Влияние естествознания на отечественную психологию
Здравствуй, мой дорогой читатель.
Предлагаю твоему вниманию мою свежую работу, являющейся рефератом по Истории психологии на тему Влияние естествознания на отечественную психологическую науку. В данной работе кратко рассматриваются история становления психологии как самостоятельной науки и влияние естествознания на отечественную психологию и психологию в целом. Надеюсь, мой труд будет тебе полезен. Приятного чтения.
ВВЕДЕНИЕ
Что дом наш есть?, пытливый ум понять не может,
И тайна эта сердце гложет, и любознательной душе уж не найти покой.
Мир неизведанных глубин под белы рученьки уводит за собой
Мартин Януш
Человека с давних времён волнует мир, в котором он живёт. Желание познать (испытать) тайны природы, постичь основы мироздания вдохновляют на исследования, на поиски ответов, истины. Живой вопрос «как?» веками волновал миллионы светлых умов, испытывавших естество и время. Таких любознательных людей учёных, изучающих природу (естество), исследующих её явления и законы, занимающихся естествознанием, специалистов по естественным наукам называют естествоиспытателями или натуралистами [1].
Главная цель естествознания, как совокупности всех естественных наук, заключается в том, чтобы объяснить законы Природы, происходящие вокруг нас. И зная, как работают те или иные природные законы, мы можем предсказывать и анализировать всё происходящее в окружающем нас мире.
Среди основных признаков естественных наук можно выделить:
Сосредоточенность на причинно-следственном объяснении – каждое явление должно иметь свою причину, ничего не происходит «просто так».
Применение экспериментов и математических моделей.
Преобладание количественных методов.
Объективность и непредвзятость – исследователи должны стремиться избавиться от всяких субъективных суждений и оценок.
Воспроизводимость результатов.
Возможность экспериментальной проверке.
Попытки обнаружить общие принципы устройства мироздания.
Развитие естествознания неотделимо от научно-технического прогресса, и чем дальше он идёт, тем больше возможностей у учёных. Так, например, астрономы средневековья не могли видеть те вещи, которые доступны их современным коллегам благодаря современным телескопам и иным средствам наблюдения небесных тел. И вполне возможно, что астрономы будущего с помощью новых технологий получат возможность ещё глубже проникнуть в тайны Вселенной. Наверное, ограниченность инструментов исследования является главной проблемой естественных наук.
Тем не менее, наши знания об окружающем мире ещё далеки от совершенства и часто могут быть ошибочными. Например, на протяжении многих веков люди были уверены, что наша Земля является центром Вселенной и Солнце и другие планеты вращаются вокруг неё, пока Николай Коперник и Галилео Галилей не доказали обратное.
Естественные науки условно разделяются на группы: изучающие живые объекты и физические дисциплины. К первой группе относятся: биология, зоология и анатомия. Ко второй: физика, химия, астрономия, география и, конечно же, математика. Разумеется, все эти науки имеют множество своих подразделов [3].
Так какое же влияние естествознание оказало на психологию, как науку, изучающую психические явления?
Актуальность выбранной темы высока. Для того, чтобы погружаться в глубинные исследование психологических процессов, важно знать историю становления психологии, как самостоятельной науки. Зная изначальные истоки психологического познания, можно более ясно понять суть психологии, как средства познания, принципов психологического исследования.
Цель работы – проанализировать историческое становление психологии, как самостоятельной науки, определив степень влияния естествознания на неё.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историческое становление психологии;
2. Определить степень влияния естествознания на психологию.
Объектом исследования является история отечественной психологии.
Предмет исследования – развитие истории отечественной психологии и степень влияния естествознания на неё.
Методологическую основу работы составили принципы историзма, объективности, системности и ценностного подхода.
В основу написания работы легли труды А.Н. Ждан, В.И. Шостак, С.А. Лытаева, М.В. Борцовой.
ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПСИХОЛОГИЮ
В начале исследования рассмотрим такие определения, как «психология» и «история психологии».
Психология – это наука и учебная дисциплина, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г., когда известный немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.) основал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в г. Лейпциге. В 1889 г. она была преобразована в институт психологии. В 1885 г. В.М. Бехтерёв (1857–1927 гг.) организовал подобную лабораторию в России (Казань). До этого знания о душе и психике формировались и развивались в рамках философии и естествознания (медицины, физики, химии, биологии и др.).
История психологии – это историко-психологическая наука и учебная дисциплина, которые изучают становление, формирование и развитие психологических идей, направлений и школ, а также историю психологии как самостоятельной отрасли научного знания, в историческом времени и историческом пространстве по историческим эпохам, периодам и этапам, начиная с древности и до наших дней [2, с. 5].
В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания, а второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э. – середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй – чуть больше столетия (середина XIX в. – настоящее время). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.
Термин «психология» впервые появился только в первой половине XVIII в., когда немецкий философ Христиан Вольф (1679 – 1754 гг.) в 1732 – 1734 гг. опубликовал свои книги «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Это при том, что представления о психике, о душе формировались на протяжении практически всей истории человечества. Путь становления психологии как научной и учебной дисциплины весьма сложен и противоречив. И это объясняется как сложностью самого предмета, так и желанием дать ему толкование с позиций областей знаний, базирующихся на совершенно различных методологических принципах.
В античные времена, когда ещё отсутствовала отчетливая дифференциация наук, душа являлась предметом философии, которая в значительной степени интегрировала все накопленные человеческие знания. Но уже тогда возникли две принципиально отличные точки зрения на сущность души. Греческий философ Платон (428 – 347 гг. до н. э.) осознал безсмертие души в отличие от её бренной временной оболочки – тела. Его ученик Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) выдвинул концепцию души как функции тела, положив тем самым начало многотрудным, длящимся на протяжении многих веков попыткам раскрыть существо души с точки зрения естествознания [6]. Однако, очевидно, что всё же душа не может рассматриваться отдельно от Бога. И, если мы признаём наличие души, то очень неразумно при этом отрицать присутствие Бога, душой человека наделяющего. Душа явно не сама по себе, а имеет неразрывную связь с духовным Божественным миром – местом, где душа обретает своё рождение, и куда возвращается после земного пребывания. И такое мировосприятие было естественным в мировой общественности и не вызывало сомнений. Отрицание же Бога и попытки Его замещения обрели видимую форму утверждения в эпоху Просвещения, подогретое трудами Руссо и Вольтера, став, на мой взгляд, основной причиной падения самодержавия Российской империи и торжеством мировой революции под знамёнами атеизма и материализма [4].
Таким образом, на протяжении большого периода истории человечества психология находилась в лоне главным образом религии и философии (на мой взгляд, следует уточнить – религиозной философии, ведь беседы о душе имеют явною духовную составляющую). В рамках этих областей знаний психология развивается как абстрактная, часто догматичная, схоластическая наука, в большого периода неспособная дать ответы на практические запросы жизни и прежде всего медицины, педагогики, социологии, техники. Примечательно, что на протяжении всего этого длительного периода времени отсутствовало и специальное психологическое образование. Психологами становились по призванию, по личным интересам, а не через систематическое обучение. Большинство известных психологов прошлого по образованию были врачи, педагоги, биологи, физиологи, физики, философы, теологи и т. д. Заметим, что и в наше время существования специального психологического образования, эта тенденция сохранилась. Однако же, данное обстоятельство благоприятно способствовало постепенному проникновению в психологию методов и теоретических концепций естествознания.
Решающую роль в сближении психологии и естествознания сыграл выдающийся немецкий исследователь – врач, психолог, физиолог, философ, языковед Вильгельм Вундт (1832 – 1920 гг.), которого с полным основанием называют основоположником современной психологии. Завершив врачебное образование, он отказался от медицинской практики, учился у знаменитого физиолога И. Мюллера (1801 – 1858 гг.) и после защиты в 1856 г. докторской диссертации преподавал физиологию в Гейдельбергском университете, будучи ассистентом Г. Гельмгольца – врача, физиолога, физика, философа. По всей видимости В. Вундт, совершенно не случайно познакомился с работами П. Бугера (Франция), немецких исследователей Э. Г. Вебера и Т.-Т. Фехнера, на основании экспериментов которых в 1832 г. был сформулирован основной психофизический закон, устанавливающий количественную зависимость между параметрами раздражителя и интенсивностью ощущений человека.
Российская наука вообще, и естествознание в частности, на то время поддерживала тесные плодотворные контакты с западной наукой. Одарённых выпускников университетов на два, три года направляли на стажировку в лучшие лаборатории Европы для подготовки к профессорской деятельности. Многие выпускники, выполнив оригинальные исследования, опережали своих учителей. Одним из таких ярких примеров явился «отец русской физиологии» И. М. Сеченов (1829 – 1905 гг.). Врач по образованию, он уже со студенческих лет проявлял интерес к психологии, неоднократно на протяжении своей жизни возвращаясь к её проблемам. В 1863 г. по просьбе редактора журнала «Современник» он пишет большую научно-популярную статью «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы», которая ещё до опубликования вызвала острый интерес у широкой публики. Проводимая И. М. Сеченовым мысль о рефлекторной природе психических явлений была не только принципиально нова, но и опасна для существовавшей в то время морали и нравственности, религиозных догматов, что послужило основанием для возбуждения против него уголовного дела. Но был найден компромисс, статья под названием «Рефлексы головного мозга» была опубликована в узковедомственном медицинском издании, резко ограничив круг читателей.
В 1873 г. свет увидела вторая знаменитая статья И.М. Сеченова «Кому и как разрабатывать психологию», вызвавшая резонанс, где И. М. Сеченов, признавая за психологией безусловное право на самостоятельность, утверждал, что эта самостоятельность станет возможной, если психология позаимствует у физиологии экспериментальный метод. Весьма примечательно, что указанная статья появилась за шесть лет до основания такой лаборатории В. Вундтом в просвещённой Германии.
Экспериментальный физиологический метод для изучения психической деятельности ввёл первым выдающийся учёный-физиолог И. П. Павлов (1849 – 1936 гг.). В 1903 г. в Мадриде на Международном медицинском конгрессе он выступил с докладом «Экспериментальная психология и психопатология на животных». Впервые физиологом провозглашался принцип экспериментальной психологии на животных. По И. П. Павлову, высшая нервная (психическая) деятельность базируется на двух основных механизмах – механизме условного рефлекса и механизме анализатора.
Совершенствование нейрофизиологических, электрофизиологических, нейроморфологических, биофизических, биохимических методов, широкое использование наблюдений за больными (по Павлову, болезнь – эксперимент, поставленный самой жизнью), особенно клиник психиатрии, нейрохирургии, невропатологии и соматических больных позволило подойти к конкретному решению вопросов о морфофункциональном субстрате психических функций. Очень продуктивными в этом отношении оказались исследования А. Р. Лурия (1902 – 1977 гг.), основоположника нейропсихологии. Таким образом, в системе психологических наук, и формально и по существу, прочное и достойное место занимает психофизиология, определяемая Международной организацией по психофизиологии, основанной в 1982 г., как наука, «изучающая физиологию психических функций и взаимоотношения мозга, тела и поведения живых организмов в соотношении с окружающей средой».
Таким образом, с учётом всего вышесказанного становится очевидным, что связи между психологией и естествознанием натуральны и разнообразны. Вот поэтому в настоящее время все большее распространение приобретает понятие биологическая психология как комплекс биологических знаний и отдельных наук, которые имеют непосредственное отношение к учению о душе [6].
В XIX в. большие успехи сделало отечественное естествознание. Одним из ярких достижений эволюционной мысли до Ч. Дарвина явились диалектические взгляды на природу, развиваемые К.Ф. Рулье (1814 – 1858 гг.). В 1845 – 1846 гг. курс публичных лекций на тему «Об образе жизни животных» К.Ф. Рулье высоко оценил А.И. Герцен, указав на глубокий методологический смысл данных о психологии животных, «дочеловеческой фенологии развертывающего сознания», позволяющей понять возникновение человеческого сознания и его качественные отличия от психики животных.
В XIX в. выходит ряд трудов по психологии Д. Велланского, П. Любовского, А. И. Галича. А. И. Галич (1783 – 1848 гг.) – учитель А.С. Пушкина, затем экстраординарный профессор кафедры философии Петербургского университета (1817 – 1837 гг.), в своей книге «Картина человека» (1834 г.) выступает как оригинальный учёный, развивая новые идеи о связи психики с деятельностью человека в условиях общественной жизни: человек – не только природное существо. Находят отражение отношения к другим людям, к ценностям общества.
Объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку, отдельную от философии и естествознания, в рамках которых и зарождалась психологическая мысль, создались во второй половине XIX в., что требовала специфика психических явлений.
Мысль о том, что одним из условий достижения психологией самостоятельности является её отделение от философии, выразил Г.И. Челпанов в докладе на I Всероссийском съезде по психоневрологии «О предпосылках современной эмпирической психологии» (1923 г.).
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В. Вундт, И.М. Сеченов), созданием специальных научно-исследовательских учреждений: психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, положив начало подготовке научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов, как и образованием психологических обществ, ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.
По С.Л. Рубинштейну, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента. Эксперимент был заимствован психологией из естествознания, прежде всего из физиологии органов чувств и нервной системы. Интенсивное развитие этих и других областей естествознания, успехи в области объяснения явлений жизни, возникновение психофизики и психометрии явились важнейшей предпосылкой преобразования психологии в самостоятельную науку и обусловили её развитие по образцу естественных наук.
Ориентация на естествознание отразилась прежде в понимании научности в психологии. Как писал Гуго Мюнстерберг (1863 – 1916 гг.), большой психолог и методолог психологии, основатель психотехники, сторонник прикладной психологии, человеческое мышление, чувство, хотение и др. могут рассматриваться с разных точек зрения, но только одна из них имеет значение научной психологии. Он считал ненаучной психологию, которая старается понять душевную жизнь как связь значений, целей, пытается проникнуть в смысл душевных явлений. Научная психология рассматривает душевные явления: восприятия, воспоминания, чувства и т. п. как объекты, перед которыми сознание стоит в роли размышляющего пассивного зрителя. Как и все объекты, они допускают лишь вопрос о том, каковы их составные части, как они связаны между собой, каковы их причины и вызванные ими действия. Научная психология строится как естественная наука. Её задачи – более сложное свести к более простому, её метод – эксперимент лабораторного типа с обязательными процедурами измерения, причём экспериментатор не должен вмешиваться в процесс эксперимента; объяснение психических явлений сводится к выявлению их физиологических механизмов. Практика выступает как применение психологии для объяснения явлений культуры и нахождения средств и путей для выполнения таких практических задач, как обучение, воспитание, восстановление нарушенных психических функций и др., обозначаемых общим термином «психотехника».
Решающее влияние естествознания на процесс выделения психологии в самостоятельную науку выразилось в трёх направлениях: 1. Психология заимствовала из естествознания методы исследования, и прежде всего эксперимент; 2. Внутри естествознания были накоплены собственно психологические факты и некоторые частные психологические теории, такие как «Теория ощущений» (И. Мюллер, Г. Гельмгольц), «Теория цветового зрения» (Г. Гельмгольц, Э. Геринг), «Резонансная теория слуха» Г. Гельмгольца, «Теория восприятия» (Г. Гельмгольц) и некоторые другие. В связи с развитием знаний о мозге были получены новые факты, проливающие свет на труднейшую проблему соотношения физического и психологического; 3. Эволюционные идеи Г. Спенсера и теория эволюции Ч. Дарвина способствовали изменению понимания психики и задач психологии, а сформулированный Э. Геккелем биогенетический закон (1869 г.) явился источником первых теорий развития психики в онтогенезе. Под влиянием эволюционных идей возникли три новые самостоятельные области исследования: зоопсихология, детская психология, психология малокультурных народов (Дж. Леббок, Э. Тейлор, Л. Морган).
Русская психологическая мысль в XIX в. развивалась в связи с общественной мыслью и успехами в естествознании, в творческом усвоении достижений мировой философии и психологии [5].
На основании изложенного, становится очевидным определяющее влияние естествознания как на отечественную психологическую науку, так и на всю психологическую науку в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания работы, исходя из поставленных задач, было изучено историческое становление психологии, как самостоятельной науки. Была и определена степень влияния естествознания на неё.
Было установлено, что отечественная психология развивалась параллельно с психологией запада, и становление психологии как самостоятельной науки была продиктовано развитием атеизма и секуляризацией, получивших своё развитие в эпоху Просвещения, на мой взгляд, как замещение духовного общения. Ведь слово Психология происходит от греческих psyche – душа и logos – слово, учение, таким образом можно сказать, что Психология является учением о душе, словом о душе, разговором по душам, душеным общением. А чем же тогда является психоанализ? – изучением душевных переживаний, лечением душевных болезней, что имеет явный религиозный окрас, духовную составляющую, которые вкладывали в свои рассуждения о душе греческие философы, а затем и богословы. Очевидно и то, что психоанализ, по сути, является очистительной исповедью, облегчающей душу, как и покаянием. Таким образом, становится очевидным, что светские элитные круги, не смотря на процветание атеизма, остро нуждались в духовных наставлениях (духовном окормлении), заменив священнослужителя психологом. Наверное, человеку, отягчённому большими деньгами, было зазорно стоять в Храме с беднотой и Бога молить. Ведь куда приятнее находиться в уютном кабинете, лёжа в мягком кресле, щедро оплачивая возможность хоть кому-то душу излить… Однако, очевидно и то, что все болезни человека являются следствием болезни души, а в лечении души без Бога, явно, не обойтись. Таким образом, Психологии не стоит забывать свои божественные истоки.
Также, очевидно, что развитие естественных наук, изучающих природу и человека сыграли важную роль в развитии как отечественной психологии, так и психологии в целом. Как и отмечалось ранее, благодаря заимствованию эксперимента психологией из естествознания, прежде всего из физиологии органов чувств и нервной системы, интенсивное развитие этих и других областей естествознания, успехи в области объяснения явлений жизни, возникновение психофизики и психометрии явились важнейшей предпосылкой преобразования психологии в самостоятельную науку и обусловили её развитие по образцу естественных наук. Ориентация на естествознание отразилась прежде в понимании научности в психологии. Таким образом, цель работы была достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Картаслов : Значение слова «естествоиспытатель» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kartaslov.ru/значение-слова/естествоиспытатель. – Дата доступа: 19.10.2024.
2. Космач В.А., История психологии: Древность и Средневековье : курс лекций / сост. В.А. Космач. – Витебск : ВГУ им П.М. Машерова, 2022. – 508 с.
3. Научно-популярный журнал «Познавайка» : П. Чайка : Естественные науки: их классификация и предмет исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.poznavayka.org/nauka-i-mir/estestvennye-nauki/. – Дата доступа: 19.10.2024.
4. Православная энциклопедия : Атеизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/76760.html. – Дата доступа: 24.10.2024.
5. Федеральное агентство по образованию : Борцова М.В. : История психологии (Часть 1). Конспект лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sgpi.ru/userfiles/file/borcova/lekc1.doc. – Дата доступа: 23.10.2024.
6. Шостак В.И. : Психология и естествознание / информационно обучающий проект Мегаобучалка [Электронный ресурс] В.А. Шостак, С.А. Лытаев. – Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/1/10784.html. – Дата доступа: 20.10.2024.
Свидетельство о публикации №124102600210