Сценарий, посвящённый Сергею Есенину

Сценарий литературно – музыкальной композиции «Отговорила роща золотая» 23.10.2023.

Слайд 1
Часть 1 Вступление.
1 ведущий: Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня наша литературно - музыкальная композиция  посвящена 128-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина. Мы с вами поговорим о великом русском поэте, послушаем его стихи и песни.

Слайд 2
2 ведущий: «Нет поэта без родины» - эта мудрая есенинская мысль отражает связь между любым художником и Отечеством. По праву, первым певцом неувядающей России стоит Сергей Есенин. Всенародное признание поэта есть нечто гораздо больше, чем только популярность. Это наш национальный гений в наиболее полном, законченном значении слова.
1 ведущий: В этом имени — слово есень -
Осень, ясень, осенний цвет…
Что-то есть в нём от русских песен:
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут:
Сергей Есенин —
Всей России встают черты.

Слайд 3
2 ведущий: Константиново -  деревня, каких много, где и сейчас живут люди, занятые трудом , своими заботами и радостями.
Стоя на окском косогоре и смотря вдаль, можно только удивляться: неужели об этой темной полоске хворостовского леса можно было так загадочно сказать: «На бору со звонами плачут глухари…»? И об этих луговых петлях спокойной Оки: «Скирды солнца в водах лонных»?

Слайд 4
1 ведущий: Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столько материала для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?..
Сам Есенин сказал однажды о себе: «Я ведь «Божья дудка».

Слайд 5
2 ведущий: Без Родины Сергей Есенин не мыслил жизни и творчества. Ранние стихотворения Есенина проникнуты «восторженной любовью» к родным полям и лесам. Он воспевает прелесть русских лугов и дубрав.

Слайд 6
1 ведущий: Звучит песня «У Есенина день рождения». Слова А. Дементьева, музыка Е. Мартынова

2 ведущий: В исполнении хора вы услышите песни на стихи Сергея Есенина, музыка И. Гамбаровой:

"Нивы сжаты, рощи голы»
Нивы сжаты, рощи голы…
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
1917 г.

«О, пашни, пашни, пашни»
О пашни, пашни, пашни…
О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть.
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
Как птицы свищут версты
Из-под копыт коня.
И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.
И мыслил и читал я
По библии ветров,
И пас со мной Исайя
Моих златых коров.
1917 г.

«Заиграй, сыграй тальяночка»
Заиграй, сыграй, тальяночка…
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.
Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.
То не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Пусть послушает красавица прибаски жениха.
1912 г.


Часть 2. Детство Есенина (1895 – 1912)

Слайд 7
1 ведущий: Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье.
Его отец с 12 лет служил в Москве, в лавке, бывая в деревне, даже после женитьбы, только наездами. Ранние годы Сергей Есенин провел у деда и бабушки по матери — Федора и Наталии Титовых.

2 ведущий: С 1904 по 1909 годы Серёжа учился в Константиновском земском училище.
В Константинове ему жилось тогда довольно легко и беззаботно: с утра до вечера пропадал в лугах или на Оке, грелся у костров, рыбачил, собирал утиные яйца и, конечно же, начинал потихоньку прислушиваться к самому себе, непроизвольно складывая в рифму свои мысли и чувства и про себя напевая их.

1 ведущий: Несмотря на то, что Сергея однажды за баловство оставили на второй год, он закончил сельское училище с похвальным листом и его рекомендовали  для поступления в Спас-Клепиковскую учительскую школу.
 
2 ведущий: В 1909 году Сергей Есенин поступает в Спас-Клепиковскую учительскую школу и живёт в интернате: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем. Но Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения. Он даже пытался издать в Рязани свой сборник «Больные думы», но книгу не напечатали. В семье Есенин, как будущий  поэт,  не встречал понимая и поддержки, но жадно продолжал впитывать красоту окружающего его мира.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край, и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Слайд 8
1 ведущий: Стихи Есенин начал писать с девяти лет.
В ранних стихах он не единожды проговаривается о своей некрестьянской хрупкости, о физической и душевной утонченности, что, конечно, отличало его от обычных константиновских ребятишек. Не скандалистом и сорванцом рос мальчик Есенин, а скорее мечтателем.
Рыжеволосый внучонок
Щупает в книжке листы,
Стан его гибок и тонок,
Руки белей бересты.

2 ведущий: По воспоминаниям сестры поэта Екатерины, «дома он погружался в свои книги и ничего не хотел знать. Мать и добром и ссорами просила его вникать в хозяйство, но ничего из этого не выходило».

Слайд  9
1 ведущий: Всю свою жизнь, любя родину и крестьянство, Есенин, тем не менее,  чувствовал, свою исключительность.
От деревенских забот он бежал в книги, в песни, в Кашинскую усадьбу на театральное представление.
2 ведущий: В отрочестве и юности у Есенина наступали такие минуты, когда он с трудом справлялся со своими сомнениями, комплексами, слабостями, неудачами. «Небольшую, но ухватистую силу» поэт приобрел позже, после знакомства с поэтом Николаем Клюевым, научившим его надевать различные защитные маски, чтобы спастись от «страшного мира».
1 ведущий: С годами Есенин понял, что самая лучшая защита его поэтической души – это не воля и даже не талант, а умение носить ту маску, которая сегодня спасает тебя от посягательства корыстных и темных сил, жаждущих власти над беззащитным талантом. Итог этой многолетней внутренней работы сформулирован им в «Черном человеке»:
В грозы, в бури, в житейскую стынь,
При тяжелых утратах и когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.

Слайд 10
2 ведущий:  Звучит песня на стихи С. Есенина
«Сыплет черёмуха снегом», музыка Б. Будашкина
Сыплет черемуха снегом…
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
1910 г.

Часть 3 Жизнь в Москве (1912-1915)

Слайд 11
1 ведущий: Летом 1912 г. Есенин заканчивает Спас-Клепиковскую учительскую школу по специальности "учитель школы грамоты" и переезжает в Москву.
Он рассылает по всем журналам свои стихотворения и с трепетом ждет славы поэта. В автобиографии он пишет, что был  крайне удивлен, что ни один журнал стихов не напечатал.
2 ведущий: В три московских года жизни начинающего
поэта уместилось многое: работа в типографии ради хлеба насущного и роман с Анной Изрядновой, закончившийся рождением сына, флирт с социал-демократией, признание в литературно-музыкальном Суриковском кружке и полтора года образования в университете имени Шанявского.

Слайд 12
1 ведущий: Ни в одной из нескольких своих последующих автобиографий он даже не упомянул ни о письме «сознательных рабочих», которое подписал, работая в типографии,  ни о прокламациях, ни о слежке за ним и двух обысках. О том, что бабушка таскала его за сорок километров в Радовецкий монастырь, о том, что дед «не дурак был выпить», о том, что он самой императрице стихи читал, – помнил, а о своем революционном прошлом – нет.
Легенду о своих революционных заслугах он предоставил сочинять есениноведам.

2 ведущий: В январе 1914 года в московском детском журнале "Мирок" под псевдонимом "Аристон" состоялась первая публикация поэта — стихотворение "Береза", которое он написал в 1913 году, когда ему было 18 лет. В памяти поэта был жив образ белой берёзы, которая росла под окном его родного сельского дома.

Слайд 13
Звучит стихотворение С. Есенина «Белая берёза»:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
1913 г.

Слайд 14
1 ведущий: Полтора года обучения в университете имени Шанявского дали Сергею Есенину ту основу образования, которой ему так не хватало до сих пор.
На поэтических вечерах в университете Есенин читал новые стихи: «Гой ты, Русь моя родная»,  „Выткался на озере…“

Звучит песня на стихи С. Есенина  «Зелёная причёска», музыка Е. Мартынова:
Зеленая прическа…
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вдохнувши глубоко.
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».
1918 г.


2 ведущий: Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина. Город все больше казался поэту литературной провинцией, мимо которой проходила реальная общественная и культурная жизнь страны.

Часть 4 Скитания в столице.

Слайд 15
1 ведущий: В марте 1915-го Есенин приехал в Петроград , сошел на платформу Николаевского вокзала и сразу отправился к своему авторитету в мире литературы — Александру Блоку. Блок познакомил Есенина  с известными петроградскими авторами, которые дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и, наконец, стихи Есенина появились в столичных изданиях.
2 ведущий: Он сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации в 1916 году первого сборника стихов «Радуница», который был  восторженно принят критикой,  обнаружившей в нем свежую струю, юную непосредственность и природный вкус, Есенин получил широкую известность.

Слайд 16
1 ведущий: Свои первые стихи он подписывал псевдонимом Аристон. Но московская публика в упор не хотела видеть какого-то там Аристона, у неё были свои кумиры – эстет Блок, бунтарь Маяковский, воин духа Гумилёв. Есенину нужно было найти свободную нишу. Вот тогда Аристон и стал крестьянином.
2 ведущий: Оказавшись в Петрограде, он не только точно и грамотно нашёл себе роль, но и отлично её исполнял, нередко уходя от биографии, придумывая новые и новые легенды о себе…
Их совместные с крестьянским поэтом Николаем Клюевым выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру, имели большой успех.
1 ведущий: Есенин понял, что просто выражать себя в стихах недостаточно. 20-летний Сергей Есенин придумал, как стать популярным поэтом. Он создал себе грамотный имидж: вышитая крестиком русская рубашка, плисовые шаровары, валенки, тетрадка стихов, завёрнутая в платок, и балалайка.
В литературных салонах Есенина часто рассматривали в лорнет и просили петь частушки.

Звучит песня на стихи С. Есенина «Русалка под Новый год»:
Ты не любишь меня, милый голубь,
Не со мной ты воркуешь, с другою.
Ах, пойду я к реке под горою,
Кинусь с берега в черную прорубь.

Не отыщет никто мои кости
Я русалкой вернусь весною.
Приведешь ты коня к водопою,
И коня напою я из горсти.

Запою я тебе втихомолку,
Как живу я царевной, тоскую,
Заманю я тебя, заколдую,
Уведу коня в струи за холку!

Ой, как терем стоит под водою —
Там играют русалочки в жмурки,-
Изо льда он, а окна-конурки
В сизых рамах горят под слюдою.

На постель я травы натаскаю,
Положу я тебя с собой рядом.
Буду тешить тебя своим взглядом,
Зацелую тебя, заласкаю!

2 ведущий: Эпатаж помог добиться желаемого. Его стали узнавать и приглашать на различные поэтические встречи. Слух о рязанском самородке докатился до царской семьи.
Его приглашают на концерт в Марфо – Мариинскую  обитель, где он выступает перед княгиней Елизаветой Фёдоровной.
1 ведущий: Для выступления он заказывает себе новые желтые сапожки на высоком каблуке и бархатную жилетку, примеряя образ сказочного Ивана – царевича.

Слайд 17
2 ведущий: Вскоре Есенина призвали в армию. Благодаря ходатайству полковника Д.Ломана поэт отправился не на фронт Первой мировой войны, а в Петроградский резерв военных санитаров, оттуда — в Царскосельский лазарет.

1 ведущий: В это время он получил приглашение выступить в царском селе перед императрицей и наследниками. Есенин посвящает стихотворение молодым княжнам, но после революции он постарался стихотворение забыть.
Своим покровительством Ломан рассчитывал приблизить к себе Есенина и сделать из него придворного поэта. Но этот расчет не оправдался: вольнолюбивого поэта отправили на фронт в дисциплинарный батальон. Однако попасть на войну он не успел: началась Февральская революция, вслед за которой все решения царского режима были отменены и Есенин самовольно оставил армию.

Слайд 18
2 ведущий: Сам поэт признавался, что первый период революции 1917 года встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно. В бурных революционных событиях Есенин видел надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Есенина переполняю надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Очень скоро Есенин настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.

Часть 5. Москва. Имажинисты

Слайд 19
1 ведущий: В марте 1918 года Есенин вместе с первой официальной женой Зинаидой Райх приехал в Москву. Они познакомились весной 1917 года. К тому моменту Есенин уже был известным поэтом, а она работала секретарем-машинисткой в газете «Дело народа».

Звучит песня на стихи С. Есенина « Закружилась листва золотая», музыка А.Варгина
Закружилась листва золотая…
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?
1918 г.

Слайд 20
2 ведущий: Маска Ивана – царевича становится опасна. Частушки отыграны. Когда революция перевернула жизнь страны, Есенин надел следующую маску. В модной лавке был куплен узкий пиджак с иголочки, на шею – красивый галстук или бабочка, на ноги – сверкающие ботинки с узкими гетрами. Дополняла образ папироса в зубах.
1 ведущий: У Есенина появился имидж хулигана-анархиста, отрицающего всё, что было до этого в искусстве и культуре. Он упивался своей игрой и свалившейся на кудрявую голову славой. Маска хулигана села, как родная. 
2 ведущий: После жизни в Петрограде, а потом в Москве жестокие нравы революционной эпохи как бы вынудили его сделать ставку на «хулиганство», «пугачевщину», «разбойность».

Звучит музыкальная поэма Георгия Свиридова  на стихи Сергея Есенина «В том краю, где жёлтая крапива».
В том краю, где желтая крапива…
В том краю, где жёлтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озёр,
Пролегла песчаная дорога
До сибирских гор.
Затерялась Русь в Мордве и Чуди,
Нипочем ей страх.
И идут по той дороге люди,
Люди в кандалах.
Все они убийцы или воры,
Как судил им рок.
Полюбил я грустные их взоры
С впадинами щёк.
Много зла от радости в убийцах,
Их сердца просты.
Но кривятся в почернелых лицах
Голубые рты.
Я одну мечту, скрывая, нежу,
Что я сердцем чист.
Но и я кого-нибудь зарежу
Под осенний свист.
И меня по ветряному свею,
По тому ль песку,
Поведут с верёвкою на шее
Полюбить тоску.
И когда с улыбкой мимоходом
Распрямлю я грудь,
Языком залижет непогода
Прожитой мой путь.
1915 г.


Слайд 21
1 ведущий: В 1919-1921 годах Есенин входил в группу имажинистов, заявлявших, что цель творчества состоит в создании образа. Они декларировали образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи.
Маяковский и Блок становятся уже не учителями, а соперниками.
2 ведущий: Во время публичных выступлений имажинисты, подобно футуристам, эпатировали публику, что нередко приводило к скандалам. Они переименовывали улицы в свою честь, вешали на памятник Пушкину табличку «Я с имажинистами»,  расклеивали по всему городу листовки с призывом выходить на митинг против футуризма. Но самая громкая выходка, граничащая с вандализмом — роспись монастырских стен неприличными речевками.
1 ведущий: Советские власти относились к ним более чем лояльно — закрывали глаза на их скандальные акции и частые дебоши: забирали, отрезвляли и отпускали.

Слайд 22
2 ведущий: Есенин быстро убедился в несостоятельности новой программы, однако порвать отношения с имажинистами Есенину сразу не удалось — он слишком привык к постоянным совместным кутежам.
1 ведущий: В начале 1920-х годов в стихах Есенина появились мотивы "развороченного бурей быта", пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Из лирики исчезла жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный лирический герой, беззаботный  гуляка и выпивоха, уличный повеса.
2 ведущий: Повседневный быт угнетал поэта: «Живу я как-то по-бивуачному, — жаловался он в одном из писем, — без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко».
1 ведущий: В 1921 году Есенин развёлся с Зинаидой Райх, которая родила от него двоих  детей – Татьяну и Константина.

Часть 6. Пугачёв

Слайд 23
2 ведущий: Выход из этого положения Есенин нашел в творчестве. Поэт работал над драматической поэмой «Пугачев» и решил отправиться в путешествие по местам пугачевского движения. В 1921 году Есенин уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. В поездке поэт закончил поэму и смог отвлечься.

1 ведущий: Новое произведение публика приняла радушно. Где бы он ни читал своё творение, оно вызывало бурю эмоций и оваций. Особенно удавался автору монолог уральского беглого каторжника Хлопуши - исполнение автора даже записали на фонограф.  Каждый раз от темперамента, от напора он ногтями дырявил себе ладони, и у него всегда ладони были в крови после того, как он читал этот монолог:
 - Проведите, проведите меня к нему, Я хочу видеть этого человека! –  рвался Хлопуша к Пугачёву.
2 ведущий: Есенин надеялся, что "Пугачёва" сыграют в театре, приглашал на свои выступления режиссёров и актёров.
Звучит голос Сергея Есенина. «Монолог Хлопуши».

Слайд 24 
Только через полвека это удалось Юрию Любимову. Премьера спектакля "Пугачёв" состоялась в театре на Таганке  в 1967 года. Поразительная постановка, во многом новаторская, так же, как и первоисточник.
Владимир Высоцкий в «Пугачеве» играл Хлопушу, беглого каторжника, рвущегося к Пугачеву.

Часть 7. Заграница.

Слайд 25
1 ведущий: К 25 годам Есенин был самым популярным поэтом. Одевался Есенин тогда по последней моде с западным шиком. Образ рокового красавца, одетого с иголочки, сражал простых советских девушек, они обклеивали комнаты портретами модного поэта.
Осенью 1921 года Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Знаменитая ирландская актриса - танцовщица Айседора Дункан приехала Москву по приглашению Советского правительства. Она организовала школу-студию танца для детей московского пролетариата. 

Слайд 26
Чувства между поэтом и артисткой вспыхнули практически сразу. Ему было 26, ей – 43.
Но разница в возрасте поэта не смущала – этот союз давал возможность прославиться и за границей.
2 ведущий: В 1922 году Сергей Есенин и Айседора Дункан поженились. Поэт решил сопровождать свою жену на гастролях в Западной Европе и США. Так что их свадебное путешествие стало фактически заграничным турне Есенина.

Слайд 27
1 ведущий: Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Он побывал в Германии, Бельгии, Франции, Италии, Америке. Впечатления поэта от зарубежной поездки были противоречивыми. В своих письмах он отмечал внешнюю красоту — «после нашей разрухи здесь все прибрано и выглажено под утюг». Но в то же время он не чувствовал в этом духовности: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа».

Слайд 28
2 ведущий: Есенин не знал иностранных языков.  И в Европе, и в Америке ему пришлось выступать перед русскими эмигрантами, и никто не обращал на него внимания. В путешествии Есенин продолжал работать.
За границей Есенин начал пить вместе с Дункан. Он был одинок. После турне поэт был безнадёжно сломлен.
В Советский Союз пара возвратилась в 1923 году, и вскоре супруги расстались.


Часть 8. Закавказье

Слайд 29
1 ведущий: В сентябре 1924 года Есенин отправился в закавказские республики. В поездке он много работал. К лучшим достижениям лирики Есенина относится небольшой стихотворный цикл «Персидские мотивы». «Шагане ты моя, Шагане» - стихотворение возникло под влиянием чувства к Шаганэ Тальян, скромной армянская учительница из Батуми.
2 ведущий: Она, видимо, относилась к тем женщинам, которые его отвергли. Это не только влечение к красавице. Поэт хотел бы иметь близкого друга, с которым можно было поделиться самыми сокровенными мыслями и чувствами.
Звучит стихотворение С. Есенина «Шаганэ, ты моя Шаганэ…»
1 ведущий: Иногда поэт приезжал в родную деревню. Здесь он создал стихотворения «Возвращение на родину», «Отговорила роща золотая…».
Деревенские впечатления позже легли в основу других произведений поэта: «Не вернусь я в отчий дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело…».

Звучит песня на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая», музыка В. Пономаренко:
Отговорила роща золотая…
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
1924 г.



9. Культ матери.

Слайд 30
2 ведущий: Про мать Сергея Есенина  Татьяну Фёдоровну есениноведы долгое время предпочитали умалчивать.
Получается так, что Есенин, как и Лермонтов, в первые годы сознательной жизни воспитывался не матерью, не отцом, а бабушкой. Сиротство при живых родителях, безусловно, сказалось на его душевном состоянии, сформировали его характер.
Но в  стихах 1924–1925 годов создал почти общенародный культ матери, ждущей сына и страдающей о нем.

1 ведущий:Звучит стихотворение С. Есенина «Письмо к матери».
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
1924 г.


Звучит песня на стихи С. Есенина: «Над окошком месяц» (1925), музыка В. Попова:
Над окошком месяц. Под окошком ветер…
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий —
И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
1925 г.

10. Болезнь и смерть

Слайд 31
2 ведущий: В 1925 году Есенин познакомился с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого. Через несколько месяцев они поженились, хотя Есенин так и не оформил развода с Дункан. 
Но и этот брак не осчастливил поэта: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать».

Слайд 32
1 ведущий: Свой последний День рождения 3 октября 1925 года отмечает в  новом образе – плаще – крылатке, цилиндре, с тростью в руках.
Ночью берет бутылку, идёт к памятнику Пушкину.
-Это очень смешно? Мне так хотелось быть на него похожим. - Пьяный Есенин в Пушкинской крылатке – это страшно.

Звучит стихотворение С. Есенина: «Вечер черные брови насупил»
Вечер черные брови насопил…
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.
Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.
Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
1923 г.
2 ведущий: Софья Толстая, любившая Есенина, многое делала ради него. Записывала под диктовку стихи, готовила к изданию собрание сочинений в 3 томах.
Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной того, что новая жена поместила Сергея в психоневрологическую больницу.

Слайд 33
1 ведущий: В больнице Есенин продолжал работать.  В стихотворении «Клён ты мой опавший» поэт сравнивал себя с клёном, который видел из окна  больничной палаты.

Звучит песня на стихи С. Есенина «Клён ты мой опавший».
Клён ты мой опавший
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
1925 г.
 
2 ведущий: Одним из последних произведений Есенина стала поэма "Черный человек", в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Черный человек садится на край кровати  - обвиняет поэта в том, что не был собой и носил маски. Поэт чувствует приближение смерти.
1 ведущий: Пробыв в больнице 25 дней, поэт вместе с толпой посетителей сбежал из неё и уехал в Ленинград, мечтая покончить с прошлым.
Однако обрести покой ему не удалось: его постоянно посещали старые знакомые.
1 ведущий: 24 декабря 1925 года С. Есенин  остановился в гостинице "Англетер", где 27 декабря написал свое последнее стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья…".

Звучит стихотворение С. Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья»:
До свиданья, друг мой, до свиданья…
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
1925 г.

Слайд 34
2 ведущий:  Есть разные версии событий, оборвавших жизнь поэта. По официальной версии, в ночь на 28 декабря 1925 года Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством.
Другие утверждают: поэта убили чекисты и инсценировали самоубийство…
1 ведущий: Глядя на посмертную маску Есенина, так трудно разглядеть его привычные черты лица. Он был похож на обиженного ранимого ребёнка. Маски сброшены.
2 ведущий: Перед тем, как тело Есенина отнести на Ваганьковское кладбище, его 3 раза обнесли вокруг памятника Пушкину. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.
Сбылась мечта Есенина. Он стал самым читаемым, наравне с Пушкиным.

Слайд 35
1 ведущий:
Звучит песня на стихи С.Есенина «Вот уж вечер, роса…», музыка Г. Легкодимова, переложение для хора И. Гамбаровой:
Вот уж вечер…
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мёртвой колотушкой.
1910 г.

Часть 11. Значение Есенина

Слайд 36
2 ведущий: Не знаю, не помню, в одном селе,
может в Калуге, а может в Рязани,
жил мальчик в простой крестьянской семье,
желтоволосый с голубыми глазами.
Этот мальчик стал великим русским поэтом, он многое мог бы еще сказать, но смерть оборвала его взволнованную и трепетную песнь.
1 ведущий: Наследие великого русского поэта Сергея Есенина составляет 527 стихов.
Поэзия Есенина еще долго будет волновать композиторов и музыкальных исполнителей своей мелодичностью и красотой.
2 ведущий: Есенинская тема жива и в наши дни.
Музыка современных авторов созвучна Есенинской поэзии глубиной, мощью и бескрайним чувством любви к Родине.

Слайд 37
В исполнении хора вы услышите песню «Поле», стихи Саенко, музыка П. Кнышева

1 ведущий: Есенин пришел в мир, чтобы пропеть свою неповторимую песню о жизни, о себе. Слова свои черпал из сердца.
Наша встреча подходит к концу…
До новых встреч! Всего вам доброго!


Рецензии
почти любой человек в России прочтет хоть пару строк Сергея Есенина...
с уважением Юрий.

Юрий Кузнецов Дмитриевич   26.10.2024 04:10     Заявить о нарушении