Из гнезда Петрова. Корнелиус Крюйс
Это не так.
Достаточно заметить, что большая часть так называемых «птенцов Петра» кончила свой высокий полет на плахе или в ссылке, заменившей им смертную казнь. Причем суровое наказание, зачастую не адекватное составу проступка по современным юридическим и моральным меркам, могло быть вынесено по политическим и иным мотивам без должных доказательств вины.
Импульсом для публикации записок о трагических судьбах петровских птенцов для меня стала Лютеранская церковь святой Екатерины на первой линии Васильевского острова Петербурга, до сих пор бережно хранящая память об адмирале Корнелиусе Ивановиче Крюйсе.
Церковь была основана в 1728 году лютеранами, проживающими на острове, до этого посещавшими первую в городе общину в доме, а точнее в домах адмирала Корнелиуса Крюйса.
«Сей адмирал, — писал в 1825 году В.Н. Берх в книге «Жизнеописание адмирала К.И. Крюйса», —
достойнейший по справедливости имени образователя российских флотов» был принят на службу Петром I в 1697 году, в бытность его в Амстердаме. Предположительно, как бы сейчас сказали по трудовому договору, Крюйса принимали на позицию старшего вице-адмирала, чему документальных свидетельств не сохранилось.
Крюйс родился в Норвегии в Ставангере в 1657 году и поступил на российскую службу сорока лет от роду. Из его переписки явствует, что до этого времени он бывал неоднократно в Индии, Америке и на Средиземном мopе, много лет отдал службе на голландском флоте. В походах и морских баталиях приобрел изрядный опыт: строил и оснащал корабли, вооружал их, водил по морям, назначал капитанов, писал морские инструкции и регламенты, возводил не только гавани и крепости, но и фабрики бумажные, парусиновые, табачные, лесопильные и даже мукомольные.
Русскую службу начал в Воронеже, где в том числе проводил гидрографические исследования Дона до его впадения в Азовское море, изучал возможность строительства канала между Доном и Волгой. Публикацию своего первого исторического исследования в 1699 году посвятил царевичу Алексею Петровичу: «имея честь определенным быть Вашего Высочества Государя Отца слугою, и над Его Величества морскими силами Вице-Адмиралом в той же службе, и в присутствии Его Величества взяв прилежно обсервацию положения великой реки Дона или Танаиса и озера Меотиского или Азовскаго моря, и оной реки Дону и Азовскому морю учиня точное изображение с приобщением к сей книге и других некоторых карт, печати предал».
В 170З году Петр отправил Вице-Адмирала Крюйс в Голландию, для найма корабельных мастеров и морских офицеров. Поручение сие выполнил Крюйс чрезвычайно успешно: морские капитаны, принятые им на российскую службу, оказались людьми компетентными и оправдали его выбор, а отъезд лучших корабельных мастеров вызвал недовольство местных властей, едва не завершившееся изданием соответствующего рескрипта о прекращении вербовки специалистов на территории Голландии. Примечательно, что знаменитый впоследствии вице-канцлер, генерал-адмирал граф Остерман 19 летним юношей был принят Крюйсом на службу в качестве собственного секретаря.
Первые годы службы Крюйса в России складывались успешно. В 1704 году флот под его командованием находился в Финском заливе. Петр письмом из Нарвы от 25 июня 1704 года с похвалой отзывался о деятельной службе его, благодарил за викторию, бывшую под островом Котлиным.
Весь 1705 год вице-адмирал занимался исключительно строением военных судов. С 1706 по 1710 годы, находясь в Кронштадте, не раз участвовал в военных действиях против шведов, руководил устройством и снабжением флота. После ссоры с галерным шаубенахтом графом Боцисом, Крюйс жаловался на его нераспорядительность государю и адмиралу графу Апраксину, прослыл человеком строгим и взыскательным.
В октябре 1710 года был командирован в Троицк в целях подготовки его к походу.
Письмом от 28 июля 1711 года Петр дал следующее поручение графу Апраксину:
«Изволь Вице-Адмирала со всеми морскими от Азова отпустить дабы он мог до Москвы осенью, а по первому пути в Санкт-Петербург поспеть. Петр».
По прибытии в Санкт-Петербург Крюйс получает указание Петра I: приступить к строению Кронштадтской гавани, казарм с наблюдением за всеми мастерскими. К исполнению сего многотрудного дела, Крюйсу были даны весьма ограниченные ресурсы. Из писем его следует, что для строительства гавани и казарм выделено только 1358 работников, из коих от вредного кронштадтского климата около 250 человек оказались на госпитальных койках. Важнейшую роль в сооружении играли пленные шведы, коих в упомянутом Крюйсом списке находилась почти половина — 663 человека. Одновременно в целях обеспечения строительства, как следует из письма его от 15 февраля 1712 года, Крюйс вместе с князем Щербатовым строил мукомольную мельницу и производил черепицу с прибывшими из Голландии мастерами.
В рапорте графу Апраксину от 7 марта 1712 года Крюйс пишет: «Его Царское Величество желает, чтоб этим летом спустить корабль «Полтаву»; но едва ли это возможно, ибо в Адмиралтействе нет лесу; от сего недостатку гуляли и прошлого года многие работные люди. Г-н Кикин сказывал мне, что Светлейший князь Меншиков пожалован первым Адмиралтейским Советником. Адмиралтейские дела отправляются здесь тайно; я с ними (т. е. с Кикиным, Чернышевым и Ульяном Сенявиным) не советуюсь, а делаю только то, что Его Царское Величество изволит мне изустно приказывать. Я стану себя так вести до того времени, пока вы, с Божиею помощью, сюда прибудете. Яков Корсаков пожалован Вице - Губернатором над Ингерманландией, Финляндией, Эстляндией и Лифляндией, а посему и трудится он сильною рукою, чтоб все леса, реки и протоки записать на Князя Меншикова. Князь Меншиков уехал отсюда 2 марта, со всем домом, за ним провожатые: Корсаков, Кикин и Ульян Сенявин. Но людей у нас очень мало. Я не имею столько ума, чтоб сообразить сие дело, и желаю от чистого сердца, чтоб на моем месте был кто-нибудь другой. Раз или два можно себя обмануть; но после дела обманут и своего мастера. Восемь лет снаряжал я корабли; а ныне не знаю, как и пособиться. Не извольте, Ваше Сиятельство, гневаться на мой ропот; истинно желаю, чтоб все было к пользе Российского Царства».
Несмотря на все трудности, в начале 171З года Вице-Адмирал Крюйс доложил графу Апраксину, что гавань с крепостью готовы, и что на последнюю (Кроншлотскую), строенную капитаном Лейном, приказал он поставить пушки со старых кораблей «Домкрата» и «Элефанта».
Весьма успешно начавшийся 1713 год, однако, стал не только роковым в судьбе вице-адмирала Крюйса, но волею судьбы едва ли не последним. История эта требует тщательного исследования по сохранившимся документам.
Продолжение следует.
#Крюйс #Флот #Кронштадт
Свидетельство о публикации №124102504700