Таланту Л. Толстого. Если соединить истории
как что-то абсолютно существующее во Вселенной явление.
Для истории же государство и власть суть только явления,
точно так же, как для физики нашего времени огонь есть не стихия, а явление.
От этого-то основного различия воззрения истории и науки права происходит то,
что наука права может рассказать подробно о том,
как, по её мнению, надо бы устроить власть в пространстве жизни во времени
и что такое есть власть, неподвижно существующая вне времени;
но на вопросы исторические о значении видоизменяющейся во времени власти и для чего -
она не может ответить ничего.
Если власть есть перенесённая на правителя совокупность воль,
то Пугачев есть ли представитель воль масс?
Если не есть, то почему Наполеон I есть представитель воль кого? Каких частей масс?
Почему Наполеон III, когда его поймали в Булони, был преступник, хотя он это не признавал,
а потом были преступники те, которых он поймал?
При дворцовых революциях, в которых участвуют иногда два-три человека,
которых даже не все знают в лицо,
переносится ли тоже воля масс на новое лицо?
При международных отношениях переносится ли воля масс народа на своего завоевателя?
В 1808-м году воля Рейнского Союза была ли перенесена на Наполеона, как на завоевателя?
Воля массы русского народа была ли перенесена на Наполеона во время 1809 года,
когда наши войска в союзе с французами шли воевать против Австрии в дни того года?
На эти вопросы можно отвечать трояко:
или 1) признать, что воля масс, которую они обозначили,
всегда безусловно передаётся тому или тем правителям, которых они избрали,
и что поэтому всякое возникновение новой власти, всякая борьба против раз переданной власти должна быть рассматриваема только как нарушение настоящей власти;
или 2) признать, что воля масс переносится на правителей условно
под определенными и известными условиями,
и показать, что все стеснения, столкновения и даже уничтожения власти
происходят от несоблюдения правителями тех обещанных ими условий,
при которых они получили право власть;
или 3) признать, что воля масс переносится на правителей условно,
но под условиями неизвестными, неопределёнными дословно,
и что возникновение многих властей, борьба их
и падение их
происходят только от большего или меньшего исполнения правителями
тех неизвестных условий, на которых переносятся воли масс с одних лиц на других.
Так трояко и объясняют историки отношения масс к правителям народов.
Если соединить истории вместе, как то и делают новейшие историки,
то это будут истории монархов и писателей, а не история жизни народов.
_________
Л. Н. Толстой. Война и мир. Эпилог. Часть вторая
IV
Наука права рассматривает государство и власть, как древние рассматривали огонь — как что-то абсолютно существующее. Для истории же государство и власть суть только явления, точно так же как для физики нашего времени огонь есть не стихия, а явление.От этого-то основного различия воззрения истории и науки права происходит то, что наука права может рассказать подробно о том, как, по ее мнению, надо бы устроить власть и что такое есть власть, неподвижно существующая вне времени; но на вопросы исторические о значении видоизменяющейся во времени власти она не может ответить ничего.Если власть есть перенесенная на правителя совокупность воль, то Пугачев есть ли представитель воль масс? Если не есть, то почему Наполеон I есть представитель? Почему Наполеон III, когда его поймали в Булони, был преступник, а потом были преступники те, которых он поймал?
При дворцовых революциях, в которых участвуют иногда два-три человека, переносится ли тоже воля масс на новое лицо?
При международных отношениях переносится ли воля масс народа на своего завоевателя? В 1808-м году воля Рейнского Союза была ли перенесена на Наполеона? Воля массы русского народа была ли перенесена на Наполеона во время 1809 года, когда наши войска в союзе с французами шли воевать против Австрии?
На эти вопросы можно отвечать трояко:
или 1) признать, что воля масс всегда безусловно передается тому или тем правителям, которых они избрали, и что поэтому всякое возникновение новой власти, всякая борьба против раз переданной власти должна быть рассматриваема только как нарушение настоящей власти;
или 2) признать, что воля масс переносится на правителей условно под определенными и известными условиями, и показать, что все стеснения, столкновения и даже уничтожения власти происходят от несоблюдения правителями тех условий, под которыми им передана власть;
или 3) признать, что воля масс переносится на правителей условно, но под условиями неизвестными, неопределенными, и что возникновение многих властей, борьба их и падение происходят только от большего или меньшего исполнения правителями тех неизвестных условий, на которых переносятся воли масс с одних лиц на другие.
Так трояко и объясняют историки отношения масс к правителям.
Свидетельство о публикации №124102802927