Никомахова этика Вторая книга

«Никомахова э;тика» - одно из трёх этических сочинений Аристотеля

Аристотель делит все добродетели  на нравственные ( этические) и мыслительные ( дианоэтические).
 Добродетели не являются врождёнными, но приобретаются через воспитание.
 Задачей государства является как раз воспитание добродетелей. Природа добродетелей такова, что их губят избыток и недостаток. В определённой степени они заключаются в обуздании страстей. Таким образом, каждая из этических добродетелей представляет собой середину между крайностями.

Недостаток добродетели Добродетель Избыток добродетели
1 страх, трусость мужество  бессмысленное геройство
2 бесчувствие благоразумие  распущенность
3 скупость щедрость мотовство
4 мелочность великолепие  пышность
5 малодушие великодушие  дерзость
6 застенчивость честолюбие  тщеславие
7 безгневие сдержанность  гневливость
8 притворность правдивость хвастовство
9 неотёсанность остроумие  шутовство
10 зловредность дружелюбие угодливость



«Никомахова этика» получила свое название в честь сына или отца Аристотеля, которых, как предполагается, звали одинаково.

 Именно Аристотель ввел слово «этика» в популярный язык. Изначальное значение слова «этос» можно перевести как «логово». Аристотель стал играть с этим словом, и оно приобрело значение образа человека с совокупностью его поступков и ценностей.

 Этика — дисциплина о добре и зле. В «Никомаховой этике» Аристотель задается вопросом о том, к чему стремится каждое живое существо. Философ приходит к выводу, что, вероятно, все стремятся к счастью. Так появился эвдемонизм.

*Эвдемония — стремление к счастью. Эвдемонизм — учение о стремление к счастью.


До этого момента философам было все равно, чувствует ли человек себя счастливым, важнее всего было, чтобы человек был добродетельным.

 Аристотель писал: «Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает».




Этические — добродетели воли: мужество, дружба, величавость, щедрость.  Рассуждая о том как устроена добродетель, Аристотель вводит понятие золотой середины. Согласно ему, этическая добродетель — это умение и желание находить середину между двумя крайностями: недостатком какого-то качества и его избытком.


Аристотель не согласен с Платоном, который только рассуждает о добре и мужестве, но при этом сам не совершает поступков. Он считал, что добродетель достигается только поступками и, чтобы обрести добродетель, нужно жить в полисе деятельной жизнью.




В «Никомаховой этике» Аристотель рассуждает о том, как устроена душа.

 У Платона душа — это колесница, которой управляет возничий — ум.

У Аристотеля душа имеет четыре части:

1 животная,

2 умная,

3 божественная,

4 растительная.

Исходя из своей теории развития, Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.

В чем заключается природа души по Аристотелю?
Более точно Аристотель определил душу как первую энтелехию органического тела, т. е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы.


В чем заключается смысл жизни по Аристотелю?

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании.

Верит ли Аристотель в бессмертие души?
Однако из трактата «О душе», написанного, вероятно, «после возвращения Аристотеля в Афины в 325–324 годах», очевидно, что Аристотеля не убедили ни доводы «Федона» о бессмертии индивидуальной души , ни более поздние аргументы: «Однако все, что делают эти мыслители, — это описывают особые характеристики [...]


Что происходит с душой после смерти Аристотель?

Согласно Аристотелевскому пониманию, душа прекращает свое существование, когда тело умирает.

Почему согласно Аристотелю душа не может быть без тела?
Выполняя организующую, деятельную функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего так же, как существование самого организма невозможно без формы или души. Душа и тело неразрывно связаны, и «души от тела отделить нельзя».



Что говорил Аристотель о Боге?
И хотя Аристотель говорит о Боге, что “Бог – живое существо” и что жизнь, бесспорно присуща ему, но под жизнью Бога Аристотель понимает исключительно деятельность его разума – божественное мышление. Собственно говоря, сам Бог и есть чистый деятельный разум, самодостаточное, само на себе замкнутое мышление.


Рецензии