Джойс. Улисс. 2 глава. Нестор
Глава вторая, эпизод «Нестор»
Погружаясь в поток мысле-чувствий «Улисса»,
Разгоняю по крови свои размышлизмы.
Ввысь взмывая, как чайка, над водным простором,
Бога крик проникает во все разговоры.
Между Нестором-Дизи, директором школьным,
Яго-ведцем, держателем money, достойным
Проповедником истин подмётных, в которых
Заклейменный еврейский народ в Илиона -
Гавань Ireland – ступить бы не мог, вне закона
Сионизма изгой, не давай ему трона,
И Дедалом, вот мысль: History is a nightmare,
From which I am to awake trying. Эх, не потеха
Против Пирра на пирс – мост несбывшейся сути
Возвращаться тайком, и слагая минуте
Миф, в котором Творец растворился и канул,
Кормить монстра во тьме – безмятежная ясность:
Thought is (the) thought of thought - ныне, присно, во веки,
Мир подводит итог, всё – внутри человека.
Когда-то на заре своего творчества, когда на цыпочках и с придыханием подходила к сложным формам, пробуя писать долгую и затяжную прозу, выходя за рамки краткой стихотворной формы, про Джеймса Джойса слыхом не слыхивала. Провинциальная девочка, в возрасте 18-20 лет, поступившая в столичный гуманитарный вуз, бросилась во все тяжкие литературы, где обнаружила Гессе, Манна, Флобера, Бальзака, Достоевского, Булгакова, Толстого и других классиков, которые презентовали свои образцы достойной подражания прозы.
Увы, писать так у меня бы никогда не получилось, потому что для меня творческий процесс сродни оседланию Пегаса – быстренько вскочил, взлетел в Иное, и пока Там – фиксируешь полёт мыслей и чувств, поток сознания – своего ли, другого ли, иного ли – кто знает, кто ведает…
И все же принялась на пробы прозы. И даже накропала два произведения, показывая своему педагогу по киноискусству, советуясь: можно ли из этого сделать фильм? Теперь понимаю, что моя проза была сродни Джойсовской, где действо перекрывается потоком сознания героини, ассоциации доминируют над фабулой, отбирая у сюжета львиную долю контекста. И если бы такое кино и было снято, то это скорее монтаж образов, метафор, обрывков мыслеформ и подтекстов с привкусом стихий и стихов.
Может быть этот подход пропитывал не только мое творчество, но и вырывался наружу, вовне, в отношения с людьми. По крайней мере, учитель становился учеником (как Стивен признается Дизи у Джойса), в моем случае, мои педагоги в музыкальной школе, а потом и институте, становились моими друзьями, которых я посвящала в свои творческие проекты. И моя наивная смелость и безудержное желание самореализации брала города и умы всех, с кем общалась, покоряя скорее не талантом, а напористой открытостью.
И вот сейчас, читая «поток сознания» Стивена-Телемака, зафиксированный гением Джойса, как и он, погружаюсь в свое детство и юность, пропитанную ассоциациями и символами, фантазиями воображения и аллюзиями из литературы, музыки, картин художников, которыми окружала тогда свой внешний мир, чтобы внутренний приобрел вселенские масштабы.
27.10.2024.
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №124102702843