Стихи Чемпионата. Четвёртая десятка
С вами ведущая Елена Чалиева.
Вот и третья десятка сформирована, и я открываю четвёртую десятку образным осенним стихотворением.
Повторю на всякий случай (вдруг кто забыл), что обсуждение стихов в рецензиях к этому посту разрешается и даже приветствуется. Все желающие могут задавать вопросы авторам конкурсных стихов, делиться своими впечатлениями. Авторы могут отвечать под своим номером, посылая ответы через мою почту. Если автор не хочет обсуждения своего стихотворения, то достаточно прислать мне в почту ремарку "Без обсуждения".
№31 Сентябрь24
До черноты красна калина
Напротив дома моего
И неба голубая глина
Почти замазала окно
Тепло, как будто извинение
За лета холод и дожди
За грибников столпотворение
Готовых сутками кружить
Ни облачка, ни стаи птичьей
Ни листьев падающих жесть
Ни даже ветра - для приличия
Осеннюю умерить лесть
Как будто эта благодать -
Первичная души настройка
Ни выдумать, ни передать
А временами вспомнить только ...
Но вот уже, за горизонтом
Зима готовит стремена:
Куда пойти широким фронтом
Какой бы масти взять коня......
№32 Оглядываясь...
Ветер в лицо обругав, оглянись -
Видишь вечернее зарево ты;
Пусть впереди продолжается жизнь,
Там, за горизонтом, полыхают мосты.
Не возжелай угасающих искр -
Утро не смогут создать вечера:
Не предъявляй вопрошающий иск,
Там, за горизонтом, умирает вчера.
Необратимость горька перемен,
Давит на сердце ничтожества жуть,
И бесполезен усталый кремень,
Там, за горизонтом, время, что не вернуть.
Хватит лелеять липучую мысль,
Крашеный золотом мертвенный плен;
Прошлого нет, в этот путь не стремись.
Там, за горизонтом, только пепел и тлен.
№33 Велесово поле возле деревни Лопец. Октябрь
На сухие поля с исхудалым седым иван-чаем
И костями скелета качающим борщевиком
Пробирается вечер несущими сырость ручьями.
И мигает цикорий слезящимся красным глазком.
Тишина нарастает – и слышно биение крови.
Здесь в кургане-могильнике дремлет языческий маг.
Это – кости его поднялись, смотрит глаз нездоровый.
Пробивается мысль, как заката пунцовый зигзаг.
Время выжгло мосты. Но мечтается даже о дыме.
Лишь курганы застыли – как волны в последний момент.
Все, кто здесь похоронен – по сумеркам бродят живыми,
Нечто нам донося из глубин разделяющих лет.
№34 *** (Когда я вышел, были зори...)
"Когда я вышел - были зори,
Белело утро впереди.
Я думал: забелеет вскоре
Забытое в моей груди…"
А. Блок
Когда я вышел, были зори
сиреневые, сонмы звёзд,
и лунный диск на антресолях,
а лучик солнца робко рос,
дорожкой разделяя волны.
Морской причал на пирсе чуть
очерчивал край чаши, полной
во мне дрожащих новых чувств.
Сквозь частокол из кипарисов,
ломая пики их вершин,
ворвался мир идей и рисков,
маня - скорей их соверши!
На трепет пальм и на агавы,
раскрывшие свои тела,
стекала солнечная лава,
которая меня вела.
Вливался день в поток сознания:
что можно, что нельзя верней
прочерчивала мысль заранее,
но чувства не угасли в ней.
Желанье счастья лишь не ложно.
В нём сила власти над собой,
и наслаждение несложно
и каждым мигом, и судьбой.
Серебряную, как луч лета,
её не обрывая нить, -
творить...как бог страдать при этом...
Одновременно - просто быть.
№35 Механизм
Печально, но мосты ещё горят.
От быстрой спички, от дурного слова,
Под снег, что в первых числах ноября,
Под звуки механизма часового.
Стирает вековечная вражда,
Красивый и несчастный всадник бледный,
С радаров, будто рашпиль и наждак,
В песок и пыль, практически бесследно.
Холодным спиртом тушишь хрупкий мост,
Идёшь в гараж отвязывать грифона,
Пускай летит, а то совсем замёрз,
Сидишь у мёртвой трубки телефонной.
Бездомных кормишь кошек и собак,
Ломаешь в пальцах гильзу папиросы
И куришь горький золотой табак,
Который так похож на эту осень.
№36 Мы уходим, сжигая мосты
Ты уходишь, сжигая мосты,
На закат. Там, где солнце неслышно
Красит море в оранжево-рыжий,
Ты ступаешь по кромке воды.
Ты уходишь по кромке воды,
Не закрыв до полуночи ставни,
Бросив лодку с уловом у плавней,
Не убрав даже сено в скирды.
Не убрав утром сено в скирды,
Спешно выстругал люльку для сына
И до вечера в поле гнул спину –
И никто не почуял беды.
Нет, никто не почуял беды!
Белоснежным укутавшись платом,
Ты внезапно ушёл за закатом,
На песке оставляя следы.
Где твои пролегали следы,
Я расставлю непрочные вешки,
А затем привезу на тележке
Камни, досточки, ветки, шесты.
Камни, досточки, ветки, шесты
Станут хрупкой и шаткой опорой.
Новый мост я построю не скоро,
Но не брошу я эти труды.
И, закончив земные труды,
Я надену расшитое платье
И счастливой уйду на закате,
За собою сжигая мосты.
№37 Слёзы Родины
О себе думать некогда было.
Не хотелось, по правде сказать,
в лихолетье по заводям тыла
за гешефтом гоняться, как тать.
Нет там стойких, открытых, фартовых
и в помине – смотри не смотри.
Из всех звонов – звон только целковых
прозорливые чтут пескари.
К недоступным ни уху, ни глазу
горизонтам – любимцам небес –
в этих заводях тёмных ни разу
не возник за века интерес.
Там, где райского света не видно,
а на душах – дверные замки,
жить казалось мне глупо и стыдно,
не по совести и не с руки.
Стерегла, ни на миг не бросая,
дом родной от звериных свобод,
чтобы тень от измены косая
не коснулась разбитых ворот.
О себе было жалиться, что ли,
средь разбросанных отчих камней,
если Родины слёзы всей соли –
той, что есть на земле, – солоней?!
№38 Однажды
А за окном с утра – сфумато,
И привкус чая - не ахти,
Наверно, осень виновата,
Что нам с тобой не по пути.
Наверно, утренняя морось,
Что сыплет сверху по зонтам,
Стерев из памяти все сторис,
Разбила мир на тут и там.
Ты - где-то, сразу после бега
Корпишь над книгами полдня,
Влюбляясь в альфы и омеги
И забывая про меня.
А я в окно смотрю на слякоть,
Впитав растерянность и смурь,
Всегда спасающий Булгаков
На этот раз и сам понур.
Однажды, в день такой же мутный
Твой мягкий клетчатый халат,
Тобою пахнущий уютно,
Вдруг перестанет пустовать.
И, проходя судьбы фарватер,
Я не отмечу невзначай,
Что за окном с утра – сфумато,
И что горчит обычный чай.
№39 Меланхолия
Я ушла и сожгла мосты –
Горизонт отливал лиловым,
Среди будничной темноты
Отзывалось прощанья слово
Звонким эхом от синих гор,
Светом ярких огней часовни;
Неоконченный разговор
Заменился скупым безмолвьем.
Пуст и мрачен сосновый бор;
Осень рвёт ноября страницы,
Догорает рябин костёр –
Гроздья ягод доели птицы.
Серпантином ненужных тайн,
Волшебством позабытых сказок
Завершается мой самайн…
Тротуары черны от грязи...
№40 Дым мостов горящих
"дым отечества нам сладок и приятен"
Тютчев
Корча лица полумесяца,
Хронос время обло гонит.
Остается лишь утешиться
В этой лавке благовоний.
Запалив лучинку темную,
Автоматом насладиться
Духом чая пожененного,
Ароматом прелых листьев.
Завернувшись мыслью в мантию,
Нюхать близкое столь многим -
Запах скиснувшей романтики,
И раскиснувшей дороги.
Но из блюд сравнится мало что
С погруженьем настоящих:
Щедро льют аромапалочки -
Скорбный дым мостов горящих.
Друзья, четвёртая десятка полностью сформирована, и я начинаю публиковать пятую. Обсуждение четвёртой десятки уже начато - опубликованы два обзора. Но почему-то авторы неактивны и не хотят давать пояснения и отвечать на те вопросы, которые я им задаю в своём обзоре. И напрасно: часто авторские пояснения помогают восприятию стихов и привлекают дополнительное внимание к обсуждаемым произведениям, не дают им остаться незамеченными. К тому же, я могу быть в своём обзоре в чём-то неправа, так защищайте свои детища, раз есть такая возможность.
Елена Чалиева.
Свидетельство о публикации №124102603029
№31. Добротная пейзажная лирика. Насчёт, игры с ритмом - не знаю насколько это оправдано по смыслу текста, но, в общем, мне это при чтении не мешало.
№32. А вот в этом стихотворении, наоборот, удлинённая четвёртая строка каждого катрена казалась маленьким камушком в ботинке: вроде особенно не мешает при ходьбе, но как-то не очень приятно и хочется остановиться и камушек вытряхнуть. По этому стихотворению появились некоторые замечания,но, пожалуй, озвучу лишь пару из них. "И бесполезен усталый кремень" - не понял для чего этот образ появляется в третьем катрене. Во-первых, трудно представить "усталый" кремень. Во-вторых, для чего вообще ЛГ этот минерал носит с собой? Чтобы добывать огонь? Так уже и так мосты пылают за спиной. И вот ещё: "Хватит лелеять липучую мысль" - в этом выражении чувствуется противоречие. Липучая - подразумевается, скорее, как надоедливая. Как репейник. А лелеять - это хранить, ласкать, смаковать. Могу ошибаться, конечно, но так прочиталось у меня.
№33. Страшно, аж жуть. Образно. Если б ещё автор хоть маааленьким намёком намекнул что же хотят донести до нас живые мертвецы "из глубин разделяющих лет", какое такое "нечто", то был бы, кажется, намного интереснее финал. А так впечатление, что автор чуть-чуть не додумал свою мысль. Чуть-чуть не дотянул до Стивена Кинга, а ведь хорошо шёл, мог бы и запросто обойти его.
№34. Эпиграф из стихотворения Блока ко многому обязывает, конечно. Замечательные строки Блока. Что же автор? Подкачал или нет? Не стану судить об этом - я же не профессиональный критик. По мне так вот этими строками точно не подкачал:
"Морской причал на пирсе чуть
очерчивал край чаши, полной
во мне дрожащих новых чувств."
Отличные строки, автор.
№35. Не могу отказать себе в удовольствии порадоваться за это стихотворение. На мой взгляд, очень удачное. Не скажу, что понравилось всё до буквы, но общее впечатление заставляет не останавливаться на мелочах. Финал, в данном случае, лёг спелой вишенкой на торте.
№36. В этом стихотворении меня впечатлило начало. Первые четыре катрена. Что-то было в них интригующее, тревожное. Ждал нарастающего продолжения и мощного финала. Но - всё вышло по-другому. Автор вместо одного моста попыталась построить другой, а потом всё сожгла. Смысл понятен, конечно, но вот бы огранку другую этому камушку - был бы алмаз точно. Хотя стихотворение женское и судить с точки зрения мужчины о нём трудно.
№37. Мощно. По-настоящему хорошие стихи о Родине написать трудно, потому что слов на эту тему много, и в голове их много, и в душе, а выбрать нужно только лично твои и причём самые искренние и сокровенные. Автор - профи, видно сразу. И у автора всё чеканно, ровно, ярко и насыщенно.
№38. Что сказать? Легко и приятно читается. Автор умеет писать стихи, которые понравятся многим. Большинству читателей, я бы сказал. Это вообще особый талант: уметь писать для большинства, причём, писать качественно.
№39. Ещё один сожжённый мост. Меланхолия передаётся. Значит, автор нашёл верные слова и образы. Это главное. На мой взгляд, немного недостаёт авторской оригинальности, своеобразия, а в остальном - придраться, даже если бы и хотел, не к чему.)
№40. Интересное стихотворение. Как ловко автор обыграл эпиграф. Здесь оригинальность говорит сама за себя. И всё это с тонким юмором к тому же. Автора можно похвалить.)
Алексей Ленивец 11.11.2024 02:29 Заявить о нарушении
Написала вам в почту, но ответа нет.
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 10.11.2024 17:22 Заявить о нарушении
"4 строка не просто удлинена, а написана другим размером. И с налету - читается как переход на прозу.
"хочется остановиться и камушек вытряхнуть"
Извиняюсь, так на это автор и рассчитывал! Чтобы читатель остановился на миг.
Не пропустил итог четверостишия вскользь.
Кремень имеет и другое значение. Твердая натура, твердый характер, душа - кремень итп.
"чувствуется противоречие" - разумеется.
Человек вместо жесткого, пусть болезненного, отбрасывания предается грезам о невозможном и давно умершем, изводя себя, и возможно, не только себя."
Сетевой Клуб Поэтов 11.11.2024 08:55 Заявить о нарушении
Удачи Вам в конкурсе!
Алексей Ленивец 11.11.2024 10:12 Заявить о нарушении