Царапающаяся Арлезианка

https://www.youtube.com/watch?v=hBlNa9_RCNw

https://www.youtube.com/watch?v=3C8ioKL4rfQ


Музыкальная сюита Джорджа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка».
Обычная драма разочаровашихся в предмете вожделенных влечения гениталий.
Некий юноша, Фридери, влюблённый в девушку из города Арль, незадолго до свадьбы с ней обнаруживает «её неверность» и, не в силах удержать тотального огорчения своего детородного органа, прыгает с достаточно высоко расположенного балкона. Что, в силу Закона Всемирного Притяжения Ньютона, а равно и Первого Закона Инерции того же Ньютона, приводит к «летальному исходу».
Вот и вся заурядная начинка «дрямы».

Бизе, очень таланьливый композитор, умерший в 36 лет от инфаркта, написал красивую музыкальную сюиту к этой драме.
Мне она очень нравится, однако, слушая её, всегда ощущаю некое «царапание» в мозгу:
Что-то не совпадает с чем-то!
ЧТО?
Музыка с содержанием драмы!
Драма, как было сказано в начале этой заметочки, это зауряднейшая история гениталий, ненашедших объекта для их применеия, и потому покончивших самоубийством. Обычная история молодых самоубийц. Невозможность выполнения требований Основного Закона Жизни – плодитесь, размножайтесь!
Но МУЗЫКА Бизе совсем о другом!!!
Представьте себе, что музыку Чайковского к либретто «Евгений Онегин», приспособили для «оперы» «Записки Цезаря о Гальской войне».
НЕЛЕПОСТЬ!

(Кстати, забавная тема для игры мысли – подставлять музыку для одной литературной темы к совершенно иной! Например, «Князь Игорь» Бородина к «опере» «Анна Каренина». Тогда «Половецкие танцы» будут, по всей видимости, изображать или бурные любовные сцены Анны и Вронского или скачки на ипподроме...)

Музыка Чайковского к опере «Евгений Онегин» явно НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию «Записок», какие бы либретто ни были написаны для этого случая!
Джоакино Россини, между прочим, взял для увертюры к своей самой знаменитой опере «Севильский цирюльник» совершенно не относящуюся к опере музыкальную тему. И эта халтура у него прошла, вроде бы незамеченной.
Но написать целую музыкальную сюиту,  совершенно чуждую по мелодике содержанию драмы Доде, это уже слишком.
Желающие могут послушать талантливую музыку Бизе и попытаться найти хоть что-то, «согласующееся» с заурядной вещицей Доде. Разве что мелодия из «Пертской красавицы», другой оперы Бизе, которую он, позаимствовав у себя,  вставил в эту сюиту.
В музыке Бизе, звучит и танцевальная мелодия, и героические военные марши, и тяжкая, величественная и очень красивая поступь «судьбы», но воплей разочарования огорчённых до крайней степени неверностью милой гениталий, слава богу, не слышится!
Что и вызвало упомянутое царапание в моём мозгу.
Эту красивую вещь Бизе можно скорей приспособить к «Запискам Цезаря», чем оперу Чайковского.
И к «дряме» Доде она, к счастью, никакого отношения не имеет!
24 Х 2024


Рецензии