Гастрономический финал Александра Куприна

Гастрономический финал» Александра Куприна.

«Гастрономический финал» Александра Куприна — это рассказ, в котором на первый план выходит тема вкусовых удовольствий, соединённых с чувством ностальгии и наслаждением изысканной кухней. Произведение описывает встречу двух персонажей, которые обсуждают гастрономические предпочтения, в частности, блюда французской кухни и блюда, которые ценились в дореволюционной России.

Финал рассказа подчёркивает не только утрату прежних гастрономических удовольствий, но и более глубокую потерю — культурного наследия, связанного с определённым стилем жизни, традициями, и вкусами, которые изменились после революции. Гастрономия в рассказе становится символом прошлого, которое уходит вместе с изменением эпох и социальной среды.

Рассказ раскрывает как изысканная еда становится метафорой для воспоминаний о лучших временах, и в то же время выражает разочарование и ностальгию по утраченной эпохе.

***

"Гастрономический финал" — это рассказ Александра Куприна, написанный в 1908 году. В начале произведения автор вспоминает поездку на Иматру с писателями Буниным и Федоровым. Поездка была увлекательной, и на станции Антреа они остановились, чтобы перекусить. Куприн описывает длинный стол, уставленный аппетитными блюдами, такими как свежая лососина и жареная форель.

Отсутствие надзора и доверие к людям впечатлило авторов, поскольку это было в контексте их "русского" опыта, где привычно ожидать обмана и подозрительности. В поезде с ними ехали два русских подрядчика, которые, наслаждаясь вкусной едой, иронично насмехались над финнами, демонстрируя типичный для некоторых русских патриотизм и предвзятость.

Если вы хотите ознакомиться с полным текстом или более детальным анализом, его можно найти на специализированных литературных ресурсах.

***

Цитат из живого журнал:


Пишет proliv (proliv)
2013-11-10 19:41:00
Категории:
Еда
История
Транспорт
Александр Куприн. Гастрономический финал. 1908 г.
Помню, лет пять тому назад мне пришлось с писателями Буниным и Федоровым приехать на один день на Иматру. Назад мы возвращались поздно ночью. Около одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа, и мы вышли закусить. Длинный стол был уставлен горячими кушаньями и холодными закусками. Тут была свежая лососина, жареная форель, холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому подобное. Все это было необычайно чисто, аппетитно и нарядно. И тут же по краям стола возвышались горками маленькие тарелки, лежали грудами ножи и вилки и стояли корзиночки с хлебом. Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось, затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну марку (тридцать семь копеек). Никакого надзора, никакого недоверия. Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были совершенно подавлены этой широкой взаимной верой. Но когда мы возвратились в вагон, то нас ждала прелестная картина в истинно русском жанре. Дело в том, что с нами ехали два подрядчика по каменным работам. Всем известен этот тип кулака из Мещовского уезда Калужской губернии: широкая, лоснящаяся, скуластая красная морда, рыжие волосы, вьющиеся из-под картуза, реденькая бороденка, плутоватый взгляд, набожность на пятиалтынный, горячий патриотизм и презрение ко всему нерусскому - словом, хорошо знакомое истинно русское лицо. Надо было послушать, как они издевались над бедными финнами.
- Вот дурачье так дурачье. Ведь этакие болваны, черт их знает! Да ведь я, ежели подсчитать, на три рубля на семь гривен съел у них, у подлецов... Эх, сволочь! Мало их бьют, сукиных сынов! Одно слово - чухонцы.
А другой подхватил, давясь от смеха:
- А я... нарочно стакан кокнул, а потом взял в рыбину и плюнул.
- Так их и надо, сволочей! Распустили анафем! Их надо во как держать!

P.S. О многом напоминает из современности...


***

Другие поищем авторы:

В литературе можно найти множество примеров, где русские обыгрываются или изображаются в негативном свете. Вот несколько таких произведений и авторов:

Антон Чехов - В его рассказах часто встречаются персонажи, обладающие разными недостатками, включая жадность, лицемерие и предвзятость. Чехов использует юмор и иронию, чтобы подчеркнуть человеческие слабости.

Иван Бунин - В некоторых своих произведениях он критикует русскую интеллигенцию, показывая их слабости и моральные противоречия. Его стиль часто носит депрессивный характер, что также служит средством обыгрывания русской действительности.

Даниил Хармс - В своих абсурдистских текстах Хармс изображает русскую действительность через призму сюрреализма и иронии, порой высмеивая её нелепости.

Саша Соколова - В романе «Знак Ориона» автор создает странный и порой угнетающий мир, в котором отражаются недостатки русского общества и культуры.

Соломон Слепаков - В современном контексте, его сатирические песни и скетчи часто касаются русской действительности, высмеивая определенные типы поведения и общественные нормы.

Куприн, описывая своих персонажей, как «типичных русских кулаков», также затрагивает тему предвзятости и патриотизма, которые, как правило, имеют отрицательную окраску в контексте межнациональных отношений. Эти элементы создают контраст между традициями и современностью, вызывая у читателя вопросы о национальной идентичности и ценностях.

Вот ещё несколько произведений и авторов, где русские персонажи обыгрываются или изображаются в негативном свете:

Фёдор Достоевский - В романах, таких как «Преступление и наказание» и «Идиот», он рассматривает сложные моральные вопросы и предвзятости в российском обществе, высвечивая человеческие пороки и внутренние конфликты.

Михаил Булгаков - В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков критикует бюрократию и моральную пустоту, а также высмеивает некоторые аспекты русской интеллигенции и общества в целом.

Александр Блок - В его стихотворениях можно увидеть образы, которые выражают разочарование и ностальгию по прошлому, а также критику современного состояния общества.

Николай Гоголь - В «Мертвых душах» и других произведениях Гоголь изображает общественные недостатки и пороки через сатирическую призму, акцентируя внимание на типичных русских характерах.

Лев Толстой - В некоторых своих произведениях, таких как «Война и мир», Толстой анализирует русскую культуру и общество, показывая, как война и политика влияют на моральные ценности.

Эти авторы, подобно Куприну, поднимают важные вопросы о национальной идентичности и проблемах, присущих обществу. Их работы могут служить поводом для глубоких размышлений о человеческой природе и о том, как культурные и социальные факторы формируют поведение.

Для более глубокого изучения каждого из этих авторов и их произведений можно обратиться к литературным критикам и специализированным изданиям, которые освещают данные темы.


Рецензии