АННА. Увидеть Париж и...
Годы брали своё…и уже всё чаще возникало желание подвести итоги, расставить всё по своим местам, вспомнить молодость, подумать, где и когда она что-то упустила, потеряла в жизни, не оценив по достоинству то, что ей предлагалось, а она отказалась, отреклась от самого главного. Одна деталь, воспоминание ей не давала покоя, и это можно было понять только в Париже, городе любви.
Ей хотелось всё собрать по крупицам. Она с молодости задумывалась о жизни и смерти, а главное о бессмертии, и для неё это были равновеликие величины. Одна всё давала, другая всё отнимала, а третья? Время судия! Что же останется? Этот шлейф волновал её тоже.Отсюда и двойные дневники.Возможно поэтому, многие поступки она старалась скрыть или облагородить, дополнить их другими красками,поэтому иногда она отдавала пальму первенства другой Анне,своей внутренней "Снежной королеве".Даже сын Лёва,хорошо знавший её, иногда останавливал её - "Мама, не королевствуй!"
Время настойчиво намекало, что пора. Пора поставить все точки над и, исчерпать всё до конца,ответить себе на важный вопрос,который она всю жизнь задавала себе. Она отправляется в Париж за собой, чтобы увидеть его, а там уж,как ему будет угодно…
Она вспомнила эту фразу Ильи Эренбурга, которая была заимствована им ещё у древних латинян. Но они восхищались Неаполем, приглашая после знакомства с его красотой последовать в мир иной,считая ,что они увидели всё самое прекрасное на земле и можно её покинуть.Сейчас про этот город я бы так не думала. А он про Париж. Именно в "Ротонде он произнёс эту фразу. «Увидеть Париж и умереть».Но тогда совсем не хотелось умирать,даже от счастья и любви.
Его перифраз крепко прижился в нашей стране, как мечта о Париже. Это была и её мечта с детства. И она получила её как свадебный подарок от Николя. Именно Эренбурга она расспрашивала всегда о Моди.Что он знает о нём, что слышал?
С этими мыслями она ходила по Парижу, останавливаясь в каждом важном для неё уголке, вспоминая и обдумывая всё пережитое прежде. Многое изменилось, не было его мастерской ,а столько они проводили времени там, вспомнила, как бросала ему в окно красные цветы, когда не застала его в мастерской. Он потом не мог понять, как к нему попали цветы внутрь. Эту сцену описал в своей книге Е. Евтушенко –
«А там Ахматова, такая молодая,
в Париже утреннем, качающем мосты,
привстав на цыпочки, в окошко Модильяни
бросает красные тяжелые цветы...» Многое изменилось,а ноги сами привели её в «Ротонду», месту их первой встречи.
Вдохнула, выдохнула и вошла в неё. Оглянулась, посетителей, к счастью, почти не было, и она сразу направилась к столику, который отлично помнила, и много раз сидела за ним раньше.
Она села и заказала бокал любимого шампанского Аи и ещё что-то легкое из салатов. Как только сделала глоток, воспоминания накрыли её и понесли по волнам памяти.
Она вспоминала... и никто из обслуги её не беспокоил. Всем было понятно, что эта женщина пришла за собой, за тем, что когда-то оставила здесь.
Только иногда, когда бокал пустел, подходил гарсон и тихо, чтобы не нарушать её состояния, спрашивал: Encore, Madame?– Ещё, мадам? -Oui, merci. – Да, спасибо!
Какое было прекрасное тогда время, сколько поэтов, писателей, музыкантов и художников бывало здесь в "Ротонде", и рядом во многих других кафе поблизости, бывала вся богема, вся творческая молодёжь всех национальностей, весь бомонд, они перемещались из одного кафе в другое, как стаи птиц с одного места в другое –крылатое сообщество.
Люблю крылатых! Вспомнила, как кормила горлицу в Венеции, наблюдала их танцы-ухаживания. Сколько там голубей, да ещё и разного цвета. Люблю не только птиц, а крылатых людей, умеющих подняться над обыденностью и воспарить. Люблю всех, за спиной которых крылья, жажда свободы и желание творить! Уж по одному перу у каждого из них было!
И у многих -оно было "золотое". Творцов, словом и кистью готовых переродить мир, было так много на каждый квадратный метр, что они вынуждены были постоянно мигрировать, перемещаться,срываться с одного места в другое. Сколько тайных уголков здесь подсвеченных славой и золотым нимбом!
Когда - то здесь засиживались Верлен, Бодлер, Оскар Уайльд, Пикассо,Шагал со своей Беллой. Часто можно было встретить - Бальмонта, Алексея Толстого, Луначарского.
Здесь во всю развивался роман В.И. Ленина с Инессой Арманд, матерью пятерых детей, на глазах у его жены Надежды Крупской в 1909 г. Тут разгуливал художник Хаим Сутин,которого так любил рисовать Модильяни. Такие воспоминания всплывали в её памяти и пульс зашкаливал.
Гарсон в буфете открыл ящик и стал доставать приборы. Она вскользь взглянула и вдруг вспомнила - ах,ящик... Как много лет назад они долго рассматривали картину С. Дали вместе с Моди «Антропоморфный шкафчик» т. е очеловеченный, живой, дышащий, думающий как человек, и размышляли, что же хотел сказать художник этой работой.
У него эта деталь – ящички, присутствует в нескольких работах.
На одном рисунке сидящая женщина, скорее уже остов женщины, а всё тело построено из выдвижных ящичков, которые она копила в себе всю жизнь, некоторые открыты и пусты, всё позади.Некоторые плотно закрыты и ждут своего часа. Такая вот женщина - копилка.
Вспомнилась и другая его работа - там стоит высокая молодая женщина, и в её теле и ноге сделаны выдвижные ящички, а недалеко бродит горящий жираф. И ведь не просто так он горит и бродит - сжигает все, что было в ящиках нужное или ненужное. Кто же эта женщина- шкафчик? Женщина-копилка? Пандора? Венера? Клио?
Что она собирает в свои ящики или раздаёт? Сокровища? Секреты, тайные записки? Письма любви, стихи, ошибки, заблуждения, важные события жизни? Потери и приобретения, поступки, добро, зло?Слёзы? Предательства. Я бы отдала предпочтение Клио - Музе истории, или Музе N - Музе Печали?
Кстати, Анна очень любила Музу Клио, даже посвятила ей стихи. -" Ей можно доверять,"- говорила она.Но сама более походила на музу Плача и Печали.
От Пандоры слишком много бед, хлопот и неприятностей, а Венера утомит излишком любви, Муза N? - То, что надо. Она собирает всё самое главное каждого человека в эти ящички - судьбу каждого со всеми деталями.
«А ведь это я, - подумала Анна, надо порыться в этих ящичках, что в них? В одном ящике- моё детство и юность, в другом- моя семья, мои любимые братья,а вот все мои любви от первой до последней,стихи,-свидетели взлётов и падений, поступки за которые надо платить высокую цену и удары судьбы. Опять слёзы.
Она словно смотрела фильм о своей жизни, выдвигая каждый ящичек, рылась в нём машинально, вынимая разные вещицы- напоминания жизни, рассматривала увиденное то с удивлением, то с нежностью, иногда печаль проползала тёмной тенью по лицу… и она покачивала головой, словно не желая принять что-то из своего прошлого, не соглашаясь с увиденным, то сжимала губы, сдерживая стон…и сидела с закрытыми глазами долго, пока не исчезало видение… сколько потерь!
Где же его рисунки? Почему он все отдал их ей, почему не писал её ещё, после их расставания? Она сама говорила, что он её обнаженной не рисовал, не писал. Куда пропали все остальные, кроме любимого одного.
Любил ли он её? А чего я боялась и почему говорила неправду? Боялась, что он изобразит её ужасной, как Пикассо свою жену Ольгу Хохлову изобразил, когда разлюбил, создал просто страшилище, а когда любил, то такой красавицей в шали показал.
Вот Дали свою Галлу всегда красивой писал, и на комариные ножки не ставил, и вместо головы не вкручивал лицо звериное… хотя многие её считали стервой и уродиной, называли "Чума". Значит, любил очень сильно и был предан ей. Как считается,- та красивая, которая любимая.
Она перебирала дальше в ящичке, вот синяя тетрадь, а вот картинка детства. Она в 11 лет пишет стихи в ней. Уже тогда влюбляется в своего учителя, студента по- французскому, Владимира Голенищева-Кутузова и сгорает от любви.
Эта невозможная страсть сжигает её, неразделённая любовь,полное растворение в ней, стихи лавиной рождаются в её сердце, ища выхода, а он глух и нем, её не замечает, она в отчаянии, он ею не интересуется совсем, она ждёт каждого урока, как свидания, она томится и многозначительно вздыхает, всячески хочет привлечь его внимание, но тщетно, какое разочарование!Слёзы. Уроки- это лишь его заработок и всё. Безответная любовь -яд горький, и след тянется долго и мучительно.
Она кидается к любимому отцу, показывает впервые стихи для оценки её творчества, надеясь на поддержку, но он приходит в ужас от прочитанных откровений, всё видит, как на ладони,весь её любовный бред и немедленно увольняет учителя. Запрещает ей писать, рвёт и выкидывает тетрадки со стихами, сжигает их.
Этого она от отца не ожидала и доверяла ему.А вскоре он бросает семью и уходит к другой женщине.Его многие считали дамским угодником.Всё подтвердилось - он был хорошим отцом, но плохим мужем.-считала она.Но вскоре разлюбила его,считая предателем и уже плохим отцом.
Через много лет второй муж её - Шилейко Владимир,эгоист, ревнивец, монстр,который любил только себя,унижал её и сравнивал с собакой,относился как к вещи, тоже рвал и сжигал её стихи, не разрешал писать. Она писала-"Мне муж-палач, а дом его -тюрьма."(1921г)А она повелась на необычность его профессии переводчика с очень редкого аккадского языка, ожидая открытия тайн вселенной и откровений, считая его интеллигентным человеком.А он просто взял её в рабство - колола дрова,обстирывала его, таскала вёдра с водой,старалась быть хорошей женой,ухаживала за ним, переписывала его тексты, делала его переводы на другие языки, жалела его, он вечно болел.Дурная бесконечность...
Как она попала в эти сети? Ей даже было не с кем посоветоваться, поговорить.Отец предал- она его вычеркнула из своей жизни. Мать при всей внешней привлекательности была, как говорили, не от мира сего, и мало понимала в жизненных вопросах.Всё забывала,терялась постоянно, не имела стержня,дом походил на руины, хозяйство в упадке, и ещё при наличии стольких детей! Её часто называли Инна Маразмовна( Эразмовна).Какой совет она могла дать Анне, когда со своей жизнью у неё были сплошные проблемы. Анна духовно оставалась без поддержки взрослых. Только брат Андрей был рядом в трудные минуты.Он боялся, чтобы она что-нибудь с собой не сделала.Ведь была одна в ранней молодости попытка суицида, да гвоздь сорвался. Мать тогда много плакала.Причина так и осталась непонятной. А Андрей приглядывал за Анной, боясь её потерять.
После развода с Николя в 1918г,он уехал,она скиталась по друзьям, знакомым ,ей негде было жить.Шилейко говорил-"для всех бродячих собак место нашлось- вот и Анечке тоже..." впустил к себе. Такое унижение терпеть. Жизнь стала кочевой. Каждый последующий брак был хуже и жуже,и унизительнее, на мой взгляд.К такой жизни она тоже была не приспособлена, ей бы жить в режиме вершин духа с любимыми духовными братьями,с пером в руке и мечтами ,но судьба другую учесть ей приготовила. Удар за ударом. А она их ещё всех жалела.
Ей обычно помогал переносить трудности брат Андрей, человек с нежной и возвышенной душой,он любил и очень переживал за неё. Эта её «вечная смерть при жизни» уже с детства пугала его.Но он был уже далеко.
Он тоже любил стихи, сам писал, прекрасно знал латынь и переводил античных поэтов.Любил мифы древней Греции с детства и обожал мифологических героев особенно Прометея и Икара. Он сам был отблеском этих героев, несущих добро людям, стремящимся к свету и свободе!Любил как и Анна море.Мечтал всегда жить у моря. Влюбился в Грецию и бредил о ней во сне и наяву, мечтая туда отправиться, когда- нибудь, в путешествие. Его мечта сбудется.Но его постигнет большое горе на этой земле.
Они как «жертвы большевизма» спасались от расправы, прибыв в Грецию через Константинополь, так писали газеты. Любимый сын Кирилл заболеет лихорадкой и в январе 20 года умрёт от болезни в возрасте 4х лет.Это был страшный удар для любящих родителей.
Не в силах пережить это горе, неустроенность, безденежье, бесконечные страдания, неопределённость, а главное- потеря смысла жизни, которая привела к страшному решению несчастных родителей - они решают вместе уйти из жизни к своему сыну.
Они ввели большую дозу морфина себе. Перед этим он отправил три письма, аптекарю, который лечил сына, в полицию и сестре жены. Просил никого не винить.
Аптекарь рано утром примчался к ним в отель, в ужасе обнаружил их уже в тяжелом состоянии, их отправили в больницу, где Андрей Горенко скончался, а жену удалось спасти, и тут выяснилось, что она беременна.
Ребёнок тоже был здоров. Если бы Андрей знал, что Наничка(Мария Александровна Змунчилла,его двоюродная сестра) беременна, они не совершили бы этого.Это было чудо, что они выжили. Через семь месяцев родился здоровый мальчик.
В честь отца жена назвала его Андреем и всячески стирала память об этом страшном событии. Сын рос, отлично учился в знаменитой «Школе Икаров», выбрал для себя небо, и самую «крылатую» профессию - авиацию. Доблестно участвовал в воздушных боях в рядах «крылатой» греческой гвардии.
Воевал в Корее в чине майора авиации в1950-52годах, за доблесть заслужил высокие награды, а когда вернулся в Афины,стал начальником «Школы Икаров» в которой когда-то учился сам. Затем два года университета. Женился, и переехал с женой в Швейцарию в 1961г.Умер от рака в 1976году.Детей своих не было.
Отца похоронили в Афинском акрополе на самом высоком месте вместе с сыном Кириллом. Позднее там получилось семейное захоронение.
В один год Анна потеряла своих самых близких людей А. Блока, брата Андрея и мужа- Нике,которому стала идеальной вдовой.
Анна узнала о смерти брата через год от матери, она сообщила об этом как - то между прочим.Она много плакала. Так как писем не писали, чтобы не навредить семье.Но,почему так?
Ведь это был её любимый брат с тонкой и ранимой душой, к которому можно было прислониться в трудную минуту, единственная опора. Сына брата Анна видела один раз в Лондоне в июне 1965г,он прилетел из Швейцарии на встречу с ней, когда она приехала в Оксфорд в связи с присвоением ей звания Почётного Доктора Литературы и сразу его узнала издалека, он был вылитый папа.
А ведь Андрей близко познакомил её со своим другом и будущим мужем Гумилёвым , который был влюблён в Анну, и за шесть лет сделал восемь предложений, но всегда получал отказ. Всегда была веская мифическая причина для этого у неё. А Николя даже от отчаяния дважды совершил попытку самоубийства. Рассказывали, как в Ницце, высокий человек во фраке шёл топиться, не оборачиваясь входил в воду, погружаясь на глазах всего изумлённого народа, его спасла полиция, вытащила на берег в невменяемом состоянии.
Анна вскоре снизошла и дала согласие на брак с Нике, но произнесла: -" Не люблю, но замуж пойду." Такое вот было решение - жертвоприношение.
25 апреля 1910 в Киеве состоялось их тайное венчание. Никого не пригласила на него, даже брата,не сказала ему.
Она переоделась в свадебное платье по пути в церковь. Родственники, и даже Андрей, были в шоке, когда узнали об их венчании. Она же не любила Гумилёва, зачем выходить за него? И как быть женой не имела представления,как это, что это такое? Но получила свадебный подарок-долгожданный Париж! Это была её мечта, которую подарил ей муж.
Время - вот главный свидетель всех больших и малых катастроф, которые пережила вся её семья. Две сестры её умерли в детстве, и третья в юности от туберкулёза. Она тоже болела.Одни потери,переживания и слёзы.
Второй, младший брат Виктор, связал свою жизнь с морем, флотом, учился в Санкт-Петербурге в Морском Корпусе. был гардемарином, после окончания корпуса Цесаревича в 1916г , имеющего 200 летнюю историю, в числе последнего «золотого выпуска» офицеров Российского флота, был послан в Севастополь мичманом на службу охранять западные границы Чёрного моря на миноносце «Зоркий». Наступили страшные времена, лихое время революции и перемен. Большинство из морских офицеров силами экипажей кораблей были уничтожены «как враждебный класс».32 морских офицера были расстреляны «красными» матросами в Севастополе.Все считали, что его тоже расстреляли восставшие матросы. А он выжил, его Величество Случай помог. Молодого мичмана пожалел матрос-вестовой и предупредил о предстоящей опасности, ночью Виктор сбежал из города и пешком добрался до Бахчисарая, оттуда "в марте 1918 года прибыл во Владивосток", затем, после расстрела А. Колчака оказался на Сахалине. Скитался по острову, без денег, без дома, без поддержки восемь лет! Найти приличную работу не представлялось возможным. Писать не мог долго родне, чтобы не навредить семье. Боялся, но прошло время, и наконец, он написал домой. Мать сразу собралась к нему, и поехала навестить.По возвращению, вскоре она покинула этот мир. Восемь лет! Ни одной записочки. Анна очень переживала его смерть. Сколько было пролито слёз!
Но время его закалило, он стал жестким, решительным, упорным, далеко не романтичным человеком,хотя с чувством юмора- это ему,видимо,и помогло выжить в тех обстоятельствах.Правильно говорят:- то,что нас не убивает,то делает нас сильнее.Много пережил всего в жизни и выжил.
Женился на одинокой Ханне,тоже потерявшей всё и всех.Семья двух одиночеств. Понял,что ЧК начинают чистить от «врагов» Сахалин в 1945г и решил уехать за границу. Под предлогом торговых дел выехал в Шанхай,потом присоединилась и жена к нему. Две дочери умерли в Шанхае,и они расстались,сохранив хорошие, дружеские отношения.
Он уехал в Америку на которую копил каждую копеечку, складывал и мечтал скорее уехать,а она поехала в Россию и стала жить в Риге.Она очень подружилась с Анной, и они виделись каждый год.
Виктор присылал им посылки, поддерживал.Виктор ей через Д. Д. Шостаковича, который посещал Америку и был приставлен его охранять,передал Анне письмо с ним, где всё рассказал о своих мытарствах по разным странам. Судьба была очень тяжелой, но он всегда помнил о своих близких и любил их. Анна испугалась, когда получила письмо, ему не отвечала долго, несколько лет.Он даже обиделся.
Она боялась, что опять начнутся бесконечные несчастья, за сына боялась,Лёва только вернулся из ГУЛАГА.Но после её смерти между сыном Львом и дядей установились теплые,доверительные отношения.Виктор Андреевич Горенко пережил свою старшую сестру-он скончался в Нью-Йорке 4 февраля 1976 года,80 лет от роду.
"Мои дорогие, любимые братики, такие разные, но такие близкие, и такие далёкие - оба выбрали мои любимые стихии, дарившие свободу - море и небо. И сын Андрея стал настоящим Икаром. Люблю крылатых! Всех! Как жаль,что так мало мы были
все вместе в жизни,судьба разлучница. "
Был ещё один город, который она очень любила - Венеция, вспомнила как гуляла по ажурным мостам этого сказочного города, каталась на гондоле, любовалась дворцами Венеции - Да, я люблю её любую, её я каждый камень расцелую.
Вспомнила Байрона, который был влюблён в этот город и написал любовную историю, трагическую о 55-м Доже Марино Фальеро.
Она кормила голубей и вспоминала разные истории.
А сколько там этих голубей!Их когда - то привёз в подарок своей жене Констанце 60-й дож Венеции Андреа Контарини. Сегодня трудно представить площадь Сан- Марко без голубей. Там шагнуть негде, везде голуби. Но в 14 веке они были большой редкостью.
Дож был большой любитель женщин в молодости, и даже имел много любовниц в монастырях. Ещё он воспылал любовью к этим голубям, и для этого была веская причина, о которой не догадывалась его жена.Он много путешествовал и привёз их из дальних стран. Это было начало 14 века, и уже работала голубиная почта для воинов,а главное, для влюблённых. Ну,конечно, богатые люди пользовались этой самой быстрой и безопасной почтой, мужчины,конечно. Так крылатые помогали влюблённым.Они во все времена помогали влюблённым в разных странах. Женщинам разрешалось издали смотреть на голубей. Кормил их сам дож и его помощник. Однако, иногда происходил сбой и письмо неожиданно попадало в другие руки.
Жена Андреа Контарини тоже заинтересовалась голубями и стала их подкармливать и гладить на террасе без разрешения мужа,втайне, приручила к себе некоторых голубей. Однажды письмо, которое принесла голубица попало ей в руки… Она много узнала интересного о своём муже и его другой жизни. Разные были истории, но очень интересные. Но Дож есть вождь, а ему позволено многое было.А жена всего лишь жена и должна соответствовать мужу. Дож прожил 82 года и сделал много для Венеции, пользовался заслуженной славой. При нём она стала владычицей на море и суше, разобрались с вечными проблемами с Генуей, о чём красочно расскажет вам сюжет панно со Львом, держащим лапы на карте с изображением моря и суши. Ещё он все свои золотые и серебряные блюда отдал на переплавку во время войны для поддержания своей любимой Венеции. Вообще этот род был представлен пятью дожами, известный и богатый род много сделал для Венеции.Всего в Венеции было 120 дожей.
Вот и мой любимый молодой друг «Рыжий» (И.Б.) влюблён в Венецию тоже ,как и я - думала Анна.
А сегодня мы вспоминаем тех,кто там бывал.Это и город Ахматовой, Герцена, Стравинского, Вагнера, Чайковского, Дягилева, Бродского и многих других великих поэтов, художников и музыкантов, которые не остались равнодушными к красотам этого великого города с его изумрудной водой и розовыми стенами, снующими гондолами с прекрасными гондольерами и голубями.
Анна. "Сколько прошло лет! Я вновь на свидании в Ротонде…"
…Она внимательно смотрела на стол, за которым сидел когда-то Он… Его нельзя было не заметить! На нём был огромный алый тёплый шарф, который пылал костром и притягивал внимание. Прямо Алые паруса. Красивое лицо с огромными карими глазами, густая шевелюра чуть волнистых волос украшала его голову. «Красив, как Антиной…» - подумала она и стала впрямую его рассматривать, а он не сводил глаз с неё. Она выглядела потрясающе в наряде от двух художниц: Аси Экстер и Нанички (Марии), жены её любимого брата Андрея.Они все дружили. Хотя красавицей её не назовёшь в общепринятом смысле. Но что-то выше красоты было в ней, что притягивало взгляд …порода.
Когда Нике удалился на минутку из зала, она решительно встала и пересела за стол Моди.
- Je m'appelle Anna. Je suis po;te, j';cris de la Po;sie. - Меня зовут Анна, я поэт, пишу стихи. Je viens de Russie, – Я из России, здесь впервые.
-Je m'appelle MODI, je suis artiste, je veux ;crire votre portrait. - Меня зовут Моди. Я художник, хочу написать ваш портрет- Je suis d'accord...
- Я согласна. -Je viens ici tous les jours. -Я здесь бываю каждый день.-Je vous trouverai moi-m;me.
- Я вас сама найду. J'aime votre visage. Je veux ;crire votre portrait. - Je suis d'accord, mais je vous le ferai savoir plus tard - Мне очень нравится ваше лицо. Я хочу написать ваш портрет. - Je suis d'accord, mais je vous le ferai savoir plus tard -
- Я согласна, но дам вам знать позднее сама.
Он смотрел на неё не отрываясь, словно хотел запомнить навсегда, боялся, что она исчезнет, и он её не увидит больше. Она тоже пристально его разглядывала без стеснения. Это была любовная химия с первого взгляда. Гумилёв вернувшись, всё сразу понял, возмутился, стал резко выговаривать ей, что она только из-под венца, и молодой жене нельзя забывать об этом, это недостойное поведение заигрывать с чужим мужчиной и резко что-то выкрикнул. Разгорелся скандал, и молодые люди чуть не подрались. Она быстро увела Нике. Всё потом! Потом.
Что же тогда произошло, любовь с первого взгляда? – Да! А потом боязнь признаться, что любит? Но адрес она передала, в этом кафе он бывал ежедневно, и его знали. Как-то она улучила минутку и зашла туда, передала ему записку и свой адрес через гарсона.
Потом были письма любви, целый год,очень странные. Он не всё понимал в них, она писала в стихах,но этого было мало, и она поехала в Париж к нему, под предлогом посмотреть постановки Дягилева "Русские сезоны" на три месяца...и стала его любовницей.
Случилась вечная весна! Это была химия вместе с алхимией. Они часто рассматривали скульптуру Родена "Вечная весна", как отправную точку любви, и погружались в любовь.
Долгое время она пыталась скрывать их отношения, говорила, что это были платонические отношения, но рисунки, рисунки его говорили о другом. Искусство не обманывает. Всё же видно в рисунках. Это видно каждому,кто хоть раз в жизни любил. Чего она боялась? Любовь не является грязным пятном на биографии, и её не надо прятать и отмывать, достаточно при жизни иметь смелость называть вещи своими именами, этого тогда она себе не могла позволить, но попробовать во всей полноте всё, что связано с понятием Франция, Париж, мечта - ей непременно хотелось. Казалось, что в себе она несла все степени свободы - и писала об этом и гордилась этим:на это ,оказывается ,только казалось.
" Я-то вольная. Всё мне забава,-
Ночью Муза слетит утешать,
А на утро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать."
То, что с ней произошло, вернее, с ними - сказка, наваждение,волшебство!
А Нике относился к ней по -разному. Он слыл известным Дон Жуаном и его главный принцип был построен на том,- как " обмануть медлительное время, всегда лобзая новые уста." Ключевое слово - «новые» уста. Она, конечно, знала об этом...
Его многое раздражало в ней. Про брак он говорил с негодованием и с досадой. Её нужно было всё время завоёвывать, как крепость. Это утомляло его. Радостной, тёплой и счастливой он её никогда не заставал.
Анна всегда жаловалась и в жизни, и в стихах на своё нездоровье, жар, чахотку, бессонницу, «хотя отличалась завидным здоровьем и аппетитом, плавала как рыба и спала как сурок. У неё было всё, о чем другие только мечтают.» Лёжа на диване она тосковала, горевала, томилась целыми днями в ожидании смерти.
«Господи! Как она меня терзала и как издевалась надо мной!» - говорил Нике.
Он уезжал надолго то в Египет,в Абиссинию,а всё постепенно превращалось в его семейной жизни в руины. Брак трещал по швам. Из своих долгих путешествий он привозил подарки, артефакты тех стран, шкуры зверей, много интересных вещей, папирусы, сосуды и скульптурки, которые передавал потом в музей, а она писала и писала, и по возвращении он находил новый сборник стихов на столе.
У них словно шла дуэль, которая не прекращалась и только раздражала всех. Они соревновались - кто больше Поэт, Он или Она? И всё больше отдалялись друг от друга.
А через два года она стала всероссийской знаменитостью, и её слава продолжала расти. Теперь и Гумилёв признал в ней поэта, а раньше смотрел на её стихи, как на причуду «жены поэта», которые чем-нибудь всегда занимаются от тоски. Теперь они стали равны друг другу.
Анна всегда относилась к нему как к большому поэту, и тянулась за ним, ценила как друга,брата, единомышленника и родного человека, но никогда не говорила как о великой любви всей её жизни... - вот что она откопала в ящичках Дали.
Моди… красавец Антиной! Ах, какое это было время! Они любили долго бродить по ночному городу, часто гуляли под дождём, ловили капли дождя губами - так пили небесное вино или слёзы дождя. Любили сидеть долго в Люксембургском саду в молчании, слушали тишину или «сажали солнце» на закате. У них было много тем и для разговоров, и для молчания. И именно в нём, в молчании, она находила свой высокий слог, который потом переливался в стихи, и в те моменты ощущала предтечу неизвестной ещё тайны. Всё, что было с ними - казалось волшебством, наваждением, тайной. Была любовь, стихи, рисунки, но, между ними будто опустился шлагбаум, занавес, который разъединил их навсегда.
Но почему? Ведь всё прекрасно!Ей никогда не было так хорошо,как с ним. Может её тогда смущало, что он иностранец? Ведь по сценарию они должны были остаться вместе навсегда. Когда он ушёл и не оглянулся, у неё выступили слёзы, но она не остановила его, не нашла слов? Видимо, гордыня имела место, а это большой грех. Она всегда будет нести эту нотку печали в себе на протяжении всей жизни. Анна - Муза Печали и Плача.
В спелом возрасте она уже станет гордиться своими отношениями с Моди, а не скрывать их. Она поняла-"не отрекаются, любя". Но Время,Время -неумолимый растворитель всего, всё канет в Лету. Останутся стихи и рисунки.
Она уйдёт из жизни через год после посещения Парижа, унося с собой тайну этой
загадочной любви 5 марта 1966г.
« А может быть, пришла расплата
За нереальность волшебства."?
27.10.2024.
Свидетельство о публикации №124102705925
Владимир Орныш-Полонский
Пушкин
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..
Анна Ахматова
Анне Ахматовой
Стихов ажур плетёшь искусно,
Поэта дух в тебе воскрес!
Сам Александр Сергеич Пушкин
Благословил тебя с небес!
Владимир Орныш-Полонский 31.01.2025 19:47 Заявить о нарушении
Ольга Сергеева -Саркисова 31.01.2025 20:21 Заявить о нарушении