История современной элиты

       Элита (англ. фр. elite от лат. eligo «избранный, лучший») в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие руководящие должности в управлении государством, союзом государств.
 
              Элита в обществе

       В обществе в отношении трактовки термина «элита» существует неоднозначность. Можно выделить два основных подхода:
       Аксиологический (ценностный) подход базируется на исходном смысле понятия «элита» (то есть «лучшее»). Подразумевается, что входящие в элиту индивидуумы обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума.
       Альтиметрический подход оценивает принадлежность к элите по факту обладания индивидуумами реальной властью и влиянием без жёсткой привязки к их интеллекту и морально-этическим качествам.
       В настоящее время альтиметрический подход к трактовке термина «элита» является преобладающим, поскольку надёжных и проверяемых критериев принадлежности к элите сторонниками ценностного подхода не выработано. Термин «элита» в значительной степени используется в качестве самоназвания той части социума, которая обладает реальной властью и влиянием. Применительно к такому контексту представляется предпочтительным использовать термин «начальничество», «начальники», введённый в научный оборот П. А. Кропоткиным.
       Следует различать формальную и неформальную элиты. Власть и влияние формальной элиты базируется на её положении в соответствующих иерархических структурах, например государственных. Представители неформальной элиты могут и не входить в официальные иерархии, но, тем не менее, оказывать значительное влияние на мировоззрение и поведение значительной части социума. Например, Л. Н. Толстой, несомненно, оказывал огромное влияние на современное ему Российское общество, но никаких официальных постов при этом не занимал.
       Следует также различать действующие элиты и так называемые контрэлиты, то есть потенциальные элиты, ставящие своей целью осуществление смены (или ротации) действующих элит и предлагающие себя в этом качестве. В целях подтверждения собственных претензий контрэлиты предлагают социуму либо новые схемы управления, либо новые модели (стереотипы) поведения. Кроме того, элиты различаются по сфере деятельности (политическая элита, научная элита, финансовая элита, военная элита…). По характеру формирования можно различать номенклатурную и ситуативную элиту.
       Состав номенклатурной элиты формируется по принципу, похожему на принцип формирования династий, или путём демонстрации преемниками верности идеалам и принципам существующей элиты. Этот принцип противоречит закону необходимости разнообразия (закону Эшби). Конкуренция идей и решений в таких условиях сводится к минимуму и заключается преимущественно в конкуренции авторитетов их авторов. При этом возникает опасность того, что несостоятельность элиты не может быть выявлена иначе, кроме как утратой социумом своей жизнеспособности.
       Наиболее продуктивна ситуативная элита, формирующаяся в переломные для общества моменты, когда существовавшая ранее элита утрачивает свой авторитет. Ситуативная элита утверждается на этом фоне, доказывая свою общественную пользу, обосновывая актуальность предлагаемых идей и решений. Исторически сложилось, что ситуативная элита со временем перерождается в номенклатурную. Прямая демократия создаёт условия для непрерывного формирования и обновления ситуативной элиты, конкуренции идей и решений на содержательном уровне, но лишь в конце XX века сложились условия (в виде высокопроизводительных инфраструктур для информационных и финансовых потоков) для реализации этого преимущества. Важными задачами любого социума являются достижение высокого качества имеющейся у него элиты, а также обеспечение постоянного воспроизводства качественной элиты. Качество элиты оценивается по соотношению имеющихся у элиты преференций со сложностью и степенью выполнения элитой своих функций, для чего, собственно, эти преференции ей и предоставляются. На практике элиты часто проявляют склонность к деградации, то есть к неоправданному увеличению собственных преференций, при одновременном уклонении от каких-либо обязанностей перед социумом.
       «Элиты, по определению, контролируют большую часть материальных, символических и политических ресурсов. Они занимают высшие посты в иерархии статуса и власти. получив их по положению или по заслугам» (Ашин Г. К.).
 
              Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества.

       Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образование, опыт, способности, богатство и т.д., развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа.
       Механизмы этого выдвижения самые различные.
       С точки зрения этой теории в так называемых демократических государствах тоже управляет не весь народ, а несколько элит, которые ведут борьбу за власть. Считается, что народ может управлять этими элитами, используя избирательное право. Сторонники «теории заговора» полагают, что этим правом манипулируют.
 
              История возникновения. Предпосылки

       Различны интерпретации термина «элита». Одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи — наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту —  это функция личных заслуг и достоинств, в то время как известные Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941) и Роберт Михельс (1876-1936) - основатели итальянской школы элитизма, которая повлияла на последующую теорию элиты в западной традиции, считают, что для включения в элиту прежде всего важна социальная среда из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.
       Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: … «разумной части души - добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей философов (это и есть элита) и яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве - сословие воинов. С низменной, вожделеющей частью души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев...».
       Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит. А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества. Первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом. Они требовательны прежде всего к себе самим, в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.
       Все обоснования этого деления первоначально строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями, были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит.
      
              Н. Макиавелли о теории элит.
      
       Внимание Макиавелли сосредоточено на динамическом развитии политических отношений, его особенно привлекают резкие изменения в движении государственных форм, политические перевороты. Он рассматривает государство как результат взаимодействия различных социальных сил. Позже он констатирует, что определяющим в ходе исторического процесса являются не субъективные желания и представления людей, пусть даже стоящих у руля государственного правления, а "…воздействие объективных исторических законов, влияние «действительного хода вещей»

       (Вступление к книге Н. Макиавелли «Государь. Рассуждения о Тите Ливии»)

       Власть в обществе не могут осуществлять ни один человек, ни все люди сразу. Как следствие, появляется организованное меньшинство, и оно управляет потому что оно организованно.
       «…Авторитет или власть лидера, коренится в поддержке сторонников…», — пишет Н. Макиавелли. По его мнению - все основные конфликты разворачиваются между элитами: меньшинством, удерживающим власть и меньшинством идущим к власти. Ориентация на власть, стремление ее достичь таит потенциальную опасность для социального порядка, гарантом которого выступает тот, кто эту власть уже имеет. Требования, с которыми выступает народ, обусловлены не своекорыстными влечениями и прихотями отдельных граждан, которые слишком противоречат друг другу, а интересами, общими всем людям. Эти интересы — безопасность и неприкосновенность чести и имущества, только ради защиты этих интересов народ выходит из своей пассивной роли, считает Макиавелли. Он также отмечает, «…второе отличительное качество народа — не способность к быстрым решениям и движениям и ограниченность желаний».
       В обоснование теории элит, Макиавелли было выдвинуто предположение о циклическом развитии государственных форм: демократия; олигархия; аристократия; монархия. (Идеи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса)

       Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов). Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный типы управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.
       Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет эту историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты», в свою очередь, способны создать достойных преемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.
       Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика, в значительной мере - функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, — писал Парето, — и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально».
       Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.
       Элита разделяется на две части: «правящую» и «не правящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы...
       Совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876—1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы.
       Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создание культа личности вождей…». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных.
       Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии. И воплощением волевого класса, пришедшего на смену кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини.
 
              Контрэлита (к.)— оппозиционная по отношению к правящей политической элите часть бюрократии, социальная группа, которая борется за право на вхождение в элиту или создание новой - субъект политики, который действует достаточно организованно (легально или нет) и стремится получить власть в свои руки или передать её другой политической силе.
 
              Описание.
 
       Опыт истории свидетельствует, что один и тот же ведущий класс не является одновременно доминирующим во всех сферах общественной жизни: исторически прогрессивный класс властвует, как правило, в экономических и идеологических сферах, а исторически отживающий класс – в сфере государственной власти. На этапе формирования капитализма классу феодалов, что владел государственной властью, противостоял прогрессивный класс буржуазии, который доминировал в экономических и идеологических сферах.
       При современных условиях, когда в развитых странах идёт процесс перехода к постиндустриальной стадии развития и возможно предположить, что правящей элите, которая непосредственно владеет властью и осуществляет её, может противостоять, например, как контр.элитическая группа политического давления, или может возникнуть противостояние между принадлежащими к разным политическим партиям фракциям и политической элиты, члены которой входят как в правящую элиту, так и в группу политического давления, в этом случае фракцию, которая составляет большинство можно назвать элитой, а фракцию, что находится в оппозиции – контрэлитой.
       На современном этапе общественно-политического развития к. образуют преимущественно политические функционеры или определённая их часть, которая пытается ослабить власть руководящей элиты (например, в парламенте) и взять на себя часть её функций. Для современной Украины, это особенно характерно, поскольку в её политической системе присутствует абсолютная интеграция административной и политической власти. Хотя, в политике возможно, также, возникновение ситуации, когда к. представляет социальная группа, которая не входит в состав главенствующей силы и не стремится войти в новую элиту, а стремится только лишить власти существующую элиту и создать новую, более прогрессивную группу избранных сил для оптимального осуществления политической власти.
       Главная цель политической деятельности контрэлиты — отвоевание власти у правящей элиты. Но взятие власти из рук правящей элиты с целью её присвоения или передачи в руки другой политической силы не является единственной целью контрэлиты. Силы, что соревнуются с властью, стремятся захватить в свои руки государственную машину нередко для того, чтобы реализовать определённую политическую доктрину, концепцию, программу. В случае, когда контрэлита находится в стадии своего формирования, вышеозначенное задание выполняют группировки политической элиты способом осуществления постепенной модификации политики в нужном для них направлении. Методы и способы действий, к которым прибегает контрэлита, включают широкий спектр политических средств, среди которых самые распространённые: политическая пропаганда своих целей и идеологическая борьба со своими противниками в средствах массовой информации, формирования общественного мнения; создание политических партий и участие в выборах; борьба в среде государственных органов и парламентской деятельности; создание групп политического давления; использование механизмов криптократии (подъём тайной финансовой власти).
 
              Этническая элита
 
       Этническая элита — часть этнической группы, которая взяла на себя роль её лидера и политического руководителя. На различных этапах исторического развития и в зависимости от сложившихся условий роль этнических лидеров или «Политических антрепренеров этничности» брали на себя аристократия, дворянство, духовенство, купечество и т. д. С началом модернизации зачастую этническая элита состоит из слоев, которые по своему имущественному положению и социальному статусу принадлежат к среднему классу. Как правило, это средние торговцы и предприниматели, а также так называемые «интеллектуалы» —  технократы, менеджеры, инженеры, люди свободных профессий, интеллигенция и т. д .
       Особое место среди этнической элиты занимает гуманитарная интеллигенция. Хотя ей отводится, как правило, роль «обычной пехоты этнического возрождения», но именно этот социальный слой наиболее способен пробудить этнополитическую активность «своей» группы путем апелляции к исторической памяти, национальных чувств, формируя соответствующую морально-психологическую атмосферу. Наибольшего успеха этническая элита достигает тогда, когда происходит согласование взглядов и действий между ее основными группами — гуманитарной интеллигенцией и интеллектуалами, занятыми в сфере материального производства.
 
              Политическая элита
 
       Привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховной политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

              Характерные черты:
      
       - небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа
       - высокий социальный статус
       - значительный объем государственной и информационной власти
       - непосредственное участие в осуществлении власти
       - организаторские способности и талант

              Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

       У этого термина существуют и другие значения — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:
       - вербально лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам)
       - цифровой (характерен для математиков, программистов)
       - слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
       - пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
       - физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
       - личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
       - межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами)
       - талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
       - предпринимательский талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

       Альтернативное определение: Талант - результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Например, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Садовничий. Среди них есть удачливые писатели. Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.

              Этимология

       Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле, как дар Божий - возможность творить и творить нечто новое, не пренебрегая им. Это врожденное в человеке и проявляется, при его наличии, в течении жизни обладателя.
 
  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *         
    P.S. Данный контент взят из достоверных и проверенных источников, систематизирован и откорректирован для восприятия массовым пользователем вне зависимости от степени его компетенции по вышеизложенному. Считаю, что эта информация будет многим полезна для реального настоящего осознания происходящего сейчас в Мире...

Изд.2022


Рецензии