20. Учителя и их советы

20. УЧИТЕЛЯ И ИХ СОВЕТЫ.

***

Приди, пытливый, к трону моему,
Тебя наставлю разуму-уму!
Учить других всегда намного легче,
Чем следовать ученью самому.

***

Сколь многие с невежеством в борьбе
Увечат корни вежества в себе,
И липнет к ним девиз "Я назидаю!",
И чванство расцветает на гербе.

***

Когда настырность не под силу превозмочь,
Иных "спасителей" гоню с порога прочь.
Как много умных, чтоб помочь тебе советом!
Как мало искренних, чтоб действием помочь!

* * *

Широко известный в узких кругах профессор Прокопузиков В.В. высадился на берегу залива Цтельпуанто и разбил лагерь неподалёку от поселения аборигенов из племени «М-м-местные».
Зачем Прокопузиков приехал в эти места, история умалчивает.
То ли свербило в нём желание сеять разумное, доброе, вечное, то ли просто дома его всерьёз не воспринимали — кто знает?

И вот пришёл Прокопузиков в селение м-м-местных и заявил: «Я ЗНАЮ! А вы все — нет. Идите ко МНЕ и слушайте МЕНЯ, внимайте МНЕ! Я вам ещё и книжечки свои почитать дам».

Один из м-м-местных сказал: «Здравствуй, добрый человек! Не можем мы идти к тебе, сегодня день Тудли-Мудли, божества нашего, мы к нему пойдём».

«Нет никакого Тудли-Мудли!!! — возопил Прокопузиков. — Это Я вам говорю! Прокопузиков!»

Не поняли аборигены.
Они, видишь ли, с добром к человеку, а он сразу на их богов нападает.
Ну да ладно. Может, принято так у людей заморских...
Очень добрые аборигены были.
В большинстве.

Ушли. Остался Прокопузиков один.

Скучно одному-то. Хоть и знаешь больше всех, а поговорить не с кем.
Начал Прокопузиков аборигенов по одиночке отлавливать, да приставать: а ну, читай мои книжечки! А ну, признавай, что только я ЗНАЮ!
Кто от него шугаться начал, кто просто в упор не замечал, но нашлись и такие, кто с ним по доброте душевной разговаривать пытался — вдруг и впрямь человек дело говорит?
Однако и тут незадача!
Как что непонятное переспросишь, как что своё упомянешь: «НЕТ ТЕБЯ! — кричит Прокопузиков. — Знал я, что не захочешь ты ИСТИНУ узнать!»

Всех собеседников разогнал.

Вот и спрашивается, к чему это всё?
Если Прокопузиков дурак, то понятно. Дурак — он и есть дурак.
А если Прокопузиков — профессор? Настоящий. Доразвитый.
И знания настоящие.

Знания есть, а передать не может, не умеет.

Кто же он тогда?

***

Беречь от жизненных невзгод — нелёгкий труд.
Но, впрочем, полноте! Смотрите, там и тут
Необустроившие собственные жизни
Кому угодно панацею подберут.

***

Облетели слова с обещаний твоих,
Голос светлой надежды безвременно стих.
Так куда же ты паству завёл, проповедник?
Вёл, завёл и подвёл — заурядный триптих.

***

Вы стали слишком агрессивными, друзья.
Я за науку не прошу с вас ни рубля,
Но только сунусь облегчить страданья ваши,
В ответ булыжником летит: «Начни с себя!»

* * *

— Как жить правильно? — спросил однажды Ыпыкрей Никакого Не Учителя.

— Представь, ты находишься в городе А, а тебе надо в город Б. Как туда переместиться? Как правильнее это сделать?
Можно полететь на самолёте. Или, скажем, на воздушном шаре. Или поехать — на поезде, на автомобиле, на велосипеде, на телеге, в конце концов. Можно даже пешком пойти! С рюкзаком.
Словом, много вариантов.
И у каждого варианта какие-то свои преимущества. Где-то — быстрее получится, где-то — комфортнее. Где-то — дорожных впечатлений больше будет, где-то — компания поприятнее. Нет такого варианта, чтобы сразу и только все преимущества объединил. Где преимущества, там и недостатки — не бывает без этого.

Да и оплата по каждому варианту очень различной будет — и по размеру и по существу. Ведь не только деньгами платят. Временем, здоровьем, эмоциями, совестью — много чем. И платить-то обязательно придётся. По-любому.

Вот и скажи, кто лучше тебя самого знает, за какие именно преимущества чем и сколько ты заплатить предпочтёшь?

Так что только тебе выбирать, как для тебя правильнее будет.
Ответ на этот вопрос внутри искать надо, а не во вне.

То же и с жизнью.
Жизнь — это ведь тоже своеобразное перемещение. Из точки А в точку Б, так сказать. (Несравненная Фаина Георгиевна по этому поводу по-хулигански, но очень образно выразилась.)

Так что — внутри ищи.
Во вне — чужие ответы, не твои.
Так думаю.

***

Мне прохожий вещал про Великую Ложь,
Горячился, кричал: "Как же ты не поймёшь?!"
Что тебе до меня, незнакомый учитель?
Будь здоров. Улыбайся. Живи, как живёшь.

***

Мудрый наставник достоин взойти на Олимп,
Мне же не в радость, а в тягость наставника нимб:
Если я счастлив, какое мне дело до прочих?
Если несчастен, то что мне советовать им?

***

Говорят: "Не учи! Все учения — бред".
Но я вижу, как жизнь возражает в ответ:
Кто не учит словами, тот учит примером,
Независимо, зная о том или нет.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →