство рая. Жена увидела то, чего нет на самом деле, таким образом был построен другой псевдомир, то есть человек перестал существовать в раю. Человек стал пребывать в пустоте собственного бытия, то есть во тьме. Бог стал для человека не внутренним бытием, не его сущностью, не Путем, Истиной и Жизнью, а наружным, внешним объектом.
Человек задуманный как пребывающий во свете Истины, идущий по Пути к древу Жизни, теперь потеряв это, превращается из человека знающего в человека незнающего, но познающего и идущего к Смерти. Еще раз проговорим метаморфозу грехопадения: превращение из «знающего к жизни» в «познающего к смерти». Причем его не смущает направление движения (к Смерти), человек по дьявольскому наущению увлечен самим процессом познания, пребывая при этом в ощущении себя «как боги».
И какое же первое «великое» знание узрел человек. И здесь Писание с грустным юмором, как сейчас очень точно говорит молодежь, «троллит» людей «и открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» вот, то «великое знание», которое стало доступно человеку – без Бога, без его божественного света, без всего того замысла, который выстраивал Великий Божественный Разум, человек просто наг, гол, бессилен, смешен! И это очень стыдно выйти из Величия Божественного Света во тьму собственной голой животности.
Вспомните: «одеяйся светом яко ризою» (Пс.103:2), говорит псалмопевец о Боге.
Человек призванный к богообщению в свете как в одежде (ризе), дававшему ему познание сущности явлений, с позором теперь глядит на самого себя. И стыд здесь не в самой наготе, а в том, что утрачены божественные дары. Так бывает стыдно мальчишке, выпросившему какие-нибудь дорогие отцовские часы со словами - "я обещаю, что буду беречь их" и сломавшему или потерявшему их на следующий день.
Итак состояние рая «и были они наги не стыдились» ибо знали великое и помысел их пребывал в свете и сама нагота человеческой природы и свойства ее порождать новые жизни, повторяя в этом образ божий были предметом восхищения, все это сменилось на мелочное «и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» - прикрыли то, в чем перестали видеть смысл образа Творца – способность порождать новую плоть, стала постыдной похотью и стыдом в сознании оторванном от контекста замысла Создателя. В человеке произошло познание греха, теперь они познали и доброе, и злое, и злое в них порождало стыд на фоне доброго. В Раю нельзя жить в парадигме и доброго и злого, Рай исчезает, ускользает вместе со светом, наступает новое время, новый мир, где зло и добро смешаны и существуют одновременно и человек во тьме своего сознания находится в бесконечном поиске Истины и не может обрести ее, потому что не видит Пути к Ней (Жизни).
И СНОВА О ДЕРЕВЬЯХ
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (ЦС - посреде древа райскаго). (Быт.3:8)
Грехопадение постепенно открывает для человека новую реальность. Первое, про наготу мы сказали, дальше больше. Адам и Ева теперь слышат голос Бога снаружи (ходящего в раю), воспринимают Его, как нечто враждебное наказывающее. Они испытывают чувство вины, природное чувство божественности человеческого образа, что заставляет их прятаться от своего Первообраза – Бога (скрылся Адам).
В чем же состоит вина и откуда это чувство. Объясним просто, вина возникает, когда должен был сделать и не сделал. Откуда в человеке чувство вины в грехе? Вспоминаем принцип творения (бытия), заложенный в природу человека: человек создан по образу и должен достичь подобия. Именно для этого он подведен был к древу познания добра и зла, чтобы подобно Богу быть не причастным злу. Итак, в природе человека заложен образ, который свободной волей (свобода - дар, жертва Бога человеку), должен осуществить свое подобие. Человек в грехе не исполняет должное, заложенное в его природе – природа испытывает дискомфорт – стыд, вину, потому что человек не исполнил то, что должен был сделать для своей природы. Например, другие сущности, сотворенные Богом, исполняют свою природу: деревья сеют семя, вода (вос)кишит рыбами, животные плодятся по роду их и т.д. Поэтому чувство стыда у них не возникает, в том числе и за наготу. То есть если природа осуществляет замысел Божий, то стыда нет. Поэтому и в браке нет стыда за наготу, потому что брак есть фундаментальное, природное, Божественное устройство, исполняющий должное: «плодитесь и размножайтесь».
Да, деревья, вода, рыбы, животные не обладают свободой выбора поэтому осуществляют свою природу безвольно, но и не способны ощутить полноту любви, дарованную человеку, которая возможна только при наличии свободы в этой самой любви. Итак, свобода имеет долг перед природой (замысел Божий о природе) и этот долг благ и хорош для природы, неисполнение этого долга вызывает у природы обладающей свободой дискомфорт бытия – чувство вины (стыда).
В этом же стихе мы опять встречаемся с кажущимися на первый взгляд непринципиальными различиями в текстах масоретов и септуагинты . Первый раз мы обратили внимание на то, что масореты назвали дерево древом познания добра и зла, как бы случайно заменив фразу «древо познания Доброго и Лукавого», которая указывала на источники знания, а не на безликое «добро и зло», указывающее на само знание. В общем то в грехопадении это и произошло, люди утратили источник, от которого знание того хорошо явление или плохо, и обратились к абстрактному собственному неаргументированному представлению о добре и зле.
Что же теперь, может тоже не существенно?! Но масореты пишут о том, что Адам и жена его скрылись «между деревьями рая», тогда как до Христа еврейские мудрецы-переводчики, четко указали на одно древо – «посреде древа райскаго». Так ли уж все равно зло или Лукавый, деревья или дерево. Посмотрим позже, куда приведут все эти «нюансы», сейчас только заметим их и подправим «невнимательных» масоретов. Итак, мы говорили с вами, что по смыслу в Раю росло всего три вида дерева, повторим.
1. Всякое древо, хорошее для пищи, то есть множественные деревья, которые обеспечивают хорошие условия существования, при которых можно не плохо обитать на земле.
2. Одно древо познания Доброго и Лукавого, нивелируемое масоретами до философского знания о добре и зле.
3. Одно древо Жизни, что посередине Рая, то есть цель движения в Раю, его середина, дающее доступ к абсолютному Источнику Жизни или к безусловной жизни, когда жизнь жительствует сама по себе не зависимо от условий или уже не требует деревьев первого вида.
Теперь видно, что масореты говоря о том, что человек скрылся в деревьях, то есть в их множественности указывают на первый тип, на деревья дающие возможность устроиться и существовать на земле. Церковно-славянский же текст, опираясь на Септуагинту указывает на другую сторону, проблемную, что человек скрылся от Бога в середине (посреде) древа райского, т.е. очевидно того древа, где и произошло грехопадение – древа познания. Тем самым указывается не скрытие от глаз, а скрытие во тьме, древо познания произвело выход людей из света и переход во тьму, с которой не смешивается свет. То есть Септуагинта больше указывает не на действие Адама и Евы, которые прятались, а на действие тьмы, которая скрывала их от света, в которую они попали, в которую их завел грех. То есть рассказ идет не со стороны Бога, который не мог их потерять, а со стороны людей, которые ощутили, что их скрыла (накрыла) тьма и они перестали «наблюдать» Бога и только могли его «слышать», как Он «ходит в Раю». Произошло то, что происходит с детьми, которые посреди дня накрывают себя одеялом и им кажется, что теперь никто не знает где они, потому что они ничего не видят, а взрослых только слышат, как они снаружи где-то ходят и разговаривают.
Это разница очень важна для понимания происходящего дальше. Если свет по природе не может смешаться с тьмою, а человек оказался во тьме, то единственный, кто неподвластен природам Сам Бог, исполненный любовью к творению, сходит во тьму за человеком. Снова начинает действовать парадигма воплощенной любви: «и свет во тьме светит и тьма не объяла его» (Ин.1:5)
Итак, человек был в Раю и двигался к древу Жизни, что посреди Рая, теперь человек оказался «посреди древа райского». Т.е. Рай и Бог остались снаружи, а человек зарылся, дошел до СВОЕЙ середины, до цели или увидел цель жизни в древе познания и стал там умирать смертию. Для детей: накрылся одеялом и стал задыхаться. Для взрослых детей: человек стал жить в мире, целью в котором является познание, а финалом Смерть. Но ведь снаружи этого дерева, в котором закопался человек, продолжает оставаться Рай, то есть, чтобы человеку вернуться в Рай ему надо уйти из той жизни, в которой он оказался, но вначале надо найти направление на древо Истинной Жизни, иными словами вернуть себе утраченный центр-Цель – человеку нужен Путь, выводящий его от (через) Смерти в Жизнь.
ПЕРВАЯ ИСПОВЕДЬ
Этот путь начинается с исповеди. Путь, Истина и Жизнь, пришедшая на Землю – Иисус Христос начал свою проповедь со слова «Покайтесь», «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мк.1:15), т.е. иными словами «Я – Царство Небесное (Рай), подошло к вам максимально близко, чтобы войти, покайтесь и входите». Еще Христос называет себя дверью (Ин.10:9), перефразируем: «Я, дверь, подошла к вам, повернитесь ко мне и входите, не промахнитесь». Если мы неправильно повернемся к двери, то не войдем в нее. Это физически очень понятно. Христос повторяет, что узок путь в Царство Небесное, т.е. поворот должен быть ювелирный.
Итак, то, что Бог дальше делает с первыми людьми это образец исповедания, которое он преподает, то есть Бог дает возможность людям сразу же вернуться в Рай. Если продолжить образ с детьми и одеялом, под которым они прячутся, то Господь делает, то что в таком случае делают родители, пытаются поднять одеяло и вывести детей на свет, но в этой истории есть нюансы. Здесь нам понадобятся наши предыдущие рассуждения про исповедь, когда мы говорили о свете первого дня творения, который не соединяется с тьмой.
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» Быт.3:9
Интересно, но вспомните, родители, которые любят своих детей, если те шалят и прячутся, то родители вначале психологически подыгрывают им и говорят типа: «Ой, ты где?». Зачем это делается? Чтобы установить контакт и не отпугнуть с одной стороны, с другой стороны, чтобы дать человеку (если хотите ребенку) войти в объективную реальность дать оценить себя и обстановку. Научить являть истину, потому что «все бо являемое свет есть» (Еф.5.13). Нужно, чтобы человек осознал, кто из двух говорящих внутри, кто снаружи, и вообще, что эта «наружа» есть и туда можно выйти. И вспомните, ребенок, который хочет к маме, хочет, чтобы его нашли, простили, если он нашалил, говорит просто: «Я здесь». Что же говорит Адам:
«Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт.3:10).
Заметьте, Адам в определенном смысле отказывается отвечать на вопрос, заданный Богом, он отвечает то, что он хочет ответить, он оправдывается почему он скрылся. Адам прекрасно осознает свою вину, но не хочет говорить об этом. Исповедь или покаяние не получается с самого начала, при том, что исповедует сам Бог. И в этом главный принцип исповеди: Бог может простить, но не может заставить покаяться. Принцип дарованной свободы воли не нарушается, в исповеди сохраняется любовь Бога к падшему человеку – человек остается свободен! Ни грех, ни праведность, не порабощают человека Богу, Бог всегда сохраняет условие любви - свободу. Тогда кому человек становится рабом в грехе, если он не может от него избавится (покаяться) и если рабство, есть не свобода, то возможно ли любовь, если наличествует грех? Оставим этот вопрос читателям.
И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт. 3:11)
Тогда Бог подсказывает Адаму ответ, при этом заметим, Он делает это в ввиде вопроса, по-прежнему оставляя за человеком свободу выбора согласиться повернуться к Нему, к Богу, в сторону выхода из смертной жизни к жизни вечной.
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Быт. 3:12)
Адам отказался признавать свою вину, свалив ее на самого Бога, который дал ему жену, из-за которой все и произошло. Он не понял, что испытание было для них обоих и он также не смог «пройти мимо» смерти. В результате попытки Бога вернуть их в исходную точку, то есть вывести на свет, Адам предпочел остаться во тьме вместо того, чтобы выйти на свет. Иными словами, на исповеди покаяния (таинство выхода на свет из тьмы) не случилось. Через Адама Богу не удалось вернуть человека в Рай, но еще осталась последняя надежда человечества в прямом смысле этих слов – женщина:
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. (Быт. 3:13)
В отличии от долго разговора с хитрым змеем, разговор с Богом у жены не получился, она так же, как и Адам провалила исповедь. Трагедия завершилась полностью, начался новый этап человеческой истории – жизнь во тьме. В результате вхождения человека в область тьмы или выхода его из зоны действия света в мире стали происходить процессы порчи, того, что под действием божьего света было «хорошо весьма». В Библии эти явления называются проклятиями.
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; (Быт. 3:14)
Заметим, что проклятия происходят относительно чего-то и Бог никогда никого не проклинает. Проклятие – это явление искажения божьего замысла под действием свободной воли творения, нарушающей заповеди (законы) доброго мироустройства. Например, если в хорошем корабле проделать дыру, то в него будет затекать вода, проклятием этого корабля станет необходимость постоянно вычерпывать воду. То есть можно сказать, что корабль проклят от воды, так как есть взаимосвязь между водой кораблем и необходимостью вычерпывать. Грех или тьма открывает некоторые связи с темным миром откуда начинают «затекать» проблемы, которых в божьем мироустройстве не было, так как свет не соединялся с тьмой и живущий во свете не подвергался явлениям тьмы. Большая дыра приведет к затоплению судна, кто-то может сказать, что это был проклятый корабль и даже обвинит в этом кораблестроителей, хотя они построили добротное судно. Так и наша жизнь и весь мир, задуманный Богом добротным, от маленького греха накладывает на нас ненужные для нас трудности, от большого – гибнет.
ВРАЖДА
Свет не защищал больше человека погруженного во тьму, во тьме добро и зло познаваемы одновременно, в этом и было искушение древа познания доброго и злого, мимо которого просто надо было пройти, не заходя в ту область, где встреча с обоими полюсами возможна одновременно. Теперь человеку нужен был инструмент для разделения добра от зла, чтобы отличить зло и не соединиться с ним, что-то должно отделять человека от зла во тьме. Это важное знание – зло и тьма вещи разные, во тьме можно сопротивляться злу. И Бог устанавливает этот закон сопротивления, который позволит человеку выжить во тьме – вражда. И Он же рассказывает секрет боя с врагом, кто кого куда будет бить и где от него можно будет защищаться.
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт. 3:15)
Первый навык, который должен освоить человек в новом мироустройстве, в которое он погрузился, чтобы выжить в нем и иметь надежду на спасение, это вражда. Причем, Бог сразу же обозначает и знамя этой вражды и знамя спасения одновременно, которое будет гарантом этой вражды – семя жены. У жены нет семени, семя в известной нам природной парадигме есть только у мужа, но Бог говорит, что семя, которое произойдет не от мужа, а от жены будет враждой, то есть поражением змея. Итак, в промежутке времени между женой (Евой) и тем, кто произойдёт от семени жены, а это единственный случай в истории, Иисус рожденный от безмужней Девы, лежит вражда со змеем и его семенем (зло, бесы), которая должна закончится его поражением от семени жены – Иисуса Христа. Это событие мы называем Пасхой, то есть, когда смерть все-таки «прошла мимо», когда змей потерпел поражение, когда Человек «прошел мимо» зла и остался не причастен злу и снова вошел в пространство осеянное светом, не соединенное с тьмою или, иными словами, Адам, застрявший во тьме, был вырван Иисусом обратно в свет, в Царство Небесное к Богу, где тьмы нет. Вот новый замысел, произнесенный Богом после того, как человека не удалось сразу вернуть в Рай, вывести из тьмы через покаяние.
Иисус зашел в самую глубину зла и не соединился с ним, все зло мира обрушилось на него на кресте, но в нем оно не нашло отклика, в нем не произошло познание доброго и лукавого, Он остался только Добром, только Богом и только с Богом. Он прошел это страшное испытание неся на себе наше человеческое естество, взяв на себя все наши грехи и вытащив всех нас из тьмы. Теперь во тьме мы сидим только силой собственной воли, выйти откуда мы можем через акт этой же воли – покаяние, а войти в Царство Небесное, через Плоть и Кровь, уже обитающую там – Тело и Кровь Христа, через соединение с ними – Причастие.
Но для человека, находящегося во тьме, между падением Евы и жизнью во Христе очень важно дойти до этого Христа, а путь этот возможен только если все время строго держаться богоустановленного правила не соединения со злом – вражды с ним. При этом поражать его, семя дьявола, нужно в голову. То есть бесы атакуют нас мыслями в нашу голову они подкидывают прилоги и «работают» с нами также как их отец «работал» с Евой. Мы каждый день и ежесекундно ведем этот непрестанный диалог со змеем, так как пока не попадем в Царство Небесное прочно застряли со времен Адама в том самом древе познания Доброго и Лукавого. Поэтому змей нами может быть поражаем только в нашей голове тем, что мы не принимаем его злых помыслов и не собеседуем с ними. А вот он нас будет жалить в пяту, то есть там, где мы опираемся на землю. То земное в чем мы полагаем основание своей жизни, то и будет нашей ахиллесовой пятой за которую змей утащит нас в Ад.
…
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №124102800350
Всё выверено и нанизано на стержень спасительного Пути!
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 29.10.2024 00:27 Заявить о нарушении
Николай Лишин 29.10.2024 00:59 Заявить о нарушении